Профессиональное самоопределение как основной критерий профессионального становления
Конечно, в жизни человек сталкивается с различными видами самоопределения, а не только с профессиональным, поэтому выделяют признаки любого самоопределения:
- установление человеком своих особенностей, черт, качеств, способностей;
- выбор критериев и норм оценивания себя;
- определение у себя качеств, которые уже соответствуют выбранным критериям и нормам, принятие или непринятие себя;
- предвосхищение своих потенциальных качеств;
- построение своих целей, задач, планов;
- изменение ценностных ориентаций и пересмотр существующих критериев оценки;
- пересамоопределение – человек заново принимает или не принимает себя [2].
Процесс самоопределения очень динамичен. Человек то повышает «планку» критериев, то снижает её в зависимости от своих достижений, уровня притязаний, обстоятельств.
Н.С.Пряжников [11] разработал содержательно-процессуальную модель профессионального самоопределения, которая включает ряд составляющих этого процесса.
1. Осознание ценности общественно-полезного труда и необходимости профессиональной подготовки.
2. Ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда.
3. Общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели.
4. Определение ближних профессиональных целей.
5. Информирование о профессиях, специальностях, учебных заведениях, местах трудоустройства.
6. Представление о препятствиях к достижению профессиональных целей и знание о своих достоинствах, способствующих реализации целей.
7. Начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка намеченных планов.
Самоопределение может быть адекватным профессионально важной проблеме – и тогда происходит развитие личности, а может быть и неадекватным – тогда оно порождает внутренний конфликт, активизируя защитные механизмы вместо процессов развития. Сторонами внутриличностного конфликта самоопределения являются различные составляющие структуры личности. Можно выделить конфликты, обусловленные следующими факторами:
1) рассогласованием составляющих направленности: противоречия между мотивами профессионального роста, успеха и материального благополучия; между самооценкой и самоуважением; между стремлением к власти и ценностными ориентациями;
2) несовпадение характера профессиональной деятельности и уровня профессиональной компетентности;
3) противоречие между направленностью личности на достижение успеха, карьеру, высокие материальные блага и недостаточным уровнем развития способностей, качеств;
4) несовпадение представлений о своих профессиональных достоинствах и реальных профессиональных возможностях (рассогласование между Я-реальным и Я-идеальным);
5) противоречие между профессиональным потенциалом и социальными ограничениями (возраст, пол и т.д.) [1; 2].
Преодоление внутриличностных конфликтов профессионального самоопределения возможно путем развития психологической компетентности, разработки альтернативных сценариев профессиональной жизни, повышения профессиональной активности, создания оптимистической профессиональной перспективы, усиления «авторства» своей профессиональной жизни, определения новых смыслов профессиональной деятельности, согласования своих установок, постоянного повышения своей квалификации, снижения уровня притязаний и т.д. Однако все это человек может сделать, если его этому научили в вузе, прямо или косвенно, сформировали стремление стать профессионалом через диалогическое взаимодействие с преподавателями и друг другом, если сами преподаватели являлись примером профессионализма и компетентности. Если этого не произошло, человек, окунувшись в профессиональную деятельность и столкнувшись с внутриличностным конфликтом, не сможет преодолеть его самостоятельно. И тогда ему понадобится квалифицированная психологическая помощь.