Характеристики социально-психологического тренинга

Составляющими любого группового психологического тренинга, с точки зрения структуры, являются:

характеристики социально-психологического тренинга - student2.ru цели и задачи тренинга;

характеристики социально-психологического тренинга - student2.ru принципы, на которых строится работа группы;

характеристики социально-психологического тренинга - student2.ru роль и функции ведущего в тренинге;

характеристики социально-психологического тренинга - student2.ru используемые методические средства и приемы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТРЕНИНГА

В качестве ведущей цели социально-психологического тренинга многими авторами выделяется повышение компетентности в общении. Однако в настоящее время связать СПТ лишь с общением можно, но только если расширить данное понятие. Человек формируется и развивается как личность — в обществе, в процессе общения и взаимодействия с другими людьми. Коммуникативные способности человека являются и условием для его развития, и результатом этого развития. Повышение компетентности в общении в широком смысле невозможно без изменения комплекса личностных качеств человека, его социальных установок, а также пересмотра его общего отношения к социальному миру и к себе. Многие из раннее частных задач социально-психологического тренинга в настоящее время выделились в самостоятельные направления.

В общем можно выделить следующие направления работы в СПТ и соответствующие задачи.

Развитие коммуникативной компетентности

Примером являются группы «Тренинга общения». Их основные задачи:

характеристики социально-психологического тренинга - student2.ru развитие способности в установлении и поддержании психологического контакта в общении;

характеристики социально-психологического тренинга - student2.ru познание своих возможностей и ограничений во взаимодействии с другими людьми;

характеристики социально-психологического тренинга - student2.ru осознание и снятие внутренних барьеров и зажимов, мешающих эффективной коммуникации;

характеристики социально-психологического тренинга - student2.ru развитие способности прогнозировать поведение другого человека и т. п.

Развитие межличностной чувствительности

Примером могут быть группы «Тренинга сенситивности». Их основные задачи:

характеристики социально-психологического тренинга - student2.ru развитие способности к самоанализу и пониманию других;

характеристики социально-психологического тренинга - student2.ru разделение наблюдаемых и переживаемых компонентов в восприятии другого человека;

характеристики социально-психологического тренинга - student2.ru развитие способности к пониманию и прогнозированию отношения, чувств и состояний человека в определенных ситуациях;

характеристики социально-психологического тренинга - student2.ru развитие чувствительности участников к групповому процессу, связанной с восприятием более полного ряда коммуникативных стимулов, получаемых от других, и т. п.

Общее личностное развитие участников

Примером являются группы «Тренинга личностного роста». При этом в качестве задач могут определяться:

характеристики социально-психологического тренинга - student2.ru формирование адекватного представления о себе;

характеристики социально-психологического тренинга - student2.ru освоение системы понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности и социально- психологических ситуаций;

характеристики социально-психологического тренинга - student2.ru коррекция неадаптивных личностных установок;

характеристики социально-психологического тренинга - student2.ru снятие внутриличностных конфликтов и напряжений;

характеристики социально-психологического тренинга - student2.ru формирование навыков организации оптимального общения, конструктивного разрешения конфликтов в общении, психологического анализа ситуаций и т. п.

Развитие самосознания

Работа в данном направлении может включать':

характеристики социально-психологического тренинга - student2.ru коррекцию и развитие самовосприятия;

характеристики социально-психологического тренинга - student2.ru развитие способности к самоанализу и рефлексии;

характеристики социально-психологического тренинга - student2.ru осознание и преодоление интерпретационных ограничений, накладываемых стереотипизированными фрагментами со знания, и т. п.

характеристики социально-психологического тренинга - student2.ru В качестве вспомогательных направлений СПТ можно выделить следующие.

характеристики социально-психологического тренинга - student2.ru Развитие психических процессов:

характеристики социально-психологического тренинга - student2.ru развитие мышления (творческого мышления, подвижности мышления);

характеристики социально-психологического тренинга - student2.ru развитие памяти (овладение мнемотехниками);

характеристики социально-психологического тренинга - student2.ru развитие сенсорной наблюдательности (расширение способности фиксировать всю совокупность сигналов) и т. п.

Улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья:

характеристики социально-психологического тренинга - student2.ru развитие способностей эмоциональной и поведенческой саморегуляции;

характеристики социально-психологического тренинга - student2.ru овладение навыками релаксации и управление мышечным тонусом;

характеристики социально-психологического тренинга - student2.ru получение личного опыта переживания измененных состояний сознания и его использования в практических целях;

характеристики социально-психологического тренинга - student2.ru работа с ресурсными состояниями и т. п.

Также СПТ можно использовать для обеспечения оптимального функционирования групп (служебных и производственных коллективов, учебных групп и т. п.) и людей в данных группах. Работа тренинговых групп в данных направлениях может быть направлена на: Q сплочение коллективов;

характеристики социально-психологического тренинга - student2.ru разрешение внутригрупповых конфликтов;

характеристики социально-психологического тренинга - student2.ru снятие психоэмоционального напряжения в группе;

характеристики социально-психологического тренинга - student2.ru облегчение процессов адаптации новичков к новым условиям деятельности;

характеристики социально-психологического тренинга - student2.ru освоение социальных и профессиональных ролей.

Она может включать как коррекционную работу (коррекция неадаптивных социальных и личностных установок), так и развивающую, направленную на:

характеристики социально-психологического тренинга - student2.ru развитие профессионально значимых качеств и психических процессов;

характеристики социально-психологического тренинга - student2.ru развитие коммуникативной компетентности, уверенности в себе;

характеристики социально-психологического тренинга - student2.ru эмоциональной устойчивости;

характеристики социально-психологического тренинга - student2.ru навыков саморегуляции.

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ТРЕНИНГА

Психологический тренинг строится в соответствии с определенными принципами, под которыми следует понимать основные положения, особенности руководства и правила реализации тренинга как метода.

С. И. Макшанов разделяет принципы тренинга на несколько групп:

характеристики социально-психологического тренинга - student2.ru организационные принципы;

характеристики социально-психологического тренинга - student2.ru принципы создания среды тренинга;

характеристики социально-психологического тренинга - student2.ru принципы поведения участников; Q этические принципы.

Организационные принципы определяют особенности подготовки и проведения тренинга и включают:

характеристики социально-психологического тренинга - student2.ru Принцип комплектования группы тренинга учитывает такие характеристики, как возраст, пол, профессиональную принадлежность, уровень должностной иерархии, а также некоторые психические свойства личности.

характеристики социально-психологического тренинга - student2.ru Принцип физической закрытости — тренинговая группа работает в одном и том же составе от начала и до конца тренинга. После начала работы группы новые участники в нее не включаются. Пропустившие несколько занятий включаются в дальнейшую работу только с согласия остальных членов группы, при этом им необходимо рассказать пропустившему участнику обо всем, что произошло в группе во время его отсутствия.

характеристики социально-психологического тренинга - student2.ru Принцип пространственно-временной организации тренинга определяет временные и пространственные характеристики группы.

характеристики социально-психологического тренинга - student2.ru Принципы создания среды тренинга. Специфическая среда в тренинге во многом определяет направленность и эффективность работы. Тренинговая группа является обществом в миниатюре, отражающим внешний мир в искусственно создаваемом взаимодействии. Соответственно психологическая среда тренинга должна выступать фрагментом более широкого социального окружения и соответствовать по основным показателям особенностям значимой реальности. Иначе возникнет проблема переноса полученных результатов в лабораторной тренинговой среде в реальную социальную действительность. Также среда тренинга должна иметь достаточную гибкость для ее подстройки в соответствии с используемыми методическими средствами и характером решаемых задач. Принципы создания среды тренинга включают: Принцип системной детерминации — воплощение в среде тренинга основных факторов изменений психологических феноменов человека и группы.

характеристики социально-психологического тренинга - student2.ru Принцип реалистичности — создание среды, позволяющей в значимых деталях прорабатывать различные социальные и профессиональные ситуации, а также проблемы участников. Чем более отличается лабораторная среда тренинга от реальной (в значимых переменных), тем меньше вероятность переноса полученных изменений в реальную жизнь.

характеристики социально-психологического тренинга - student2.ru Принцип избыточности — создание возможностей выбора различных вариантов дальнейшего продолжения тренинга (предоставление участникам информации, проведение тренинговых процедур и др.) в соответствии с развитием группы и ее содержательным продвижением.

характеристики социально-психологического тренинга - student2.ru Принципы поведения участников. Поведение участников в любом групповом психологическом тренинге является структурированным в соответствии с определенными принципами, определяемыми моделью тренинга. В СПТ выделяются следующие принципы поведения участников :

□ Принцип моделирования. В тренинге моделируются различные ситуации, в которых участники демонстрируют негативные и позитивные формы поведения.

□ Принцип активности предполагает включение в активную работу всех участников тренинга. Результативность тренинга для каждого участника во многом определяется степенью его личной включенности во все происходящие события и процедуры.

□ Принцип искренности. Подразумевается, что, с одной стороны, каждый участник вправе сам определять меру своей искренности и если он не готов говорить или действовать, то имеет право сказать «нет». Но, с другой стороны, если уж он решил сообщать сведения, то они должны быть достоверные, и если он решил выразить свои мысли или чувства, то это следует делать искренне.

□ Принцип «здесь и теперь». Данный принцип предназначен для преодоления тенденции отвлечения участников от актуальной ситуации происходящего в группе. Тенденция к отвлечению в иные области, даже если они и очень интересны, часто бывает вызвана проявлением реакции «ухода» (избегания) от имеющихся проблем и затруднений.

□ Принцип доверительности. Данный принцип ориентирует на уважительное отношение участников друг к другу. Общение и взаимодействие каждого участника в ходе тренинга должны строиться с учетом интересов, ценностей, чувств и переживаний других.

□ Принцип исследовательской (творческой) позиции. В тренинговой группе создается креативная среда, стимулирующая участников к самоанализу, поиску вариантов решения проблем, исследованию особенностей и закономерностей меж личностного взаимодействия и познанию других участников.

□ Принцип объективации (осознания) поведения. Принцип объективации предполагает перевод поведения участников с неосознанно-импульсивного уровня на осознанный. Осознание участниками своего поведения и принятие личной ответственности за собственные действия и поступки являются необходимым компонентом личностного роста. Основным средством объективации поведения в тренинге является обратная связь группы. Возможно использование и дополнительных средств, в частности видео- и аудиозапись происходящего в группе.

Этические принципы. К этическим принципам относятся:

□ Принцип конфиденциальности. Он подразумевает, что информация о происходящем в тренинговой группе, касающаяся любого из ее участников, не должна выноситься и обсуждаться с кем бы то ни было за пределами группы. Соблюдение данного принципа является необходимым для формирования доверительных отношений в группе и создания атмосферы, способствующей самораскрытию участников.

□ Принцип ненанесения ущерба. Соблюдение данного принципа предотвращает возможный ущерб со стороны ведущего или участников тренинга. Ведущий отвечает за все происходящее в тренинге и в процессе ведения группы должен исходить в первую очередь из принципа «не навреди», что требует от него высокой межличностной чувствительности и профессионализма.

□ Принцип соответствия заявленных целей тренинга его содержанию. Данный принцип подразумевает последовательность ведущего в реализации целей, заявленных в начале тренинга. Иногда в процессе работы возникает желание отдельных участников или необходимость в изменении содержательного плана тренинга. В первом случае ведущему следует учитывать, что нередко желание изменить содержание тренинга является защитной реакцией участников. В случае необходимости дополнительной работы с отдельными участниками ведущий может организовать ее либо в режиме консультирования, либо в процессе другого, соответственно ориентированного тренинга. Если необходимость изменений содержания тренинга все же достаточно оправдана, то ведущий может их произвести, но только после обсуждения в группе и принятия всеми участниками. Однако этот шаг может являться показателем недостаточной подготовленности к тренингу ведущего.

Наши рекомендации