Группы социально-психологического тренинга

Рис 1 Виды малых групп

лог должен иметь четкое представление, на каких объектах, в ка­ких условиях (естественных или искусственных) получены те или иные факты и закономерности и в какой степени приложи мы (ре­левантны) знания, полученные в искусственных условиях, к объяснению, прогнозированию и управлению психологическими явлениями и поведением в естественных социальных группах.

Среди естественных малых групп наиболее важным представ­ляется выделение групп формальных и неформальных, предложен­ное Э.Мэйо. Формальные группы — группы, членство и взаимоотноше­ния в которых носят преимущественно формальный характер, то есть определяются формальными предписаниями и договоренностями. Фор­мальными малыми группами являются прежде всего первичные коллективы подразделений социальных организаций и инстигутов. Организационные и институциональные малые группы представляют собой элементы социальной структуры общества и создаются для удовлетворения общественных потребностей. Ведущей сферой ак­тивности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках организационных и институциональных малых групп является совместная деятельность.

Неформальные группы — объединения людей, возникающие на основе

7*

Группы социально-психологического тренинга - student2.ru

Рис 2 Неформальная малая Ip> ппа

внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлеж­ности, понимании, симпатии и любви. Примерами неформальных ма­лых групп являются дружеские и приятельские компании, пары лю­бящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связан­ных общими интересами, увлечениями (рис. 2). Формальные и не­формальные группы различаются прежде всего по механизмам их образования и по характеру межличностных взаимоотношений. Од­нако, как и любая классификация, деление групп на формальные и неформальные является достаточно условным. Неформальные груп­пы могут возникать и функционировать в рамках формальных орга­низаций, а группы, возникшие как неформальные, на определенном эгапе могут приобретать признаки формальных групп.

По времени существования выделяются группы временные, в рамках которых объединение индивидов ограничено во времени (например, участники групповой дискуссии или соседи по купе в поезде), и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы) В зависимости от степени произвольности решения индивидом воп­роса о вхождении в гу или иную группу, участии в ее жизнедеятель­ности и уходе из нее гр>ппы делятся на открытые и закрытые

Психология малых групп____________________________________197

В субъективном, психологическом плане группы (и формаль­ные, и неформальные) образуются в процессе реализации инди­видами потребностей в общении, однако, в рамках неформальных групп общение и возникающие на его основе психологические взаимоотношения являются ведущей сферой активности, и в этом плане центральным феноменом психологии малых групп являет­ся психологическая общность.

Основными критериями феномена психологической общнос­ти группы выступают явления сходства, общности индивидов, входящих в малую группу (общность мотивов, целей, ценностных ориентации и социальных установок). Осознание членами группы наличия сходства, общности входящих в нее индивидов и отличий (в том числе психологических) своей группы от других выступает основой идентификации индивидов со своей группой (осознания своей принадлежности к данной группе, своего единства с нею — чувство «мы»). Одним из проявлений позитивной групповой идентификации является внутригрупповая приверженность — тен­денция к более позитивному эмоциональному отношению инди­видов к своей группе и более позитивной оценке ее членов. Пси­хологическая общность группы проявляется также в наличии со­циально-психологических характеристик, присущих группе в це­лом (а не характеризующих отдельных индивидов), таких как со­вместимость, сработанность, сплоченность, социально-психологи­ческий климат и др. Сказанное не означает, что только группы, характеризующиеся выраженными признаками психологической общности, могут являться объектами социально-психологическо­го исследования (таковым может быть и случайное или временное объединение людей, и собрание индивидов, характеризующееся высокой степенью психологической разобщенности и дезинтегра­ции). Речь идет прежде всего о специфике подхода социальной психологии к изучению малых групп, о специфике ее предмета.

Референтность малой группы — значимость групповых ценнос­тей, норм, оценок для индивида. Основными функциями референт­ной группы являются: сравнительная и нормативная (предоставле­ние индивиду возможности соотносить свои мнения и поведение с принятыми в группе и оценивать их с точки зрения соответствия групповым нормам и ценностям).

С практической точки зрения особый интерес представляют группы социально-психологического тренинга и психокоррекиионные группы — временные группы, специально создаваемые для форми­рования навыков эффективного общения, взаимопонимания и

198____________________________________________________Глава 4

решения психологических проблем под руководством практичес­кого психолога-тренера (Рудестам К., 1997).

Системный подход в исследовании психологии малых групп и коллективов предполагает анализ многообразия связей и отноше­ний в малых группах, которые должны рассматриваться одновре­менно и как субъекты совместной деятельности, и как субъекты общения и межличностных отношений (А.Л. Журавлев, П.Н. Ши-хирев, Е.В. Шорохова, 1988).

Основными параметрами малой группы, необходимыми для ее качественной характеристики в соииально-психологическом исследовании, являются композиция и структура группы. Компо­зиция группы — это совокупность индивидуальных особенностей членов группы, значимых для ее характеристики как целого. Вы­бор параметров, характеризующих композицию группы, во мно­гом определяется конкретными задачами исследования. Наибо­лее часто выделяются и указываются соотношения членов группы по таким особенностям как пол, возраст, образование, нацио­нальная принадлежность, социальное положение. Все перечис­ленные признаки чрезвычайно важны с точки зрения социально-психологических особенностей группы, например, группы, разли­чающиеся по возрасту входящих в них индивидов (детские, юно­шеские и взрослые), имеют существенные особенности по всем психологическим характеристикам.

Структура малой группы

Структура малой группы — это совокупность связей, складываю­щихся в ней между индивидами. Поскольку основными сферами активности индивидов в малой группе являются совместная дея- тельность и общение, при исследовании малых групп наиболее часто выделяют структуру связей и отношений, порождаемых со­вместной деятельностью (например, функциональных, экономи­ческих, управленческих), и структуру связей, порождаемых обще­нием и психологическими отношениями (например, структуру эмоциональных отношений, ролевую и неформально-статусную структуру). Наличие в группе функциональной структуры, то есть распределение между ее членами функций, необходимых для до­стижения цели совместной деятельности (в том числе функций руководства и исполнения) является отличительным признаком организованных групп в отличие от стихийно сложившихся групп,

Психология малых групп_______________________________ 199

взаимодействие в которых между людьми носит стихийный, не­упорядоченный характер.

При исследовании формальных групп и организаций вслед за Э.Мэио принято выделять формальную и неформальную структу­ру группы Формальная (или официальная) структура группы — это со­вокупность связей и отношений между индивидами, определяемая фор­мальными предписаниями (должностными инструкциями, официаль­ной структурой организации, формальным статусом индивидов). Не­формальная (или неофициальная) структура — это реально сюшдываю-шаяся в организации структура связей, коммуникаций и влияния

В социально-психологических исследованиях малых групп наиболее часто выделяют и анализируют социометрическую, ком­мун и кати вную и ролевую структуру группы, а также структуру власти и влияния. Социометрическая структура малой труппы — это совокупность связей между ее членами, характеризуемых взаим­ными предпочтениями и отвержениями по результатам социомет­рического теста, предложенного Д.Морено (1958). В основе соци­ометрической структуры группы лежат эмоциональные отноше­ния симпатии и антипатии, феномены межличностной привлека­тельности и популярности. Основными характеристиками соци­ометрической структуры малой группы являются характеристики социометрического статуса членов группы, то есть положения, которое они занимают в системе межличностных выборов и от­вержений; характеристики взаимных эмоциональных предпочте­ний и отвержений членов группы; наличие микрогрупп, члены ко­торых связаны отношениями взаимных выборов, и характер отно­шений между ними. Существенной характеристикой группы, по­лучаемой по результатам социометрического опроса, является число взаимных выборов и отвержений по отношению к числу максимально возможных (так называемая социометрическая сплоченность группы). Графическое изображение структуры меж­личностных выборов и отвержений в группе называется группо­вой социограммой (см. рис. 3)

Коммуникативная структура малой группы — это совокупность связей между ее членами, характерном ых процессами приема и передачи информации, циркулирующей в группе. Основными ха­рактеристиками коммуникативной структуры группы являются: положение, которое занимают члены группы в системе коммуни­каций (доступ к получению и передаче информации), частота и устойчивость коммуникативных связей в группе, тип коммуника­тивных связей между членами группы (централизованные или де-

Группы социально-психологического тренинга - student2.ru

Мужчины \-У Женщины

■+■ Односторонние выборы ---------------->■ Односторонние отвержения

1[ < > Взаимные выборы -__»_. Взаимные отвержения

Ь I

Рис 3. Социофамма-мишень, представляющая взаимоотношения в груп­пе, состоящей из 11 человек

централизованные «коммуникативные сети» (см. рис. 4). В экспе­риментах А Бейвелиса и Г.Ливитта (Д Картрайт и А.Зандер, 1968) было показано, что централизованные коммуникативные сети типа «крест» (все коммуникации осуществляются через одного испыту­емого, занимающего центральную позицию), способствуют более быстрому решению задач, а децентрализованные коммуникатив­ные сети типа «круг» способствуют более высокой удовлетворен­ности членов группы Исследования К.Фашо и С Московией (1958) обнаружили, что для решения простых задач, имеющих

Наши рекомендации