Рекомендации по повышению эффективности выступлений
• Настройтесь на аудиторию.
• Выясните, отвечает ли содержание вашей речи интересам аудитории.
• Держитесь во время выступления уверенно, демонстрируя твердую убежденность в своих словах.
• Ваш взгляд должен быть направлен на слушателей. Ни в коем случае не избегайте взглядов, направленных на вас. Не смотрите в одну точку.
• Начинайте говорить только после того, как установится тишина.
• Следите за четкостью речи, ни в коем случае не говорите слишком быстро или монотонно.
• С первых же слов внимательно наблюдайте за реакцией аудитории.
• Если вы заметили, что слова, только что сказанные вами, нашли поддержку аудитории, постарайтесь развить затронутую тему.
• В момент, когда вам удалось добиться положительной реакции со стороны аудитории, перейдите к главной теме выступления.
• Не теряйте самоконтроля в момент душевного подъема, вызванного одобрением аудитории.
• Не давайте провокационным репликам выводить вас из равновесия.
• В критические моменты выступления говорите особенно убежденно, делая акцент на важнейших словах.
• Старайтесь нелицеприятные для аудитории места вашего выступления подкреплять очевидными примерами.
• Не делайте обобщающих выводов, не оправданных с рациональной точки зрения.
Почти все менеджеры хотели бы освоить технику публичных выступлений. Однако одного желания мало. Необходима практика, практика, практика... В качестве примера можно вспомнить великого древнегреческого оратора Демосфена, который научился произносить речи, репетируя на берегу моря. Современная техника видеозаписи позволяет существенно упростить процесс отработки навыков выступления.
Упражнение 18.
Практика устных выступлений
Упражнение выполняется в группе. Каждый участник готовит устное выступление продолжительностью 3 минуты, и часть участников (по жребию или по желанию) выступает перед аудиторией. Ведется видеозапись выступлений, затем запись просматривается и происходит обсуждение.
Опыт показывает, что лучше предложить выбрать темы выступления самим участникам. В противном случае они оказываются в разных условиях (в смысле знания темы, заинтересованности в ней и т.д.); кроме того, это позволяет избежать повторов при слушании выступлений. Следует, однако, подчеркнуть, что в своих выступлениях участники должны придерживаться предложенной структуры презентации.
Для создания более доброжелательной обстановки при обсуждении выступлений полезно придерживаться такой последовательности действий:
• высказывается сам выступающий, описывает впечатления и сам дает себе оценку;
• высказываются зрители (по схеме: удачные элементы выступления, допущенные погрешности и направления совершенствования);
• ведущий подводит итоги.
3.2.3. Чтение
Менеджеру приходится знакомиться со множеством документов: письмами, служебными записками, аналитическими обзорами и т.д. Неумение эффективно работать с ними может приводить к перегрузке и вызывать стресс нехватки времени*. Одним из решений проблемы является освоение техники быстрого чтения. Однако для этого требуется либо закончить соответствующие курсы, либо попытаться овладеть техникой быстрого чтения самостоятельно. И то и другое требует значительного времени. Существенно быстрее можно научиться правильной схеме работы с документом, представленной на рис. 3.5.
Рис. 3.5. Чтение документа
Систематическое использование данной схемы позволит менеджеру существенно сократить время работы с документами и избавиться от кипы непрочитанных писем и сообщений. В зависимости от уровня менеджмента большая или меньшая часть материалов будет уходить по каналу «Прочтение» или «Работа с документом» (во втором случае эту работу могут выполнить другие).