Составное именное сказуемое

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

! = нельзя

склонение числ. (пятидесятью – пятьюдесятью, двое - две подруги, обоими - обеими руками);

! сравнит. + превосходная степень прил. (более сильнее, самый наисложнейший);

! мн.ч., род.п. (много носок - носков, чулков - чулок, апельсин - апельсинов; договора - договоры);

! неверная форма слова = ляжте, ихний, ложи и т.п.)

! неправ. род = вкусное кофе, зеленая тюль)

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Действия, выраженные деепричастием и глаголом, должны выполняться 1 и тем же лицом = подлежащее в Им.п. или лицом предполагаемым, выраженным инфинитивом.

Гуляя по лесу, детисобрали гербарий = детигуляли и собрали

Плавая в бассейне, нельзя забывать о технике безопасности = (вы)плаваете и (вы) не забываете.

! нельзя = Прочитав книгу, меня поразили выводы автора – прочитал книгу кто-то, а выводыпоразили => лицо не совпадает!

Бегая по лесу, совсем стемнело – бегал кто-то, а (кто? что?) светало – безличный глагол!

А5. Укажите предложение с граммат. ошибкой (с нарушением синтаксич. нормы).

! главное и зависимое слово в разных падежах (друзей, любящими)

! разные числа подлежащего и сказуемого (все, кто умеет, думает)

! предлог + определенный падеж (благодаря погоды, вопреки желания)

! имя нариц. + собств. (в пьесе «Чайке»)

! однор. сказ. требуют разн. падежей (пациент обратился и лечился у этого врача)

! полн. и кратк. форма прил. как однородн. чл. (дом каменный и весьма прочен)

! неверно употреблен предлог (указал о том)

! Собир. сущ + слово в род.п. одушевлен. во мн.ч. / неод. в ед. ч. Правильно будет: Большинство учениковсдали экзамен / Ряд домов стоял в конце деревни

А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

! Пробуй убрать слово который, а глагол заменить причастием (см. А10). Картина Дали будоражила воображение зрителей, которые привыкли к миру спокойных пейзажей и портретов. Картина Дали будоражила воображение зрителей, привыкших…

А9. Какие слова являются грамм. основой в …. предложении текста?

Подлежащее может быть выражено:

!Существительным в им.п. Сонный туман на лугах серебрится.

!Местоимением в им.п. Всеутомились.!Инфинитивом. Врага уничтожить – большая заслуга, но друга спастиэто высшая честь.

!Цельным словосочетанием:

- количества, меры, совокупности (семеро косцов, стаи снегирей)

- совместности (имя + с + имя в тв.п.) (мама с папой, ромашки с ноготками)

- избирательности (имя + из + имя в р.п.) (большинство из нас)

- инфинитив с именной частью речи (стать художником)

- неопределенности (неопред. местоим. в роли главного слова) (кто-то другой)

- метафоры, перифразы, фразеологизмы (царь зверей поймал добычу)

!Прилагательным. Смелыйстремится к победе.

!Причастием. Будущеепринадлежит людям.

!Наречием. Светлое завтра в наших руках.

!Числительным. Пять – мое любимое число.

!Служебн. словами или морфемами (в научных текстах). При – это приставка.

Простое глагольное сказуемое

! спрягаемая глагольная форма пишет (в т.ч. будущее время буду писать).

! фразеологизмы я бегу сломя голову

! глагол + частица: то, так и, ну, давай, знай себе, возьми и т.п. У зайца сердце так и закатилось.

! повторы: Сапожник бился, бился и, наконец, за ум схватился. Помнить то я помню. Дети криком кричат.

Составное глагольное сказуемое

Вспомогательная часть:

- глаголы начать, стать, продолжать, пребывать, продолжить, завершить, закончить и т.п.

- модальные глаголы мочь, желать, сметь

- краткие прилагательные рад, должен, готов

- слова категории состояния с модальным значением надо, нужно, должно, пора

- фразеологизм с модальным значением горю желанием

- сущ. со значением качеств. характеристики лица мастер, любитель, охотник

Основная часть – инфин. Стану делать, надо подумать, рад помочь и т.п.

Составное именное сказуемое

Связка

! глагол быть в различных формах. Характерная черта – ее нулевой характер в наст. времени изъявит. накл. Я был учителем. Я – учитель.

! глаголы со значением появления, обнаружения, становления (стать, становиться, казаться, слыть, считаться, называться и т.п.) Можно заменить глаголом быть. Он считался учителем.

! глаголы со значением движения или пребывания в состоянии.

Именная часть

!Сущ. или прилаг. в им.п. или твор.п. Он был учителем. Зима была снежная.

!Кратким прил. или причастием. Сибирь огромна.

!Местоим. Этот дом – наш.

!Числит. Мой прыжок – пятый.

!Наречием. Я замужем.

!Междометием. В девках я была ой-ой.

!Инфинитивом. Курить – здоровью вредить.

!Цельными словосочетаниями. Он – мастер на все руки.

Наши рекомендации