Теория народной художественной культуры

Учебное пособие

[1] Налимов В. В поисках иных смыслов. – М., 1989.

[2] Каган М.С. Философия культуры.- СПб., 1996. – С. 18.

[3] Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.

[4] Ценность – способность, присущая предметам и явлениям действительности иметь в сознании человека специфически культурный смысл и значимость как утилитарно-прикладного, так и исключительно культурного свойства, т.е. через соотнесение с абсолютными культурными ценностными критериями: Истина, Добро, Красота. Эта ценность является не полностью внешней, отстраненной от человека, а выступает в качестве некого ориентира или цели в его жизни и деятельности.

[5] Образ жизни - специфическая жизнедеятельность людей, которая определяется следующими параметрами: а) социокультурными нормами, образами и стереотипами деятельности, поведения, общения; б) механизмами социального контроля; в) содержание жизнедеятельности людей; г) содержанием доступной людям информации; д) побудительными стимулами и механизмами деятельности и поведения

[6] Гуревич П.С. Культурология. – М., 1996. – С. 19.

[7] Воннегут К. Сирены Титана. Колыбель для кошки. Бойня номер пять. – Ставрополь, 1989. – С. 391-392.

[8] Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. – М., 1997.

[9] Р. Редфилд считал, что «картина мира – это видение мироздания, характерное для того или иного народа, это представления членов общества о самих себе и о своих действиях, своей активности в мире. Культура мира – это как бы комплекс ответов, даваемых той или иной культурой на извечные вопросы бытия: кто такой я и кто такте мы? Среди кого я существую? Какое мое отношение к тем или иным вещам?».

[10] Ментальность - это не сформированная четко и не вполне осознаваемая манера мышления, где коренятся автоматизмы и привычки человека. Это система образов и ощущений, которые лежат в основе человеческих представлений о мире и о своем месте в нем и, следовательно, определяют поступки и поведение людей.

[11] Архетипическое событие - реальные или легендарные событие, лежащее в истоках этноса и программирующее в качестве некой образца, нормы поведения его последующую историю.

[12] Основы теории художественной культуры / Под общ. ред. Л.М. Мосоловой. – СПб., 2001. – 32.

[13] Михайлова Л.И. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2005.- С. 29.

[14] Основы теории художественной культуры / Под общ. ред. Л.М. Мосоловой. – СПб., 2001. – 32.

[15] Селиванов В.В. искусство в системе художественной культуры // Художественная культура и искусство. – Л., 1987. – С. 5.

[16] Селиванов В.В. Искусство в системе художественной культуры // Художественная культура и искусство. – Л., 1987. – С. 8.

[17] Майоров Г.Г. Этика христианства. – М., 1987.

[18] Сокращенный молитвослов. – СПб., 1861. – С. 73.

[19] Гофф Ж. Ле Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992. – С. 307.

[20] Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. – СПб., 2006. – С. 16.

[21] Плотин, в отличие от Платона, полагал, что, подражая реальным вещам, произведения искусства восходят к первоисточнику, к божественной сущности мира.

[22] Цит. по: Бычков В.В. Духовно-эстетические основы иконы. – М., 1995. – С. 110-111.

[23] Гвардини Р. Конец нового времени // Феномен человека / Под ред. П.С. Гуревича. – М., 1993. – С. 249.

[24] Ионин Л.Г. Социология культуры. – М., 1996.

[25] Бычков В.В. Духовно-эстетические основы русской иконы. – М., 1995. – С. 156.

[26] А вот канон характерный для тоталитарного общества являлся одним из способов поддержания равновесия в этой области.

[27] Платон Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. – М., 1962.- Т. 1.

[28] Кант И. Критика чистого разума. – М., 1987.

[29] Литературные манифесты западноевропейских романтиков. – м., 1980.

[30] Хайдеггер М. Избранные произведения. – М., 1997.

[31] Лазарев Ф.В. Познание, творчество, культура. – М., 1978.

[32] Михайлова Л.М. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2005. – С. 22.

[33] Гусев В.Е. Русская народная художественная культура. Теоретические очерки. – СПб., 1993.

[34] Гусев В.Е. Народная художественная культура: теоретические очерки. – СПб., 1993.

[35] Михайлова Л.М. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2005. – С. 37.

[36] Михайлова Л.М. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2005. – С. 38.

[37] Удмурты: историко-этнографические очерки. – Ижевск, 1993. – С. 270.

[38] Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. – Р.-н/Д., 1998. – С. 227.

[39] Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. – М., 1995. – С. 23.

[40] Вагнер Г.К. О природе народного искусства // Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций. – М., 1991; Каган М.С., Хилтухина Е.Г. Проблема «Запад» - «Восток» в культурологии: взаимодействие художественных культур. – М., 1994; Канцедикас А.С. Искусство и ремесло: К вопросу о природе народного искусства.- М., 1977; Некрасова М.А. Народное искусство как часмть культуры: Теория и практика. – М., 1983.

[41] Народная художественная культура. - М: МГУКИ, 2000.

[42] Михайлова Л.М. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2005. – С. 31.

[43] Михайлова Л.М. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2005. – С. 31.

[44] Михайлова Л.М. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2005. – С. 50.

[45] Более подробно об этнической картине маара будем говорить в последующих лекциях. А сейчас, в первом приближении, нужно отметить, что этническая картина мира – свод основных допущений и предположений, обычно не осознаваемых и не обсуждаемых, которые направляют и структурируют поведение представителей данной общности почти точно так же, как грамматические правила, неосознаваемые большинством людей, структурируют и направляют их лингвистическое поведение.

[46] Современный городской фольклор. – М., 2003.

[47] Современный городской фольклор. – М., 2003. – С. 5.

[48] Гусев В.Е. Народная художественная культура: теоретические очерки. – СПб., 1993. – С. 7.

[49] Аникин П.П. Теория фольклора. Курс лекций. – М., 2004. – С. 10.

[50] Пример приводится по: Аникин П.П. Теория фольклора. Курс лекций. – М., 2004. – С. 10.

[51] Аникин П.П. Теория фольклора. Курс лекций. – М., 2004.

[52] Горький М. Собр.соч.: В 30 т. – Т. 11. – М., 1951. – С. 290 - 293.

[53] Михайлова Л.М. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2005. – С. 59.

[54] Михайлова Л.М. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2005. – С. 62.

[55] Под городскими мифами часто понимаются: широко распространенные заблуждения по поводу тех или иных городских объектов («ворота Кавказа» [о триумфальной арке в г. Ставрополе]); бытующие в городской среде рассказы о разного рода чрезвычайных событиях (например, как в гастрономе номер восемь продавали сардельки, сделанные из человеческого мяса); истории, привязанные к конкретным городским локусам, нередко в них дается толкование происхождения топонима или определенной архитектурной особенности («город креста» [о Ставрополе]) (см. подробнее в книге: Штайн К.Э., Бобылев С.Ф., Петренко Д.И. Язык современной исторической науки. Семиотический анализ исторического текста. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. – 547 с.)

[56] Современный городской фольклор. – М., 2003. – С. 6.

[57] Адоньева С.Б. Прагматика фольклора и практика переходных ритуалов // Современный городской фольклор. – М., 2003. – С. 323.

[58] Михайлова Л.М. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2005

[59] Михайлова Л.М. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2005. – С. 70.

[60] Михайлова Л.М. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2005. – С. 85.

[61] Михайлова Л.М. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2005. – С. 79.

[62] Соломоник А. Семиотика и лингвистика.- М., 1995.

[63] Образ в философско-психологическом смысле – результат отражения объекта в сознании человека. На чувственной ступени познания образами являются ощущения, восприятия и представления, на уровне мышления – понятия, суждения и умозаключения. Образ объективен по своему источнику – отражаемому объекту – и субъективен по способу своего существования. Материальной формой воплощения образа являются: практические действия, язык, различные знаковые модели.

[64] Багдасарьян Н. Указ. соч.

[65] Антонян Ю.М. Миф и вечность. – М., 2001. – С. 206.

[66] Элиаде М. Мефистофель и адрогин. – СПб., 1998. – С. 353-362.

[67] Антонян Ю.М. Указ. соч. – С. 213.

[68] Смелзер Н. Социология. – М., 1997.

[69] Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология. ХХ век: Антология. – М., 1995.

[70] Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. – М., 1998.

[71] Леви-Стросс К. Первобытное мышление. – М., 1999.

[72] Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. – М., 1998.

[73] Элиаде М. Аспекты мифа. – М., 2005. – С. 11.

[74] Элиаде М. Аспекты мифа. – М., 2005. – С. 24.

[75] Фрезер Д. Золотая ветвь: Исследование маги и религии. – М., 1980.

[76] Леви-Стросс К. Первобытное мышление. – М., 1999.

[77] Платонова Э.К. Конспект лекций по культурологии. – М., 2005.

[78] Элиаде М. Сакральное и мирское. – М., 1989.

[79] Элиаде М. Аспекты мифа. – М., 2005. – С. 25.

[80] Фрезер Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. – М., 1980.

[81] Элиаде М. Аспекты мифа. – М., 2005. – С. 196.

[82] Элиаде М. Космос и история. – М., 1987. – С. 33.

[83] Барт Р. Мифологемы. – М., 1998.

[84] См. подробнее: Гуревич П.С. Социальная мифология. – М., 1983.

[85] Там же.

[86] Бергер П. 50 тезисов о капиталистической революции.- М., 1989.

[87] Макаренко В.П. Политическая философия. – Р.-н/Д., 1994.

[88] Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Мифы российского сознания и пути достижения общественного согласия. – СПб., 1995.

[89] Манхейм К. Диагноз нашего времени. – М., 1996.

[90] Шиллер Г. Антиамериканизм. – М., 2999.

[91] Осипов Г.В. Социальное мифотворчество и социальная практика. – М., 2000.

[92] Лотман Ю.М. Символ в системе культуры // Ю.М. Лотман. Избранные статьи: В 3 т. Т. 1. Таллинн, 1992; Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992; Лотман Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе культуры // Ю.М. Лотман. Избранные статьи: В 3 т. Т. 1. Таллинн, 1992.

[93] См. подробнее: Косов Г.В. Социология. Политология. – М.; Ставрополь, 2002.

[94] Цит по: Лурье С.В. Историческая этнология. – М., 2004.

[95] См. подробнее: Лурье С.В. Историческая этнология. – М., 2004.

[96] Канцедикас А.С. Искусство и ремесло: к вопросу о природе народного искусства.- М., 1977. – С. 87.

[97] Общение представляет одну из базовых биопсихологических и социокультурных потребностей человека. Человеческий индивид как отдельное существо незавершен, неполон, несамодостаточен как биологически, так и психологически, и интеллектуально.

[98] Коммуникацияявляется специфически культурной формой общения. Коммуникация есть обмен информацией между людьми посредством знаков и символов, при котором информация передается целенаправленно и принимается избирательно, а взаимодействие осуществляется в соответствии с определенными правилами и нормами.

[99] Являясь необходимой основой самовоспроизведения и развития культуры, передача социокультурной информации происходит в форме: типа социальной памяти (фиксирующей для передачи в специфически социальной форме культурный опыт человечества); типов непосредственной передачи социокультурного опыта в рамках наличного культурного сообщества; различных типов и видов социализации индивидов.

[100] Трансляция культуры осуществляется через включение каждого индивида в единый культурный процесс посредством развертывания личного культурного процесса, который происходит как включение индивида в общество, посредством усвоения единой картины мира, общих норм, оценок и стремлений, становящихся личностными, т.е. ценностями личностно значимыми для человека, и (посредством этого) формирование внутреннего культурного процесса протекающего как личное культурное творчество, но в системе традиционных (общезначимых) культурных ценностей и норм, общей картины мира данной культуры.

[101] Лотман Ю.М., Успенский Б.А. О семиотическом механизме культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3-х т. – Таллинн, 1993. – Т. 3. – С. 326.

[102] Библер В.С. Культура. Диалог культур // Вопросы философии. – 1989. - № 6.

[103] Каган М.С. Философия культуры. – СПб., 1996.

[104] Scheler M. Die Wissensformen und die Gesellschaft. – Bern, 1975.

[105] «hardware» и «software» - понятия, обозначающие соответственно материальную часть компьютерных систем (сам компьютер, принтер и т.д.) и программные составляющие этих систем; вместе они образуют целое компьютерных, информационных систем.

[106] История китайской философии. – М., 1989. – С. 54.

[107] См.: Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. – С. 185.

[108] Сюжет взят в работе: Гуревич А.Я. Средневековый мир: Культура безмолвствующего большинства // Гуревич А.Я. Избранные труды. Том 2. Средневековый мир. – М.-СПб., 1999.

[109] Артефакт - (от лат. artefaktum- искусственно сделанное) процесс или образование, не свойственное изучаемому объекту в норме и возникающее обычно в ходе его исследования; в более широком смысле - искусственный продукт, нечто сделанное, а не возникшее естественным образом.

[110] Налимов В. Вселенная смыслов // Общественные науки и современность. – 1995. - № 3.

[111] Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1981. – С. 705.

[112] Семиотика - наука о знаках и знаковых системах. Система - отграниченное взаимосвязанное множество элементов, отношение которых друг с другом порождают интегрированное качество, по которому данную совокупность отличают от окружающей среды.

[113] См.: Лотман Ю.М. Актуальные проблемы семиотики культуры. – Тарту, 1987.

[114] Налимов В. Указ соч.; Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. – М., 1995.

[115] Лотман Ю.М. Избранные статьи. – талин, 1992. – Т. 1. С. 131 – 132; Лотман Ю.М. В нутрии мыслящих миров. – М., 1996. – С. 22.

[116] Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике // Ю.М. Лотман и тартусско-московская семиотическая школа. – М., 1994.

[117] Контекстуальность подразумевает познание явления во всех его соотношениях, какими они присутствуют в облике самого предмета, и в целях, смыслах его местоположения.

[118] Кармин А.С. Основы культурологии: Морфология культуры. – СПб., 1997. – С. 223.

[119] Герменевтика (греч. hemeneuo - разъяснять) одна из древнейших наук, появившаяся в раннем христианстве и занимавшаяся толкованием религиозных текстов. Современная герменевтика, основателем которой был Г.-Г. Гадамер, стремится к реконструкции и конструировании его смысла.

[120] Кармин А.С. Указ. соч. – С. 125.

[121] Лихачев Д.С. Записки и наблюдения. – Л., 1989.

[122] Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. – С. 281.

[123] Знаковая система (по А.Соломонику) - система знаков, приводящихся в действие исключительно в соответствии с правилами приданными, либо имманентно (т.е. проистекающие из его природы) присущими данной системе (Соломоник А. Семиотика и лингвистика. – М., 1995. – С. 28).

Метасистетма – протосистема, заключающая все потенциально существующие элементы всех знаковых систем.

[124] Кн. Бытия 2:19.

[125] Семантика - (от лат. semantikos- обозначающий) - значение, т.е. все содержание, любая информация, передаваемые языком или другой знаковой системой, или какой-либо единицей, определенным знаком.

[126] Багдасарьян Н. Язык культуры // Социально-политический журнал. – 1994. - № 1-2. – С. 51 – 67.

[127] Феномен храмого действа подробно изучал в начале ХХ века Трубецкой.

[128] Каган М.С. Философия культуры. – СПб., 1996. – С. 277.

[129] Анализ проведен по: Лосев А.Ф. История античной философии. – М., 1989.

[130] См. Подробнее: Богословие в культуре средневековья. – Киев, 1992.

[131] Козловски П. Культура постмодерна. – М., 1997. – С. 22.

[132] Маркузе Г. Одномерный человек.- М., 1996.

[133] Ван Гог В. Письма. В 2-х т. – М., 1994. – Т.1. –С. 60.

[134] Кандинский В. О духовном в искусстве. – М., 1992.

[135] Ван Гог В. Письма. В 2-х т. – М., 1994. – Т.2. – С. 74.

[136] Ван Гог В. Письма. В 2-х т. – М., 1994. – Т.1.

[137] Кандинский В. Указ. соч. – С. 15.

[138] Гюнсманс Ж.-К. Наоборот // Наоборот: Три символических романа. – М., 1995. – С.6.

[139] Кандинский В. Указ. соч. – С. 28.

[140] Ван Гог В. Письма. В 2-х т. – М., 1994. – Т.2. – С. 99.

[141] Кандинский В. Указ. соч. – С. 35.

[142] Кандинский В. Указ. соч. – С. 15.

[143] Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. - Таллинн, 1992 – 1993.

[144] Экштут С.А Великая Французская революция и нравственные искания декабристов // НДВГУ. - Философские науки. - 1990, № 1. - С. 12-20.

[145] Соломоник Д. Семиотика и лингвистика. - М.,1995.

[146] Орлова Э.А. Познавательные возможности категории «образ жизни» // Образ жизни в условиях социализма. - М., 1984.

[147] Бахтин М.М. Философия поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. М., 1984-1985.

[148] Козловски П. Культура постмодерна. – М., 1997.

[149] Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1987.

[150] Русская поэзия II половины XVIII века. - М., 1979. - С.58.

[151] Прокудин - Горский М.П. Уединенное размышление сельского жителя. – М., 1770. - С. 72

[152] Русская поэзия II половины XVIII века. - М., 1979. - С.112.

[153] Болотов А.Т. Путеводитель к истинному человеческому счастью или опыт нравственных и отчасти философских рассуждений о благополучии человеческой жизни и средствах к приобретению оного. - М., 1784. - С. 275.

[154] Болотов А.Т. Путеводитель к истинному человеческому счастью или опыт нравственных и отчасти философских рассуждений о благополучии человеческой жизни и средствах к приобретению оного. - М., 1784. - С. 280.

[155] Пушкин А.С.// Полн. собр. соч. Т. 10. С. 278.

[156] Гирьифельд К. Сельская жизнь. М., 1792; Орлов - Давыдов В.П. Биографический очерк гр. В.Г. Орлова. М., 1778; Долгоруков И.М. Повесть о рождении моем, происхождение и всей жизни. 1764 - 1800. Пг., 1916 Болотов А.Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков. 1738 - 1793. М. - Л., 1937.

[157] Вяземский П. Записные книжки. - М., 1992. - С. 294.

[158] ИРЛИ, ф. 604, ед. хр. 16, лл. 27, 54-58.

[159] Цит. По: Зензинов М.М. Декабристы. Материалы для характеристики. - М., 1907. - С. 23.

[160] Архив Братьев Тургеневых. - Вып. 2. - СПб., 1913. - Т. I. - С. 121.

[161] Глинка Ф.Н. Статьи и письма. - М., 1925. - С. 34.

[162] Лунин М. Письма из Сибири. М., 1987. С. 54-58.

[163] Вольтер А. Философские повести. М., 1979.

[164] Восстание Декабристов. – М., 1925. - Т. IV. - С. 90.

[165] Дербов А.А. Влияние Французской буржуазной революции на отношения русской дворянской интеллигенции к идеям европейского Просвещения. // Французская буржуазная революция и Россия: материалы научной конференции. - Саратов, 1988. - С. 97.

[166] Розен А.Е. Записки декабриста. - Иркутск, 1984. - С. 57.

[167] Цит. по: Ланда С.С. Дух революционных преобразований. Из истории формирования идеологии и политической фантазии декабристов (1816-1825). - М., 1975. - С. 46.

[168] Цит. по: Дьяков В.А. Освободительное движение в России 1825-1861 гг. - М., 1979. - С. 75.

[169] Восстание декабристов. - М., 1925. - Т.4. - С.90.

[170] Пушкин А.С. // Собр. соч.: В 6-ти т. - М., 1969. - Т.5. - С.283 - 284.

[171] Поликарпов В.С. История нравов России. - Ростов - Дон, 1995. - С.129.

[172] Гарин - Михайловский Н.Г. Детство Темы. - Л. 1954. - С. 204.

[173] Грибоедов А.С. // Сочинения. М., 1989. С. 399.

[174] Государственный литературный музей. Летописи. Книга 3. Декабристы. - М., 1938. - С. 205.

[175] Державин Г.Р. // Сочинения. СПб., 1871. Т.6. С. 298

[176] Ключевский В.О. Русская история. В 3- х т. - М., 1993. - Т. 3. - С. 413.

[177] Цит. по: Дьяков В.А. Освободительное движение в России. 1826 - 1861гг. М.,1979. С. 74.

[178] Письмо борона Штейнгеля к императору Николаю // Исторический сборник вольной русской типографии в Лондоне А.И. Герцена и Н.П. Огарева. - М., 1971. - Кн. 1. - С. 120.

[179] Восстание декабристов. - М.,1969. - Т.12 . - С.424.

[180] Декабристы. Биографический справочник. - М., 1986.

[181] О долге и чести в российской армии. - М.,1989. - С.24.

[182] Долгоруков И.М. Бытие сердца моего. М., 1817.; Гиршфельд К. Сельская жизнь. М.,1792.; Сумароков А.П.Письмо о красоте естества // Трудолюбивая пчела. СПб., 1759.; Вигель Ф.Ф. Воспоминания. М., 1864.; Иоганна Георга Гофмана о спокойствии и удовольствии две книги, расположенные по правилам разума и веры. М., 1796.

[183] Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – СПб., 2007.

[184] Грибоедов А.С. // Указ. соч. - С.395.

[185] Исторический сборник вольной русской типографии в Лондоне А.И. Герцена и Н.П. Огарева. - М., 1971. - Кн. 1. - С. 120.

[186] Записки И.Д. Якушкина. Изд. 3-е. - СПб., 1905. - С. 18, 28-32.

[187] Русская поэзия II половины XVIII века. - М., 1978. С. 113.

[188] Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – СПб., 2007.

[189] Пушкин А.С. // Собр. соч. В 6 т. - М., 1967. - Т. 4. - С. 215.

[190] Записки И.Д. Якушкина. Изд. 3-е. - СПб., 1905. - С. 54.

[191] Гершензон М., История молодой России. - М., 1908. - С. 1.

[192] Там же. - С. 6.

[193] Давыдов Д.В. Сочинения. - М., 1962. - С. 273-274.

[194] Русский вестник. - 1861 г. - № 3. - С. 290.

[195] Цит. по: Исаев В. История политических и правовых учений России . - М.,1996.

[196] Цит. по: Черная Л.А. Русская мысль второй половины XVII - начала XVIII в. о природе человека // Человек и культура. М., 1990. С.123.

[197] Державин Г.Р. Сочинения. - СПб, 1871. - Т. VI. - С. 298.

[198] Гершензон М. Указ. соч. - С. 4.

[199] Там же. - С. 5.

[200] Там же. - С. 6.

[201] Рылеев К.Ф. Избранные произведения. - М., 1964.

[202] Бестужев А.А. (Марлинский) Красное покрывало // Он же. Ночь на корабле. - М., 1988. - С. 176.

[203] Бестужев А.А. (Марлинский) Красное покрывало. - С. 176-177.

[204] Бестужев А .А (Марлинский) Аммалат-бек // Он же. Ночь на корабле. - М , 1988. - С. 226

[205] В.Д. - Т. 2. - С. 261.

[206] Бестужев А.А. (Марлинский) Аммалат-бек . - С. 226-227.

[207] Цит. по: Пыпин А.К. Общественное движение при Александре I. - М., 1916. - С. 330-331.

[208] Вяземский П.А. Старая записная книжка // Полн. собр. соч. - СПб., 1883. - Т. VIII. - С. 380.

[209] Толстой Л.Н. Война и мир. - М., 1984. - Т. 1.

[210] Сочинения А. Марлинского (А.А. Бестужева). - Т. 2. - Изд. 3-е. - С-Пое изд. А.С. Суворина. - С. 208.

[211] Беляев А.П. Воспоминания о пережитом и перечувствованном // Русская старина. - 1880. - № 12. - С. 821-822.

[212] Цит. по: Пыпин А.К. Общественное движение при Александре I. - М., 1916. - С. 648-649.

[213] Цит. по: Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. - М., 1995. - С. 12.

[214] Интересной в связи с этим является позиция К.Э. Штайн, которая анализируя причину появления языческих знаков на строениях в городе Ставрополе XIX века (полоса «дождиков» над окнами, солярная символика, четырех-, шести-, восьмилучевые (и более) колеса, знаки бесконечности), отмечала, что «в ответ на хаос в религиозном сознании ставропольцев и были вызваны, может быть, подсознательно устойчивые знаки и понятия, соединяющие человека с космическим, небесным миром… язычество включается в общую структурно-системную организацию города и мышление его обитателей» (Штайн К.Э., Бобылев С.Ф., Петренко Д.И. Язык современной исторической науки: Семиотический анализ исторических текстов. – Ставрополь, 2006. – С. 327).

[215] Кавелин К.Д. Наш умственный строй: Статьи по философии русской истории и культуры. - М., 1989. - С. 214.

[216] Кавелин К.Д. Указ. соч. С. 219.

[217] Лукьянов В.Г., Урсу И.С. Социология. – СПб., 1994. – С. 26-27.

[218] Самосознание членов этноса как бы фокусирует представления об общности происхождения и исторической судьбе входящих в него людей. Сформировавшееся в ходе этногенеза сознание фактически выступает не только как важнейший определитель этнической принадлежности, но и как сила, объединяющая членов этноса и противопоставляющая их в этническом отношении другим этносам.

[219] Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы. – Ставрополь, 2001.

[220] Тишков В. Очерки теории и политики этничности в России. - 1997.

[221] Николаев В.Г. Идентичность // Культурология. ХХ век. Словарь. - СПб., 1997. - С. 136-137.

[222] Эриксон Э. Детство и общество. - СПБ., 1996; Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996 .

[223] Мид Дж. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль: Тексты. – М., 1996.

[224] Стефаненко Т. Этнопсихология. - М., 1999.

[225] Многоуровневая идентичность. – М.; Майкоп, 2006.

[226] Анализ концепции Л.Н. Гумилева проводится по: Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. – М., 1988; Гумилев Л.Н. От Руси в России. – М., 1992; Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Л., 1992; Садохин А.П. Этнология. – М., 2000; Королева-Конопляная Г.И. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева // Социально-политический журнал. – 1994, - № 7-8.

[227] Стереотип поведения – изменяющийся по ходу времени комплекс стереотипов поведения членов этнической системы, передаваемый путем сигнальной наследственности.

[228] Комплиментарность – ощущение подсознательной симпатии (антипатии) особей, определяющее деление на «своих» и «чужих».

[229] Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Л., 1992.

[230] Пассионарной толчок является первой фазой этногенеза. Его причиной может служить идея, часто религиозная.

[231] Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. – Л., 1990. – С. 33.

[232] Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. – Л., 1990.

[233] Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. – Л., 1990.

[234] Садохин А.П. Этнология. – М., 2000.

[235] Гумилев Л.Н. От Руси к России. – М., 1989. – С. 19.

[236] Гумилев Л.Н. География этноса в исторический перерод. – Л., 1990. – С. 66.

[237] Сикевич З.В. русские: образ народа. – СПб., 1996.

[238] Лурье С. Историческая этнология. – М., 2004.

[239] Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования. – М., 1997.

[240] Вавилин В.Ф. Оценка факторов и условий функционирования компонентов этнической культуры // Социологические исследования. – 1993, - № 1.

[241] Бабаков В.Г., Матюнин Е.В., Семенов В.М Национальные культуры общественном развитии России // Социально-политический журнал. – 1995, - № 5.

[242] Лурье С. Историческая этнология. – М., 2004.

[243] Лурье С. Историческая этнология. – М., 2004. – С. 297 – 298.

[244] Лурье С. Историческая этнология. – М., 2004. – С. 298.

[245] Лурье С. Историческая этнология. – М., 2004.

[246] Цит. по: Косов Г.В. Экологическая детерминанта политической динамики современного общества. – М., 2003. – С. 24-25.

[247] Гачев Г. Национальные образы мира. Евразия – космос кочевника, земледельца, горца. – М., 1999. – С. 9.

[248] Цит. по: Памятники мировой исторической мысли: В 5 т. – М., 1962. – Т.1. – С.86.

[249] Там же. – С.114.

[250] Аристотель. Об искусстве поэзии. – М., 1957.

[251] Buckle H.T. History of Civilization in England. – V. 1-2. - L., 1857 – 1861.

[252] Boas F. The Limitations of the Comparative Method of Anthropology // Science. Vol. 4, № 103, 1896, December 18 . P. 902.

[253] Цит. по: Таксами Н.Ч. Экологическая антропология США // Личность. Культура. Общество. – 2000. – Т 2. Вып. №3 (4).

[254] Evolutions and Ecology / Ed. by Jane C. Steward and Robert F. Murphy. - University of Illinois. Urbana, 1977. Р. 22. Стюард, отвергая возможность показа и изучения универсально-исторических связей, предложил выявлять только функциональные взаимосвязи между географической средой, развитием техники, формами социальной, политической организации и идеологией.

[255] Там же.

[256] White L.A. Energy and the Evolution of Culture // American Anthropologist. 1943. Vol. 45. № 3, Part 1. P. 335.

[257] Ibid.

[258] Енгибарян С.Е. Экологическое направление в американской культурной антропологии // философские проблемы культуры / Под ред. Н.З. Чавчавадзе. – Тбилиси, 1980.

[259] Мечников Л.И. Цивилизация и великие реки; Статьи. – М., 1995.

[260] Соловьев С.М. Наблюдения над исторической жизнью народов. – М., 2003.

[261] Соловьев С.М. Об истории Древней России. – М., 1992. С. 14, 21.

[262] Там же. – С. 22.

[263] Ключевский В.О. Сочинения: В 9-ти т. Т. 1. Курс русской истории. Ч. 1. - М., 1987. С. 39.

[264] Там же. – С. 40.

[265] Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса. – Калуга, 1924. С. 14.

[266] Там же. – С. 21.

[267] Цит. по: Косов Г.В. Экологическая детерминанта политической динамики современного общества. – М., 2003. – С. 28.

[268] Ильин И. В поисках утраченной державности // Федерализм. Теория, практика, история. – 1998, - № 1 (9).

[269] Под цивилизацией мы понимаем специфический способ жизнеустройства человеческой популяции, которая имеет свой комплекс знаний, свою философию жизни, собственную систему ценностей и ориентирована на их воспроизводство.

[270] This sacred earth: religion, nature, environment. Ed. R. Gottlieb. - London and New York: Routledge, 1996; Ерасов Б. С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в странах Азии и Африки. – М., 1982; Ерасов Б.С. Общие критерии дихотомного сопоставления социокультурных оснований Запада и Востока // Сравнительное изучение цивилизаций. – М., 1998.

[271] This sacred earth: religion, nature, environment. Ed. R. Gottlieb. - London and New York: Routledge, 1996. - P. 278.

[272] Топоров В. Эней – человек судьбы. – М., 1993.

[273] Бергер П. Капиталистическая революция (50 тезисов о процветании, равенстве и свободе). – М., 1994; Пайпс Р. Собственность и свобода. – М., 2001; Васильев В.С. История Востока: в 2-х т. Т. 1. – М., 1993.

[274] Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. Т. 1. – М., 1993. – С. 17.

[275] Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. – Новосибирск, 2001.

[276] Кирдина С.Г. Указ. соч.

[277] Кульпин Э.С. Социоестественная история: предмет, метод, концепции. – М., 1992.

[278] Гачев Г. Национальный космос // Современная драматургия. 1990. № 2. – С. 180.

[279] Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. – М., 1937. – С. 40.

[280] Гачев Г. Национальные образы мира. Евразия – космос кочевника, земледельца, горца. – М., 1999. – С. 3.

[281] Гачев Г. Национальный космос // Современная драматургия. 1990. № 2. – С. 180.

[282] Гачев Г. Национальные образы мира. Евразия – космос кочевника, земледельца, горца. – М., 1999. – С. 10.

[283] Гачев Г. Национальные образы мира. Космо – Психо – Логос. - М., 1995. - С. 11.

[284] Гачев Г. Национальные образы мира. Космо – Психо – Логос. - М., 1995. – С. 16-17.

[285] Гачев Г. Национальные образы мира. Космо – Психо – Логос. - М., 1995. – С. 19.

[286] Гачев Г. Национальные образы мира. Космо – Психо – Логос. - М., 1995. – С. 17-18.

[287] Гачев Г. Национальные образы мира. Космо – Психо – Логос. - М., 1995. – С. 20-21.

[288] Гачев Г. Национальные образы мира. Космо – Психо – Логос. - М., 1995. – С. 23 -24.

[289] Юнг К., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. – М., 1998. – С. 105.

[290] Юнг К. Архетип символ. – М., 1991. – С. 99.

[291] Анализ концепции коллективного бессознательного проводится по статье: Юнг К.Г. Концепция коллективного бессознательного // Юнг К., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. – М., 1998. – С. 339. Именно в этой работе, изначально представленной в виде доклада в Бедфордском колледже Лондонского университета, в 1919 году К.Г. Юнг впервые употребил термин «архетип». Ранее в своих работах он использовал термин «первообраз».

[292] Юнг К. Инстинкт и бессознательное // Юнг К., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. – М., 1998. – С. 336.

[293] Юнг К. Инстинкт и бессознательное // Юнг К., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. – М., 1998. – С. 336.

[294] Юнг К., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. – М., 1998. – С. 66.

[295] Юнг К.Г. Концепция коллективного бессознательного // Юнг К., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. – М., 1998. – С. 343.

[296] Юнг К.Г. Концепция коллективного бессознательного // Юнг К., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. – М., 1998. – С. 343.

[297] Юнг К., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. – М., 1998. – С. 110.

[298] Юнг К.Г. Душа и мифы. Шесть архетипов. – Киев-М., 1997. – С. 217 – 218.

[299] Антоян Ю.М. Миф и вечность. – М., 2001. – 330-331.

[300] Юнг К., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. – М., 1998. – С. 229.

[301] Леви-Стросс К. Путь масок. – М., 2000.

[302] Лихачев Д. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. – Л., 1989.- С. 210.

[303] Лихачев Д. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. – Л., 1989.- С. 210-211.

[304] Значительный вклад в расшифровку мифов, заложенных строителями «степных пирамид» (курганов) в их конструкции и обряды внес Ю.А. Шилов. Он изучил причины распространения обычаев «космических странствий» и «преодоления небытия». Подробнее смотри: Шилов Ю.А. «Космические тайны курганов». – М.: Мол. гвардия, 1990. – 270 с.

[305] Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. – СПб., 2006. – С. 6.

[306] Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. – М., 1992. – С. 29.

[307] Лихачев Д.С. Смеховой мир Древней Руси. – Л., 1976.

[308] Лихачев Д.С. Смеховой мир Древней Руси. – Л., 1976.

[309] Лихачев Д.С.Русское искусство от древности до авангарда. – М., 1992. – С. 29.

[310] Лихачев Д. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. – Л., 1989.- С. 211.

[311] Лихачев Д. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. – Л., 1989.- С. 212.

[312] А.Ф. Лосев писал, что «стиль есть соотношение художественного образа с тем, что не является им самим, с тем, что является для него только инобытием. Если мы умеем в стиле данного художественного произведения определить то или иное, что не есть собственно художественное произведение, это значит, что мы вступили в область стиля» (А.Ф. Лосев «Проблема художественного стиля»).

[313] По мнению Д.С. Лихачева, горе создает крайние формы душевного хаоса, смятения, душевной потерянности.

[314] Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. – СПб., 2006. – С. 8.

[315] Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. – М., 1992. – С. 30.

[316] Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. – СПб., 2006. – С. 10.

[317] Лихачев Д. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. – Л., 1989.- С. 230.

[318] Лихачев Д. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. – Л., 1989.- С. 231.

[319] Лихачев Д. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. – Л., 1989.- С. 230.

[320] Цит. по: Томпсон Д.Л., Пристли Д. Социология. – М., 1998.

[321] Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. – М., 1996.

[322] Лотман Ю.М. Культура и взрыв. – СПб., 2000.

Наши рекомендации