Отечественная модель социально психологического тренинга

Сидоренко Е. В. предлагает тренинговую модель, являющуюся симбиозом «немецкой» и «английской» моделей, с некими дополнениями. От немецкой модели она предлагает заимствовать техники вербализации и снижения эмоционального напряжения, стремление к четкости, а из английской модели заимствуется стремление к положительной обратной связи, моделирование и критерий «переучивания» в отработке реакций. Помимо этого, российская модель дополняется такими элементами, как: призывающая задача, весомость, эффективность методов и упражнений, веселость тренингового процесса, «безболезненность» процедур, регуляция эмоционального напряжения и положительная обратная связь.

22.Роль и возможности входной и заключительной диагностики при реализации ПРЛ

Традиционно для обеспечения обратной связи со слушателями про- водится входная и заключительная диагностика, целью которой является:

1) определение социальных запросов конкретной группы слушателей;

2) использование преподавателями кафедры этой информации в образовательном процессе;

3) получение от слушателей информации о качестве учебных занятий с целью повышения их эффективности.

23.Методические средства, применяемые при реализации ПРЛ: большой круг

Прием «большого круга» оптимально использовать, когда возможно быстро определить пути решения проблемы или ее составляющие. С помощью данной формы можно, например, разрабатывать инструкции, положения, локальные или нормативно-правовые акты.

Это наиболее простая форма группового взаимодействия. Работа проходит в три этапа.

Первый этап – участники рассаживаются в большом кругу. Руководитель формирует проблему.

Второй этап – в течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый участник индивидуально на своем листе бумаги записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

Третий этап – по кругу каждый участник зачитывает свои предложения, остальные молча выслушивают (без критики); по ходу проводится голосование по каждому пункту – не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

24Методические средства, применяемые при реализации ПРЛ: работа в микро группах, приемы составления микро группы

Организационные условия работы микрогрупп:

1. Столы или стулья в помещении должны быть расставлены «островами», чтобы группы не мешали работе друг друга и каждый участник в группе видел остальных и мог свободно общаться с ними.

2. Группы должны быть обеспечены материалами для фиксации и представления процесса и результата работы (бумага, ручки, фломастеры, ватман, скотч и др.).

3. Количество участников в каждой микрогруппе должно быть от трех до семи человек. Оптимальным считается пять участников. При меньшем количестве участников обсуждение будет неэффективным, при большем – группа неизбежно разобьется на подгруппы или часть учеников не будет участвовать в обсуждении.

4. В группе должны быть распределены роли – ведущего, секретаря, критика, хранителя времени и др. Иногда используют спонтанное распределение ролей. Наиболее эффективно для развития общеучебных компетентностей чередование ролей – каждый в течение четверти выполняет каждую из ролей.

5. В своей работе группа соблюдает правила взаимодействия и правила работы.

6. Состав групп должен периодически меняться.

Принципы работы в микрогруппах:

1. Задачи группам должны быть поставлены максимально четко, исключая всякое двусмысленное понимание. Особенно важно это делать на первых этапах работы. Впоследствии, когда группы будут работать на более высоком уровне творчества и самоорганизации, возможно ставить не конкретные задания, а лишь описывать проблемное поле, в котором группа сама вычленит проблему.

2. Если обсуждение идет эффективно (группа выдвигает много идей, распределенные роли выполняются, группа контролирует время работы, помнит о цели обсуждения и др.), то лучше не вмешиваться в ход работы. В случае неэффективной работы вмешательство необходимо. При вмешательстве в работу группы с целью скорректировать обсуждение целесообразно применять методы «мягкого» вмешательства – перефразирование услышанного вместо прямого вопроса, вопросы на уточнение, просьба привести пример… Хорошо действуют невербальные методы – показ удивления, указание на часы как напоминание о времени и т.д.

3. Взаимодействие должно приближаться к партнерскому типу взаимодействия.

4. Учитель должен стимулировать интеллектуальную деятельность учащихся в группе, развивать у них интерес и положительное отношение к новым идеям и разнообразию мнений.

25.Методические средства, применяемые при реализации ПРЛ: проективное рисование

Проективное рисование рассматривается некоторыми авторами как вспомогательный метод в групповой работе. Он позволяет диагностировать и интерпретировать затруднения в общении, эмоциональные проблемы и т.д. Темы рисунков подбираются так, чтобы предоставить участникам возможность выразить графически или рисунком свои чувства и мысли. Метод позволяет работать с чувствами, которые субъект не осознает по тем или иным причинам.

Темы, предлагаемые для рисования, могут быть самыми разнообразными и касаться как индивидуальных, так и общегрупповых проблем. Обычно тема рисования охватывает:

1. Собственное прошлое и настоящее.

2. Будущее или абстрактные понятия.

3. Отношения в группе.

В проективном рисовании используются следующие методики (классификация С. Кратохвила):

1. Свободное рисование(каждый рисует, что хочет). Рисунки выполняются индивидуально, а обсуждение происходит в группе. Тема или задается, или выбирается членами группы самостоятельно. На рисование выделяется 30 мин, затем рисунки вывешиваются, и начинается обсуждение. Сначала о рисунке высказываются члены группы, а потом - автор. Обсуждаются расхождения в интерпретации рисунка.

2. Коммуникативноерисование.Группа разбивается на пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему, при этом, как правило, вербальные контакты исключаются, они общаются с помощью образов, линий, красок. После окончания процесса рисования происходит обсуждение процесса рисования. При этом обсуждаются не художественные достоинства созданного произведения, а те мысли, чувства по поводу процесса рисования, которые возникли у членов диад, и их отношение друг к другу в процессе рисования.

26.Методические средства, применяемые при реализации ПРЛ: групповая дискуссия.

Групповая дискуссия в психологическом тренинге – это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения.

По мнению специалистов формы групповой дискуссии, используемые в тренинге, можно классифицировать по разным основаниям:

• структурированная дискуссия – задается тема для обсуждения, а иногда регламентируется порядок проведения дискуссии (формы, организованные по принципу «мозговой атаки»),

• неструктурированная дискуссия – темы выбираются самими участниками, ведущий пассивен, время дискуссии формально не ограничивается. Иногда формы дискуссий выделяют, опираясь на характер обсуждаемого материала.

27Методические средства, применяемые при реализации ПРЛ: анализ ситуации (какие ситуации, как их предъявлять)

Анализ ситуаций - стимулирует обращение к опыту других, стремление к приобретению теоретических знаний для получения ответов на обсуждаемые вопросы. Используются ситуации двух видов: «здесь и теперь» - что и почему произошло в группе или с ее отдельными участниками; «там и тогда» – случаи из профессиональной практики или личной жизни, имеющие значимость для участника или группы. Ситуации могут быть описаны дома и принесены в группу для обсуждения.

28Методические средства, применяемые при реализации ПРЛ: ролевая игра.

Ролевая игра - метод, суть которого заключается в «разыгрывании ролей». Участники играют роли, позволяющие им полностью выражать свои реальные чувства и мысли. Осознание приводит к действию, а его выполнение приводит к расширению осознания самого себя.

29Методические средства, применяемые при реализации ПРЛ: коллажирование.

Коллажирование, как и любая визуальная техника, дает возможность раскрыть потенциальные возможности человека, предполагает большую степень свободы, является безболезненным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Кроме того, при изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат. Коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания.

Значительно расширить возможности техники коллажирования может ее интеграция с другими арт-технологиями. Примером может служить включение в коллаж рисунков, личных фотографий участников, авторами которых они являются, либо на которых они запечатлены, а также использование коллажа в перфомансе и инсталляции.

30.Арт-терапия: лепка, танец, конструирование из готовых объектов.

Техники арт-терапии применяются при достаточно широком спектре проблем. Это могут быть психологические травмы, потери, кризисные состояния, внутри- и межличностные конфликты, постстрессовые, невротические и психосоматические расстройства, экзистенциальные и возрастные кризисы. Арт-терапия помогает развить в человеке креативность мышления и целостность его личности, а также через творчество позволяет обнаружить личностные смыслы.

Нужно отметить высокую эффективность арт-терапии, как при работе со взрослыми, так и при работе с подростками и детьми. По своей природе эта методика радикальна. Она позволяет раскрыть внутренние силы человека. Арт-терапия способствует повышению самооценки; учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций и мыслей; при групповой работе она развивает в человеке важные социальные навыки.

Занятие арт-терапией дает человеку возможность укрепить свою память, развить внимание, мышление и навыки принятия решений. Арт-терапия применяется в индивидуальной и групповой психотерапии, в различных тренингах. Она также может служить дополнением к другим методам и направлениям психотерапии, системам оздоровления, образования и воспитания. Важно, что для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки.

Психогимнастика.

Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.

Основные достоинства психогимнастики:

· игровой характер упражнений (опора на ведущую деятельность детей дошкольного возраста);

· сохранение эмоционального благополучия детей;

· опора на воображение;

· возможность использовать групповые формы работы.

Цели психогимнастики:

· опора на естественные механизмы в развитии ребенка;

· преодоление барьеров в общении, понимании себя и других;

· снятие психического напряжения и сохранение эмоционального благополучия ребенка;

· создание возможности для самовыражения;

· развитие словесного языка чувств (называние эмоций ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя).

Наши рекомендации