Понятие о развитии в психологии: основные категории, виды, законы и закономерности.

Развитие - закономерное качественное изменение материальных и идеальных объектов, характеризующегося как необратимое и направленное.

Под развитием в общем виде обычно подразумевают необратимое качественное изменение. Данные конкретных наук свидетельствует о том, что существует 3 главных типа такого изменения.

1. Переход объекта из качественного состояния в другое качественное состояние той же степени сложности (так называемое одноплоское развитие);

2. Переход объекта из качественного состояния большей степени сложности в другое качественное состояние, меньшей степени сложности (регрессивное развитие);

3. Переход объекта из качественного состояния меньшей степени сложности в качественное состояние, большей степени сложности (прогрессивное развитие).

Развитие характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Основные признаки развития: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. Современное представление о психическом развитии усматривает его причины в различных биологических и социальных факторах, в неповторимости пути становления каждой личности. В ψ выделяют несколько типов развития: эволюционное (появление нового по сравнению с предыдущем этапом- новообразования возрастных периодов); инволюционные изменения (утрата ранее сформированных психических свойств и качеств, имевших место в предыдущих периодах развития); гетерохронное (разновременное проявление психических качеств в онтогенезе – одни ф-ци опережают другие в развитии, другие отстают); биологическое (развитие, детерминируемое наследственными и врожденными факторами); социальное (развитие ч-ка под взаимосвязанным влиянием природной и социальной среды, исторического развития общества, национальной принадлежности л-ти и др.); специальное (развитие психических ф-ций, процессов, свойств л-ти в условиях профессиональной подготовки).

Соц. ситуация развития- конкретная форма значимых отношений, в кот. ч-к находится с окружающей его действительностью в тот или иной период своей жизни. Ведущая деятельность- д-ть ч-ка в рамках социальной ситуации развития, выполнение кот. определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития. Кризис развития – переломный пункт в нормальном течении психического развития, возникающий на стыке двух возрастов из-за противоречий м\у возрастающими физическими и психическими возможностями ч-ка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами (пособами) д-ти. Психологическое новообразование- психические и соц. изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ч-ка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь; - обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ч-ка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и л-ти ч-ка следующего возраста.

Психическое развитие ребёнка подчиняется определённым закономерностям. Их сформулировал Выготский.

Закон сензитивности и неравномерности психического развития.

Сензитивность - особая чувствительность и восприимчивость, наибольшая благоприятность к психолого-педагогическим воздействиям. В отдельные периоды жизни на первый план выходит развитие одних психических функций и они интенсивно развиваются, а развитие других замедляется.

2. Закон метаморфозы детского развития.

Маленький ребёнок- это не просто маленький взрослый.У ребёнка другая отличная психика и его развитие- это есть цепь качественных изменений.

3. Закон развития высших психических функций.

Уже в детстве, по мнению Выготского, начинают складываться собственно-человеческая психика( ребёнок имеет также, как и животные, внимание, память, восприятие, ощущение, но для его психики характерны высшие психические функции, т.е. они произвольны, осознанны, регулируются волей и имеют социальный характер).

4. Закон темпа психического развития.

Детское развитие имеет сложную организацию во времени, свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, свой темп, который меняется в разные годы жизни, так год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.

Наши рекомендации