Теории народной художественной культуры

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Основы теории народной художественной культуры

1. Научные предпосылки разработки теории народной художественной культуры.

2. Исходные понятия теории народной художественной культуры.

3. Сущность народной художественной культуры и народного художественного творчества.

Научные предпосылки разработки

теории народной художественной культуры

Народная художественная культура, то есть художественная культура того или иного народа (этноса) интересует представителей самых различных отраслей науки. Теория народной художественной культуры развивается на основе нескольких смежных сфер научного знания. Среди них - этнология, антропология, этнография, этнопсихология, этнопедагогика и др

Этнология — сравнительная дисциплина; ее цель — описать культурные (а изначально, и физические) различия между народами и объяснить эти различия посредством ре­конструкции истории их развития, миграций и взаимодейст­вий. Термин "этнология" происходит от греческого слова "этнос" — народ, связанный общими обычаями, нация. Ос­новным предметом изучения этнологии считается находя­щаяся в постоянном развитии теория этноса. Вот почему ино­гда этнологию называют "теоретическим народоведением".

Этнология считается наиболее широкой, интегративной сферой исследований всех аспектов жизни этносов. Она изу­чает такие проблемы, как: сущность и основные закономер­ности возникновения, развития и распада этносов; расселение народов; демографические процессы, происходящие в раз­личных этносах; социальную и политическую структуру на­родов (семейные отношения, отношения власти и т.п.); ри­туалы, обычаи, верования различных народов; системы жиз­необеспечения различных народов; их адаптацию к природ­ной среде; системы родства у различных народов; системы родственных кланов; экономическое поведение членов того или иного этноса и т.д. Проблемное поле этнологии очень широко. С ним пересекаются многие предметные области, изучаемые и другими науками.

Этнологические концепции позволяют рассматривать народную художественную культуру в самом контексте всех сфер развития этносов.

Интересный материал для размышлений о роли и месте народной художественной культуры в истории человечества дает книга С.В.Лурье «Историческая этнология» В ней рас­крывается сущность нескольких этнологических теорий. Сре­ди них — теория эволюционизма — первая теоретически значимая школа в этнологии, которая зародилась в конце XVIII в и получила широкое распространение на протяжении XIX и XX вв. Эволюционистская теория представляла собой попытку открыть некий универсальный источник и универсальные законы развития человеческих культур. В рамках этой теории были разработаны и опубликованы различные подходы к проблеме происхождения и развития человека и человечества. Среди них:

- идеи Ж.Ламарка, предположившего, что все виды живых существ в процессе развития приобретают свойства, позволяющие им приспособиться к окружающей среде, и эти свойства передаются последующим поколениям путем насле­дования;

- теория эволюции и естественного отбора, изложенная Ч.Дарвином в книге "Происхождение видов", вышедшей в свет в 1859 г.;

- периодизация общеисторического процесса, представ­ленная Г.Клеммом, который опубликовал в 1843-1847 гг. свою пятитомную "Общую историю культуры человечества";

- исследование брака в его культурно-историческом развитии, предпринятое австрийским юристом и этнологом И. Унгером, который опубликовал в 1850 г. свой основной труд "Брак и его всемирно-историческое развитие";

- идеи Т.Вайца, опубликовавшего в 1859 г. свою "Ан­тропологию диких народов", где предпринята попытка объе­динить антропологические, психологические и культурно-исторические точки зрения в исследовании догосударственного периода;

- эволюционистские концепции английских этнологов Э.Тайлора, Дж Мак-Леннана и Дж.Лаббока (в 1871 г. вы­шли в свет работы Э.Тайлора "Первобытная культура" и Дж. Мак-Леннана "Теория патриархата", а годом ранее "Проис­хождение цивилизаций" Дж.Лаббока);

- теория пережитков, выдвинутая русским ученым К.Д Кавелиным, который на десятилетие раньше Э.Тайлора сфор­мулировал свою концепцию первобытных форм культуры;

- проблемы формирования и развития патриархальной общины, отраженные в трудах М.М. Ковалевского;

- исследование американского ученого Л.Моргана "Системы родства и свойства" (1858) и его монография "Древнее общество" (1878), в которой он подразделил разви­тие первобытного общества на три этапа (дикость, варварство и цивилизация), а каждый из первых двух этапов — на три ступени.

С точки зрения эволюционизма развитие любого куль­турного элемента изначально предопределено, его более поздние формы в зачаточном состоянии так или иначе пред­ставлены в каждой культуре. Развитие происходит в соответ­ствии со стадиями и ступенями, едиными для всех культур в мире. История культуры представлялась как непрерывный прогресс, прямолинейный процесс перехода от простого ко все более сложному.

В рамках эволюционизма была создана модель перво­бытного общества, тесно связанная с дарвинизмом. Перво­бытное общество, с точки зрения этнологов-эволюционистов, имело единые для всех народов социальные, культурные и экономические основы.

Однако фактические материалы во многих случаях не согласовывались с эволюционистскими схемами. Начались поиски новых путей в исследованиях культуры, ее изменения и распространения

Среди них — теория диффузионизма. Ее зарождение было связано с именем немецкого ученого, географа и этно­лога Ф. Ратцеля Основная его работа "Антропогеография" вышла в 1909 г По мнению Ф. Ратцеля, ведущую роль в формировании той или иной культуры играет географическая среда, к которой приспосабливаются, адаптируются челове­ческие общества В передвижениях народов Ф. Ратцсль видел основополагающий фактор истории человечества Диффузионизм основывается на представлении о развитии культуры или различных элементов культуры как о процессе распространения их из одного или нескольких определенных центров.

С диффузионизмом связана теория культурных кругов (работа Л.Фробениуса "Естественнонаучное учение о куль­туре" (1919), Ф.Гребнера "Метод этнологии" (1905), В. Шмидта, В.Копперса "Настольная книга по методам куль­турно-исторической этнологии" (1937) Представители тео­рия культурных кругов сводили все развитие первобытного общества к нескольким первоначальным культурным кругам, каждый из которых характеризовался определенным количе­ством специфических культурных элементов Они считали, что на протяжении ранней истории человечества устанавли­вались связи между отдельными элементами культуры, и в результате этого оформлялись культурные круги, возникав­шие на определенном географическом пространстве и рас­пространившиеся затем отдельными элементами или, что на­блюдалось чаще, целыми комплексами в другие области Зем­ли. Каждый элемент культуры человечества возникал лишь единожды, а в дальнейшем каждый раз сочетался с опреде­ленными культурными кругами. На основании этого ранняя культура человечества приравнивалась ко всей совокупности культурных кругов, варианты культуры могли возникнуть лишь в результате миграций и смешений

К 20-м гг. XX в диффузионистское направление стало те­рять популярность. Его стала вытеснять теория функционализма.

Теоретические основы функционализма были почти одновременно сформулированы в Германии Р.Турнвальдом и в Англии Б.Малиновским. Основные их книги соответственно "Человеческое общество в своем социологическом основании" (1931 г.) и "Научная теория культуры" (1944 г.). В этих работах внимание исследователей концентрировалось на изучении связей между различными сферами общественной жизни При этом подчеркивалось, что исторический процесс непознаваем, а попытки исследования длительной эволюции культурных элементов бессмысленны. Задачи же этнологии состоят в изучении функций культурных явлений, их взаимосвязей и взаимообусловленности в рамках каждой отдельной культуры, вне связи ее с другими культурами. Культура, как считали представители данного направления, служит нуждам индивида и прежде всего трем его основным потребностям: базовым (необходимости в пище и удовлетворении прочих физических потребностей), производным (потребности в рас­пределении пищи, в разделении труда, в защите, в регулиро­вании репродуцирования, в социальном контроле) и интегративным (потребностям в психологической безопасности, в социальной гармонии, цели жизни, в системе познания, зако­нах, религии, магии, мифологии, искусстве и т.п.). Каждый аспект культуры имеет свою функцию в рамках одной из пе­речисленных выше потребностей. Например, магия дает пси­хологическую защиту от опасности, миф придает историче­ский авторитет системе управления и ценностям, присущим тому или иному обществу. Культура, согласно взглядам функционалистов, в своей сущности является инструмен­тальным механизмом, с помощью которого человек может лучше справляться с теми специфическими проблемами, ко­торые ставит перед ним окружающая его среда в ходе удов­летворения им своих потребностей. Культура также является системой объектов, действий и установок, в которой все со­ставляющие ее части являются средствами для некой цели.

С.В.Лурье рассматривает и другие этнологические кон­цепции, а также связь этнологии с антропологией.

Антропология представляет собой комплекс научных знаний о человеке. В ней существует множество ответвлений (философское, историческое, культурное, физическое, со­циальное, психологическое, структурное, символистское и т.п.). Некоторые ученые считают, что практически никакой установившейся грани между терминами "этнология" и "ан­тропология" в современной науке нет. Они используются как взаимозаменяемые. Вместе с тем отмечается, что этнология шире, чем антропология, по своему предметному полю. В поле зрения антропологии никогда не попадали проблемы возникновения и развития этносов, расселения народов, де­мографических процессов. Поэтому антропологию предлага­ется условно рассматривать как часть этнологии, тем более, что изначально, в первой половине XIX в. этнология включа­ла в свою предметную область и физическую антропологию. Это нашло отражение, в частности, в уставе "Парижского общества этнологии", где к сфере этнологии относилось "изучение особенностей человеческих рас, специфики их фи­зического строения, умственных способностей и морали, а также традиций языка и истории". С середины XIX в. возни­кает тенденция противопоставлять этнологию как науку о народах и антропологию как науку о человеке. Проявлением этого было, например, возникновение в Германии "Общества антропологии, этнологии и предыстории" (1869), в Италии — "Итальянского общества антропологии и этнологии" (1871) и т.д. Эта позиция в определении соотношения между этноло­гией и антропологией была представлена и на Международ­ном географическом конгрессе в Париже (1875), в рамках ко­торого работала секция антропологии, этнологии и доистори­ческой археологии Наряду с этим со второй половины XIX в. сложилась и иная традиция — рассматривать этнологию в качестве составной социальной части антропологии (так, в Англии созданные "Этнологическое общество" (1863) и "Ан­тропологическое общество" (1863) в 1871 г. были преобразованы в "Королевский Антропологический институт Велико­британии и Ирландии").

Развитие антропологических исследований и их фило­софских основ нашло отражение в новой книге российского ученого Б.В.Маркова "Философская антропология" (издана в 1997 г.).

Антропологические исследования помогают изучать народную художественную культуру через призму общих проблем человека и человеческого.

Этнография является в большей мере описательной наукой. Она занимается описанием жизни и быта различных народов (этносов), их материальной культуры (жилища, утва­ри, одежды, орудий труда и т.д.), традиций и обычаев. Спосо­бы систематизации, обобщения и истолкования этнографиче­ского материала вырабатываются этнологией. В отличие от этнологии ("теоретического народоведения") этнографию можно считать "практическим народоведением".

Богатый этнографический материал, касающийся рус­ской традиционной культуры, содержится в трудах М.Забылина, И.Е. Забелина, НИ. Костомарова, И. Панкеева, Б.А.Рыбакова, А.Терещенко и других авторов.

Этнографические исследования создают базу данных, предоставляют необходимые факты для осмысления художе­ственных аспектов жизни и быта различных народов, выяв­ления и сохранения самобытных форм народного творчества, отслеживания тенденций развития народной художественной культуры в различных регионах.

Этническая история рассматривает исторические формы развития тех или иных этносов, их роль и место в ис­тории различных стран, эпох, цивилизаций. Особое место в исследованиях этнической истории занимают труды Л.Н.Гумилева "Этносфера: История людей и история приро­ды", "От Руси до России", "Этногенез и биосфера Земли".

Л.Н.Гумилев выдвину концепцию этногенеза. Ее сущ­ность сводится к тому, что люди - это организмы, живущие в коллективах, возникающих и исчезающих в историческом времени. Эти коллективы - этносы, а процесс от их возник­новения до распада - этногенез. У всякого этноса есть начало и конец. Как и любой человек, этнос рождается, взрослеет, стареет и умирает Обычно к истории прилагают две формы движения - вращательную, породившую теорию циклизма, и поступательную, характеристика которой сопровождается оценками «выше — ниже», «лучше — хуже», «прогрессив­нее-регрессивнее». Попытка их объединить породила образ спирали. Но есть и третья форма движения - колебательная. Именно эта форма вибрирующего движения, затухающая по­добно звучанию струны, отвечает параметрам этнической истории. Каждый этнос или скопление этносов (суперэтнос) возникает вследствие микромутации, изменяющей бытую­щий стереотип поведения на новый, более жизнеспособный. Возникающий этнос проходит стадии подъема, перегрева и медленного спада за 1200 - 1500 лет, после чего-либо распа­дается, либо сохраняется как реликт - состояние, в котором саморазвитие уже не ощутимо.

Концепция этногенеза Л.Н.Гумилева в определенной ме­ре объясняет и механизмы пробуждения, активизации и угаса­ния творческой энергии народа на разных стадиях его развития.

Археологические материалы и исторические сведения по истории древнеславянских племен, их мифологических воззре­ниях и отдельных проявлениях художественного творчества содержатся в широко известных трудах Б.А.Рыбакова.

Исследования в области истории этносов помогают раскрыть общее и особенное в художественных традициях различных народов, исторические корни и динамику развития взаимосвязей и взаимовлияний различных национально-художественных культур

Этнопсихология, являясь одной из отраслей психоло­гической науки, исследует: психологические особенности различных народов; историческую динамику и закономерно­сти развития этнического сознания; национальные образы мира; этнические модели и стереотипы поведения в природ­ной и социальной среде.

Важную роль в развитии отечественных этнопсихологиче­ских исследований сыграла книга Г.Г.Шпета "Введение в этниче­скую психологию". Интерес представляют этнопсихологические аспекты в трудах другого российского ученого - Г.Гачева ("На­циональные образы мира", "Наука и национальные культуры" и др.). Широко известна книга французского психолога Г.Лебона "Психология народов и масс".

Определенный вклад в понимание этнопсихологических аспектов культуры внесли труды К.Г.Юнга "Душа и миф: шесть архетипов", "Психология бессознательного", "Феномен духа в искусстве и науке", "Психологические типы".

Этнопсихология создает научную базу для выявления глубинных значений и смыслов народных художественных традиций, образов и языка народного искусства, определяе­мых менталитетом того или иного народа, его психологией и представлениями о мире.

Этнопедагогика, сложившаяся как отрасль педагоги­ческих исследований, выявляет: системы воспитания у раз­ных народов; национальные традиции семейного воспитания; современные формы и методы воспитания и обучения на ос­нове национально-культурных традиций; роль этнических традиций в развитии высших духовно-нравственных ценно­стей и идеалов современных детей и подростков, приобщения их к культурному наследию, формирования ценностного от­ношения к родной земле, природе, семье, матери и материн­ству, к своему народу, педагогические условия развития ин­тереса к национально-культурным и культурно-историческим традициям разных народов мира.

Этнопедагогические идеи были воплощены в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, ВВ. Розанова и других заме­чательных русских просветителей.

В современной России получили признание несколько концепций национального воспитания и образования. Среди них выделяется концепция русской национальной школы профессора И.Ф.Гончарова (Санкт-Петербург).

На основе концепции "Русская традиционная культура в преемственной системе "Дошкольное учреждение - школа — вуз", разработанной автором данного раздела, построена деятельность нескольких экспериментальных площадок г. Москвы. На основе экспериментальной работы изданы сборники интегрированных программ по русской традицион­ной художественной культуре для дошкольников и младших школьников.

Этнопедагогические исследования часто базируются на материале народной художественной культуры, помогая вы­являть и реализовывать ее педагогический потенциал в раз­личных типах образовательных учреждений (в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, центрах детско­го и юношеского творчества, в школах искусств и т.д.). Важ­ное место занимают этнопедагогические исследования и в подготовке специалистов в области народной художествен­ной культуры, которая ведется в средних и высших специ­альных учебных заведениях (прежде всего - в вузах культуры и искусств).

Этнолингвистика изучает особенности языка того или иного народа, исследует местные диалекты в их взаимосвязи с национальным характером и образом жизни. Такие иссле­дования помогают лучше понять региональные особенности устного народного творчества, народных песенных традиций, фольклорного театра и других видов народного творчества, связанных со словесными формами.

Этнокультурология, развивающаяся в настоящее вре­мя как самостоятельная отрасль культурологической науки, призвана исследовать: сущность и структуру этнической культуры, взаимосвязи и взаимозависимости различных ее компонентов; духовно-нравственные ценности и идеалы на­рода как основу этнической культуры; комплексы культур­ных черт различных народов; динамику культурных черт того или иного народа (культурные изменения), становление и развитие национально-культурных традиций; проблемы на­ционально-культурной политики и межнационального куль­турного сотрудничества. Многие из этнических процессов могут быть представлены в культурологических понятиях Так, этнические процессы часто описываются с помощью по­нятия "традиция". Для культурологов важно увидеть ее про­явления и модификации, в том числе - в сфере народной ху­дожественной культуры. Культурологические концепции по­зволяют углубить представления о народной художественной культуре как неотъемлемой части этнической культуры, а также разрабатывать механизмы сохранения художественно­го наследия разных народов в современном культурном про­странстве.

Особую роль в становлении отечественной этнокультурологии сыграли труды блистательных русских философов Н.А.Берляева, С.Н.Булгакова, Б.П.Вышеславцева, Н.О.Лосского, И.А.Ильина, Л.П.Карсавина и некоторых дру­гих. Так, Н.А.Бердяев много размышлял о «душе России» и путях национальной культуры. И.А.Ильин в 30-е годы XX века разработал целую программу обновления русской куль­туры Он верил в то, что русскому народу удастся «вновь об­рести свой национальный духовный лик» В этом особую роль он отводил семье как «лаборатории человеческих судеб». Он подчеркивал, что «каждый народ вынашивает и осуществляет духовные акты особого, национального строения и потому творит культуру по-своему».

Фольклористика занимается сбором, систематизацией и изучением фольклора (что в переводе означает "народная мудрость"). К фольклору относятся произведения различных видов и жанров традиционного народного творчества. Благо­даря фольклористам были спасены от забвения тысячи па­мятников народной художественной культуры, подлинных шедевров народного искусства, сохранены имена самобыт­ных народных мастеров. Большую роль в этом сыграли фольклорные экспедиции, традиции фиксации и издания соб­ранных в них материалов.

Постоянно собирают, систематизируют и изучают фольклорные произведения кафедры народного хора в вузах культуры, дома народного творчества во главе с Государст­венным российским домом народного творчества, Государст­венный центр русского фольклора и др.

Фольклористика занимает особое место в развитии тео­рии народной художественной культуры. Она может быть рассмотрена как важнейший ее источник и составная часть. Фольклористика постоянно пополняет "банк данных" теории народной художественной культуры о конкретных видах и жанрах народного художественного творчества, позволяя на этой основе выявлять его сущностные черты и общие зако­номерности

Таким образом, теория народной художественной куль­туры рассматривает другие науки как материал для своих вы­водов и обобщений и, одновременно, дает материалы для других наук.

Исходные понятия теории

Наши рекомендации