Понятие о внимании. Общая характеристика и значение внимания. Физиологические основы внимания. Проблема развития внимания

Внимание - это направленность психики/сознания на опреде­ленные объекты или явления.

Внимание определяет динамику и селективность сознания, выступает неотъемлемым элементом познания, но, в отличие от других познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.д.), не имеет своего специ­фического содержания; оно призвано обеспечивать функционирование всех других познавательных процессов и, вообще, психической активности.

Согласно данным психофизиологии, селективность/направленность сознания, в которой и заключается сущность внимания, возможна, прежде всего, на фоне общего бодрствования организма, связанного с активной мозговой деятельностью.

Активное избирательное внимание осуществляется в состоянии повышенного, настороженного бодрствования, тогда как отвлекаемость и трудности сосредоточения возникают, как на фоне пассив­ного или диффузного бодрствования, так и на фоне чрезмерного бодрство­вания - эмоционального возбуждения, тревоги, беспокойства.

Таким обра­зом, физиологической основой внимания является общая активация деятельности мозга, обеспечивающая переход от пассивного к активному бодрствованию и связанная с возбуждением особой подкорковой структу­ры мозга - ретикулярной формации; активизация этого образования, в свою очередь, приводит к повышению тонуса коры головного мозга.

В то же время, избирательность внимания находит объяснение в свете представления о ведущей роли коры больших полушарий и открытого Иваном Петровичем Павловым закона индукции нервных процессов. Согласно этому за­кону, процессы возбуждения, возникающие в одной области коры головно­го мозга, вызывают торможение в других ее областях. И, наоборот, тормо­жение в одной части коры влечет за собой повышение возбуждения в дру­гих. Так что в каждый момент времени в коре головного мозга может быть обнаружен определенный «очаг повышенной возбудимости», который И.П. Павлов сравнивал со «светлым пятном», окруженным более или менее зна­чительной тенью.

Психологический смысл закона индукции выражается, в частности, в том, что концентрация внимания на каком-либо объекте или ас­пекте деятельности требует торможения побочной, конкурирующей активно­сти и игнорирования внешних воздействий, несоответствующих актуальным потребностям и задачам субъекта. Экспериментально доказано наличие тор­мозящих влияний коры на ретикулярную формацию, обеспечивающих ее из­бирательную активацию.

Для прояснения физиологической природы внимания также имеет боль­шое значение принцип доминанты, выдвинутый Алексеем Алексеевичем Ухтомским. Согласно этому принципу, в мозгу всегда имеется доминирующий очаг возбуждения, который как бы притягивает к себе все нервные импульсы, поступающие в это время в мозг, за счет чего усиливается его «господство». Основой воз­никновения такого очага является не только интенсивность действующего раздражителя, но и внутреннее состояние всей нервной системы, обуслов­ленное предшествующим опытом, наличием в мозге уже проторенных путей, закрепленных связей и сложившихся нейронных ансамблей, определенной совокупностью доминирующих возбуждений и торможений.

Психологически доминанта проявляется в избирательном внимании к одним раздражителям при отвлечении от других.

Эксперименты с рассеченными полушариями мозга показывают, что про­цессы внимания тесно связаны с работой мозолистого тела и подчиняются общим законам межполушарной функциональной асимметрии мозга. Иными словами, каждое из полушарий выполняет специфическую функцию в ор­ганизации внимания. При этом левое полушарие обеспечивает селективное внимание, правое - поддержку общего уровня настороженности, а посред­ством их интеграции достигается целостность процесса.

Внимание также в значительной мере определяется индивидуально-ти­пологическими особенностями личности, связанными с типом нервной сис­темы и темперамента.

24. Виды внимания. Условия организации произвольного внимания. 25.Основные свойства внимания: устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем.

К настоящему моменту в психологической науке сложилось несколько взаимодополняющих классификаций внимания.

В зависимости от характера направленности и сосредоточения выделяют следующие виды внимания.

Непроизвольное внимание, генетически ис­ходное, не связанное с сознательными намерениями субъекта и представ­ленное ориентировочным рефлексом, возникающим при воздействии неожиданных и новых раздражителей; обуславливается особенностями объекта - силой воздействия, новизной и пр.

Произвольное (сознательно регулируемое) внимание, обусловлен­ное постановкой сознательной цели и представляющее высшую, специ­фически человеческую форму внимания; неразрывно связано с речью и социальным опытом личности.

Послепроизвольное внимание, опосредованное сознательными целя­ми и задачами деятельности, но не требующее для своего поддержания волевых усилий и повышенного психического напряжения; эта разновид­ность внимания связана либо с личностной значимостью и ценностью объекта, либо с увлеченностью и интересом к самому процессу деятель­ности, и обеспечивает его высокую продуктивность.

Н.Ф. Добрынин, предложивший данную градацию, предполагал наличие взаимопереходов между тремя указанными видами внимания.

В зависимости от локализации объекта внимания различают внима­ние

внешнее, связанное с восприятием предметов и явлений внешнего ми­ра, и

внутреннее, направленное на интрапсихические феномены. Переме­щение фокуса внимания во внутриличностный план сопровождает такие про­цессы, как фантазирование, активное воображение, аутогенное погружение, транс.

Другой вариант классификации - подразделение внимания на сен­сорное и интеллектуальное. Объектами первого выступают раздражители разных модальностей (например, зрительное и слуховое сенсорное внима­ние), тогда как второе сопровождает мыслительные и мнемические процес­сы и выделяет в качестве объектов воспоминания, идеи, мысли.

В истории психологии одна из наиболее ранних попыток классификации всего многообразия феноменов и проявлений внимания была предпринята У. Джемсом, который по разным критериям выделил три основные разновид­ности:

чувственное (сенсорное) и умственное (интеллектуальное),

непо­средственное (когда объект интересен сам по себе) и производное, опосредо­ванное,

непроизвольное, или пассивное (не требующее усилий) и произволь­ное (активное), сопровождающееся сознательным усилием. Как видно, данная классификация содержит в себе зачатки всех последующих, более поздних и детальных, в силу чего она не утратила научной ценности и в наши дни.

В исследованиях внимания основной научной проблемой следует при­знать проблему объективного критерия, позволяющего устанавливать опре­деленные границы изучения этой психической функции. Первоначально в психологии доминировал феноменологический критерий: вниманию соответ­ствовала сфера ясного сознания (или «актуального сознания» в противопо­ложность «фоновому»). Отличительным признаком при этом признавалась отчетливость и ясность того, что попадает в поле внимания. Позднее фено­менологический критерий был дополнен критерием продуктивности (внима­ние повышает общую продуктивность деятельности) и мнемическим критери­ем (запоминается то, что входит в поле внимания), а объективность методов исследования внимания повышалась путем регистрации внешних (физиоло­гических и поведенческих) его проявлений.

Наряду с направленностью, процесс внимания характеризуют следую­щие свойства:

избирательность (заключается в настройке на восприятие значимой информации),

объем,

распределение (на несколько объектов одновременно),

концентрация (степень сосредоточения на объек­те),

устойчивость (длительность концентрации на определенном объекте и способность сохранения качеств внимания во времени),

переключаемость (скорость переключения внимания с одного объекта на другой),

активность (степень включенности сознания и воли субъек­та в процесс внимания).

Первые эксперименты по изучению свойств внимания были проведе­ны уже во второй половине XIX века. Так в 1887 году французский психо­лог Ф. Полан впервые зафиксировал такой феномен, как распределение внимания: он декламировал знакомое стихотворение, одновременно запи­сывая другие стихи или производя простое умножение чисел, причем ни од­на из операций не замедлялась.

Позднее в 1895 году французским психоло­гом Б. Бурдоном был предложен корректурный тест, суть которого состо­ит в том, что испытуемому выдается бланк с набором написанных в строчку букв или других знаков и предлагается за определенный отрезок времени просмотреть в каждой строке все знаки, зачеркивая предложенными спосо­бами те из них, которые предварительно указаны экспериментатором.

Титченер предлагал изучать концентрацию внимания на фоне посте­пенно усиливающихся побочных (отвлекающих) воздействий. Он считал, что концентрация будет тем выше, чем интенсивнее окажется раздражитель, ко­торый первым отвлечет на себя внимание испытуемого.

Как показывают данные психофизиологиче­ских экспериментов, переключение внимания, тесно связано с такими свойствами нервной системы, как подвижность / инертность.

Объем внимания определяется количеством одномоментно (в пределах 0,1 секунды) отчетливо воспринимаемых объектов, незначительно отличает­ся от объема непосредственного запоминания (кратковременной памяти) и обычно принимается равным 3-5, редко 6 (по другим данным - 7±2) объектам у взрослого челове­ка и от 2 до 4 - у младших школьников.

Наши рекомендации