Основные принципы, задачи, категории и функции социального менеджмента

Вокружающем нас мире можно выделить три его составляю­щие, определяемые формами движения материи: неживую при­роду, живую природу и человеческое общество.

В каждой из них протекают процессы развития, осуществляе­мые под воздействием определенных факторов и условий. Неко­торые из этих факторов можно рассматривать как управление в неживой природе, или технических системах, управление в жи­вой природе, или биологических системах, управление в челове­ческом обществе, или социальных системах.

Управление техническими системами (производственно–тех­ническими процессами, механизмами, системами машин), т. е. уп­равление вещами, изучается в основном техническими науками.

Управление в живой природе, называемое управлением био­логическими системами, является объектом изучения естествен­ных наук.

Управление как воздействие на социальные процессы, кол­лективы, классы относят к социальному управлению. Эта область изучается общественными (социальными) науками.

Наиболее общие законы и принципы управления рассматри­вает наука кибернетика. В соответствии с делением окружающе­го нас мира на неживую природу, живую природу и человеческое общество кибернетика разделяется на техническую, биологичес­кую и социальную'.

В узком значении социальное управление определяется как процесс воздействия на социальные процессы для достижения поставленных целей.

Объективная необходимость управленческого труда порожда­ет особую группу работников — управляющих.

В сферу деятельности людей по социальному управлению помимо управленческих работников входят научные работники, занимающиеся исследованиями проблем социального управле­ния, а также преподаватели, осуществляющие подготовку, пере­подготовку и повышение квалификации управленческих кадров.

Необходимость социального управления обусловлена прежде всего разделением труда в группах людей, в крупных коллективах, в масштабе государства, а также необходимостью его кооперации. Следовательно, как совместный труд людей составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является не­обходимым элементом общего труда, существования и развития общества.

Ключевое понятие управления — воздействие.Оно осуществ­ляется в технических и биологических системах. Сразу скажем, что нас интересует такое воздействие, которое осуществляется в социальны» системахи может быть понято как воздействие субъекта управленияна объектуправления с целью перевода его в новое желательное состояние.

Основным элементом управления является целеполагание.

Целополагание– процесс обоснования и формирования це­лей развития управляемого объекта на основе анализа обществен­ных потребностей в продукции, услугах, качестве социальных связей с учетом реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения.

Содержание социального управления в основном, главном определяется качеством целеполагания, которое, в свою очередь, обусловлено тем, насколько в поставленных целях (сегодняшних, среднесрочных, стратегических) наиболее точно и полно выражены коренные потребности и интересы всего общества, его отдельных социальных групп, определяющие мотивы поведения людей.

Итак, уже само целеполагание есть одно из средств, которое оказывает воздействие на людей, их поведение и жизнедеятельность. И это воздействие будет тем сильнее, чем в большей мере поставленные цели затрагивают интересы личности, каждого человека, его ценности, убеждения, мировоззрение, коренные жизненные интересы (экономические, социальные, политические, духовно–культурные). Именно поэтому многие ученые, занимаю­щиеся управлением, считают сегодня главным средством воздействия одного человека на другого, возбуждения его активности систему стимулирования к деятельности (экономической, политической, социальной и т.п.).

Стимулы есть движущая сила и причина активности. Они могут быть внешними и внутренними, позитивными и негативными, объективными и субъективными, материальными и духовными, осознанными и неосознанными. Но в любом случае стимул — источник пробуждения человеческой энергии. Поэтому, создавая ту или иную систему стимулирования,т.е. представления каких–либо жизненных гарантий по результатам активных действий в соответствии с поставленной целью, можно эффективно управлять социальными процессами, социальным поведением.

Итак, стимулы неразрывно связаны с целеполаганием, но еще в большей мере к нему имеет отношение мотив.Если стимул содержит в себе и причину, и цель активности, а цель не всегда может быть осознанной, то мотив активно включает сферу сознания, идеальный образ, что делает саму активность более целесообразной, эффективной. Можно поэтому сказать, что мотива­ция к деятельности — это качественно иной способ стимулирования активности, который включает все сущностные силы личности: ценности, идеалы, мировоззрение, направленность человека, «Я–концепцию» и т.п. Поэтому очень важно подчеркнуть, что в связи с подъемом творческих сил личности необходимо все более полное использование человеческого фактора, ресурса личности в управлении.

Теория мотивации становится все более важным, хотя и не единственным средством управленческого воздействия. Это особенно характерно для современного управления, которое все в большей мере опирается на главные ресурсы: потенциал творческой личности, сильную социальную организацию, интеллектуальную собственность и ее составляющую — информацию. По­этому правы те исследователи, которые считают, что сегодня необходимо говорить о новой парадигме управленческой теории, которая все в большей мере основывается на приоритетном включении в содержание главного субъекта управления — творческой личности, коллективного преобразующего интеллекта общества, а не только усредненных органов и организационных структур управления.

Именно интеллектуальные системы управления, состоящие из творческих индивидуальностей, мотивированных к управленчес­кой деятельности, способны достигать наилучших результатов в управлении общественными делами, обеспечивать упорядочен­ность и высокий уровень организации социальных систем. По­этому важнейшей функцией управления является включение в управленческую деятельность наиболее одаренных в этом отно­шении граждан, создание своего рода управленческой элиты, об­леченной доверием общества, профессионально выполняющей его главную миссию — создание простора для развития, проявле­ния сущностных сил самой сложной социальной системы и от­дельных структурных образований: региональных, муниципаль­ных, трудовых, семейных, каждого человека в отдельности на ос­нове самоуправления и саморегулирования.

Поэтому управление — это особый вид профессиональной де­ятельности, который не сводится только к достижению целей системы, организации, но и представляет собой средство поддер­жания целостности любой сложной социальной системы, ее оп­тимального функционирования и развития.

Обычно считают, что управление возникло только в результате разделения труда на умственный и физический, что привело к отделению управленческой деятельности от исполнительной. Од­нако феномен управления имеет более древнюю и длительную историю. Уже на заре человечества стадо человекообразных обе­зьян обнаруживает признаки управления, которое проявилось на уровне животных инстинктов. Члены стада шли за своим вожа­ком не потому, что они осознавали разумность этого, а в силу заложенных в них природой программ целесообразного поведе­ния. Такое бессознательное поведение сохраняло им жизнь. В даль­нейшем, по мере развития человека, управление из бессознатель­ного (инстинктивного) акта постепенно превращается в созна­тельный, который получает со временем и научное подкрепление.

Феномен управления тесно связан с понятием «социальная организация». В течение многих веков управление из бессозна­тельной деятельности превращалось в обычай, традицию, обще­ственный институт с помощью устойчивой социальной струк­туры, которая из поколения в поколение передавала навыки уп­равления.

Таким образом, социальное управление — это во многом про­дукт социальных организаций.

Управленческое воздействие осуществляется в процессе управленческой деятельности.Последняя — одна из разновиднос­тей человеческой деятельности вообще. «Всякая деятельность че­ловека субъективна, – подчеркивал В.Г. Афанасьев, – человек –субъект деятельности. Вместе с тем эта деятельность объективна, поскольку она направлена на какой–либо объект. Объект – это то, с чем человек взаимодействует, что противостоит субъекту в его предметно–практической, социально–политической и духов­ной деятельности, что преобразуется человеком в процессе этой деятельности»1.

Управленческая деятельность призвана обслуживать реализа­цию целей и функций управления, обеспечивать подготовку и проведение в жизнь управленческих решений. Ее можно опреде­лить как набор (совокупность) выработанных историческим опы­том, научным познанием и талантом людей навыков, умений, спо­собов, средств, целесообразных поступков и действий человека в сфере управления.

Управленческая деятельность отличается интеллектуальным содержанием, поскольку всегда направлена на выработку, приня­тие и практическую реализацию управленческих решений, призванных изменять состояние и течение общественных процес­сов, уровень использования социальных ресурсов общества, а опос­редованно — сознание и поведение людей. Она должна адекват­но отражать социальную действительность, вскрывать имеющие­ся ресурсы, находить средства и резервы, выбирать оптимальные способы совершенствования социальных систем и перевода их на новый уровень.

Во многом управленческая деятельность является информа­ционной, потому что связана с получением, осмыслением, систе­матизацией, хранением, выдачей социальной и прежде всего уп­равленческой информации. Существуют большие трудности в получении того, что олицетворяет собой информацию, пригод­ную для управления. Хаос фактов, событий, данных при их субъек­тивном истолковании не является информацией. Информацией может быть только то, что характеризует тот или иной обществен­ный процесс в целом, с выявлением причин и движущих сил, определяющих его состояние и динамику. Поэтому управленчес­кая деятельность предполагает поиск, отбор, переработку и ана­лиз социальной информации, которая и лежит в основе целесо­образной управленческой деятельности.

Это сложное эмоционально–психологическое явление с ярко выраженной доминантой воли. Каждый человек, занятый управ­лением, постоянно принимает решения, осуществляет мыслитель­ные и волевые операции анализа, оценки, контроль и т.д. Это со­здает в социальных организациях особый социально–психологи­ческий микроклимат, активно влияющий на сознание, чувства, жизненные ориентации человека и формирует определенный тип поведения и деятельности. Постоянное напряжение воли, груз от­ветственности, дисциплинированность, подчинение собственно­го «я» управленческой функции — вот естественные компонен­ты, которые присущи управленческой деятельности в нормаль­ном органе управления. Если этого нет, то формируемые и реали­зуемые таким органом управляющие воздействия вряд ли могут пользоваться авторитетом людей и в должной мере влиять на их сознание и поведение.

В процессе управленческой деятельности субъекты управле­ния, органы управления, управляющие и каждый человек вступа­ют в управленческие отношения, которые можно разделить на две части: связанные с целеполаганием, анализом информации, по­становкой задач и организацией их решения.

Управленческие отношения отличаются исключительной слож­ностью, представляя собой единство объективного и субъективно­го, и реализуются в деятельности субъектов управления. Они опре­деляются особенностями социальной экономической системы.

Организационные отношения— необходимый элемент меха­низма управления — имеют свою внутреннюю структуру, в кото­рой выделяют отношения централизма и самостоятельности, су­бординации и координации, ответственности, соревнования и др. Они подразделяются на вертикальные и горизонтальные, фор­мальные и неформальные отношения.

В процессе деятельности, которая реализуется в организаци­онных отношениях, имеет место специализация по определен­ным предметам, содержанию и видам работ, что требует коопера­ции в целях комплексной реализации компетенции органа уп­равления. Формальное построение органа по подразделениям и должностям создает лишь внешнюю логическую схему для орга­низационной деятельности, которая должна быть соотнесена с неформальной деятельностью (отношения между людьми и со­циальными группами). Только тогда управленческая работа име­ет шанс на успех. Момент неформальных отношений в организа­торской деятельности нередко не учитывается, руководители де­лают акцент на собственную волю или близкое окружение. Тогда управленческая деятельность теряет свой потенциал и снижает­ся ее эффективность. Особо актуален момент неформальных кол­лективных отношений в больших социальных организациях, в обществе в целом, где морально–психологические и нравствен­ные регуляторы имеют все большее значение.

Помимо отношений субординации типа «руководители –под­чиненные» существуют отношения координации, или отноше­ния между находящимися на одном иерархическом уровне чле­нами организации, направленные на взаимное согласование дей­ствий, нацеленных на решение совместных задач руководства или исполнения.

Система управленияподразделяется на две основные подсис­темы: управляющую и управляемую, каждая из которых может рассматриваться как относительно самостоятельная с присущи­ми ей особенностями. Они имеют многоуровневую иерархичес­кую структуру, в каждом звене (подсистеме) имеются свои на­правления прямых и обратных связей, образующих внутренние источники саморегуляции.

В систему управления, помимо объекта и субъекта организа­ционных и управленческих отношений и соответствующих ви­дов деятельности, входят функции управления, под которыми по­нимают конкретные направления деятельности. Функции уп­равления можно классифицировать по их общим значениям, раз­деляя их на функции целевые и организационные. Назначение целевых функций состоит в направленности к определенной цели системы, которая может охватывать разные уровни соци­альной организации. Поскольку суть управления состоит в дос­тижении цели, целевые функции являются не только необходи­мым, но и определяющим элементом как управленческой дея­тельности, так и всей системы управления, ее становления и раз­вития.

Процесс целеполагания является определяющим условием эффективности всей системы управления. Существующая систе­ма управления функционально организуется (самоорганизуется) именно Для достижения определенных целей. Целеполагание все­гда выполняет элемент прогнозирования — предвидения состоя­ний, изменений, которые ожидаются в результате развития дан­ной социальной системы.

Итак, основные задачи управления решает система управле­ния. Конечным результатом ее функционирования являются при­нятие и реализация грамотного управленческого решения, кото­рое всегда представляется интеллектуальным и психологическим актом выбора одной или нескольких альтернатив из множества возможных вариантов.

Теперь рассмотрим законы и принципы социального управ­ления.

Законы социального управления

Эти законы выражают внутренние, устойчивые черты, общие, существенные и необходимые особенности процесса управле­ния. Они носят объективный характер и не зависят от воли лю­дей, напротив, определяют их волю, сознание и намерения. Осоз­нанное использование законов позволяет приводить деятельность людей в соответствие с объективными требованиями жизни.

Закон необходимого разнообразия

Суть этого закона состоит в том, что управляющая подсистема должна обладать достаточным разнообразием управляющих воз­действий и пропускной способностью для переработки инфор­мации и выдачи управленческих решений с тем, чтобы успешно справиться со сложностью системы и обеспечить ее функциони­рование и развитие в соответствии с заданной программой. Это означает, что информация должна содержать максимум сведений, позволяющих обеспечить формирование управляющих воздей­ствий соответственно сложности объекта управления'. Чем слож­нее объект управления, тем сложнее должен быть и орган, кото­рый им управляет.

Наши рекомендации