I. Общая характеристика работы

Скулаков, Р. М.Международно-правовая регламентация формирования государственной территории и установления государственной границы России :Автореферат на соискание ученой степеникандидата юридических наук.

I. Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. В современный период в России, как и в мире в целом, происходят значительные геополитические и социально-экономические изменения. Последним значимым событием стал распад СССР, в связи с чем кардинально изменилась государственная территории и границы России. Отдельные ранее исконно российские территории перешли в состав сопредельных государств. Распад СССР создал проблему международно-правового оформления государственных границ как для России, так и для бывших союзных республик, ставших новыми независимыми государствами.

Работа по завершению международно-правового оформления Государственной границы тесно взаимосвязана с обеспечением национальной безопасности России, целостности ее территории и неприкосновенности ее границ.

Военно-правовая наука призвана разработать теоретические и правовые меры обеспечения формирования и целостности государственной территории России, установления и международно-правового закрепления неприкосновенности ее границ на основе общепризнанных принципов и норм международного права.

На ФСБ России законом[1] возложены полномочия по обеспечению защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, что предполагает активное участие этого федерального органа исполнительной власти в ее установлении.

Актуальность настоящего исследования, по нашему мнению, обусловлена:

во-первых, проведением научного исследования правовых основ формирования государственной территории и установления Государственной границы России, обеспечения ее территориальной целостности и неприкосновенности границы;

во-вторых, выявлением историко-правового опыта формирования государственной территории и установления Государственной границы России в целях учета этого опыта в деятельности государства по ее защите и охране;

в-третьих, дальнейшей разработкой понятия «Государственная граница Российской Федерации» с целью совершенствования норм российского законодательства по ее установлению с определением места и роли Пограничной службы ФСБ России в этом процессе.

Степень научной разработанности темы. Формирование государственной территории и установление государственной границы являются важным объектом, регулируемым нормами международного и военного права отдельных государств, находящимся в поле зрения ученых и практиков. Несмотря на наличие определенного числа диссертационных, монографических трудов, правовая регламентация формирования государственной территории и установления Государственной границы России не получила достаточно полного и комплексного освещения в правовой научной литературе. Проведенные исследования можно разделить на несколько групп.

Первую группу составляют работы, посвященные исследованию международно-правовых основ формирования государственной территории и установления государственных границ. Это известные работы российских и зарубежных ученых-правоведов: С.Н. Бабурина, Ю.Г. Барсегова, Я. Броунли, Л.И. Воловой, А.В. Гефтера, Г. Кельзена, Б.М. Клименко, A.M. Ладыженского, Ф. Листа, Ф.Ф. Мартенса, П.К. Менона, С.В. Молодцова, Д.П. О-коннела, Л. Оппенгейма, А.А. Першина, А.А. Порка, С.С. Семенова, Г.Б. Старушенко, П. Сурии, И.П. Трайнина, Г.И. Тункина, Н.А. Ушакова, А Фердросса, Ч. Хайда, В.Б. Чамарова, С.В. Черниченко, А.А. Чобана, B.C. Шевцова, М.В. Яновского и других[2].

Указанные авторы в своих работах дали научную оценку понятию, составу и статусу государственной территории; основаниям и способам изменения государственной территории; понятию государственной границы и порядку ее установления; суверенитету государства; территориальной целостности государства; неприкосновенности государственной границы; понятию территориального спора; мирному урегулированию территориальных споров и другим.

Вторая группа работ связана, прежде всего, с историческим и историко-правовым анализом формирования государственной территории и Государственной границы России. Она включает в себя труды В.Г. Буткевича, С.А. Гуреева, Е.И. Дружининой, Н.А. Дьяковой, А.В. Золова, Н.М. Карамзина, П.П. Кремнева, А.А. Порка,

Э.А. Пушмина, А.Е. Рябченко, С.И. Сулькевича, В.А. Сурнина, М.А. Чепелкина, Г.Г. Шинкарецкой, С.И. Яновской и других[3].

В научных работах данных авторов исследовались, прежде всего, исторические аспекты формирования государственной территории и Государственной границы России в конкретные периоды времени. Часть работ посвящена вопросам правопреемства в отношении границ России; изменения государственной территории России; анализу законодательства в вопросах изменения и установления границ России; проблемам утраты отдельных территорий России; рассмотрению правового статуса конкретных территорий.

Третью группу трудов составляют исследования и публикации, раскрывающие правовой статус Пограничной службы Российской Федерации (до упразднения и передачи ее функций ФСБ России) и проблемы его совершенствования. Эти положения содержатся в работах С.А. Булашова, А.И. Василенко, В.И. Захаренко, А.И. Николаева, Д.С. Субботкина, А.И. Тымко, В.Э. Хандожко и других[4]. В настоящее

время комплексных работ, определяющих место и роль Пограничной службы Российской Федерации в международно-правовом оформлении Государственной границы России, недостаточно.

Анализ всех трудов вышеперечисленных ученых позволяет сделать вывод о том, что к настоящему времени тема, связанная с международно-правовой регламентацией формирования государственной территории и установления Государственной границы России, исследована с недостаточной полнотой.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере формирования государственной территории и установления Государственной границы России с участием Пограничной службы ФСБ России.

Предмет исследования - теория и практика международно-правового регулирования формирования государственной территории и осуществления правовых основ установления Государственной границы России с участием Пограничной службы ФСБ России.

Цель исследования - комплексный анализ общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров и законодательства России, международно-правовой теории для выявления военно-правовых основ формирования государственной территории и установления Государственной границы Российской Федерации, разработка и обоснование предложений по совершенствованию государственных мер обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, защиты и охраны ее Государственной границы с участием Пограничной службы ФСБ России.

Данная цель определила постановку следующих задач:

- раскрыть содержание понятия государственной территории России и ее правового статуса, обеспечивающего ее целостность;

- выявить современные основания изменения государственной территории, влияющие на защиту и охрану Государственной границы России;

- разработать предложения по совершенствованию государственных мер обеспечения территориальной целостности России на основе международно-правовых принципов и норм;

- показать на основе историко-правового анализа этапы формирования государственной территории и установления Государственной границы России для совершенствования механизма ее защиты и охраны;

- выявить кардинальное различие правового статуса государственных и административных границ на примере СССР и Российской Федерации в обеспечении целостности государственной территории и нерушимости Государственной границы;

- уточнить понятие и содержание государственной границы в интересах дальнейшего совершенствования законодательства России о Государственной границе;

- определить место и роль Пограничной службы ФСБ России в международно-правовом оформлении Государственной границы Российской Федерации.

Методологическая основа исследования выразилась в использовании современной методологии анализа социальных явлений и процессов, включающего общенаучные и частнонаучные методы исследования. Особое внимание уделялось применению конкретно-исторического, сравнительно-правового, формально-юридического, системно-логического, структурно-аналитического и других методов.

Нормативной основой исследования явились общепризнанные принципы и нормы международного права: Устав Организации Объединенных Наций 1945 г.; Заключительный акт СБСЕ 1975 г.; Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.; Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., а также законодательные акты Российской Федерации, прямо или косвенно регулирующие отношения в сфере формирования государственной территории и установления Государственной границы России: Конституция Российской Федерации1993 г.; федеральные конституционные законы; федеральные законы; указы Президента Российской Федерации; постановления Правительства Российской Федерации, а также Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 10 января 2000 г.,

Основы пограничной политики Российской Федерации, утвержденные Президентом Российской Федерации 5 октября 1996 г. и другие.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что в ней впервые предпринята попытка комплексного анализа правовой регламентации формирования государственной территории и установления Государственной границы России с участием Пограничной службы ФСБ России. Кроме того, раскрыто содержание современного понятия государственной территории России, необходимого для выработки мер, обеспечивающих ее целостность; выявлены современные основания изменения государственной территории, влияющие на защиту и охрану Государственной границы России; исследованы правовые основы территориальной целостности России и разработаны предложения по совершенствованию государственных мер ее обеспечения; показаны на основе историко-правового анализа тенденции формирования государственной территории и установления Государственной границы России, необходимые для совершенствования механизма защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; выявлено различие правового статуса государственных и административных границ на примере СССР и Российской Федерации; раскрыто содержание понятий, порядка и способов установления государственной границы для совершенствования законодательства в сфере защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также ее международно-правового оформления в условиях упразднения ФПС России; определены место и роль Пограничной службы ФСБ России в международно-правовом оформлении Государственной границы Российской Федерации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Уточненные автором определения понятий «Государственная граница Российской Федерации» (с предложением внесения изменения в статью 1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации»); «делимитация» и «демаркация» государственной границы, которые следует изложить в следующей редакции:

«Государственная граница Российской Федерации - это установленная на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации линия и проходящая по этой линии вертикальная и горизонтальная поверхности, обозначающие пространственный предел действия государственного суверенитета на суше, водах, в подземном, подводном и воздушном пространстве».

«Делимитация государственной границы - это определение сопредельными государствами точного прохождения государственной границы между ними, с подробным ее описанием и нанесением на топографическую карту, которая фиксируется в международном договоре».

«Демаркация государственной границы - это фактическое обозначение установленной международным договором Государственной границы (делимитированной) на местности смешанными комиссиями, посредством установки системы пограничных знаков (пограничных столбов, пирамид, речных и морских буев и других)».

2. Вывод, сделанный диссертантом, о том, что современные нормативные правовые акты России в недостаточной мере обеспечивают регулирование формирования государственной территории России и защиту ее целостности, а существующие законопроекты по этим вопросам требуют доработки. В связи с этим предлагается разработанный диссертантом проект Федерального закона «Об обеспечении территориальной целостности Российской Федерации» (Приложение 1).

3. Предложения по совершенствованию правового регулирования деятельности российских делегаций в смешанных демаркационных комиссиях, по демаркации Государственной границы Российской Федерации, представленные в структуре проекта «Положение о российской делегации в демаркационной комиссии», прилагаемого к диссертации и которое могло бы быть утверждено, по мнению диссертанта, Правительством Российской Федерации (Приложение 3).

4. Вывод о необходимости правового оформления преемственности функций упраздненной ФПС России в вопросах, касающихся защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, для вновь образованной Пограничной службы ФСБ России.

Практическое значение диссертационного исследования заключается в том, что полученные теоретические положения, результаты анализа и оценки, выводы и предложения позволяют уточнить и дополнить обсуждающиеся в военно-правовой науке предложения о совершенствовании правовой регламентации обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, защиты и охраны ее Государственной границы.

Положения, выводы и рекомендации, выносимые на защиту, могли бы быть использованы, по мнению диссертанта, в процессе делимитации, демаркации и редемаркации Государственной границы Российской Федерации, при совершенствовании законодательства о Государственной границе Российской Федерации и об обеспечении ее

территориальной целостности. Они могут быть использованы при подготовке учебников, учебных пособий и специальных курсов международного и военного права по вопросам, касающимся территории в международном праве, государственных границ, места и роли Пограничной службы ФСБ России в правовом оформлении Государственной границы Российской Федерации, а также в процессе обучения курсантов высших военных учебных заведений ФСБ России.

Апробация результатов диссертационного исследования. Результаты диссертационного исследования получили апробацию в чтении лекций и проведении семинарских занятий по дисциплинам «Международное право» и «Административное право Российской Федерации» с курсантами Московского военного института Федеральной пограничной службы Российской Федерации.

Основные результаты диссертации отражены в трех опубликованных статьях общим объемом более 2,0 п. л.

Кроме того, материалы диссертации внедрены в учебный процесс Московского военного института Федеральной пограничной службы Российской Федерации.

Основные положения диссертации обсуждались на заседании кафедры специальных юридических дисциплин Московского военного института Федеральной пограничной службы Российской Федерации.

Предложения по совершенствованию действующего законодательства были направлены в Правовое управление ФПС России и приняты к реализации в практической деятельности Пограничной службы Российской Федерации.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав (семи параграфов), заключения, библиографического списка использованной литературы, приложений.

II. Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования, рассматривается степень ее разработанности, излагаются объект, предмет, цель, задачи, методологическая и нормативная основы исследования, формулируются научная новизна, положения, выносимые на защиту, показывается теоретическая и практическая значимость, апробация и структура диссертационной работы.

В первой главе «Международно-правовые основы формирования и обеспечения целостности государственной территории России» диссертантом проведено исследование основных международно-правовых теорий, и выявлено современное содержание поня-

тия «государственная территория», рассмотрены возможные основания изменения государственной территории, определены международно-правовые и внутригосударственные основы обеспечения территориальной целостности России, и разработан проект Федерального закона «Об обеспечении территориальной целостности Российской Федерации».

В первом параграфе «Понятие, состав и правовой статус государственной территории» исследуются основные международно-правовые теории относительно государственной территории, определяется современное содержание понятия и состав государственной территории России, необходимые для выработки мер обеспечения ее целостности, выявления правовых основ размещения Вооруженных Сил Российской Федерации на территории иностранных государств с целью создания условий надежной защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

По мнению диссертанта, исследование международно-правовых теорий по поводу территории государства («Теория вещного права монарха», «Теория объективно-публичного права», «Теория пространственного права», «Теория компетенции» и «Теория международной собственности») показывает, что они формировались вместе с развитием общества и в современный период времени не соответствуют действующему международному праву. Указанные теории могли предусматривать распоряжение государственной территорией как вещью, насильственный захват чужой территории, распространение сферы интересов одного государства на территорию другого, применение к государственной территории различных цивилистических концепций.

Анализ трудов ученых позволил диссертанту определить современное содержание понятия «государственная территория».

По нашему мнению, к правовому статусу государственной территории нецелесообразно применять институт собственности, используемый внутригосударственным гражданским правом в отношении вещей. Поскольку государственная территория - это признак всего государства, то ее понятие в международном публичном праве и в международных отношениях должно восприниматься целостно, и к ней должен применяться термин «государственный суверенитет».

В состав государственной территории России входят материковая часть (острова, анклавы, архипелаги), водные Пространства (территориальное море, внутренние морские воды, реки, озера, каналы и др.), воздушное пространство, а также недра, которые находятся в пределах ее Государственной границы.

11.

Российская Федерация для обеспечения целостности своей государственной территории, защиты и охраны Государственной границы располагает свои Вооруженные Силы на территории иностранных государств, в том числе подразделения пограничных войск ФСБ России (например, пограничные и оперативные группы в Киргизской, Таджикской, Белорусской, Казахской республиках и Туркменистане). Правовой статус территорий, на которых располагаются воинские формирования России (военные базы, аэродромы), а также воинских подразделений определяется соответствующими международными договорами. Согласно этим международным договорам части территории иностранного государства, на которой расположены воинские формирования России, не входят в состав государственной территории Российской Федерации, но на такую территорию распространяется ее юрисдикция, связанная с присутствием ее войск на этой территории.

Во втором параграфе «Основания и способы изменения государственной территории», исходя из анализа международно-правовых теорий относительно государственной территории, диссертантом исследуются основания изменения государственной территории, которые влияют на разработку Россией и другими государствами мер по обеспечению территориальной целостности, защите и охране Государственной границы.

Международному и военному праву известно много оснований изменения статуса территории. По мнению диссертанта, все основания изменения государственной территории можно разделить на две группы.

Первую группу составляют основания, которые существовали в период классического международного права, до принятия Устава ООН. Все основания называются традиционными, которые разделены на две группы - первоначальные (original): открытие; символическая аннексия и оккупация (эффективная), и производные (derivative): приобретательская давность (prescription); цессия и завоевание.

Отдельные работы позволяют классифицировать традиционные основания изменения территории в зависимости от статуса территории. Например, к terra nullius (ничейной территории) применялись такие основания, как открытие, символическая аннексия и оккупация. К уже захваченной территории, находящейся под суверенитетом какого-либо государства, применялись такие основания, как приобретательская давность, цессия, завоевание и самоопределение.

Диссертант считает, что допустимость по классическому международному праву завоевания одним государством другого стиму-

лировало разработку государствами, в том числе и Россией, военных мер обеспечения целостности государственной территории, защиты и охраны государственной границы.

В целом все вышеперечисленные основания изменения территории не соответствуют современному международному праву[5] и уровню развития мирового сообщества, так как они, в большинстве своем, основывались на насилии.

Вторую группу составляют основания изменения государственной территории, которые существуют и развиваются в современном международном праве, после принятия Устава ООН:

1) осуществление народами и нациями своего права на самоопределение путем образования новых независимых государств на бывших зависимых территориях, объединения двух или нескольких независимых государств, присоединения к существующему независимому государству, разделения существующего независимого государства, установления политического статуса, свободно определенного народом в составе суверенного государства.

Исследовав международно-правовые акты, диссертант делает вывод о том, что реализация права народа на самоопределение носит многовариантный характер. Во-первых, реализация этого права была предназначена, прежде всего, для народов, которые находились в колониальной зависимости от иностранных метрополий, чья территория была насильственным образом захвачена. Во-вторых, право народа на самоопределение может осуществляться при закреплении в законодательстве государства права народа на свободный выход из его состава. Возможности реализации права народа на самоопределение должны сочетаться и применяться в сочетании с такими принципами международного права, как нерушимость границ и территориальная целостность государства, которые призваны установить стабильность существующих государственных границ и нераздельность государственной территории.

По мнению диссертанта, при реализации народом права на самоопределение в любой из указанных форм (образование, разделение, объединение, присоединение), до непосредственного решения вопроса самоопределения, должны быть подготовлены соглашения о бу-

дущих государственных границах. Это позволит предотвратить в будущем возможные территориальные претензии;

2) цессия в следующих формах: а) обмен участками территории между государствами; б) уступка части территории одним государством другому; в) дарение части территории одного государства другому; г) аренда части территории одного государства другим.

Цессия как основание изменения государственной территории должна основываться на результатах референдума как наиболее полного и демократичного выявления воли народа. Публичная власть будет иметь право распоряжаться отдельными участками государственной территории только в случае, если ей такое право будет предоставлено конституцией или иным законом, принятым на всенародном голосовании (референдуме);

3) отторжение части территории государства как санкция за агрессию.

По мнению диссертанта, часть территории государства-агрессора может быть отторгнута в пользу потерпевшего государства, если эта территория использовалась исключительно для подготовки и осуществления акта агрессии (размещение и использование вооруженных сил, оружия и техники), а также к государству, предоставившему часть своей территории другому государству для осуществления акта агрессии против третьего государства, может быть применена санкция в виде отторжения такой территории в пользу государства, пострадавшего от агрессии[6];

4) возвращение незаконно переданных территорий.

По мнению автора, возвращение государством незаконно переданных территорий - это самостоятельное (добровольное) действие государства по передаче части своей территории государству, суверенитет которого распространялся на нее ранее, и которую оно получило незаконным способом, с обязательным заключением международного договора.

Самостоятельность указанного основания обосновывается диссертантом тем, что:

- цессия, в отличие от «возвращения», предполагает распоряжение частью территории государства, которая находится под его

суверенитетом и юридически ему принадлежит/При «возвращении» часть территории находится под суверенитетом государства, но юридически никогда ему не принадлежала;

- в случае применения санкции за агрессию часть территории государства будет отторгаться принудительным способом, по решению компетентного международного органа, тогда как «возвращение» предполагает добровольную передачу части территории государства по международному договору.

Современные основания изменения государственной территории, по мнению диссертанта, создают более совершенную основу для мирного формирования территории государств.

В третьем параграфе «Международно-правовые аспекты территориальной целостности России», исходя из современного понятия государственной территории, оснований ее изменения, диссертантом исследуются международно-правовые акты, законодательство России в области обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, и для совершенствования этого процесса разработан проект Федерального закона «Об обеспечении территориальной целостности Российской Федерации».

Во-первых, правовую основу мер обеспечения территориальной целостности России составляют общепризнанные принципы и нормы международного права[7].

Во-вторых, на основе принципов и норм международного права меры, обеспечивающие территориальную целостность, закрепляются в нормативных правовых актах Российской Федерации[8].

Анализ нормативных правовых актов Российской Федерации в области формирования государственной территории и обеспечения ее территориальной целостности позволил автору сделать вывод о том, что существующие нормативные правовые акты не в полной мере соответствуют социально-политической обстановке в России. Существующие проекты законов об обеспечении территориальной целостности Российской Федерации должны быть обобщены, доработаны в соответствии с федеральным законодательством и нормами международного права.

По мнению соискателя, необходимо принять Федеральный закон «Об обеспечении территориальной целостности Российской Федерации». В проект указанного федерального закона диссертант включил нормы, регулирующие процедуру обмена Российской Федерацией с сопредельными иностранными государствами равными земельными и водными участками территории, порядок сдачи участков территории России в аренду иностранному государству, определил случаи использования Вооруженных Сил для защиты целостности России, что создаст условия для совершенствования правового регулирования защиты и охраны ее Государственной границы.

Во второй главе «Историко-правовой анализ формирования государственной территории и установления Государственной границы России» диссертантом проводится исследование формирования государственной территории и границ России с периода зарождения Российского государства и до сегодняшнего дня, выявляются основные тенденции и периоды этого процесса, проводится соотношение административных и государственных границ (на примере СССР и Российской Федерации), и определяются последствия признания административных границ РСФСР Государственной границей Российской Федерации.

В первом параграфе «Историко-правовые аспекты формирования государственной территории России и установления ее границ» выявляются основных тенденций и периоды формирования государственной территории и границ России.

Автор считает, что первыми территориями России, в которых зарождается государственность, следует считать древние города, в которых проживал древнерусский народ - Ладога, Новгород и Киев.

Диссертант выявляет три основные тенденции формирования государственной территории и границ России, в частности:

1) в основном мирный путь формирования государственной территории России посредством освоения огромных территорий от

Балтийского моря до Тихого океана русскими землепроходцами, т.е. путем приращения осваиваемых близлежащих территорий (эффективная оккупация), при этом местное население не изгонялось из мест его постоянного проживания и не уничтожалось, что отличало ее от западных империй;

2) русское государство постоянно оборонялось и вело войны с агрессивными сопредельными государствами и народами, угрожавшими безопасности его границ и территориальной целостности. Агрессия со стороны этих народов создала условия для объединения в составе Российского государства к началу XI века практически всех крупных союзов восточных славян. Россия участвовала во многих войнах, которые, в основном, были направлены на обеспечение безопасности своей государственной территории и границы, а не на захват чужой территории. Основные территориальные изменения закреплялись в международных актах;

3) обращения соседних народов с просьбами о вхождении в состав Русского государства. Россия, принимая обращения соседних народов (Астраханское ханство, ногаи, калмыки, Кабарда, Дагестан, Киргизия, Грузия, Украина и др.), присоединяла их территорию и население к своему государству. Таким путем, входя в состав России, народы пытались избавиться от постоянных нападений и насильственной ассимиляции агрессивных государств и народов.

В истории формирования государственной территории и границ России, по мнению диссертанта, выделяется три основных периода: 1) формирование территории и границ Российской империи; 2) создание СССР, где Россия продолжала существовать не в рамках своих исторических границ, а в рамках РСФСР; 3) создание Российской Федерации.

СССР фактически существовал как унитарное государство, оформил в международно-правовом плане и обустроил свою Государственную границу, что повысило надежность ее защиты и охраны.

Вследствие распада СССР, который, по мнению диссертанта, произошел незаконно, Россия продолжает существовать в настоящее время лишь в границах РСФСР, так как границы РСФСР с соседними союзными республиками были признаны Государственной границей Российской Федерации. При выходе союзных республик из состава СССР не был решен главный вопрос, касающийся территорий и будущих государственных границ, Незаконные провозглашения деклараций о государственном суверенитете союзных республик привели к тому,

что часть исторических территорий России перешла под суверенитет сопредельных ей государств.

Нерешенный вопрос о будущих государственных границах при распаде СССР предопределил существующую проблему международно-правового оформления Государственной границы Российской Федерации с бывшими союзными республиками. Перед Россией встала проблема обустройства новой Государственной границы, что значительно усложняет ее защиту и охрану.

Во втором параграфе «Соотношение правового статуса государственных и административных границ на примере СССР и Российской Федерации» исследуются роль и значение административных границ, практика их изменения в СССР и ее последствия при формировании Государственной границы Российской Федерации.

По мнению диссертанта, роль административных границ исчерпывается интересами одного государства по управлению своей территорией в большей степени в административных и хозяйственных целях. Государство самостоятельно устанавливает и изменяет свои административные границы, разделяя на условные территориальные единицы всю государственную территорию, при этом не разделяет суверенитет государства, он всегда остается единым. Следовательно, правовой статус административных границ коренным образом отличается от правового статуса государственных границ, роль и значение административных границ не соотносится с государственными границами.

Практика изменения административных границ в СССР, по мнению диссертанта, обнаруживает множество нарушений конституционного законодательства. Во-первых, международные договоры СССР, влекущие изменения территорий союзных республик, заключались без получения соответствующего согласия союзных республик. Во-вторых, высшие органы государственной власти СССР принимали законодательные акты об изменении территории союзных республик по представлениям не уполномоченных на то республиканских органов власти и должностных лиц.

Несмотря на то, что формально союзные республики являлись независимыми государствами, никаких договоров о границах между ними не заключалось. В результате изменений административных границ отдельные территории России были переданы в состав других

республик.

Диссертант проводит подробное исследование в отношении принадлежности Клайпедского края Литве и Крыма Украине. По его мнению, это исконно русские территории, которые перешли в состав

указанных государств в нарушение законодательства СССР. Перед правительствами Литвы и Украины необходимо поставить вопрос о принадлежности им указанных территорий, провести демократические переговоры и решить вопрос о возвращении указанных незаконно переданных территорий России. С Литвой этот вопрос мог бы быть решен путем уступки России части своей территории взамен Клайпедскому краю для создания коридора до Калининградской области.

Признание административных границ СССР государственными границами бывших союзных республик произошло вопреки международной практике. Это повлекло за собой значительное сокращение исторической территории России, потребовало обустройства и нового международно-правового оформления Государственной границы Российской Федерации.

В третьей главе «Правовое регулирование участия Пограничной службы ФСБ России в международно-правовом оформлении Государственной границы Российской Федерации» исследуется содержание понятия «Государственная граница Российской Федерации», способы и основные этапы ее установления с участием Пограничной службы ФСБ России, на основании чего уточняется определение понятия «Государственная граница Российской Федерации», «делимитация» и «демаркация» государственной границы, предлагается совершенствование правового регулирования деятельности российских делегаций в демаркационных комиссиях.

В первом параграфе «Понятие государственной границы, порядок и способы ее установления, используемые в деятельности Пограничной службы ФСБ России» автором исследуется значение государственных границ в международных отношениях, развитие определения понятия «Государственная граница Российской Федерации» с последующим уточнением, рассматриваются этапы и способы установления государственной границы, и предлагается совершенствование правового регулирования демаркации Государственной границы Российской Федерации.

По мнению диссертанта, развивающиеся международно-договорные отношения, теория государственной границы вызывают необходимость учета всех основных признаков и переосмысления определения понятия «Государственная граница Российской Федерации» для совершенствования законодательства Российской Федерации.

Необходимо внести изменение в статью 1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» и изложить определение Государственной

границы Российской Федерации в следующей редакции: «Государственная граница Российской Федерации (далее - Государственная граница) - это установленная на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации линия и проходящая по этой линии вертикальная и горизонтальная поверхности, обозначающие пространственный предел действия государственного суверенитета на суше, водах, в подземном, подводном и воздушном пространстве».

Международная практика выработала два взаимосвязанных этапа установления государственной границы - делимитацию и демаркацию. Если возникает необходимость в проверке, уточнении, восстановлении ранее демаркированной государственной границы, проводится ее редемаркация.

Проанализировав существующие определения понятий «делимитация» и «демаркация», диссертант делает вывод о том, что в юридической науке нет общепринятых определений этих понятий, и они нуждаются в уточнении. По его мнению, делимитация государственной границы - это определение сопредельными государствами точного прохождения государственной границы между ними, с подробным ее описанием и нанесением на топографическую карту, которая фиксируется в международном договоре. Демаркация государственной границы - это фактическое обозначение установленной международным договором государственной границы (делимитированной) на местности смешанными комиссиями, посредством установки системы пограничных знаков (пограничных столбов, пирамид, речных и морских буев и других).

Государственная граница на суше может устанавливаться орографическим, геометрическим, астрономическим или смешанным способом. Практика установления государственных границ показывает, что в большинстве случаев используется смешанный способ, т.е. когда линия границы проводится в сочетании орографического и геометрического способов.

В соответствии с составом государственной территории принято различать сухопутные, водные (речные, озерные, границы других водоемов и морские) и воздушные границы (боковой и высотный предел) государства. Особое внимание диссертант уделяет высотному пределу воздушной территории государства, который на практике определен на высоте 100-110 километров от уровня океана, а не от уровня земли, что зачастую указывается в различных источниках. Автор указывает на этот факт, исходя из предложения СССР, сделанного на

18 сессии юридического подкомитета 2 апреля 1979 года, именно после этого высотный предел государственной территории начал использоваться в качестве обычной международно-правовой нормы.

Исследование правового регулирования демаркации Государственной границы Российской Федерации показывает, что состав российской делегации в демаркационной комиссии и инструкции для нее утверждаются постановлением Правительства Российской Федерации.

Диссертант считает, что в целях совершенствования правового регулирования демаркационной работы необходим нормативный акт, которой бы регулировал деятельность российской делегации и ее членов в демаркационной комиссии. Поскольку в работе российской делегации в демаркационной комиссии принимают участие, как правило, представители нескольких федеральных органов исполнительной власти, представители администраций приграничных субъектов Российской Федерации и другие лица (эксперты, переводчики), необходим единый нормативный акт, который может быть утвержден, по мнению автора, Правительством Российской Федерации. С этой целью он предлагает структуру проекта «Положение о российской делегации в демаркационной комиссии». Положение предусматривает понятие, основные цели создания делегации, ее задачи, принципы деятельности, порядок комплектования, требования, предъявляемые к членам делегации, их права, обязанности и ответственность, наименования документов, представляемых делегацией, порядок их подготовки и представления.

Во втором параграфе «Место и роль Пограничной службы ФСБ России в международно-правовом оформлении Государственной границы Российской Федерации» соискатель исследует нормативные правовые акты Российской Федерации, непосредственно регулировавшие деятельность Пограничной службы Российской Федерации, упразднившие ФПС России и передавшие ее функций ФСБ России, и делает вывод о необходимости правового оформления преемственности функций ФПС России, касающихся участия в установлении Государственной границы Российской Федерации, для вновь образованной Пограничной службы ФСБ России.

Как известно, ФПС России на основе нормативных правовых актов, непосредственно регулировавших ее деятельность, участвовала в процессе международно-правового оформления Государственной границы Российской Федерации. Поскольку в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 года № 308

«О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации»[9] с 1 июля 2003 года ФПС России была упразднена, а ее функции были переданы ФСБ России и в ее составе была создана Пограничная служба, автор исследует место и роль Пограничной службы ФСБ России в международно-правовом оформлении Государственной границы Российской Федерации в современных условиях.

По мнению диссертанта, место ФСБ России в международно-правовом оформлении Государственной границы Российской Федерации обуславливается тем, что она является федеральным органом исполнительной власти, координирующим деятельность других федеральных органов исполнительной власти в сфере защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации. При этом ее деятельностью руководит Президент Российской Федерации. Правительство Российской Федерации осуществляет координацию деятельности ФСБ России с деятельностью других федеральных органов исполнительной власти. Вся деятельность ФСБ России с иностранными государствами, связанная с выполнением задач по защите и охране Государственной границы Российской Федерации, согласовывается с Министерством иностранных дел Российской Федерации.

Роль ФСБ России в международно-правовом оформлении Государственной границы Российской Федерации обуславливается тем, что законодательство, непосредственно регулирующее ее деятельность, предусматривает непосредственное участие ФСБ России в делимитации (ведение переговоров, подготовка материалов для заключения международного договора), демаркации и редемаркации Государственной границы Российской Федерации (участие представителей ФСБ России в составе российских делегаций демаркационных комиссий).

По мнению диссертанта, исходя из нормативных правовых актов, регулирующих деятельность ФСБ России, Пограничная служба ФСБ России должна обладать всеми функциями упраздненной ФПС России, в том числе участвовать в международно-правовом оформлении Государственной границы Российской Федерации, за исключением функции, касающейся координации деятельности федеральных орга-

нов исполнительной власти в сфере защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования, делаются основные выводы и формулируются предложения по совершенствованию правовой регламентации формирования государственной территории и установления Государственной границы Российской Федерации, в частности;

- предлагается внести в ст. 1 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» изменение, уточняющее определение понятия «Государственная граница Российской Федерации»;

- уточняются определения понятий «делимитация» и «демаркация» государственной границы;

- предлагается проект Федерального закона «Об обеспечении территориальной целостности Российской Федерации» (Приложение 1);

- предлагается структура проекта «Положение о российской делегации в демаркационной комиссии» (Приложение 3).

Основные положения исследования отражены в следующих публикациях:

1. Историко-правовые аспекты формирования государственных границ России // Сб. науч. ст. № 7. - М.: МВИ ФПС России, 2002. -0,5 п.л.

2. Некоторые вопросы территориальной целостности в законодательстве России // Науч.-методич. сб. № 13. - Голицыне: ГВИ ФПС РФ, 2003.-0,3 п.л.

3. Международно-правовые аспекты территориальной целостности России // Сб. науч. ст. № 9. - М: МВИ ФПС России, 2003. -1,2 п.л.


[1] См.: Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «0 федеральной службе безопасности» (с изм. от 30 декабря 1999 г., 7 ноября 2000 г., 7 мая, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 15. - Ст. 1269; Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (с изм. от 10 августа 1994 г., 29 ноября 1996 г., 19 июля 1997 г., 24, 31 июля 1998 г., 31 мая 1999 г., 5 августа, 7 ноября 2000 г., 24 марта, 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 30 июня 2003 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. - № 17. - Ст. 594.

[2] См.: Бабурин С.Н. Территория государства: Теоретико-правовые проблемы: Дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 1998. - 297 с; Барсегов Ю.Г. Территория в международном праве. Юридическая природа территориального верховенства и правовые основания распоряжения территорией. - М.: Госюриздат, 1958. - 271 с; Его же. Самоопределение и территориальная целостность. - М., 1993. - 41 с; Броунли Я. Международное право: В 2 кн. / Под ред. Г.И. Тункина / Пер. с англ. 2-е изд. - М.: Прогресс, 1977; Brownlie I. Principles of Public International Law. Second edition. Clarendon press. -Oxford, 1973. - P. 135; Волова Л.И. Нерушимость границ - новый принцип международного права. - Ростов-н/Д, 1987. - 142 с; Гефтер А.В. Современное международное право. - СПб, 1880. - 475 с; Kelsen H. Principles of International Law. - N.Y., 1952. - 645 p.; Клименко Б.М. Государственная территория. Вопросы теории и практики междуна родного права. - М.: Международные отношения, 1974. - 168 с; Клименко Б.М., Порк А.А. Территория и граница СССР. - М.: Международные отношения, 1985. - 302 с; Ладыженский A.M. Юридическая природа территориального верховенства // Вестник МГУ. - 1948. - №10. - С. 35-46; Лист Ф. Международное право в систематическом изложении. - Ленинград, 1926. - 356 с; Мартене Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. - СПб., 1882. - Т. 1. - 418 с; Menon P.K. Title to Territory: Traditional Modes and Acquisition by States // Revue de droit international de sciences diplomatiques et politiques. - Geneva, Susse, 1994. - P. 5; Молодцов СВ. Некоторые вопросы территории в международном праве // Советское государство и право. - 1954. -№ 8. - С. 64.; O'Connell D.P. International Law. - Vol. 1. - New York, London, 1965. - 551 p.; Оппенгейм Л. Международное право: В 2 т. - М., 1949; Першин А.А. Теория государственных границ. - М.: Граница, 2001. - 222 с; Семенов С.С. Территория в международном праве. - М.: Известия, 1997. - 50 с; Старушенко Г.Б. Принцип самоопределения народов во внешней политике Советского государства. - М., 1960. - 230 с; Surya P. Sharma. Territorial Acquisition Disputes and International Law. Martinus Mijhoff Publishers. The Hague/BostoiVLondon, 1997. - 353 p.; Трайнин И.П. Вопросы территории в государственном праве // Известия Академии Наук СССР. - 1947. - №4. - С. 225; Тункин Г.И. Теория международного права. - М.: Международные отношения, 1970. - 511 с; Ушаков Н.А. Суверенитет в современном международном праве. -М.: Изд-во ИМО, 1963. -271 с; Фердросс А. Международное право / Пер. с нем. / Под ред. Г.И. Тункина. - М.: Изд-во ин. лит., 1959. - 652 с; Хайд Ч.Ч. Международное право, его понимание и применение Соединенными Штатами Америки / Пер. с англ. - М.: Изд-во ин. лит., 1951. -Т. 2. - 596 с; Чамаров В.Б. Международно-правовые проблемы разграничения государственных территорий и морских пространств: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2001. -205 с; Черниченко СВ. Нормы и принципы международного права: Учеб. пособие. -М.: Науч. кн., 1998. - 27 с; Чобан А.А. Государственный суверенитет: теоретико-правовые аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1993; Шевцов B.C. Государственный суверенитет (вопросы теории). - М.: Наука, 1979. - 157 с; Яновский М.В. Проблема «приобретения» государственной территории в международном праве. - Ташкент: Изд-во САГУ, 1956 - 143 с.

[3] См.: Буткевич В.Г. Вопросы государственной территории в законодательстве РСФСР первых лет Советской власти // Проблемы правознавства. - Киев, 1978. -С. 81-89; Гуреев С.А. Процесс строительства правового государства в России и международное право // Политика и право. - 2002. -№1.-С. 52-60; Пути восстановления исторической российской государственности на современном этапе // Русская нация и государство: Сб. ст. / Рук. колл., сост. и авт. вступ. ст. Ё.С. Троицкий. - М.: Граница, 2002. - С. 182-199; Дружинина Е.И. Кучук-Кайнарджийский мир 1774 года (его подготовка и заключение). - М.: Изд-во Академ, наук СССР, 1955. - 370 с; Дьякова Н.А., Чепелкин М.А. Границы России: Прилож. к «Истории России». - М, 1995. - 271 с; Золов А.В, Калининград, Россия. - Калининград, 1996. - 70 с; Карамзин Н.М. История государства Российского: В 3 кн. Кн. 1. - СПб.: Золотой век, Динамит, 1997. - Т. I-1V. - 624 с; Кремнев П.П. Образование и прекращение существования СССР как субъекта международного права: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2000. - 174 с; Пушмин Э.А., Порк А.А. Государственная территория и государственные границы СССР. Международно-правовые проблемы. - М., 1982. - 275 с; Рябченко А.Е. Россия. Административное деление Империи. - СПб.: Воен. тип., 1907. - 70 е.; Сулькевич С.И. Административно-территориальное деление СССР и список важнейших населенных пунктов с хронологическим перечнем постановлений об изменении границ губерний, областей и республик с 1917 до 1929 гг. - 8-е изд. - М.: Нарком внутр. дел, 1929. - 320 с; Сурнин В.А. Народонаселение, история, геополитика. - М.: Грааль, 2000. - 105 с; Шинкарецкая Г.Г. Проблемы правопреемства и границы Российской Федерации // Московский журнал международного права. - 1995. - № 4. - С. 84-105; Яновская СИ. Строительство Союзного Советского социалистического государства. 1922-1925 гг. - М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1960. - 400 с.

[4] См.: Булашов С.А. Конституционно-правовой режим Государственной границы Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1998. - 180 с; Василенко А.И. Пограничная деятельность в Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2001. - 401 с; Захаренко В.И. Правовое регулирование деятельности пограничных войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации по охране Государственной границы Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1998. - 201 с; Николаев А.И. От войсковой структуры - к специальной государственной службе // Независимая газета. - 1997. - 19 нояб.; Его же. Федеральная пограничная служба: настоящее и будущее // Граница: Вестник информации. - 1996. - № 5; Субботкин Д.С. Конституционно-правовое регулирование безопасности границ Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2002. - 180 с; Хандожко В.Э. Теоретико-правовые аспекты установления пограничных зон и пограничных режимов в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2002. - 251 с; Тымко А.И. ФПС: реформы //Граница: Вестник информации. - 1995. -№ 5.

[5] См.: Устав ООН; Принципы территориальной целостности государств, нерушимости границ, неприменения силы или угрозы силой // Заключительный акт СБСЕ 1975 г.

[6] См.: Резолюция XXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН «Определение агрессии» от 14 декабря 1974 года // Действующее международное право. - М, 1999. -Т. 2.-С. 199-202.

[7] См.: Ч. 4 ст. 2 Устава ООН; Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 г.; Ст. 1 Резолюции, принятой XXIX | сессией Генеральной Ассамблеи ООН «Определение агрессии» от 14 декабря 1974 г.; Заключительный акт СБСЕ от 1 августа 1975 г.; Декларация об укреплении международной безопасности (принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 2734 (XXV) от 16 декабря 1970 г.); Устав СНГ; Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г.; Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 апреля 1994 г. и другие.

[8] См.: Ст. 4, п. 3 ст. 5 Конституции Российской Федерации 1993 г.; Ст. 1 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности»; Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 и другие.

[9] Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 12. - Ст. 1101

Наши рекомендации