Характеристики социально-психологического тренинга
Составляющими любого группового психологического тренинга, с точки зрения структуры, являются:
цели и задачи тренинга;
принципы, на которых строится работа группы;
роль и функции ведущего в тренинге;
используемые методические средства и приемы.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТРЕНИНГА
В качестве ведущей цели социально-психологического тренинга многими авторами выделяется повышение компетентности в общении. Однако в настоящее время связать СПТ лишь с общением можно, но только если расширить данное понятие. Человек формируется и развивается как личность — в обществе, в процессе общения и взаимодействия с другими людьми. Коммуникативные способности человека являются и условием для его развития, и результатом этого развития. Повышение компетентности в общении в широком смысле невозможно без изменения комплекса личностных качеств человека, его социальных установок, а также пересмотра его общего отношения к социальному миру и к себе. Многие из раннее частных задач социально-психологического тренинга в настоящее время выделились в самостоятельные направления.
В общем можно выделить следующие направления работы в СПТ и соответствующие задачи.
Развитие коммуникативной компетентности
Примером являются группы «Тренинга общения». Их основные задачи:
развитие способности в установлении и поддержании психологического контакта в общении;
познание своих возможностей и ограничений во взаимодействии с другими людьми;
осознание и снятие внутренних барьеров и зажимов, мешающих эффективной коммуникации;
развитие способности прогнозировать поведение другого человека и т. п.
Развитие межличностной чувствительности
Примером могут быть группы «Тренинга сенситивности». Их основные задачи:
развитие способности к самоанализу и пониманию других;
разделение наблюдаемых и переживаемых компонентов в восприятии другого человека;
развитие способности к пониманию и прогнозированию отношения, чувств и состояний человека в определенных ситуациях;
развитие чувствительности участников к групповому процессу, связанной с восприятием более полного ряда коммуникативных стимулов, получаемых от других, и т. п.
Общее личностное развитие участников
Примером являются группы «Тренинга личностного роста». При этом в качестве задач могут определяться:
формирование адекватного представления о себе;
освоение системы понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности и социально- психологических ситуаций;
коррекция неадаптивных личностных установок;
снятие внутриличностных конфликтов и напряжений;
формирование навыков организации оптимального общения, конструктивного разрешения конфликтов в общении, психологического анализа ситуаций и т. п.
Развитие самосознания
Работа в данном направлении может включать':
коррекцию и развитие самовосприятия;
развитие способности к самоанализу и рефлексии;
осознание и преодоление интерпретационных ограничений, накладываемых стереотипизированными фрагментами со знания, и т. п.
В качестве вспомогательных направлений СПТ можно выделить следующие.
Развитие психических процессов:
развитие мышления (творческого мышления, подвижности мышления);
развитие памяти (овладение мнемотехниками);
развитие сенсорной наблюдательности (расширение способности фиксировать всю совокупность сигналов) и т. п.
Улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья:
развитие способностей эмоциональной и поведенческой саморегуляции;
овладение навыками релаксации и управление мышечным тонусом;
получение личного опыта переживания измененных состояний сознания и его использования в практических целях;
работа с ресурсными состояниями и т. п.
Также СПТ можно использовать для обеспечения оптимального функционирования групп (служебных и производственных коллективов, учебных групп и т. п.) и людей в данных группах. Работа тренинговых групп в данных направлениях может быть направлена на: Q сплочение коллективов;
разрешение внутригрупповых конфликтов;
снятие психоэмоционального напряжения в группе;
облегчение процессов адаптации новичков к новым условиям деятельности;
освоение социальных и профессиональных ролей.
Она может включать как коррекционную работу (коррекция неадаптивных социальных и личностных установок), так и развивающую, направленную на:
развитие профессионально значимых качеств и психических процессов;
развитие коммуникативной компетентности, уверенности в себе;
эмоциональной устойчивости;
навыков саморегуляции.
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ТРЕНИНГА
Психологический тренинг строится в соответствии с определенными принципами, под которыми следует понимать основные положения, особенности руководства и правила реализации тренинга как метода.
С. И. Макшанов разделяет принципы тренинга на несколько групп:
организационные принципы;
принципы создания среды тренинга;
принципы поведения участников; Q этические принципы.
Организационные принципы определяют особенности подготовки и проведения тренинга и включают:
Принцип комплектования группы тренинга учитывает такие характеристики, как возраст, пол, профессиональную принадлежность, уровень должностной иерархии, а также некоторые психические свойства личности.
Принцип физической закрытости — тренинговая группа работает в одном и том же составе от начала и до конца тренинга. После начала работы группы новые участники в нее не включаются. Пропустившие несколько занятий включаются в дальнейшую работу только с согласия остальных членов группы, при этом им необходимо рассказать пропустившему участнику обо всем, что произошло в группе во время его отсутствия.
Принцип пространственно-временной организации тренинга определяет временные и пространственные характеристики группы.
Принципы создания среды тренинга. Специфическая среда в тренинге во многом определяет направленность и эффективность работы. Тренинговая группа является обществом в миниатюре, отражающим внешний мир в искусственно создаваемом взаимодействии. Соответственно психологическая среда тренинга должна выступать фрагментом более широкого социального окружения и соответствовать по основным показателям особенностям значимой реальности. Иначе возникнет проблема переноса полученных результатов в лабораторной тренинговой среде в реальную социальную действительность. Также среда тренинга должна иметь достаточную гибкость для ее подстройки в соответствии с используемыми методическими средствами и характером решаемых задач. Принципы создания среды тренинга включают: Принцип системной детерминации — воплощение в среде тренинга основных факторов изменений психологических феноменов человека и группы.
Принцип реалистичности — создание среды, позволяющей в значимых деталях прорабатывать различные социальные и профессиональные ситуации, а также проблемы участников. Чем более отличается лабораторная среда тренинга от реальной (в значимых переменных), тем меньше вероятность переноса полученных изменений в реальную жизнь.
Принцип избыточности — создание возможностей выбора различных вариантов дальнейшего продолжения тренинга (предоставление участникам информации, проведение тренинговых процедур и др.) в соответствии с развитием группы и ее содержательным продвижением.
Принципы поведения участников. Поведение участников в любом групповом психологическом тренинге является структурированным в соответствии с определенными принципами, определяемыми моделью тренинга. В СПТ выделяются следующие принципы поведения участников :
□ Принцип моделирования. В тренинге моделируются различные ситуации, в которых участники демонстрируют негативные и позитивные формы поведения.
□ Принцип активности предполагает включение в активную работу всех участников тренинга. Результативность тренинга для каждого участника во многом определяется степенью его личной включенности во все происходящие события и процедуры.
□ Принцип искренности. Подразумевается, что, с одной стороны, каждый участник вправе сам определять меру своей искренности и если он не готов говорить или действовать, то имеет право сказать «нет». Но, с другой стороны, если уж он решил сообщать сведения, то они должны быть достоверные, и если он решил выразить свои мысли или чувства, то это следует делать искренне.
□ Принцип «здесь и теперь». Данный принцип предназначен для преодоления тенденции отвлечения участников от актуальной ситуации происходящего в группе. Тенденция к отвлечению в иные области, даже если они и очень интересны, часто бывает вызвана проявлением реакции «ухода» (избегания) от имеющихся проблем и затруднений.
□ Принцип доверительности. Данный принцип ориентирует на уважительное отношение участников друг к другу. Общение и взаимодействие каждого участника в ходе тренинга должны строиться с учетом интересов, ценностей, чувств и переживаний других.
□ Принцип исследовательской (творческой) позиции. В тренинговой группе создается креативная среда, стимулирующая участников к самоанализу, поиску вариантов решения проблем, исследованию особенностей и закономерностей меж личностного взаимодействия и познанию других участников.
□ Принцип объективации (осознания) поведения. Принцип объективации предполагает перевод поведения участников с неосознанно-импульсивного уровня на осознанный. Осознание участниками своего поведения и принятие личной ответственности за собственные действия и поступки являются необходимым компонентом личностного роста. Основным средством объективации поведения в тренинге является обратная связь группы. Возможно использование и дополнительных средств, в частности видео- и аудиозапись происходящего в группе.
Этические принципы. К этическим принципам относятся:
□ Принцип конфиденциальности. Он подразумевает, что информация о происходящем в тренинговой группе, касающаяся любого из ее участников, не должна выноситься и обсуждаться с кем бы то ни было за пределами группы. Соблюдение данного принципа является необходимым для формирования доверительных отношений в группе и создания атмосферы, способствующей самораскрытию участников.
□ Принцип ненанесения ущерба. Соблюдение данного принципа предотвращает возможный ущерб со стороны ведущего или участников тренинга. Ведущий отвечает за все происходящее в тренинге и в процессе ведения группы должен исходить в первую очередь из принципа «не навреди», что требует от него высокой межличностной чувствительности и профессионализма.
□ Принцип соответствия заявленных целей тренинга его содержанию. Данный принцип подразумевает последовательность ведущего в реализации целей, заявленных в начале тренинга. Иногда в процессе работы возникает желание отдельных участников или необходимость в изменении содержательного плана тренинга. В первом случае ведущему следует учитывать, что нередко желание изменить содержание тренинга является защитной реакцией участников. В случае необходимости дополнительной работы с отдельными участниками ведущий может организовать ее либо в режиме консультирования, либо в процессе другого, соответственно ориентированного тренинга. Если необходимость изменений содержания тренинга все же достаточно оправдана, то ведущий может их произвести, но только после обсуждения в группе и принятия всеми участниками. Однако этот шаг может являться показателем недостаточной подготовленности к тренингу ведущего.