Как и почему меняется мироощущение героя в рассказе А.П. Чехова «Студент»?

Рассказ «Студент», написанный в 1894 году. А.П. Чехов называл одним из своих любимых произведений. Он невелик по объему, в нем нет никаких исключительных событий. В этом рассказе проявляется одна из особенностей психологизма Чехова: под влиянием незначи­тельного события что-то происходит в душе героя, и он уже по-иному видит окружающий его мир.

Сюжет рассказа прост. Студент, сын дьячка Иван Великополь-ский. возвращается домой холодным весенним вечером. Он замерз, голоден, и у него тяжелые, мрачные мысли: он думает о бедности, не­вежестве, о том, что так было со времен Рюрика и Иоанна Грозного и так будет еще много лет — жизнь не станет лучше. На огородах он встречает двух женщин — Василису и Лукерью, мать и дочь, хозяек огородов. Греясь у костра, он рассказывает им библейскую историю об отречении и раскаянии Петра, и неожиданно для него женщины заплакали над его рассказом. И студент думает о том, что если дале­кая библейская история для них не пустой звук, то она, видимо, имеет отношение к их жизни, и что прошлое неразрывно связано с настоя­щим. Если люди откликнулись на высокое и прекрасное, поняли друг друга, то в этой жизни есть не только безнадежность и отчаяние.

Я считаю, в этом рассказе Чехов произносит свои лучшие слова о том. что правда и красота в человеческой жизни и вообще на земле всегда составляли главное, то. ради чего следует жить и работать.

И теперь студент испытывает уже совсем другие чувства: он счаст­лив, верит в свою молодость, в свои силы. «Жизнь казалась ему чу­десной», полной глубокого смысла.

Так герой из одного внутреннего состояния переходит в совершенно противоположное, и это .[оказывает, что человеку свойственно внутрен­не меняться самому и изменять свое отношение к жизни. Возможно, это только один из этапов внутреннего развили героя, ведь Чехов говорит, что жизнь «казалась» ему восхитительной, но такой душевный подъем необходим для развития и реализации каждой личности.

Что вкладывает А.П. Чехов в понятие «футлярности» жизни? (но рассказу «Человек в футляре»)

Понятие «футлярности» жизни очень важно для осознания про­блематики и идейного содержания рассказа «Человек в футляре».

Герой рассказа, учитель гимназии Беликов, ограничил себя не только во внешних проявлениях жизни, но и в своем мировоззрении. Он ходит в теплый день в калошах и под зонтом, подняв воротник пальто и отгородившись в экипаже от внешнею мира. Он живет по принципу «как бы чего не вышло», опасаясь всяческих разрешений и признавая только запретительные циркуляры. Он «держал в руках» не только гимназию — весь город, под его влиянием люди боялись помо­гать бедным, читать книги, ставить благотворительные спектакли. Но от чего это зависит? Ведь Коваленко не выше Беликова по положению, он такой же учитель гимназии, но он внутренне свободный человек, который не боится открыто сказать Беликову в глаза, что тот — донос­чик. И в первый раз услышав такие «грубости», Беликов потрясен, а то, чю Коваленко спустил его с лестницы и это увидела Варенька, оконча­тельно морально уничтожило героя.

Как утверждал Н.В. Гоголь, смеха боится даже тот. кто ничего не боится, и, подобно чиновнику Червякову из рассказа «Смерть чинов­ника». Беликов умер. От морального унижения в глазах любимой женщины, от внутреннего страха перед тем, что не укладывалось в привычные рамки циркуляров и запретов. Казалось, что в гробу он достиг своего идеала, полиостью отгородившись от реальной жизни, с ее заботами и беспокойством. Беликова хоронили всем городом. Лю­ди ощущали скрытую радость, словно освободились от чего-то гне­тущего, давящего. Но оказалось, что не в Беликове было дело. 100

Главная идея рассказа выражается с помощью системы расскази­ков. Чехов использует композиционный прием «рассказ в рассказе», чтобы показать взгляды разных людей на случившееся и заставить чи­тателя определить позицию автора и выработать собственное отноше­ние к изображенному в произведении. «Жизнь потекла по-прежнему», такая же бестолковая, утомительная, «не запрещенная циркулярно. но и не разрешенная вполне»; «не стало лучше» — этим утверждением рас­сказчика автор еще раз подчеркивает мысль, что дело в каждом КЗ нас. а не в каком-то внешнем факторе, похороны одного Беликова ничего не меняют. И собеседник Буркина подхвал.тваст и расширяет его мысль, что наша жизнь — футляр, так как наполнена суетой, тщеславием, ло­жью, праздностью, унижениями ради материальных благ или карьеры. Для Буркина понятие «футлярности» жизни — это отсутствие Biryrpen-ней свободы, а для Ивана Ивановича — большее, это понятие безду­ховности, пошлости, несовместимое с гордым именем человека, под­линным его назначением в жизни.

Чехов не высказывает свою позицию открыто, но можно полагать, что он поддерживает своего героя, восстающего прошв того, что ме­шает человеку достичь добра и счастья.

Наши рекомендации