Общая характеристика работы
Учреждение образования
Белорусский государственный педагогический
университет имени Максима Танка»
Факультет психологии
Кафедра прикладной психологии
ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ ДЕТЕЙ-СИРОТ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
Курсовая работа
студентки 043 группы
4 курса специальности
«Психология»
Допущена к защите заочной формы получения
образования
__________ Акулич Ольги Владимировны
Защищена_______2014г. Научный руководитель -
с отметкой «__________» преподаватель
___________ Вертынская Лидия Александровна
Минск, 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………….
Общая характеристика работы…………………………………………………….
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ
1.1 Категория «жизненный сценарий личности» как объект исследования в отечественной и зарубежной психологии…………………………………..
1.2 Методы исследования жизненного сценария личности……………………
1.3 Анализ исследований социально-психологических проблем детей-сирот
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………...
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
2.1 Описание процесса исследования…………………………………………...
2.2 Интерпретация результатов исследования…………………………………
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….
Введение
Повышение качества жизни людей и понимание закономерностей развития их жизненного пути является приоритетным направлением современной науки. Это напрямую затрагивает вопросы планирования, конструирования и структурирования человеком собственной жизни, что включает в себя понятие «жизненный сценарий».
Ряд исследований посвящен изучению отдельных аспектов и факторов формирования жизненных сценариев, особенностей содержания жизненных сценариев в сфере трансляции личностью моделей сексуального, и гендерного поведения, специфики проявления жизненных сценариев личности в контексте построения моделей семейных и супружеских отношений, влияния культуры и субкультуры на содержание жизненных сценариев личности, взаимосвязи жизненного сценария личности и заболевания, а также отношения человека к своей смертности.
Однако определение жизненного сценария как социально-психологического феномена личности по-прежнему остается научной проблемой. Многомерность и междисциплинарность этого понятия обусловливает ряд подходов к его пониманию.
Первоначально теория сценария была разработана Э. Берном и К. Стайнером в середине 60-х годов 20 века. Жизненный сценарий Э. Берн определяет как текущий жизненный план, сформированный в раннем детстве под влиянием родителей. Это та психологическая сила, которая толкает человека к его судьбе, независимо от того, борется он с ней или утверждает, что поступает по собственной воле. Представители трансактного анализа делают акцент на неосознаваемости сценария, понимая его как «запрограммированную» с детства и управляющую жизнью человека структуру.
Отечественная психология, осуществляющая рассмотрение проблемы планирования жизненного пути личности и самореализации в контексте субъектного, смыслового и бытийного подходов, позволяет представить жизненный сценарий как смысловую систему, зависящую не только от социализирующего влияния, но и выстраиваемую самой личностью.
Наряду с понятием «жизненный сценарий» в психологических исследованиях в психотерапии используются и другие содержательно схожие категории, такие как «жизненный путь», «жизненная стратегия», «варианты жизни», «стиль жизни», «жизненная задача», «временная перспектива», «жизненная перспектива», «жизненная роль», «жизненная позиция» и др. (К.А. Абульханова-Славская, А. Адлер, Б.Г. Ананьев, Т.Н. Березина, Э. Берн, Ш. Бюлер, Е.И. Головаха, Н.В. Гришина, В.Н. Дружинин, П. Жане, П.Б. Кодесс, Л.Н. Коган, Е.Ю. Коржова, Ж.А. Леснянская, Н.А. Логинова, Ж. Нюттен, Л.А. Регуш, С.Л. Рубинштейн, А.Е. Созонтов, Л.В. Сохань, Й. Стюарт, К. Штайнер и др.). Эти термины различаются объектами будущего, уровнем обобщения и, вследствие этого, разным прикладным потенциалом, но за каждым из этих явлений, относящихся к будущему человека, стоят совершенно конкретные психические явления: переживания, жизненные планы, цели, ценности, уровни притязания, смысл жизни и т.д.
Конкретным жизненным воплощением сценария является жизненный путь личности. Рассматривая проблему жизненного пути, представитель гуманистической психологии Ш. Бюлер, провела аналогию между процессом жизни и процессом истории и объявила жизнь личности индивидуальной историей.
Таким образом, жизненный сценарий в большинстве работ по психологии и психотерапии представлен как категория, определяющая направленность поведения личности, определенную ориентацию личности на перспективу. Структурным воплощением жизненного процесса и его позитивной части — жизненной перспективы — становится жизненный план, который представляет собой стратегию жизни. Совокупность жизненных тактик образует жизненный сценарий.
Особенности развития категории детей из домов ребенка активно изучались зарубежными (Л. Адлер, А. Фрейд, Дж. Боулби, С. Прованс, Р. Липтон и др.) и отечественными (Т. М. Землянухина. М. И. Лисина. С. И. Мещерякова и др.) психологами.
Многочисленные исследования показывают, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, прежде всего, эмоциональных и деловых отношений между людьми. Потеря семьи – тяжелейшая трагедия в жизни ребенка, которая оставляет глубокий след в его судьбе.
Многие дети получают неблагоприятный опыт проживания в родительской семье, еще до поступления в детский дом. Причины того, что родители не справляются с задачей воспитания детей, могут быть разные: алкоголизация родителей, их недееспособность в связи с психическими заболеваниями, преждевременная смертность. Часто дети-сироты имеют опыт жестокого обращения в семье. Раннее «социальное» сиротство разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального развития (Шипицына Л.М.).
В настоящее время, особо остро стоит проблема самоопределения детей-сирот в различных сферах жизнедеятельности: профессиональной, личной, общественной. Самоопределение предполагает конструирование определенной модели своей жизни, включающей в себя ценности, представления о себе и окружающих, цели и способы их достижения. В качестве такой модели, формирующейся в процессе самоопределения, может выступать жизненный сценарий личности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования:проблемой жизненного сценария давно заинтересовались как отечественные, так и зарубежные психологи.
Наиболее актуальной, в настоящее время, остается проблема жизненного сценария детей-сирот, так как многие из них накопили достаточно большой негативный социальный опыт в своих биологических семьях. Жизненный сценарий накладывает отпечаток на все аспекты жизни человека (работа, учеба, взаимоотношения с людьми, семейные отношения). Повышение качества жизни людей и понимание закономерностей развития их жизненного пути является приоритетным направлением современной науки. Это напрямую затрагивает вопросы планирования, конструирования и структурирования человеком собственной жизни, что включает в себя понятие «жизненный сценарий». И несмотря на значительное количество исследований, до сих пор нет единого мнения, о том, какие факторы влияют на развитие и построение жизненного сценария.
Анализ отечественных и зарубежных исследований показывает, что проблемами детей-сирот занимались многие авторы, однако, вопрос жизненного сценария детей-сирот недостаточно изучен.
Объект исследования: жизненный сценарий личности
Предмет исследования: жизненный сценарий детей-сирот юношеского возраста
Цель курсовой работы -исследовать жизненный сценарий детей-сирот юношеского возраста
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие «жизненный сценарий личности»;
2. Обосновать целесообразность использования нарративного интервью и проективной диагностики в изучении жизненного сценария детей-сирот;
3. Изучить жизненные истории детей-сирот юношеского возраста и сделать их нарративный анализ;
4. Выявить содержание культурных сценариев «типичной» и «идеальной» жизни детей-сирот юношеского возраста;
5. На основании проинтерпретированных частных случаев описать особенности жизненных сценариев детей-сирот юношеского возраста (основные паттерны сценарного процесса, жизненные позиции, Эго-состояния и т.д.).
Методология исследования: теоретико-методологическую основу работы составил психодинамический подход, основная мысль которого основывается на том, что жизненный сценарий выступает как бессознательная структура, выстраиваемая преимущественно на основе родительского программирования и лишь достраиваемая личностью в процессе жизнедеятельности.
В основе эмпирического исследования, лежит событийно-биографический подход, который подчеркивает уникальность жизненного пути каждого человека, а так же необходимость превращения психологии личности в психологию жизненного пути, основой периодизации которого могут стать конкретные жизненные (биографические) события , в которых социальные явления и с другой стороны психофизиологические процессы переживаются личностью.
В качестве диагностического метода использовано нарративное интервью, которое состоит из 3-х этапов:
На первом этапе задается нарративный импульс, который состоит из следующего текста «Я хотела бы попросить Вас рассказать историю Вашей жизни. Лучше всего, если Вы начнете с момента рождения, с того времени, когда Вы были ребенком, и расскажете затем обо всем, что с Вами происходило вплоть до настоящего времени. Вы можете говорить даже о деталях, так как меня интересует все, что важно для Вас самого. Время Вашего рассказа не ограничено. Когда почувствуете, что уже все, что хотели, рассказали, то дайте об этом знать. Сначала я буду слушать, и делать некоторые заметки, а после того, как Вы закончите рассказывать, задам несколько вопросов».
На втором этапе респонденту задаются вопросы о событиях, упомянутых им ранее в своем повествовании, касаемые прерванных линий рассказа и малопонятных мест.
На третьем этапе интервью, респондент дает оценки и объяснения по поводу событий своей жизни.
Анализ нарратива состоит из последовательных этапов:
1. Анализ биографических фактов;
2. Тематический и текстовой анализ полей;
3. Реконструкция структуры случая;
4. Детальный анализ отдельных фрагментов текста;
5. Контрастирование рассказанной и пережитой истории;
6. Построение теоретической модели (наиболее характерные модели построения жизненного сценария детей-сирот).
Также была использована проективная методика В.В. Нурковой (примененная в эмпирическом исследовании «Влияние культурного сценария на структуру автобиографической памяти»), предполагающая выполнение испытуемыми двух заданий с заполнением ими заранее подготовленных бланков:
Инструкция задания 1: «Представьте, что в тот же день, что и Вы, на свет появился младенец того же пола, что и Вы. Ему предстоит прожить обычную жизнь в Вашей стране. Какие семь наиболее значимых событий, по Вашему мнению, произойдут в его жизни? Оцените в процентах вероятность наступления каждого из названных событий в его жизни (от 1 до 100%). Оцените по 7-балльной шкале важность каждого события.
Инструкция задания 2: «Представьте, что этому младенцу предстоит прожить идеальную жизнь: наилучшую, которую только можно представить. Какие семь наиболее значимых событий, по Вашему мнению, произойдут в его жизни? Так же, как и в первом задании, проведите оценку вероятности наступления и степени важности названных Вами событий идеальной жизни человека».
Для обработки данных, в исследовании Нурковой, подсчитывался процент испытуемых, упомянувших определенное событие, среднее значение оценок субъективной вероятности наступления каждого события и его важности, средний ожидаемый возраст наступления события.
Список литературы:
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. 3-е изд. 2001. http://bookap.info (дата обращения 13.02.2014)
3. Берн Э.Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. 4-е изд. М., 2005.
4. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000.
5. Гришина Н.В. Жизненные сценарии: нормативность и индивидуализация. Психологические исследования, 2011b. 3(17), 6. http://psystudy.ru (дата обращения 18.02.2014)
6. Гришина Н.В. Ситуационный подход и его эмпирические приложения. Психологические исследования, 2012, 5(24), 2. http://psystudy.ru (дата обращения 18.02.2014)
7. Карпинский К.В. Психология жизненного пути личности. Учебное пособие по разделу «Психология личности», курса «Общая психология» http://lib100.com/book/common(дата обращения13.03.2014)
8. Карташова А. В.Специфика детских заболеваний. Сценарный анализ // Актуальные проблемы клинической и прикладной психологии : материалы Первой междунар. науч.-практ. конф. / под ред.Н. А. Кравцова, Р. В. Кадырова. Владивосток, 2009. http://www.sgu.ru/sites/default/files/journal/izvestia/pdf/2014/01/20/4-2013 (дата обращения 20.03.2014)
9. КоролёваА.А. Ярославский педагогический вестник– 2011 – № 3 – ТомII(Психолого-педагогическиенауки) http://vestnik.yspu.org/releases/2011_3pp/50.pdf (дата обращения 15.03.2014)
10. Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: Вы, мы, он, ты, я. - М.: Мысль, 1989.
11. Кузнецова Н. В. Индивидуально-типологические комплексы жизненного сценария и стратегических менеджерских способностей. дис. канд. пед. наук.Уфа, 2004. http://www.sgu.ru дата обращения (18.02.2014)
12. Мдивани М.О., Кодесс П.Б. Методика исследования жизненных стратегий личности // Вопросы психологии. 2006.
13. Нуркова В.В. Анализ феноменов автобиографической памяти с позиций культурно-исторического подхода. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук Москва – 2009. http://www.psy.msu.ru (дата обращения 28.02.2014)
14. Резник Ю.М., Резник Т.Е. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. М., 1995. Резник Ю.М., Смирнов Е.А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). М., 2002.
15. Нуркова В.В. Автобиографическая память: «сгущения» в субъективной картине прошлого. Психологический журнал.- 2005г.- т. 26.- №2.- С.22-32.
16. Войкунский А.Е., Скрипкин С.В. Качественный анализ данных как инструмент научного исследования. Вестник Моск. Ун-та.-Сер.14, Психология.-2001.-№ 2.-С.93-109.
17. Квале С. Исследовательское интервью. - М.: Смысл, 2003. – 301 с.
18. Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях. Социология: 4М.-1994.-С. 34-43.
19. Вертынская Л.А. Нарратив: в пределах текста. Диалог. Психологический и социально-педагогический журнал. – 2014. - №2.- С. 37 – 42.
20. Вертынская Л.А. Нарратив: в пределах текста. Диалог. Психологический и социально-педагогический журнал. – 2014. - №3.- С. 33 – 35.
21. Вертынская Л.А. Биографический нарративный текст как эмпирический объект анализа в психологии. Диалог. Психологический и социально-педагогический журнал. – 2013. - №10.- С. 38 – 43.
22. Прихожан A.M., Толстых H.H. Психология сиротства. Текст. / A.M. Прихожан H.H. Толстых Н.Н. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 400 с.
23. Присяжная Н.В. Дети-сироты: постинтернатное жизнеустройство Текст. / Н.В. Присяжная // Социологические исследования.- 2007.- №11. - С. 54 - 63.
24. Недожогина H.B. Формирование положительного образа семьи у социальных сирот подросткового возраста в условиях приюта. Текст. / Н.В. Недожогина: авто-реф. дис. . канд. психол. наук. Ижевск, 2006. - 20 с.
25. Назарова И.Б. Возможности и условия адаптации сирот Текст. / И.Б. Назарова // Социологические исследования. 2001. - С. 70 - 77.
26.
27.