Рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности и повышению эффективности педагогических воздействий

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда.

Индивидуализация образования.

Оптимизация работы с группой детей.

Характер взаимоотношений со взрослым.

Индивидуализация образования.

Оптимизация работы с группой детей.



Характер взаимодействия с другими детьми.

Индивидуализация образования.

Оптимизация работы с группой детей.

Система отношений ребенка к миру, другим людям, самому себе.

Индивидуализация образования.

Оптимизация работы с группой детей.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Мониторинговые показатели

Высокий уровень эффективности педагогических воздействий. Проявляет живой и познава­тельный интерес к непосредственно воспринимаемым объектам, с интересом наблюдает за окружающим не только под руководством взрослого, но и самостоятельно, при восприятии необычного испытывает ярко выраженное чувство удивления, которое побуждает получать новые знания, радуется новому. Замечает некоторые противоречия, преимущественно предметно-практического характера, протестует, удивляется, проявляет интерес; пытается самостоятельно их разрешить или требует восстановления соответствия от взрослого.

Средний уровень эффективности педагогических воздействий. Проявляет познавательный интерес к непосредственно воспринимаемым объектам, с интересом наблюдает за окружающим под руководством взрослого, самостоятельные наблюдения не характерны, при восприятии необычного проявляет чувство удивления, но оно неустойчиво, радуется новому. Замечает неко­торые противоречия, преимущественно предметно-практического характера, при этом ярких эмоций не проявляет; иногда пытается самостоятельно их разрешить или требует восстановления соответствия от взрослого.

Низкий уровень эффективности педагогических воздействий. Познавательный интерес про­является, но быстро угасает, в наблюдениях, организованных взрослым, участвует формально, чувство удивления проявляет редко, реакция на новизну непродолжительная. С помощью взрос­лого замечает некоторые несоответствия, противоречия в окружающей действительности, попытки их самостоятельного разрешения не наблюдаются или наблюдаются очень редко, помощь взрослого в разрешении проблем принимает не всегда.

Низший уровень эффективности педагогических воздействий. Познавательный интерес неоформлен, недифференцирован, ребенок быстро пресыщается. Не чувствителен к противоре­чиям, несоответствиям, не принимает помощи взрослого в их разрешении.

Формирование познавательных действий, становление сознания.

Мониторинговые показатели

Высокий уровень эффективности педагогических воздействий. Задает много вопросов, кото­рые преимущественно направлены на установление непосредственно воспринимаемых связей (где? зачем? кто? кого? какая? когда? как? откуда? куда?), с интересом выслушивает ответ взрослого, и ответ порождает новый вопрос. Пытается самостоятельно открыть предметные характеристики объектов, привлекает взрослого к содействию, с удовольствием участвует в несложных экспериментах, организуемых взрослым. В деятельности опирается на собственный опыт, действует по аналогии в сходных ситуациях; освоил основные способы действий с предме­тами, использует предметы-орудия в игровых и бытовых ситуациях; пользуется различными приемами для решения проблемно-практических задач; выделяет существенные признаки пред­метов, сравнивает различные предметы и выявляет различия в них; понимает жизненные ситуации, проигрывает с заменой одних объектов другими; воспринимает целостные сюжеты (ситуации), изображенные на картинках, происходящие в повседневной жизни, описанные в тексте, с опорой на свой реальный опыт, устанавливая элементарные причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями; выделяет сенсорные признаки, использует разные перцептивные действия в соответствии с выделяемым признаком и/или качеством объекта. Преобразует спосо­бы решения задач (проблем) в зависимости от ситуации, рассматривая это как своеобразное экспериментирование.

Средний уровень эффективности педагогических воздействий. Задает достаточно часто вопросы, которые направлены как на установление непосредственно воспринимаемых связей (где? куда? зачем?), так и на предметы (кто? что?), не всегда выслушивает ответ взрослого, задает вопросы непоследовательно. Попытки самостоятельно открыть предметные характеристики объ­ектов наблюдаются редко, они малорезультативны; с удовольствием участвует в несложных экспериментах, организуемых взрослым.

Под руководством взрослого применяет самостоятельно усвоенные знания и способы дея­тельности для решения новых задач (проблем); освоил основные способы действий с предмета­ми, использует знакомые предметы-орудия в игровых и бытовых ситуациях; пользуется однооб­разными приемами для решения проблемно-практических задач; с помощью взрослого выделяет существенные признаки предметов, сам сравнивает некоторые предметы и выявляет отдельные различия в них; понимает часто повторяющиеся жизненные ситуации, проигрывает их (по под­ражанию); с помощью взрослого воспринимает целостные сюжеты (ситуации), изображенные на картинках, происходящие в повседневной жизни, описанные в тексте, с опорой на свой реальный опыт, устанавливая элементарные причинно-следственные связи и зависимости между объекта­ми и явлениями; выделяет сенсорные признаки, использует знакомые перцептивные действия не всегда в соответствии с выделяемым признаком и/или качеством объекта. При необходимости преобразует способы решения задач (проблем) в зависимости от ситуации, ориентируется на по­мощь взрослого.

Низкий уровень эффективности педагогических воздействий. Вопросы задает редко, они преимущественно имеют предметный характер (кто? что?), не всегда выслушивает ответ взрос­лого, задает вопросы непоследовательно. Попытки самостоятельно открыть предметные харак­теристики объектов наблюдаются редко, они малорезультативны; не проявляет яркого интереса к экспериментам, организуемым взрослым.

В совместной со взрослым деятельности при ведущей роли взрослого может использовать элементы собственного опыта; освоил некоторые способы действий с хорошо знакомыми пред­метами, предметы-орудия использует редко; проблемно-практические задачи самостоятельно разрешить не может; затрудняется в выделении существенных признаков предметов, при сравне­нии различных предметов и выявлении различий в них нуждается в помощи взрослого; понимает некоторые часто повторяющиеся жизненные ситуации, с помощью взрослого проигрывает их от­дельные эпизоды, а также воспринимает отдельные эпизоды, изображенные на картинках, про­исходящие в повседневной жизни, описанные в тексте, с опорой на свой реальный опыт; не уста­навливает элементарных причинно-следственных связей и зависимостей между объектами и явлениями; выделяет некоторые сенсорные признаки, использует знакомые перцептивные дей­ствия с помощью взрослого. С определяющей помощью взрослого преобразует способы решения задач (проблем) в зависимости от ситуации.

Низший уровень эффективности педагогических воздействий. Задает вопросы редко или не задает их; вопросы имеют ситуативный характер, ответ взрослого не побуждает к дальнейше­му осмыслению воспринимаемого. Не интересуется экспериментированием, не проявляет ярких положительных эмоций, в процессе экспериментирования, организованного взрослым, не прояв­ляет стремления действовать с предметами.

Помощь взрослого существенно не влияет на использование собственного опыта; опыт действий с предметами крайне ограничен: не знает функций и правил использования многих предметов обихода, предметы-орудия использует редко или не использует совсем; проблемно-практических задач самостоятельно разрешить не может; затрудняется в выделении существенных признаков предметов, при сравнении различных предметов и выявлении различий в них, только с помощью взрослого понимает некоторые часто повторяющиеся жизненные ситуации и проигры­вает их отдельные эпизоды; воспринимает новые отдельные эпизоды, изображенные на картинках,

происходящие в повседневной жизни, описанные в тексте, но затрудняется использовать свой реальный опыт, не устанавливает элементарных причинно-следственных связей и зависимостей между объектами и явлениями; не выделяет многие сенсорные признаки, перцептивные действия выполняет с помощью взрослого. Не преобразует способы решения задач (проблем) в зависимо­сти от ситуации, помощь взрослого существенно не влияет на данный процесс.

Наши рекомендации