Объект и предмет специальной психологии
Увеличение числа детей с отклонениями в развитии и поведении, рост количества учащихся с социальной девиацией и школьной дезадаптацией привели к необходимости открытия дополнительного числа специальных (коррекционных) образовательных учреждений, к созданию в общеобразовательных школах классов выравнивания компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения. По свидетельству специальных психолого-педагогических исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить образовательные программы начальной школы, составляет около 20 – 30 % обучающихся, а около 70 – 80 % из них нуждаются в специальных формах и методах обучения.
При поступлении в школу и в условиях школьного обучения всё большее количество детей характеризуется ослабленным здоровьем, обнаруживает признаки социально-педагогической запущенности, пограничных нарушений в развитии значимых для обучения психофизиологических и ВПФ.
В настоящее время во всех областях России в соответствии с Законом «Об образовании» и подзаконными актами Министерства образования в школах создаются классы компенсирующего обучения как форма дифференцированного образовательного процесса для детей риска. Все существующие формы работы нацелены на то, чтобы каждый «проблемный» ребёнок в процессе обучения получил тот вид и объём педагогической помощи, в котором он нуждается.
Курс «Специальная психология», изучаемый в соответствии с госу-дарственным стандартом высшего профессионального образования призван подготовить студентов к работе с детьми с отклонениями в развитии и поведении, к эффективному их обучению и воспитанию. В общеобразовательных классах массовой школы, в классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения учатся не только дети с лёгкими остаточными нарушениями функций головного мозга, недоразвитием отдельных психических процессов, негрубыми недостатками речи, с проявлениями незрелости в эмоционально-волевой сфере, соматической ослабленностью, двигательной расторможенностью, но и с ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, низкой работоспособностью, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности, педагогической запущенностью и школьной дезадаптацией.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - это отрасль психологии, изучаю-щая закономерности психического развития и особенности психической деятельности лиц с психическими или физическими недостатками.
СПЕЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ - можно определить как психологию особых состояний, возникающих преимущественно в детском возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы) и проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребёнка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение.
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ - лица с различными отклонениями в психическом, соматическом, сенсорном, интеллектуальном, личностно-социальном развитии, имеющие особые потребности образовании, обусловленные нарушением здоровья.
СПЕЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ интересуют законы когнитивного и эмоционально-личностного развития детей с проблемами в развитии, трансформация их общения и поведения; включение детей с психофизическими недостатками в развитии в систему образования и подбор для них наиболее благоприятной системы обучения и воспитания, своеобразие отношений таких детей с родителями и другими членами социума; специфика развития у них интересов и потребностей, а также особенности их социальной адаптации и интеграции в социум. Специальная детская психология выясняет влияние на все перечисленные процессы возрастных составляющих и ставит целью помочь таким детям усовершенствовать их жизнь и добиться удовлетворённости ею.
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ детская специальная психология направляет свои усилия на получение новых знаний о внутреннем мире ребёнка с проблемами в развитии, о формировании у него жизненных ценностей. Она разрабатывает методы психологической помощи, как самому ребёнку, так и его семье. Признавая, что проблема атипии развития имеет общественно-исторический характер, специальная детская психология обращается к анализу социальных установок по отношению к людям с проблемами в развитии и ищет способы гуманизации общественного сознания.