Общее понятие о внимании. Физиологические механизмы внимания.
Введение
Актуальность данного исследования связана с направленностью на решение одной из фундаментальных проблем педагогической психологии – это развитие у младших школьников устойчивости внимания. Необходимость его развития в период обучения в начальной школе связана с умением успешно осваивать учебную деятельность, а также обусловлена психологическими особенностями возраста, когда происходит формирование произвольности когнитивных процессов, связанных с освоением новой социальной роли.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования под результатами освоения учебной деятельности понимает и освоенные универсальных учебных действий (ууд) - личностных, предметных и метапредметных. Успех усвоения ууд во многом зависит от уровня внимания учащихся, что будет определять их организованность и возможность самостоятельно контролировать собственное поведение.
Сегодня в практической жизни любому учителю и школьному психологу постоянно приходится сталкиваться с проблемой внимания. Многие трудности в обучении связаны с неспособностью или неумением учащихся сосредоточиться на выполнении учебной задачи или воспринимаемой информации. Психологи часто смещают внимание на мотивационный, личностный аспекты образовательного процесса тем самым недооценивая роль когнитивной сферы. А нередко проблемы в познавательной сфере выступают источником эмоциональных, личностных проблем.
Внимание – важная сторона познавательной деятельности. Поэтому очень важно вернуться к не очень популярной сегодня проблеме внимания, так как ориентировка в способах ее решения способствует лучшему пониманию широкого спектра теоретических и прикладных психологических проблем.
Исследованием вопросов данной темы занимались К. Д. Ушинский, Ф.И. Гоноболин, Н. Н. Ланге, Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, М. Н. Шардаков. Изучением конкретных психологических условий развития внимания у детей младшего школьного возраста занимались С.Л. Кобыльницкая, Г.Н. Понарядова. Л. С. Выгодский изучал развитие высших форм внимания в детском возрасте. Эксперименты, проведенные Н. Ф. Добрыниным, показали, что распределение внимания оказывается чрезвычайно упражняемым, очень быстро развивается в процессе обучения. Темой моего исследования является «Развитие внимания у детей младшего школьного возраста».
Цель исследования - изучить особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста и подобрать рекомендации по развитию внимания у учащихся 1 класса.
Объект исследования: развитие младшего школьника.
Предмет исследования: внимание как психический процесс.
Основная гипотеза формируется следующим образом: применяемая учителем система приемов и методов по организации внимания детей младшего школьного возраста способствует формированию внимания.
Доказательство основной гипотезы требует решения следующих задач исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме развития внимания;
2. Подобрать методики и провести диагностику особенностей внимания младших школьников;
3. Описать комплекс приёмов, способствующих развитию внимания.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ и обобщение психолого – педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические методы с использованием методик:
· методика исследования объема внимания,
· методика «Переплетенные линии»,
· ……………….
3. Количественный и качественный анализ.
База исследования:
Исследование проводилось в МБОУ «Школа № 140» г. Нижнего Новгорода. В нем принимали участие учащиеся 1 «б» класса.
Данная работа состоит из двух глав, в первой главе ___, во второй главе ___. Список литературы содержит ____ наименований.
Глава 1
Общее понятие о внимании. Физиологические механизмы внимания.
Внимание – психологический феномен. В его отношении до настоящего времени нет единого мнения среди психологов. Одни ученые отстаивают самостоятельность внимания как психического процесса. Другие утверждают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явление, так как оно в какой – то мере присутствует в любом другом психическом процессе.
Существуют разногласия, к какому классу психических явлений следует отнести внимание: к познавательным психическим процессам или связывать внимание с волей и деятельностью человека, основываясь на том, что внимание требует проявления определенных волевых усилий.
Внимание - это направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном.
В психологии под направленностью понимают избирательный характер протекания познавательной деятельности, произвольный или непроизвольный выбор ее объектов, т. е. выделение из окружения значимых конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода психической деятельности. При этом понятие направленности заключается не только в выборе данной деятельности, отборе данных воздействий, но и в более или менее длительном удержании определенных образов в сознании. Например, можно направить свое внимание на решение определенной задачи, но если не смочь сохранить в поле своего внимания объект соответствующей деятельности, то вряд ли возможно решить эту задачу.
Другой характерной особенностью внимания является сосредоточенность. Под сосредоточенностью, с одной стороны, понимается большая или меньшая углубленность в деятельность, т.е. чем сложнее задача, тем большей должна быть интенсивность и напряженность внимания, С другой стороны, сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего.
Направленность и сосредоточенность тесно связаны между собой и не могут существовать друг без друга. Если направлять свое внимание на что-либо, то одновременно с этим происходит сосредоточение. И наоборот, если сосредоточиться на чем-либо, то на это направляется психическая деятельность. Однако, несмотря на тесную связь между ними, эти понятия не являются тождественными. Направленность связана с переходом от одного занятия к другому, а сосредоточение — с углубленностью в занятие.
Распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека. В процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания, при утомлении, область его распределения обычно сужается.
В жизни любого человека внимание играет огромную роль. Благодаря нему психические процессы становятся полноценными. Только внимание даёт возможность видеть, слышать, воспринимать окружающее. Без него нет сознательного отношения человека к тому, что он делает. Внимание имеет огромное значение для любой деятельности, особенно для обучения.
Н.Ф. Добрынин подчеркивал, что «внимание есть особый вид психической деятельности, выражающийся в выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности. Этот выбор сопровождается сосредоточением внимания, делающим ясной и отчетливой избранную деятельность». В одной из работ Н.Ф. Добрынин пишет: «Сплошь и рядом внимание определяют как направленность и сосредоточенность сознания, на каком-нибудь объекте. Мы считаем более правильным определять внимание как направленность и сосредоточенность сознания на деятельность с объектами». Причинное объяснение процессов внимания и различий их деятельностных проявлений Н.Ф. Добрынин искал в аффективно – волевой сфере психики, используя понятия интереса, волевого усилия и потребности. Он выстраивает феноменологию внимания, но линии классификации его видов, различающихся количественно по степени активности личности и качественно – по характеру этой активности. Степень активности определяется развитием потребностной сферы, которое происходит в конкретных исторических условиях, благодаря специально организованному обучению и воспитанию [4, с. 126 – 128].
П.Я. Гальперин пишет «…в основе самых разных взглядов на природу внимания лежат два кардинальных факта:
1. Внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. И про себя и внешнему наблюдению оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности, следовательно, только как сторона или свойство этой деятельности.
2. Внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Между тем именно наличие характерного продукта служит главным доказательством наличия соответствующей функции (даже там, где процесс ее совсем или почти совсем неизвестен). У внимания такого продукта нет, и это более всего говорит против оценки внимания как отдельной формы психической деятельности.» [3, 169]
Также П.Я. Гальперин определяет внимание как идеальное, свернутое и автоматизированное действие контроля. Учение о внимании как функции контроля – составная часть теории поэтапного формирования умственных действий. Последняя представляет собой общепсихологическую концепцию, основанную на своеобразном понимании предмета психологии, роли психики в поведении и особом методе исследования психических процессов. Внимание – продукт развития внешней, предметной развернутой деятельности контроля в форму внутреннюю. Средства и способы контроля субъект находит в окружающей действительности.
Внимание связано с определенными физиологическими механизмами.
Физиологическая основа выделения отдельных раздражителей и течения психических процессов в определенном направлении строится:
· На принципе активности мозга;
· На процессе возбуждения одних нервных центов и торможении других.
Принцип активизации мозга состоит в том, что внимание возникает во время бодрствования организма при активной работе головного мозга. Раздражение восходящей части ретикулярной формации вызывает появление быстрых электрических колебаний в коре головного мозга, повышает подвижность нервных процессов, снижает пороги чувствительности. Также здесь задействованы диффузная таламическая система, гипоталамические структуры и др.
Физиологические механизмы внимания очень сложные, поэтому процесс активизации внимания происходит за счет ориентировочного рефлекса («пускового» механизма), механизмов периферических и центральных, а также иррадиации нервных процессов и доминанте.
Ориентировочный рефлекс – это врожденная реакция организма на изменение окружающей среды. Он происходит непроизвольно.
Периферические механизмы – это своего рода процесс выделения информации органами чувств, их настройка на отбор информации по физическим характеристикам.
Центральные механизмы внимания связаны с возбуждением одних нервных центров и торможением других. На данном этапе происходит выделение внешних воздействий, вызывающих нервное возбуждение, а его сила зависит в свою очередь от силы внешнего раздражения. Возможно объединение нескольких одновременно воздействующих раздражителей.
Иррадиация нервных процессов – это участок коры головного мозга с оптимальными условиями для возбуждения. Здесь легко вырабатываются дифференцировки, успешно образуются новые условные связи. В это время деятельность других участков головного мозга неосознанная.
Доминанта – это устойчивый очаг возбуждения, который позволяет объяснить нервный механизм поддержания интенсивности внимания, т.к. происходит суммирование и накапливание импульсов, поступающих в нервную систему и одновременно подавление активности других центров.
Развитие современной психологии повлияло на появление целого ряда концепций, которые пытаются объяснить физиологические механизмы внимания. Современные исследователи большое внимание уделяют поиску механизмов внимания, но по причине сложной структуры и противоречивых взглядов появляются различные психологические теорий внимания.
А. Г. Маклаков отмечает, что большой интерес в психологии представляет концепция внимания П. Я. Гальперина, основные положения которой мы рассмотрели (2, 361):
1. Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека.
2. Главная функция внимания — контроль над содержанием действия, психического образа и др. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительная и контрольная части. Эта последняя и представлена вниманием.
3. В отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного результата.
4. Внимание как самостоятельный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. При этом не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль вообще лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.
5. Если рассматривать внимание как деятельность психического контроля, то все конкретные акты внимания — и произвольного и непроизвольного — являются результатом формирования новых умственных действий.
6. Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т. е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, или образцу.
Существенный вклад в развитие представлений о внимании внес отечественный психолог Н. Н. Ланге. Он изучал различные известные подходы к пониманию природы внимания и объединил теории и концепции внимания в семь групп (2, 359 - 360):
1. Внимание есть результат двигательного приспособления. Сторонники этого утверждают, что мышечное движение обеспечивает приспособление органов чувств к условиям наилучшего восприятия. Поэтому человек произвольно переносит внимание с одного предмета на другой.
2. Внимание есть результат ограниченности объема сознания. И. Герберт и У. Гамильтон не объясняют, что они понимают под объемом сознания. Но утверждают, что более интенсивные представления подавляют менее интенсивные представления.
3. Внимание есть результат эмоции. Данную теорию в большей степени признают в английской ассоциационной психологии. Она строится на утверждении о зависимости внимания от эмоциональной окраски представления. Хорошо подчеркивает данную точку зрения высказывание Дж. Миля: «Иметь приятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внимательным — это одно и то же».
4. Внимание есть результат осмысленного восприятия информации (апперцепции), т. е. это результат жизненного опыта человека.
5. Внимание есть особая активная способность духа. Сторонники своей позиции так же не объясняют своего мнения. Они считают, что внимание - это первичная и активная способность человека.
6. Внимание есть усиление нервной раздражительности, т. е. внимание вызвано увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.
7. Теория нервного подавления. Сторонники этой теории занимаются объяснением основного факта внимания — преобладание одного представления над другими. Они считают, что особая концентрация сознания – результат подавления одного физиологического нервного процесса другим.
Несмотря на значительное количество концепций, теорий и подходов, проблема внимания так и не является полностью раскрытой. О природе внимания велись и ведутся споры психологов.
1.2. Виды и свойства внимания.
Основываясь на том, что внимание - это направленность и сосредоточенность психики, то исходя из этих характеристик, следует, что психическая деятельность носит произвольный и непроизвольный характер. Если человек знает, что необходимо решить определенного рода задачу и, поставив перед собой цель, решает ее, то в таком случае направленность и сосредоточенность психических процессов носит произвольный характер. Если человек начинает заниматься решением определенной задачи без приложенных усилий воли, то направленность и сосредоточенность носит непроизвольный характер. Поэтому в современной психологии выделяют два основных вида внимания: произвольное и непроизвольное.
Произвольное внимание сознательно управляется целью, т.к. этот вид внимания связан с волей человека. В данном случае выполнение деятельности требует сознательного направления внимания, особенно на то, что не вызывает интереса и желания. По мнению П.Я. Гальперина произвольное внимание возникло в процессе трудовой деятельности человека.
Причины произвольного внимания носят социальный характер, потому что произвольное внимание формируется у детей при общении со взрослыми. Как было выделено Л. С. Выготским, на ранних этапах развития функция произвольного внимания разделена между двумя людьми — взрослым и ребенком. Взрослый указывает на объект из среды и называет словом, а ребенок отвечает на этот сигнал, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяя слово. Таким образом, данный предмет выделяется для ребенка из внешнего поля. Впоследствии дети начинают самостоятельно ставить цели. Также произвольное внимание тесно связано с речью. По мере того как ребенок овладевает речью, происходит подчинение своего поведения собственной речи.
Непроизвольное внимание в отличие от произвольного является более простым видом внимания. Оно возникает и удерживается независимо от сознания человека. Выполнение деятельности происходит самостоятельно (автоматически) в силу своей занимательности и увлекательности.
Причины непроизвольного внимания различны: физические, психофизиологические и психические. Они взаимосвязаны друг с другом, но условно их можно разделить на четыре категории.
1) По характеру внешнего раздражителя. В эту категорию входят сила или интенсивность раздражителя, т.е. достаточно сильное раздражение (громкие звуки, яркий свет, сильный толчок, резкий запах) привлекает внимание. При этом значимую роль играет относительная сила раздражителя, а не абсолютная. Также сюда входит контраст между раздражителями, длительность раздражителя, его величина и форма, а также такое качество раздражителя, как его новизна, необычность.
2) Соответствие внешних раздражителей внутреннему состоянию человека и имеющимся у него потребностям. Если человек испытывает какую – либо потребность, а она отражена в какой – либо деятельности, то человек невольно обратит внимание на эту деятельность. Со стороны физиологии действие этих причин находит свое объяснение в принципе доминанты, которую предложил А. А. Ухтомский.
3) Общая направленность личности. Это то, что составляет сферу интересов человека, включая профессиональных. В таком случае общая направленность личности и наличие уже имеющегося опыта непосредственно сказываются на возникновении непроизвольного внимания.
4) Эмоциональная реакция – самая главная причина. Вызванное ей непроизвольное внимание называют преимущественно эмоциональным.
Существует еще один вид внимания – послепроизвольное. Такое название вниманию дал Н. Ф. Добрынин. Внимание как бы из произвольного становится непроизвольным. Этот вид внимания носит целенаправленный характер, но волевые усилия присутствуют только на начальном этапе деятельности.
Учебная деятельность диктует особые требования к вниманию школьника. Она требует наблюдательности, длительного сосредоточения на определенном предмете, одновременного восприятия нескольких объектов, переключения внимания с одного объекта на другой и т.д.
А. Г. Маклаков указывает, что внимание обладает следующим рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс: устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания. (2, 365)
Устойчивость внимания - это способность человека сосредоточиваться на одном и том же объекте. Данное свойство является важным условием эффективности любой деятельности. Оно может определяться периферическими и центральными факторами.
Устойчивость внимания обусловливается еще рядом условий: степень сложности учебного материала, эмоциональное отношение к нему, наличие познавательного интереса, а также возрастные и индивидуальные особенности. В настоящее время доказано, что наиболее существенным условием является способность раскрыть в предмете, на котором внимание сосредоточено, новые стороны и связи. Когда учебная задача требует от учеников сосредоточенности на каком-либо объекте, и они раскрывают в данном объекте новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, внимание может очень длительное время оставаться устойчивым. Физиологической основой устойчивого внимания является сила и постоянство ячейки оптимального возбуждения в коре головного мозга.
Очень важно выделять и осознать такие качества личности, которые обуславливают устойчивость внимания: трудолюбие, любознательность, сообразительность, настойчивость. Однообразная деятельность всегда быстро вызывает усталость. Человек не может концентрировать свое внимание на неподвижном объекте, если только рассматривать его с разных сторон, но человек может долгое время концентрировать внимание на выполнении определенной деятельности. Соответственно ученик – на выполнении учебной задачи. Эффективная умственная работа будет невозможна, если внимание при всех условиях было неустойчивым.
Концентрация внимания – это интенсивность сосредоточенности внимания. Как раз А. А. Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования механизма доминанты. Усиленная концентрация обычно способствует эффективному решению учебной задачи. Сюда входит четкость восприятия и анализ объектов, правильность дифференциации материала и проч.
Распределение внимания – это способность человека одновременно выполнять несколько видов деятельности. Данное свойство является необходимым для учеников при выполнении учебной задачи. На практике выясняется, что человек способен выполнять только один вид сознательной деятельности, а ощущение одновременности выполнения нескольких - это результат быстрого последовательного переключения с одного вида деятельности на другой. В. Вундт доказал, что человек не может сосредоточиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. На самом деле человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности, если один из видов выполняемой деятельности не требует внимания и полностью автоматизирован. Если такое это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.
Переключение внимания – это сознательное перемещение внимания с одного объекта деятельности на другой, способность быстро ориентироваться и мгновенно реагировать в новой ситуации. Это хорошо тренируемое свойство. Следует отметить условия легкого переключения внимания: связи и соотношение между предшествующей и последующей деятельностью и отношения человека к каждой из них. Если деятельность вызывает интерес, то на нее легче переключиться.
Переключение внимания является необходимым качеством в учебной деятельности, но частое перемещение внимания с объекта на объект вызывает переутомление, особенно если внимание очень сконцентрировано на определенном объекте.
Отвлекаемость внимания -это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно происходит во время деятельности человека под воздействием посторонних раздражителей, действующих внезапно и с характерной силой, а также те, которые связаны с эмоциями. Отсюда отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость проявляется под влиянием внешних раздражителей как раз, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой. У человека в ответ появляется трудноугасаемый ориентировочный рефлекс. Во время учебных занятий школьников должны быть устранены все объекты, которые могут отвлекать учеников от выполнения учебной задачи. А внутренняя отвлекаемость проявляется под влиянием сильных эмоций и переживаний, отсутствия познавательного интереса. Чтобы школьник внимательно и успешно осваивал учебную деятельность, необходимо устранять отвлекающие отрицательные переживания, а также заниматься воспитанием познавательного интереса - важного условия борьбы с отвлекаемостью внимания.
Объем внимания – это количество объектов, которые можно охватить одновременно. Важной особенностью данного свойства является то, что оно практически не поддается обучению и тренировке. Объем внимания – величина индивидуальная и изменчивая. Она зависит от связи содержания и умения осмысленно связывать и структурировать материал. Учителю необходимо систематизировать предъявляемый материал таким образом, чтобы не перегружать объем внимания учащихся.
А. Г. Маклаков также рассматривает вопрос о рассеянности внимания. Он выделяет мнимую и подлинную рассеянность.
Мнимая рассеянность возникает в результате большой сосредоточенности на какой-либо деятельности. Физиологической основой рассеянности является мощный очаг возбуждения в коре головного мозга, вызывающий торможение в окружающих его участках коры по закону отрицательной индукции.
Подлинная рассеянность – это негативная сторона внимания, которая проявляется в неспособности человека длительно сосредотачиваться на определенном объекте. Физиологической основой подлинной рассеянности является недостаточная сила внутреннего торможения. Возбуждение легко распространяется, но с трудом концентрируется, если оно возникает под действием внешних сигналов. В результате у рассеянного человека создаются неустойчивые очаги возбуждения в коре головного мозга. Причинами такой рассеянности могут быть нервные расстройства, физическое и умственное утомление, эмоциональные переживания, заболевания и проч. (2, 368)