Оценка персонала как форма управления персоналом гостиницы
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ, ОЦЕНКА И ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА............................................................................................................5
1.1 Профессиональная ориентация персонала. Ее виды и содержание………….5
1.2 Оценка персонала как форма управления персоналом гостиницы………….8
1.3 Профессиональное образование и обучение персонала……………………..13
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРИМЕРЕ ГОСТИНИЦЫ « НОМЕД- СЕМЕЙ»………………………………14
2.1 Общая характеристика деятельности гостиницы « Номад- Семей»………..14
2.2 Организационная стурктура гостиницы «Номад-Семей»…………………...16
2.3 Выявление проблем в системе управления персоналом в гостинице «Номад- Семей»………………………………………………………………………………18
3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛА…………………………………………………19
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию систем управления персоналом на примере гостиницы « Номад-Семей»…………………………..19
3.2 Расчет социально-экономического эффекта на примере гостиницы «Номад-Семей»………………………………………………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….……….29
ВВЕДЕНИЕ
В современном подходе к определению делается акцент на вкладе персонала, удовлетворенного работой, в достижение корпоративных целей, таких, как лояльность потребителей, экономия издержек и рентабельность. Это обусловлено пересмотром кон цепции «управления персоналом» в последнем десятилетии ХХ века. На смену противоречивым отношениям между работодателями и наемными работниками, при которых в рабочей обстановке организации доминировала жесткая регламентация процедур взаимодействия с работниками, пришла атмосфера сотрудничества, которая имеет следующие особенности:
-сотрудничество в рамках небольших рабочих групп;
-ориентация на удовлетворение потребителей;
-значительное внимание уделяется целям бизнеса и вовлечению персонала для достижение этих целей;
-расслоение организационных иерархических структур и делегирование ответственности лидерам рабочих групп.
В современном подходе управление персоналом включает:
-планирование потребности в квалифицированных сотрудниках;
-составление штатного расписания и подготовка должностных инструкций;
- подбор персонала и формирование коллектива сотрудников;
-анализ качества работы и контроль;
-разработка программ профессиональной подготовки и повышения квалификации;
-аттестация сотрудников: критерии, методики, оценки;
-мотивация: заработная плата, премии, льготы, продвижения по службе.
Процесс перехода на новую должность или новую работу - достаточно сложный период в жизни любого человека. Прежде, чем он может работать эффективно в соответствии с новыми требованиями, ему необходимо адаптироваться какое-то время на новом месте или в новой для него организации. В этот период его часто посещает чувство неуверенности в своих действиях и решениях. Если он не ощущает поддержки со стороны организации, у него появляются сомнения в том, что он поступил правильно, решив устроиться в эту организацию. Чем чаще такие сомнения посещают его, тем ниже уровень его доверия к организации, лояльности и, как следствие, качества выполнения работы.
Учебные цели данной работы: дать представление о современных концепциях социализации и обучения персонала, познакомить с основными этапами работы по социализации и обучению персонала, научить конкретно оценивать эффективность социализации и обучения персонала.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ,ОЦЕНКА И ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА ГОСТИНИЦЫ.
Профессиональная ориентация персонала. Ее виды и содержание
Профессиональная ориентация – это комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование профессионального призвания, выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии или смену рода деятельности
Принципы профориентации следующие:принцип сознательности, принцип соответствия, принцип активности, принцип развития
Виды профориентационной работы:
- профессиональное просвещение – это начальная профессиональная подготовка школьников, осуществляемая через уроки труда, организацию кружков, специальных уроков по основам различной профессиональной деятельности;
- профессиональная информация – система мер по ознакомлению учащихся и ищущих работу с ситуацией в области спроса и предложения на рынке труда, перспективами развития видов деятельности, с характером работы по основным профессиям и специальностям, условиями и оплатой труда, профессиональными учебными заведениями;
- профессиональная консультация – это оказание помощи заинтересованным людям в выборе профессии и места работы путём изучения личности, обратившейся за консультацией человека с целью выявления способностей интересов и других факторов, влияющих на выбор профессии или направление переобучения. осуществляют специалисты в основном в области психологии;
- профессиональный отбор – участие в найме и отборе персонала с учётом требований конкретной профессии и рабочих мест с целью лучшей профориентации работников.
Профессиональная ориентация и адаптация выступает важным составляющим элементом системы подготовки кадров и является регулятором связи между системой образования и производством. Она призвана способствовать покрытию потребности организации в рабочей силе в необходимом качественном и количественном отношении для повышения их прибыльности и конкурентоспособности.
Процедура введения в должность имеет достаточно общий характер. Она устанавливает общие правила и предписывает комплекс необходимых действий. Вместе с тем, процесс адаптации сотрудника исключительно индивидуален как с точки зрения его личных качеств, так и с точки зрения его работы. Для персонификации процесса введения в должность создаются программы для кал отдельного сотрудника. Содержание программы зависит от следующих факторов:
- содержания работы;
- статуса и уровня ответственности;
- рабочего окружения;
- личных особенностей сотрудника.
Участники процедуры:
- Линейные руководители обеспечивают составление и выполнение программы введения в должность на рабочем месте.
- Сотрудники, имеющие возможность оказать реальную поддержку и помощь в адаптации работника.
- Коллеги, работающие в одном отделе или в смежных подразделениях.
-Как правило, подразделение управления персоналом.
Как известно, обоснованность выбора профессии зависит от многих личных или субъективных факторов, а также от целого ряда объективных или экономических требований. При выборе профессии решающее значение имеет не количество факторов, а степень их влияния и воздействия на работника, наличие необходимых способностей для успешной работы по специальности.
Способности представляют собой совокупность личных, психологических, физиологических, профессиональных и других характеристик человека, определяющих плодотворность его трудовой деятельности в избранной профессии, специальности или должности. Трудовая деятельность является необходимым условием для проявления человеческих способностей, задатков и талантов, их непрерывного развития и совершенствования. Основным критерием оценки способностей работника служит не только наличие у него ярко выраженных личных качеств, но также и его отношение к тем или иным видам деятельности, например к умственной или физической работе. Необходимость выявления способности каждого человека к конкретному виду экономической деятельности является основой профессиональной ориентации, подбора и расстановки всех категорий персонала на производстве по рабочим местам в соответствии с их личными и профессиональными интересами.
Профессиональные интересы человека возникают в результате его целенаправленной трудовой деятельности. Профессиональные интересы обычно приводят к развитию многих других человеческих качеств. Именно поэтому проявление, развитие и закрепление профессиональных интересов у учащихся приобретают первостепенное значение не только в их профессиональной ориентации, но и в последующей трудовой деятельности. Здесь необходимо более подробно рассмотреть характеристику рабочей профессии, учитывающую как содержание трудовой деятельности, так и многообразные факторы и требования, предъявляемые к современному работнику:
-общая характеристика профессии – значение для современного производства, ее удельный вес на предприятии, перспектива развития и распространенность, место подготовки специалистов;
-общие теоретические знания работника – технические, технологические, экономические, управленческие, организационные и др.;
-производственно-организационные факторы профессии – характеристика технологического оборудования и оснастки, удельный вес умственных и физических операций, основные обрабатываемые материалы, выпускаемая продукция;
-организация труда – разделение и кооперация труда, технологические и организационные связи с другими работами, условия труда на рабочем месте;
-материальные факторы профессии – формы оплаты труда, уровень заработной платы, системы стимулирования, социальная защита, материальные гарантии и льготы, пенсионные выплаты;
-моральные факторы профессии – возможности профессионального роста, система морального стимулирования, степень удовлетворенности трудом, текучесть кадров;
-формы и методы подготовки персонала – уровень профессиональных, экономических и специальных знаний, квалификационные разряды, повышение квалификации и профессионального мастерства;
-требования к работнику – общее состояние здоровья, профессиональные показатели, личные характеристики, творческие способности;
-психологические требования – необходимый темп и скорость трудовых движений, ритмичность в работе, точность движений, волевые качества;
-физиологические требования – общая выносливость, длительность физического напряжения, острота зрения.
Профессиональная ориентация является важнейшей составной частью существующих в стране государственных стандартов высшего, среднего и начального профессионального образования. В условиях рынка эта ориентация обеспечивает вовлечение учащихся в соответствующую сферу профессионального образования как в государственных учебных заведениях, так и непосредственно на предприятиях различных форм собственности. Основная задача профессиональной ориентации на современном этапе развития национального хозяйства состоит в том, чтобы своевременно обнаруживать профессиональные интересы учащихся, ориентировать их на правильный выбор своей профессии и последующее совершенствование мастерства и квалификации. Для этих целей целесообразно использовать ступенчатую систему профессиональной ориентации и подготовки учащихся к трудовой деятельности.
Первая ступень – подготовка к выбору профессии, вторая – непосредственный выбор профессии, третья – подготовка к трудовой деятельности, четвертая – квалифицированная трудовая деятельность, пятая – всестороннее развитие профессионального мастерства персонала на предприятиях и в организациях.
Оценка персонала как форма управления персоналом гостиницы
Одна из важнейших функций управленческой службы – это оценка персонала. Постоянно проводимая оценка персонала позволяет определить качество обслуживания. Четкой системы оценки персонала не существует, но основные методики используются в зарубежной и отечественной практике.
Оценка — более широкое понятие, чем аттестация. Оценка может быть формальной и неформальной (например, ежедневная оценка руководителем подчиненного). Оценка может осуществляться как регулярно, так и нерегулярно, в зависимости от конкретных потребностей компании.
Аттестация (оценка)— это процедура систематической оценки соответствия деятельности конкретного работника стандарту выполнения работы на данном рабочем месте в данной должности. Оценка суммирует результаты работы конкретного сотрудника за конкретный период времени. При оценке происходит не сравнение сотрудников между собой, а сопоставление «сотрудник — стандарт работы». Сравнивать можно только то, насколько один сотрудник больше (меньше) соответствует стандарту работы, чем другой.
При проведении оценки главное - определить цель и содержание данной деятельности. В противном случае можно разработать дорогостоящую процедуру оценки результаты которой будут невостребованы.
Оценка сама по себе мало эффективна, для повышения эффективности используется формализованная система. Кроме того, она подходит не только для отдельного сотрудника и его руководителя, но и отвечает интересам организации в целом. Большинство специалистов справедливо полагают, что аттестация — один из наиболее эффективных инструментов управления персоналом. Оценка позволяет:
-определить внутри организации стандарты деятельности и критерии оценки (на подготовительном этапе) — без этого аттестация не имеет смысла;
-провести диагностику персонала;
-выявить «болевые точки»;
-определить ценность сотрудников не только для подразделения (группы), но и для организации;
-обоснованно принимать управленческие решения, особенно связанные со стратегическими задачами организации и процессом внедрения изменений.
Основные цели аттестации
1. Принятие решений, связанных с изменением конкретных материальных последствий для работников:
-изменение заработной платы;
-изменение системы поощрения (наказания);
-повышение мотивации.
2. Принятие решений, связанных с развитием организации
(приведение в соответствие человеческих ресурсов с планами
организации):
-получение обратной связи;
-выявление потенциала;
-информирование сотрудников о том, чего ждет от них фирма;
-развитие карьеры;
-личное развитие;
-корректировка планов организации;
-информация для планирования человеческих ресурсов.
3. Принятие решений, связанных с оценкой текущей деятельности всей организации и выявлением рабочих проблем. При этом в ходе оценки работника оцениваются:
-прошлая деятельность;
-достижение результатов;
-потребность в обучении;
-выявление рабочих проблем;
-улучшение деятельности.
Важнейшее условие оценки — бесконфликтность целей, процедур, подготовки, ожиданий.
Критерии оценки:
Самое сложное при проведении оценки — выработка критериев оценки. Оценить сотрудника «в целом» — невозможно. Она складывается из объектов, на основании которых проводится систематизация.
Объектами оценки могут быть:
-выполнение должностных обязанностей;
-особенности поведения;
-эффективность деятельности;
-уровень достижения целей;
-уровень компетентности;
-особенности личности и т. п.
При выборе предмета оценки следует понимать, насколько организация способна определить стандарты. Например, при отсутствии четко определенных должностных обязанностей оценить выполнение должностных обязанностей конкретным сотрудником можно лишь приблизительно, при этом не исключено, что результат будет поверхностным и субъективным.
Стандартная оценка проходит одновременно по трем направлениям — оценка деятельности, оценка квалификации, оценка личности.
Оценка деятельности включает в себя выполнение должностных обязанностей, выполнение плана работ (сроки, качество), достижение поставленных задач. В организации четко определены должностные обязанности, есть план-график работ (фиксируется выполнение заданий), сотрудники имеют четкие задачи. Аттестация проходит быстро и объективно. Надо помнить, что, чем слабее организационная основа оценки деятельности, тем сложнее получить объективный результат.
Оценка квалификации заключается в «экзамене» — работники в письменной форме отвечают на вопросы по специальности. (Возможна и устная форма — необходимо стандартизовать ее.) Анкета заранее подготовлена и согласована с ведущими специалистами; определено, какой результат «экзамена» приемлем для специалистов различной квалификации.
Оценка личности. Организация использует систему Томаса. Система Томаса позволяет оценить основные поведенческие характеристики человека, сопоставить их с поведенческими требованиями к данной должности, оценить взаимоотношения в коллективе.
Критериев оценки персонала может быть очень много, и при оценке должен заранее определить ее вид. Наиболее распространены критерии оценки качества работы, объем работ, присутствие на работе, лояльность к гостиничному предприятию. [2]
Качество работы:
5 - Работа выполняется без ошибок (или с незначительными погрешностями, которые исправляются самостоятельно), аккуратно и тщательно. Постоянно очень высокий уровень аккуратности и точности, не требуется дополнительная проверка, можно полностью положиться на его работу, может выполнять работу практически без помощи руководителя.
4 - Аккуратность и точность выше ожидаемого уровня, ошибки встречаются очень редко, хорошо выполняет инструкции, нуждается в незначительной помощи со стороны руководителя.
3 - Качество работы соответствует предъявляемым требованиям.
2 - Бывает небрежен, встречаются ошибки, иногда приходится проверять его работу.
1 - Низкое качество работы, постоянные ошибки, требуются постоянные проверки и исправления.
Объем работ (количество). Работа выполняется в запланированном объеме.
5 - Очень быстрый и энергичный сотрудник. Постоянно с завидной легкостью делает больше, чем от него ждут.
4 - Работает быстро. Часто выполняет больший объем работ, чем запланировано.
3 - Работает стабильно. Выполняет плановые показатели.
2 - Работает медленно. Необходимо подгонять.
1 - Работает медленно, теряет много времени впустую, не справляется с запланированным объемом работ.
Присутствие на работе, дисциплина.
5 - В рабочее время занят работой. Редкие пропуски по уважительной причине, оговоренные заранее. Чрезвычайно надежен. Всегда на работе и вовремя.
4 - Надежен. Редко отсутствует, если отсутствует, то по уважительной причине. Всегда заранее ставит в известность об отсутствии руководителя и коллег.
3 - Случается отсутствие на работе по уважительной причине, не имеющее серьезных негативных последствий для работы. О своем отсутствии предупреждает заранее.
2 - Ненадежен. Не всегда пунктуален. О своем отсутствии иногда забывает своевременно предупредить.
1 - Часто отсутствует или опаздывает. Крайне ненадежен. Своевременно никого не ставит в известность об отсутствии.
Методы оценки персонала:
В оценке персонала используются разные методы, которые имеют различные итоговые результаты.
Рейтинговый метод — самый простой способ оценки, при котором менеджер отмечает уровень эффективности работника в специально разработанных бланках.
Оценочная анкета представляет собой стандартизированный набор вопросов или описаний. Оценивающий отмечает наличие или отсутствие определенной черты у оцениваемого и ставит отметку напротив ее описания. Общий рейтинг по результатам такой анкеты представляет собой сумму пометок. Оценочная анкета заполняется самим работником.
Сравнительные методы: сравнивается между собой деятельность работников.
Методы записи: в течение периода, за который оценивается деятельность работника, ведутся записи, которые затем представляются при аттестации.
Потребитель гостиничной услуги оценивает каждое звено персонала и приходит к своим выводам. Гость оценивает качества работника через предоставленные услуги. Например:
-наличие чистого постельного белья и полотенец при заселении в гостиницу;
-ежедневная уборка номера горничной;
-гарантии безотказной работы телевизора и другой аппаратуры, имеющейся в номере;
-безошибочные операции при проведении окончательного расчета с гостем за проживание и т.д.
Организационная структура гостиницы является отражением полномочий и обязанностей, которые возложены на каждого ее работника. Права и обязанности руководства определяются, исходя из потребности удовлетворения желаний клиентов через имеющиеся возможности и ресурсы.
Руководство гостиничного предприятия налаживает отношения с клиентами, посредством проведения бесконтактной оценки работы гостиницы. Для этой цели в гостиницах широко используются опросные листы, которые, как правило, раскладываются в каждом номере. Наличие в гостиничных номерах опросных листов не означает, что клиенты должны в обязательном порядке их заполнить. Однако это дает им возможность в течение всего срока пребывания в любое время суток выразить свое отношение к качеству предлагаемых услуг. Не покидая номера, клиенты могут пожаловаться или, наоборот, выразить свое восхищение. Сам факт наличия опросных листов дает клиентам понять, что на гостиничном предприятии ими дорожат, с ними консультируются, что в итоге отражается на принятии решения остановиться здесь еще раз, возможно несколько раз.