Основные категории менеджмента (объект, субъект, функции, законы и закономерности, виды, методы, принципы)
Категории менеджмента - это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организации./22/.
Основные категории менеджмента - это объект, субъект, функции, виды, методы и принципы.
Объектом управления - могут быть отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт), территориальные общности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, сбыт, снабжение, НИОКР), аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг), виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.), а также характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости).
Субъекты управления - руководители различного уровня, занимающие постоянную должность и наделенные полномочиями в области принятия решения в определенных сферах деятельности (директор, менеджер, совет директоров, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие люди или группы людей осуществляющие управленческое воздействие на объект управления).
Характеристику объектов менеджмента проводят с позиции трех аспектов: вида объекта, функциональных областей и уровней объекта/22/.
При этом различают следующие виды объекта управления:
- операция;
- проект;
- система.
Функциональные области деятельности объекта:
- маркетинг;
- производство;
- финансы;
- кадры;
- НИОКР.
Уровни объекта управления:
- рабочее место;
- участок;
- цех;
- производство;
- предприятие;
- объединение.
По признаку содержания различают менеджмент:
- нормативный - предусматривающий разработку и реализацию философии организации, т.е. миссию ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурсной нише рынка и формирование общих стратегических намерений;
- стратегический - предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией;
- оперативный менеджмент - предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.
Функция управления выражает содержание (направленность) управленческого воздействия на объект управления, управляемую систему. Комбинация функций лежит в центре системы управления (рисунок 2).
Рисунок 2 - Место категории "функции управления" в управленческом процессе
Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов деятельности управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения.
Классификация функций управления представлена в таблице 1.
Таблица 1- Классификация функций управления | |
Критерий классификации | Состав функций управления |
1 Содержание управленческой деятельности | Прогнозирование и планирование |
Организация | |
Активизация (мотивация, стимулирование) | |
Контроль | |
Координация | |
Регулирование | |
Исследование | |
2 Организационная роль функции | Функции интеграции (объединения) |
Функция дифференциации (разделения, выделения. Обособления, специализации) | |
3 Направление деятельности | Интрафункции |
Инфрафункции (направленность на внешнюю среду) | |
4 Сферы развития объекта управления | Управление экономическими процессами (финансы, инвестиции и пр.) |
Управление социально-психологическими процессами (удовлетворенность трудом, атмосфера и пр.) | |
Управление организационными процессами (изменения в организации, перераспределение обязанностей и др. | |
Управление технологическими процессами (использование техники, новые технологии и пр.) | |
5 Этапы производственного процесса | Управление подготовкой производства |
Управление процессом производства | |
Управление обеспечением производства | |
Управление процессами реализации продукции | |
6 Тип производства | Функции управления разнообразными блоками диверсифицированного производства |
7 Масштаб времени | Стратегическое управление |
Текущее (тактическое) управление | |
Оперативное управление | |
8 Этапность процесса управления | Целеполагание |
Определение ситуации | |
Определение проблемы | |
Решение | |
9 Основные факторы производственного процесса | Управление продуктом |
Управление персоналом | |
Управление информацией |
В основе менеджмента лежит система экономических законов, закономерностей управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный характер, т.е. не зависят от воли людей, а, напротив, определяют их волю, сознание и намерения.
Закон - это не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром.
Каждый руководитель должен знать и постоянно осознавать тот факт, что его деятельность связана с действиями законов природы и общества, законов управления. Понимание руководителем этих законов и согласование своих действий с проявлениями законов будет способствовать его деятельности, в противном случае его ожидает неудача или крах.
Различают общие и специфические законы управления.
К общим законам управления относятся:
- закон специализации управления;
- закон интеграции управления;
- закон экономии времени;
Специфические законы управления выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и с элементами внешней среды.
Эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние: когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой.
На данном уровне развития теории среди законов управления можно выделить:
- закон единства и целостности системы управления;
- закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления;
- закон зависимости, эффективности решения задач управления от объема использования информации;
- закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления;
- закон совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих систем.
Закономерность - первоначальная формулировка закона в начале его теоретического осмысления и исследования.
Законы и закономерности устанавливают общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями.
Все закономерности управления можно разделить на две группы. К первой относятся закономерности, присущие управлению вообще как целенаправленному воздействию, ко второй - закономерности менеджмента.
К закономерностям управления относятся:
- единство системы управления производством (устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды);
- пропорциональность производства и управления (определенная соотносительность развития основного и вспомогательного производства, как одно из условий высокой производительности труда);
- централизация и децентрализация управления (необходимость распределения задач, функций и полномочий (прав и ответственности по уровням иерархии управления));
- соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем (соответствие управляющей системы управляемой).
Исходя из функционального деления работы по управлению, выделяют следующие виды менеджмента: административный, производственный, кадровый, креативный (творческий), экологический, научно-технический, антикризисный, маркетинг рыночный, стратегический маркетинг, логистика и т.д.
Метод управления - это способы работы с конкретными инструментами, средствами управления, способы реализации функций управления.
Методы управления: административные, экономические, социально-психологические.
Принципы управления - общие правила, отражающие требования к управлению в определенных условиях общественного развития.
Автором первых принципов управления был А.Файоль. Содержание этих принципов представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Принципы управления по А.Файолю | |
Принцип | Содержание принципа |
1 Разделение труда | Специализация работ для эффективного использования труда работающего |
2 Полномочия и ответственность | Делегирование полномочий каждому работающему, ответственность за выполнение работы |
3 Дисциплина | Выполнение условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины |
4 Единоначалие | Получение распоряжений и отчет только перед одним непосредственным начальником |
5 Единство действий | Объединение действий с одинаковой целью в группы и работа по единому плану |
6 Подчиненность личных интересов | Преимущество интересов организации перед индивидуальными интересами |
7 Вознаграждение | Получение работниками справедливого вознаграждения за работу |
8 Централизация | Достижение лучших результатов при правильном соотношении между централизацией и децентрализацией |
9 Скалярная цепь | Передача распоряжений и осуществление коммуникаций между уровнями иерархии через непрерывную цепь команд ("цепь начальников") |
10 Порядок | Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте |
11 Справедливость | Справедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи |
12 Стабильность персонала | Установка работающих на лояльность к организации и долгосрочную работу |
13 Инициатива | Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах их полномочий и работ |
14 Корпоративный дух | Гармония интересов персонала и организации (в единении-сила") |
Концепция менеджмента по Э.М. Короткову /8/ основывается на следующих принципах:
а) принцип органичности (эффект целостности) заключается в том, что свойства любой системы зависят от свойств ее элементов, но при этом не определяются полностью этими свойствами. Свойства системы в целом не сводятся к свойствам ее элементов или сумме этих свойств. Система обладает собственными свойствами, не присущими ни одной из ее элементов. Это свойство очень заметно проявляется в таких понятиях, как эффективность и качество управления;
б) принцип генетической определенности, который требует при решении любой проблемы в процессе управления подходить с позиций ее происхождения, природы, анализировать ее истоки, и последствия. Менеджер чаще должен задавать себе вопросы "почему?" и "что же дальше?";
в) принцип пространственно-временного существования системы. Он не сводится к пониманию внешней среды как нередко полагают. Все связи, и внутренние и внешние, все элементы существуют в определенных пространственно-временных отношениях, которые влияют на их существование, проявление и функционирование. Это протяженности связей и место элементов системы в этих протяженностях. Проанализируйте структуру системы управления транснациональными корпорациями, изучите динамику коммуникаций при росте и развитии фирмы - и вы получите практическое подтверждение важности этого принципа;
г) принцип историчности или этапности, можно сказать, цикличности существования и развития системы. Этот принцип требует учета тенденций развития системы, предвидение подъемов и спадов в этом развитии, готовности к кризисным ситуациям и рискованным решениям, определения особенностей современного этапа существования системы, и не как отделенного от общей тенденции варианта, а как связующего звена предыдущего и последующих этапов;
д) принцип условности границ системы. Любая система имеет границу с внешней средой, но эта граница имеет условный характер. При этом целостность системы не исчезает. Просто она включается в другую систему, более высокого порядка или больших масштабов. Этот принцип можно назвать "принципом матрешки". В управлении он проявляется в потребности управлять не только внутренними процессами функционирования системы, но, насколько это возможно, и внешними процессами. Именно в таком смысле говорят, что маркетинг -это управление процессами продвижения товаров на рынке. Конечно, внешнее и внутреннее управление различны по методам управления, и по функциям, и по целям. Видеть их различие и связь -очень важная проблема в методологии практического управления;
е) принцип разделения системообразующих и системоразрушающих, их флуктуации, т. е. взаимопереходов, взаимодействия. В функционировании и развитии любой системы объективно существуют и те, и другие факторы. Нельзя построить эффективное управление без соответствующей оценки и понимания этих факторов;
ж) принцип соотносительности. Его содержание заключается в том, что для любой системы необходимо определенное соотношение ее элементов и частей. Это соотношение может меняться, в определенных пределах оно нормативно задано. В управлении большое значение имеют оценки социально-структурных соотношений, соотношений технических средств, видов информации, затрат времени и пр.;
и) принцип коммуникативности заключается в том, что объект управления- социально-экономическая система существует благодаря связям социально-информационного характера. Коммуникации между людьми в процессах их совместной деятельности определяет функционирование и развитие системы.
Принципы системного подхода должны занимать центральное место в методологии управления, служить связующим звеном методологии и организации управления.