Список нормативных правовых актов и литературы

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3

Глава 1. Организация социальной работы с детьми и подростками в России………………………………………………………………………………7

1.1. Забота о детях в системе социальной политики государства………7

1.2. Нормативно-правовая база работы с детьми и подростками………16

1.3. Социальные учреждения для несовершеннолетних………………..22

Глава 2. Особенности социальной работы с трудными подростками…..27

2.1. Основные технологии социальной работы с детьми и подростками с отклоняющимся поведением………………………………………………………27

2.2. Методы социальной работы с детьми и подростками, склонными к наркомании и алкоголизму………………………………………………………..35

Заключение…………………………………………………………….........40

Список нормативных правовых актов и литературы……………………42

Введение

Актуальность работы. Признание приоритетности социальной политики в области защиты детства является одной из актуальных тенденций государственного управления в нашей стране. Дети как наиболее уязвимая часть социума требуют особого внимания со стороны государства и гражданского общества и должны стать объектом особой социальной заботы.

В современной России проблема социального благополучия детей стоит особенно остро. Значительная часть семей не способна создавать условия для нормального развития, гармоничного воспитания ребенка, а также не выполняет функции социализации и первичного социального контроля. Это создает предпосылки для роста числа безнадзорных и беспризорных детей, несовершеннолетних правонарушителей, подростков, склонных к другим формам поведения, отклоняющегося от социальных норм. Широко распространено такое явление как домашнее насилие над детьми. Сложная, неоднозначная ситуация складывается в области социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Традиционные проблемы, с которыми сталкиваются семьи, где воспитываются дети с ограниченными возможностями, также остаются актуальными. Все это происходит на фоне активной пропаганды ценностей традиционной семьи, многодетности, настойчивых призывов всем миром бороться с демографическим кризисом и обзаводиться как можно большим

количеством детей.

Однако объективная оценка социальной реальности показывает, что общество сегодня неспособно ответственно относиться к своему главному национальному богатству.

В условиях системного кризиса института семьи и ослабления воспитательного потенциала школы возрастает роль субъектов социальной защиты разного уровня, призванных обеспечивать сохранение прав несовершеннолетних, всестороннюю поддержку их психологического и социального развития, оказывать помощь в кризисных ситуациях.

Социальная работа с представителями наиболее уязвимых категорий несовершеннолетних рассматривается как важнейший инструмент в достижении оптимального уровня благополучия детей в обществе.

Многие теоретические и прикладные вопросы, рассмотренные в данном дипломном исследовании, при всей своей актуальности недостаточно полно освещены в отечественной учебной и профессиональной литературе. К ним относятся причины широкого распространения семейного насилия и пути его предотвращения, профилактика нарушений в формировании родительской сферы личности, ведущих к возникновению феномена социального сиротства, внедрение новых форм жизнеустройства детей, оставшихся без семейного попечения, социальные аспекты раннего вмешательства в комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями и ряд других.

Общество не идеально, по множеству критериев (наркомания, алкоголизм, агрессия), в следствии чего маленький человек на пути взросления, где особую роль играет подражание окружающему обществу, сталкивается с множеством проблем, вопросов, дилемм. Ни один человек не может миновать определенных обязанностей, связанных с периодом взросления, так как окружение, семья, зачастую подают неодноноправленные примеры. Ребенок, подросток сам бывает не в силах справиться с путаницей из-за отсутствия жизненного опыта. Для того чтобы помочь определиться, понять ситуацию зачастую нужна социальная помощь.

Социальный работник, воспитатель, преподаватель, психолог должен установить контакт и построить свои отношения с ребенком, подростком так, чтобы тот сам заговорил о своих проблемах. Социальный работник помогает разобраться в проблемах и найти решения. Так как в период взросления с человеком происходят разные изменения (и часто очень быстро), помощь должна быть конкретной, гибкой и направленной в будущее. Внесение ясности в конкретные, актуальные проблемы помогает разобраться в часто кажущейся ребенку, подростку запутанной ситуации.

Направленность в будущее находит свое выражение в стимулировании процесса учебы и развития, который дает возможность приобретать новый опыт, учиться на нем и интегрировать его. Особая гибкость является условием, помогающим правильно реагировать на часто меняющиеся и неожиданные задачи, с которыми сталкивается человек. Помимо сочувствия и тепла важно выразить уважение. Социальный работник должен быть готовым принимать обычаи, нормы и ценности разного субкультурного окружения. Очень важно подчеркнуть интересы подростка (не в ущерб интересам других).

Таким образом, актуальность рассматриваемой темы в представленном дипломном исследовании заключается в том, что дети и подростки, то есть несовершеннолетние, в современной России самая уязвимая и социально не защищенная группа населения.

Проблемы социальной работы с несовершеннолетними же давно «обозначены», - это общее ухудшение состояния здоровья молодого поколения, алкоголизм и наркомания, материальная необеспеченность вследствие невысокого уровня образования (или отсутствия его вообще), рост преступлений и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, насилие в семье и т.п.

Актуальность выбранной темы также связана с материальными, теоретическими, кадровыми и методическими проблемами реализации социальных программ по работе с несовершеннолетними всех групп и категорий, включая трудных подростков с девиантным поведением.

Объектомизучения данной дипломной работы является совокупность общественных отношений, возникающих в сфере регулирования социальной работы с несовершеннолетними и правовым регулированием деятельности социальных учреждений для несовершеннолетних.

Предметом исследования выступают основные проблемы социальной работы с несовершеннолетними в современной России.

Целью работы является комплексное исследование проблем социальной1 работы с несовершеннолетними.

При написании данной дипломной работы автором были поставлены следующие задачи:

- изучить объективные причины возникновения проблем в социально1й работе с несовершеннолетними;

- проанализировать законодательное регулирование социальной1 защиты детей и подростков;

- осуществить анализ основных причин и условий социальных проблем, связанных с несовершеннолетними;

- исследовать основные направления деятельности социальных учреждений для несовершеннолетних.

Степень научной разработанностирассматриваемой темы достаточно высока. Вопросам социальных проблем молодого поколения в современной России посвящены работы М.Л.Захарова, Э.Г. Тучкова, Р.И. Ивановой, Е.Г. Азаровой, М.И. Полупанова, А.Я. Якушева, А.И. Долговой и др. Однако, основываясь на фундаментальных положениях работ данных авторов, автором дипломного проекта предпринята попытка дальнейшей разработки данной проблемы.

Теоретико-методологическую основу данного дипломного исследования составляют современные методы познания, такие как сравнительно-правовой, и логический, исторический и метод системного анализа.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка правовых источников и литературы.

Заключение

Общество не идеально, по множеству критериев (наркомания, алкоголизм, агрессия и. т. д. ), вследствие чего, маленький взрослеющий в этом обществе , подражающий этому обществу человек сталкивается с множеством проблем, вопросов, дилемм.

Никто не может миновать определенных обязанностей, связанных с периодом взросления, так как окружение, семья, и. т. д. зачастую подают неоднонаправленные примеры. Ребенок, подросток сам бывает не в силах справиться с путаницей из-за отсутствия жизненного опыта. Для того чтобы помочь определиться, понять ситуацию зачастую нужна социальная помощь.

Необходимо со всей определенностью подчеркнуть, что предупреждение отклоненного поведения, алкоголизма, наркомании и. т. д. у детей и подростков не может быть заключено в рамки ведомственных, психиатрических возможностей и должно решаться путем создания системы, объединяющей меры медицинского, правового и педагогического характера, воспитанию института семьи.

Таким образом, деятельность по профилактике и коррекции отклоненных поведений у детей и подростков будет наиболее эффективной, если меры, предпринимаемые для этого, будут: носить комплексный характер; включать профилактику Отклоненного поведения в целом; учитывать индивидуально-личностные особенности; ориентированы на устранение причины отклонений в поведении; включать работу с микросоциальным окружением подростков.

Причем технологии психокоррекции у детей должны быт представлены методами индивидуальной рациональной психотерапии, технологиями групповой работы, в комплексе с семейной терапией, а также психолого-социальной работы в детских учреждениях с детьми и подростками, находящимися в зоне риска.

Все методы должны быть направлены на осознание маленьким взрослеющим человеком себя как полноценного здорового члена современного общества.

Социальную работу с детьми и подростками можно определить как систему мер по всестороннему содействию несовершеннолетним в области соблюдения их основных прав и интересов, а также компенсации любого физического, социального, психического ущерба, препятствующего адаптации ребенка в обществе, не позволяющего ему полноценно развиваться и быть включенным в систему социальных отношений. Социальная работа с детьми является интегральной частью социальной политики конкретных государств. Она строится в соответствии с основными принципами социального устройства той или иной страны и эволюционирует в зависимости от динамики социально-политических изменений как на уровне государственной власти, так и на уровне институтов гражданского общества.

Одной из форм социальной поддержки несовершенолетних (в том числе – бездомных, сирот и др.) являются специализированные социальные учрежденияы для несовершеннолетних.

В системе социальных служб органов социальной защиты населения субъектов РФ или органов местного самоупраления созданы:[1]

1. социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

2. социальные приюты для детей;

3. центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Список нормативных правовых актов и литературы.

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с изменениями от 30.12.2008 года).

2. Постановление правительства РФ от 27 декабря 2000 г. № 1015 «О федеральной целевой программе «Молодежь России (2001-2005годы)».

3. Апатенко С.Н. Молодежная политика должна быть сильной и жизненной // Вестник молодежной политики. 2011. №4.

4. Актуальные проблемы наркотизации в молодежной среде: состояние, тенденции, профилактика. – М.: УСП.- 2010.

5. Аносов А.П. Проблемы молодежи. М.:Инфра-М, 2007

6. Баранов А.П. Социальная работа с молодежью. М.:Инфра-М, 2009.

7. Васильева П.Р. Молодежная политика в России. М.:Инфра-М, 2006

8. Махмутова Н.Н. Молодежный рынок труда. М.:Инфра-М, 2008

9. Николаева П.П. Молодежь в социальном пространстве России. М.:Инфра-М, 2008.

10. Вишневский Ю.Р., Шанко В.Т. Молодежь и общество на рубеже веков/ Под ред. И.М. Ильинского. - М.: Голос.- 2011.

11. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Гусова С.А. Социальная работа с молодежью.- М.: Гардарики, 2012. – 204 с.

12. Зубок Ю.А. Риск в социальном развитии молодежи// Социально-гуманитарные знания. 2011. - №1. – с. 147 – 162.

13. Ковалева А.И. Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. М.,2009.

14. Лисовский В.Т. Молодежь: Любовь, брак, семья. Социологические исследования. – СПб.: Наука, 2011.

15. Мартова Т.В. социокультурное развитие и проблемы невостребованности молодых специалистов В Современной России // Российская культура основа качества образования и социальных сил современного российского общества. – 2010. – с. 148.

16. Молодежь в демографическом измерении// Отечественные записки. – 2010.- №3 .

17. Мутко В.Л. Государственная молодежная политика и гражданское становление молодежи// Молодежь в российских регионах: перспективы гражданского и профессионального становления. – М. 2011. 23 марта. – с.42.

18. Основы социальной работы: учебник / отв.ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 560 с.

19. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: учеб. пособие. – М: Дашков и Ко, 2010.

20. Скворцов Э.Г. Духовный и нравственный потенциал социальной политики // Социальное развитие : тенденции, перспективы, проекты. Выпуск 4. 2011. с. 210.

21. Социальная политика: парадигмы и приоритеты. Монография./ под общ. Ред. В.И. Жукова. – М.: Союз, 2010.

22. Социальная работа с молодежью: учеб. пособие / под ред. д.п.н., проф. Н.Ф. Басова. – М.: Дашков и Ко, 2011. – 328 с.

23. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа: учеб пособие./ Е.И. Холостова .- М.: Дашков и Ко, 2011. – 216 с.

24. Григорьев С.И. Социальная работа с молодежью. Учебник / С.И.Григорьев, Л.Г.Гуслякова, С.А.Гусова. – М.: Гардарики, 2010. – 208 с.

25. Молодежь группы риска в зеркале СМИ. Материалы спецкурса для факультетов журналистики. - М.: Союз журналистов России, 2010.-104 с.

26. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России: Сб. / Под ред. Е.Ярской-Смирновой, П.Романовой. - М. .: ИНИОН, 2012. – 456 с.

27. Социология молодежи: Учебник / Под ред. проф. В.Т.Лисовского. - СПб: Изд-во СПб.,- 2010. - 460 с.

28. Звоновский, В. Политика в пространстве жизненных интересов молодежи//Вестник общественного мнения. 2011, № 1, с. 52-56.

29. Левикова, С. И. Молодежная субкультура: учеб. пособие / С. И. Левикова. - Москва: Гранд: Фаир-пресс, 2010. – 420 с.

30. Образование как фактор социальной дифференциации и мобильности (круглый стол)// СоцИс. – 2011. - № 5. – С. 87-90.

31. Першуткин, С.Н. Транзитный социум: Молодежная политика и социализация: Монография/ Новосибирск: СибАГС, 2010.

ирский Государственный университет. – Новосибирск, 2005. – С. 209-230.

32. Проект "Стратегия государственной молодежной политики Российской Федерации" от 18 декабря 2006г. № 1760-п.

33. Социальная политика государства / науч. рук. Н.Д. Вавилина; отв. ред. О.В. Кузьмен. – Новосибирск: СибАГС, 2011. – 635 с.

34. Актуальные проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Учебное пособие / Под ред. Бланкова А.С., Бурмистрова И.А. М.: ВНИИ МВД РФ, 2009. 177с.

35. Антонян Ю.М. Причины преступного поведения. М., 2011.- 188с.

35. Антонян Ю.М. Преступность среди женщин. М.: «Российское право», 2012. 137 с.

36. Барило Т.С., Демина И.С. Профилактика правонарушений среди учащихся. Киев, 2009. 59 с.

37. Барсукова Т.М., Быкова Н.В. Функции и задачи специализированного учреждения социальной защиты // Беспризорник. 2011. № 3. С. 31-35.

38. Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. М.: «Прометей», 2011. 256с.

39. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: «Социальное здоровье России», 2012. 280с.

40. Богза Л.П., Власова Л.С. Опыт работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г. Омска // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2010. № 3. С. 66-70.

41. Бородаева Г.Г. Формы и методы работы с семьями, находящимися в социально опасном положении // Беспризорник. 2010. № 5. С. 60-62.

42. Ветров Е.В. Профилактика правонарушений среди молодёжи. М., 2010.

43. Жигарев Е. С. Административная деликтность несовершеннолетних: понятия, виды и профилактика. М., 2012.

[1] А.В. Якушев. Социальная защита. Социальная работа. – М., 2012.- С.125.

Наши рекомендации