Этическое учение буддизма
1. Буддизм возник в Индии в 6 веке до н.э. Основателем этого учения считается Сиддхартха Гаутама - царевич из рода Шакья, впоследствии Буддой, т.е. «просветленным». Основной канон буддизма называется Трипитака, что в переводе означает «три корзины». Он был составлен в течении трех столетий после ухода Будды, записан был на языке пали в 1 веке до н.э. Три корзины - это содержание проповедей Будды; тексты, в которых излагаются нормы и правила монашеской жизни; тексты, отражающие философские и психологические идеи буддизма. В 3 веке до н.э. благодаря просветительской и миссионерской деятельности, развернувшейся при царе Ашоке, буддизм начал распространяться по Азии.
Основатель буддийского учения Сиддхартха Гаутама родился около 593г. в небольшом княжестве.
Существует легенда о том, что сидя под священным деревом Бодхи, Сиддхарта Гаутама достиг просветления и открыл «четыре благородные истины»:
1. Всякое существование является страданием.
2. Источники страданий - желания и страсти, привязанности и влечения,.
3. Возможно прекращение страданий. Окончательное освобождение от страданий, выход из «круга сансары» и достижение нирваны.
4. Существует путь, ведущий к прекращению страданий – «благородный восьмеричный путь».
Благородный восьмеричный путь представляет собой слова «правильный» или «праведный», употребляемые в названиях ступеней восьмизвенного благородного пути, означает также в данном случае «полный», «целостный», «всеохватный». Целостность этого пути проявляется в том, что он охватывает все стороны человеческого существования психики.
1. Правильное воззрение (праведная вера)
2. Правильное намерение (праведная решимость)
3. Правильная речь-это отказ от вербальных форм, поддерживающих иллюзию «эго», замыкающих человека на самом себе, поддерживащих гордыню.
4. Правильное поведение основано на принципе ненасилия (ахинсы) и непричинения вреда живым существам. Это принцип выражен в следующей фразе: « никогда ненависть в этом мире не прекращается ненавистью, но лишь отсутствием ненависти прекращается она». О последователе буддизма говорят: « Без палки и меча идет он по жизни, исполненный любви и сострадания ко всем живым существам». Нравственный мотив здесь реализуется в поступках - отказе от дурной речи, от присвоения чужого, от употребления веществ, ослабляющих сознание, от разврата.
5. Правильный образ жизни - это правильное поведение, рассматриваемое в социальном измерении. Правильный образ жизни предполагает отказ от форм социальной, в том числе профессиональной, деятельности, несовместимой с правильным поведением (торговля оружием, алкоголем, наркотиками, людьми ит.д).
Следующим тремя ступенями, завершающими восьмеричный путь проходят монахи. Эти ступени предполагают полное исчерпание кармы, использование различных медитативных практик - занятие йогой, просветление сознания - постижение «пустоты».
Слово «йога» переводится с санкрита как «иго», «союз» и обозначает учение о том, как направить эволюцию Вселенной, в том числе и процесс самосовершенствования человека к состоянию «чистого сознания».
5. Правильное усилие (праведное усердие) состоит в концентрации, сосредоточении, соединении всех сил для достижения цели. Это установка на углубленное созерцание и постоянное духовное бодрствование.
6. Правильное памятование (праведная мысль). На этой ступени достигается целостный и всеохватный контроль над всеми психическими и ментальными процессами при и развитии непрерывной осознанности. Главным методами здесь становятся успокоение сознания - прекращение волнений, психоментальной нестабильности, а также аналитическое созерцание, предполагающее культивирование благих и отсечение вредных состояний сознания.
7. Правильное сосредоточение завершается достижением высшей формы созерцания, при которой исчезают различия между субъектом, созерцаемым объектом и самим процессом созерцания. Человек как бы преодолевает границы собственного «эго», полностью. Освобождается от иллюзии индивидуального существования, от всех ощущений «самости», телесных и душевных, он перестает идентифицировать себя со своим страстями и желаниями и переходит от состояния чистой радости и радости внутреннего спокойствия к освобождении. От радости и совершенной невозмутимости.
Таким образом, восьмеричный путь - это путь нравственного самосовершенствования и истинного познания. Освобождение через отрешение от своего «эго» и привязанности к миру, слияние с абсолютным бытием рождает божественную любовь-metta-любовь, понимаемую как отсутствие ненависти.
В буддизме также выделяют семь главных характеристик просветления:
1. раздумчивость, способностью к осознанию сути вещей, понимание всего происходящего вокруг;
2. изучение дхармы (санскр. «то, что держит2-учение, миропорядок, любое возвышенное действие тела, речи или мысли);
3. Мужественность;
4. Восторженность или состояние радости;
5. Спокойствие;
6. Сосредоточенность;
7. Невозмутимость.
Тем самым можно выделить главную цель и смысл жизни, согласно учении. Буддизма, который состоит в освобождении от круга бытия-круга сансары и достижение нирваны (санскр. «затухание, угасание»).
Освобождению сознания способствуют три практики: практика высшей нравственности, практика высшего медитативного сосредоточения и практика высшей мудрости. Этическое учение является важнейшей составной частью вероучения буддизма.
В основе практики нравственности лежит принцип отказа от десяти «недобродетелей» или пороков.
Смысл человеческой жизни в буддисткой этике определяется, прежде всего, тем, что только человеческие существа могут достичь освобождения и способствовать освобождению всех других существ.