Тема 3. Методы и принципы управления

1. Принципы управления

2. Модели и стадии организационного развития

Принцип (лат. начало, основа) - основное исходное положение определенной теории, учения, науки. Под принципом управления понимают основные правила, идеи, нормы поведения, разработанные управленческой наукой.

Значение принципов управления состоит в том, что с их помощью высший менеджмент устанавливает правила действий и поведения, обязательные для всех работников организации.

Универсальные принципы менеджмента основываются на определенных законах и закономерностях общественного развития:

· отражают общие положения, характерные для организаций разных типов и видов;

· соответствуют законам развития природы, общества и бизнеса;

· объективно отражают сущность явлений и реальных процессов управления организацией;

· являются руководящей установкой, признанной обществом.

Принципы управления разделяют на общие и организационные.

Общие принципы регулируют деятельность системы в целом, это:

1. Принцип научного и системного обоснования методов управления. Методы, формы, этапы и средства управления должны быть научно обоснованы, проверены на практике и систематизированы.

2. Принцип планомерности, пропорциональности и динамизма конкретно направлен на решение не только текущих, но и долгосрочных задач развития предприятия. Планомерно - пропорциональное развитие должно происходить поэтапно комплексно, в единой системной основе, путем координации деятельности всех подразделений производства.

3. Принцип гибкости организационных структур. В каждом конкретном случае должна быть своя особая организационная структура управления. Разрабатывается индивидуально для каждого предприятия и меняется вместе с развитием организации, приспосабливается к требованиям времени.

4. Принцип сочетания отраслевого и территориального управления. Этот принцип дает возможность гармонично и пропорционально сочетать комплексное развитие территории - региона, исходя из имеющихся природно-сырьевых ресурсов, экономического потенциала, трудовых ресурсов и потребности потребителя в определенном виде продукции.

5. Принцип целевого сочетания и сосредоточенности связан с тем, что все звенья системы управления образуют единый механизм, который направлен на решение задачи производства конкретной продукции, необходимой государству, населению.

6. Принцип непрерывности и надежности означает создание таких организационно-хозяйственных и технических условий, при которых достигается устойчивый и непрерывный запланированный режим производственного процесса, который обеспечивает надежность работы и функционирования системы управления.

7. Принцип эффективности и оптимальности управления вызван разнообразием путей достижения одной и той же цели. Предприятие постоянно находится в поисках эффективной и оптимальной по организации производства и выпуска конкурентоспособной продукции.

8. Принцип обеспечения единства личных, коллективных и государственных интересов. В большинстве случаев предприятия не в состоянии решить отдельные проблемы без помощи государственных и местных органов власти, должны платить за использование воды, воздуха, подготовленных специалистов, медицинское обслуживание и т.д. Должна быть социальная ответственность перед обществом.

9. Принцип сочетания материальных и моральных стимулов к труду. Промышленное предприятие будет работать стабильно, если в этом заинтересованы все работники этого предприятия. То есть должна быть разработана система материальных и моральных стимулов труда, которые будут получать работники при выполнении своих функциональных обязанностей.

Организационные принципы менеджмента представляют собой совокупность правил и норм, регулирующих внутренние взаимоотношения между управляющей и управляемой подсистемами.

Известный теоретик Анри Файоль рассматривал управление как непрерывный процесс, эффективность которого невозможна без рационального построения структуры организации и управления работниками и предложил такие принципы управления, которые актуальны и сейчас:

1. Разделение труда, то есть специализация работ, которая необходима для эффективного использования рабочей силы (за счет сокращения числа целей, на которые направляются усилия работников).

2. Полномочия и ответственность. Каждому работнику предоставляют полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполнение работы.

3. Дисциплина. Работники должны соблюдать правила поведения в соглашении, заключенном между ними и руководством. Менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушителям порядка.

4. Единовластие. Работник должен получать распоряжения только от одного непосредственного руководителя и отчитывается только перед ним.

5. Единство действий. Все действия, имеющие одинаковую цель должны быть сгруппированы и выполняться по единому плану.

6. Подчиненность интересов. Интересы организации имеют преимущество перед интересами работника или группы работников.

7. Вознаграждение персонала. Получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд обеспечивает преданность работников.

8. Централизация. Управление предприятием осуществляется из единого центра.

9. Скалярная цепь. Непрерывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и формируется иерархия управления.

10. Порядок. Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте.

11. Справедливость. Установленные правила должны соблюдать на всех уровнях иерархии.

12. Стабильность персонала. Установка на долгосрочную работу в организации, поскольку высокая текучесть снижает эффективность организации.

13. Инициатива. Поощрение работников к независимым суждениям в пределах делегированных ему полномочий.

14. Корпоративный дух. Гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий, а союз - это сила.

Каждая организация, опираясь на потенциал своих работников, требования времени должна найти для себя те принципы и методы, которые будут способствовать успешной работе и отвечать требованиям и запросам рынка.

Формирование принциповуправления осуществляется по определенной методологии, которая состоит из:

· оценивания среды, в которой работает организация;

· определение миссии организации, ее целей и задач;

· выделение ключевой компетенции организации, которая формирует потенциал, необходимый для осуществления ее миссии, что позволит определить, в какой сфере следует совершенствоваться для сохранения лидерства;

· формулировка принципов, которые должны стать основой системы управления;

· доведение принципов управления ко всему персоналу;

· постоянного совершенствования и обновления принципов управления в соответствии с требованиями времени.

В сегодняшнее время главное внимание в управление направляется на людей, как носителей интеллекта. Учитывая это, самыми важными становятся те принципы, которые позволяют полностью раскрыть потенциал человека и направить его для пользы организации:

· развитие творческих способностей персонала;

· привлечение сотрудников к разработке управленческих решений;

· опора на систему гибкого лидерства среди персонала и личные контакты работников с внешним окружением;

· использование таких методов сотрудничества с людьми, которые обеспечивают их удовлетворение работой;

· постоянная и целенаправленная поддержка индивидуальной инициативы работников фирмы и организаций, которые с ней сотрудничают;

· честность и доверие в деловых отношениях;

· ориентация на высокие стандарты работы и стремление к нововведениям;

· обязательное определение размера вклада работника в общие результаты;

· ориентация на перспективу развития;

· опора на общечеловеческие ценности и социальную ответственность бизнеса перед людьми и обществом в целом.

Реализация управления осуществляется с помощью методов управления. Привести в действие организованную систему возможно только через влияние на нее управляющего органа или лица. Методы управления - способы воздействия на отдельных работников и производственные коллективы в целом с целью достижения определенных целей. Основой классификации методов управления являются мотивы, которыми руководствуется человек в процессе деятельности. Методы управления используются не изолированно, а в сочетании друг с другом.

Экономические методы управления - система экономических рычагов и мероприятий, с помощью которых осуществляется воздействие на управляемые объекты с целью достижения поставленных целей и обеспечения единства интересов общества, предприятия и отдельных работников. Однако экономические методы управления являются методами косвенного действия, то есть не заставляют объект управления действовать обязательно и однозначно. Поэтому, часто их использование не достигает желаемого результата. Применение экономических методов возможно только при условии соблюдения такого порядка:

1. Определение цели (планирование показателей, характеризующих желаемое направление развития объекта управления).

2. Разработка систем экономических рычагов для стимулирования достижения запланированных целей.

3. Анализ выполнения плана и определение степени и причин отклонения от указанных ориентиров.

4. Расчет величины экономических поощрений или санкций в зависимости от степени достижения цели.

К функциям менеджера относятся и решения оперативных задач, которые возникают вследствие не всегда прогнозируемого действия факторов внешней или внутренней среды. Никакие экономические методы не смогут обеспечить четкость, дисциплинированность и порядок работы коллектива. Поэтому, экономические методы должны быть дополнены административными.

Административные методы управления - система средств и приемов организационно - распорядительного действия, используемого для организации и координации объектов управления с целью выполнения поставленных задач. Эти методы обеспечивают четкое распределение обязанностей в аппарате управления, соблюдение правовых норм и полномочий в решении вопросов хозяйственной деятельности, а также применение мер принуждения и дисциплинарной ответственности.

Учитывая объект, административные методы управления разделяют на организационные (влияют на структуру управления) и на оперативно - распорядительные (влияют на процесс управления).

Организационные методы управления делятся на:

· регламентирования (устанавливает правила на основе которых действует предприятие, его подразделения и работники). Эти правила определяются уставом предприятия, положением об отделах, правилами внутреннего распорядка. В основе находится законодательная база, поэтому применяют их с соответствующим правовым обоснованием.

· нормирования (устанавливает пределы действия технических, технологических, экономических и организационных норм). Это нормы расходов, нормы выработки, численности работников, нормативы отчислений в различные фонды и др.

· инструктирования – заключается в доведении до работников рационального способа выполнения работ, а также в проверке знаний и умений исполнителей.

Оперативно-распорядительные методы управления применяются при условии, что уже определены права и обязанности структурных подразделений и управлений. Распорядительные действия всегда обусловлены конкретными причинами и имеют четкую адресность, одностороннюю направленность - от руководителя к подчиненному. Они существуют в форме обязательных предписаний (приказ, распоряжение), согласовательных действий (совещания, консультации), рекомендаций (разъяснение, указание).

При применении методов прямого администрирования происходит подчинение одной воли другой. Но форма подчинения должна иметь доброжелательный характер, не вызывать нежелательных эмоций (унижение, раздражение, стрессов).

Социально-психологические методы управления. Использование менеджером только административно - распорядительных методов может нанести большой вред организации, потому, что ее сотрудники привыкнут быть пассивными исполнителями чужой воли. Учитывая это, следует применять и социально-психологические методы.

Социально-психологические методы управления - совокупность специальных способов воздействия на личные отношения и связи между работниками, а также на социальные процессы в организации. Они основываются на использовании моральных стимулов к труду, действуют на личность с помощью психологических приемов с целью превращения административного задания на сознательный долг, внутреннюю потребность человека. Главная цель - формирование в коллективе положительного морально - психологического климата, который активизирует инициативность каждого работника, его самодисциплину. Социально-психологические методы по способу действия делятся на социальные и психологические.

Социальные методы управления основываются на учете особенностей взаимодействия людей, форм общения, культурных норм и ценностей. В зависимости от специфики управленческих целей выделяют следующие методы:

· повышение социально-производственной активности (начало и новаторство, обмен опытом, соревнования, моральное поощрение, обсуждение, ценностные ориентиры, критика, определение проблем и перспективных целей);

· социально-исторического наследования (социально-производственные традиции, обряды, ритуалы, торжественные собрания и вечера, они выполняют роль методов управления, если их поддерживают);

· управление ролевым поведением (профессиональная роль характеризуется содержанием, правами и ответственностью, социальным статусом, престижем);

· совершенствование коммуникаций (поддержание неформальных отношений в группе, которые способствуют раскрепощению личности, большему доверию между членами коллектива);

· социального регулирования (заключению соглашений, взаимные обязательства, использование различных систем отбора, компромисса и объединения интересов);

· пропаганды и агитации (распространение и разъяснение политики в области экономики, общественной жизни, формирования убеждений и идеалов);

· собственного примера (менеджер должен быть образцом в работе, поведении, отношении к подчиненным);

· организационных условий (формирование определенной организационной культуры).

Психологические методы управления. Их применяют с целью гармонизации отношений работников фирмы и формирования такого психологического климата, который способствовал бы активизации деятельности всего коллектива. Делятся на следующие группы:

· методы формирования и развития трудового коллектива. Дают возможность поддерживать на оптимальном уровне количественное соотношение между работниками с учетом их психологической совместимости для регулирования групповых отношений внутри коллектива;

· методы гуманизации отношений в трудовом коллективе. Ориентированы на принятом для группы стиле руководства, культуры управления и организации труда, этики управленческой деятельности, утверждение принципов социальной справедливости относительно рабочих условий и тому подобное;

· методы психологического побуждения (мотивации). Направлены на формирование у работников мотивов к высокопроизводительному труду через развитие инициативы и предприимчивости. Самые эффективные – при условии ориентированности работника на отдаленные цели.

· методы профессионального выбора и обучения. Предусматривают ответственность психологических характеристик человека работе, которую она выполняет.

Правовые методы управления. Применение экономических и административных методов управления должно основываться на нормативных, законодательных актах или законах. Правовые методы управления - совокупность способов действия субъекта управления на объект управления с помощью правовых норм, правовых отношений и правовых актов. Правовые нормы определяют место предприятия в системе хозяйственного комплекса страны, характер и содержание отношений с другими организациями, регулирующими отношения владельца, администрации и работников. Предприятие, пользуясь правами, закрепленными законодательством организует производственную, коммерческую и иную деятельность, распоряжается средствами, заключает соглашения, открывает счета в банке. Правовые нормы регламентируют порядок и сроки отчетности и обязательных платежей, определяют виды запрещенной деятельности, наказания и санкции к нарушителям норм.

Вопросы для самоконтроля:

1. Классификация методов управления и основная их характеристика.

2. Административные (организационно-распорядительные) методы управления, сущность, виды и краткая характеристика.

3. Методы организационно-стабилизирующего воздействия.

4. Формы распорядительного воздействия, их характеристика.

5. Экономические методы управления: сущность, виды, значение.

6. Социально-психологические методы управления: сущность, виды, значение.


Наши рекомендации