Вопрос 5 .Этическое учение буддизма.

Родина буддизма – Индия. Самой влиятельной религией Древней Индии былбрахманизм. Его культовая практика состояла в основном из жертвоприношений многочисленным богам и сложных ритуалов, сопровождавших практически любое событие. Общество делилось на варны (сословия): брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр.

Буддизм с момента своего возникновения отрицал действенность жертвоприношения и не принимал деления на варны, рассматривая общество как состоящее из двух категорий: высшей, куда входили брахманы, кшатрии и гахапати (домохозяева – люди, владевшие земельной и прочей собственностью), и низшей – она включала людей, обслуживавших господствующие слои.

Буддизм впервые обратился к человеку не как к представителю какого-либо сословия, клана, племени или определённого пола, а как к личности (в отличие от последователей брахманизма Будда считал, что женщины наравне с мужчинами способны достичь высшего духовного совершенства). Для буддизма в человеке важны были только личные заслуги.

Как и другие религии, буддизм обещает людям избавление от самых тягостных сторон человеческого существования – страданий, невзгод, страстей, страха смерти. Однако, не признавая бессмертия души, не считая её чем-то вечным и неизменным, буддизм не видит смысла в стремлении к вечной жизни на небесах.

Буддизм учит, что сущность человека неизменна; под влиянием его поступков меняется лишь бытие человека и восприятие мира. Этот закон составляет механизм сансары, который состоит из 12 нидан (звеньев): неведение; сознание; характер физического и психического облика человека; формирование шести чувств – зрения, слуха, осязания, обоняния, ощущения вкуса и воспринимающего ума. Восприятие окружающего мира порождает само чувство, а затем желание, которое в свою очередь порождает привязанность к тому, что чувствует и о чём мыслит человек. Привязанность приводит к хождению в существование, следствием чего является рождение. А всякое рождение влечёт за собой старость и смерть.

Цель буддиста – жить так, чтобы оставлять как можно меньше кармических следов. Это значит, что его поведение не должно зависеть от желаний и привязанности к объектам желаний.

Высшую цель религиозной жизни буддизм видит в освобождении от кармы и выходе из круга сансары.

Нирвана – это покой, мудрость и блаженство, угасание жизненного огня, а вместе с ним и значительной части эмоций, желаний, страстей – всего того, что составляет жизнь обычного человека. Это не смерть, а жизнь, но только в ином качестве, жизнь совершенного, свободного духа.

Будда не отрицает существования богов и других сверхъестественных су­ществ (демонов, духов, созданий ада, богов в виде животных, птиц и т. п.), но считает, что они тоже подчинены дей­ствию кармы и, несмотря на все свои сверхъестественные силы, не могут самого главного — избавиться от пере­воплощений.

Буддизм не при­знает провидения и подчёркивает, что судьба человека зависит только от его собственных усилий в неустанной сознательной работе над собой.

Важнейшим для буддистов является понятие дхармы — оно олицетворяет учение Будды, высшую истину, кото­рую он открыл всем существам

Проповедь своего учения Будда на­чал с «четырёх благородных истин»:

о страдании и причине страдания, об устранении причины страдания и о пути к прекращению страданий.

Согласно первой истине, всё су­ществование человека есть страдание, неудовлетворённость, разочарование.

Хотя страда­ние универсально, оно не является изначальным и неизбежным состоя­нием человека, поскольку имеет свою причину — желание или жажду удо­вольствий, — которая лежит в основе привязанности людей к существова­нию в этом мире. Такова вторая бла­городная истина.

Третья истина гласит, что причина страдания подвластна его воле и может быть им же и устранена — чтобы по­ложить конец страданиям и разоча­рованиям, надо прекратить испыты­вать желания.

О том, как достичь этого, гово­рит четвёртая истина, указывающая восьмеричный благородный путь, который включает три основных упражнения в нравственности, созерцании и мудрости: культуру поведения культуру медитации и культуру мудрости.

Будда не просто говорит о возможности освобождения, но и указывает путь, следуя которому каждый человек собственными силами, без помощи Будды, способен достичь свободы и сам стать Буддой.

Другими важными положениями учения Будды являются три характе­ристики бытия: стра­дание, изменчивость и отсутствие неизменной души, а также учение о взаимо­зависимом возникновении всех ве­щей.

Наши рекомендации