Глава 7. Классификации нарушений в психическом развитии

В попытках классификации отклонений в развитии исполь­зуются и другие критерии. Так, весь спектр психических фун­кций может быть разделен на исполнительские (частные) и ре-гуляторные (общие). Тогда ииз расстройства, соответствен­но, будут включать нарушения частных функций (гнозис, праксис, речь) и общих регуляторных, связанных с работой лобных отделов мозга. Построение такого рода классифика­ции основано на теории трех функциональных блоков в работе мозга, разработанной А. Р. Лурией.

Теория функциональных блоков сформулирована и при­меняется в рамках нейропсихологии в целях структурного ана­лиза нарушений психической деятельности при локальных поражениях мозга. Но опыт показывает, что она может быть продуктивно использована ив специальной психологии для описания механизмов отклоняющегося развития и их класси­фикации.

Так, А. В. Семенович предлагает свою нейропсихологиче-скую классификацию отклонений в психическом развитии, выделяя следующие их формы, связанные с незрелостью от­дельных мозговых структур:

1)функциональная несформированность префронтальных (лобных) отделов мозга;

2)функциональная несформированность левой височной области;

3)функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолис­тое тело);

4)функциональная несформированность правого полуша­рия мозга;

5)функциональная дефицитарность подкорковых образо­ваний (базальных ядер);

6) функциональная дефицитарность стволовых образова­ний мозга.

Поскольку речь идет об отклонениях в психическом раз­витии, то нет ничего удивительного в том, что при их класси-

Специальная психология

фикации используются психологические критерии. Подобные нарушения могут преимущественно затрагивать сферу чув­ственного познания, оставляя относительно сохранной вер-бально-логическую и психомоторную, как и наоборот. Сле­дует оговориться, что любое деление психической реальности на составные компоненты весьма условно и представляет со­бой продукт абстракции; в той же степени необходимо осо­знавать и относительность границ между выделенными груп­пами нарушений.

Впсихологии традиционно выделяются три основных клас­са психических процессов — когнитивные, эмоциональные ирегуляторно-золевые. Они могут выступать весьма удобным критерием для обозначения трех соответствующих групп от­клоняющегося развития, вбольшей мере затрагивающих по­знавательную, эмоциональную или регуляторную сферы.

Если рассматривать психическую реальность в парамет­рах «динамичность — статичность», то на первый план выс­тупают более крупные образования: психические процессы, как наиболее изменчивая составляющая; психические состо­яния менее подвижные элементы и психологические свой­ства личности как устойчивые характеристики психики че­ловека. Основываясь на этом делении, чаще всего обознача­ют два класса преимущественных нарушений в развитии вобласти психических процессов и состояний и всфере свойств личности.

Другая классификация, также базирующаяся на психологи­ческом критерии, отличает расстройства в мотивационно-по-требностной сфере и воперациональной. Вкачестве основы этого выступает положение, выдвинутое Д. Б. Элькониным, что впроцессе психического развития поочередно формируются то мотивационные компоненты психики, то операционально-ис­полнительские. Если момент начала патогенного воздействия приходится на период активного формирования мотивацион-но-потребностной сферы, то она пострадает первично. Нару­шение операционально-исполнительских функций при этом выступит как следствие, ибо фаза их развития идет и во многом

Глава 7. Классификации нарушений в психическом развитии

зависит от мотивационного компонента. С той же вероятнос­тью мы можем наблюдать и обратную картину.

Существует еще одно достаточно простое, но не лишенное практического смысла деление отклонений в развитии на мо­нофакторные и мультифакторные. К первым относятся рас­стройства, в основе которых лежит патология какого-то од­ного органа или системы, например зрения, слуха, или двига­тельной сферы и т. д. Мультифакторные отклонения в развитии включают комбинацию двух или более патологий, например слепоглухота или сочетание глухоты с умственной отсталостью и т.п.

Допустимо использование более частных критериев, напри­мер отдельных психических функций или форм деятельнос­ти. Тогда можно выделить группы лиц с преимущественным нарушением восприятия, памяти, в н и м а н и я , психомоторики, антиципации, письма, чтения, счета, звукопроизношения и т. д. Внутри каждой их указанных групп предполагается на­личие подгрупповых образований, например по видам воспри­ятия: зрительное, слуховое, осязательное и т. д.; по предмет­ному содержанию восприятия: восприятие предметов, про­странства, рисунков, лиц и т. п.

Необходимо оговориться, что здесь мы перешли к особому способу классифицирования. Нетрудно заметить, что терми­ном «частные критерии» мы обозначили совершенно разно­родные образования — письмо и восприятие, счет и психомо­торику. Такого рода классификации, использующие несколь­ко несвязанных оснований, называются эмпирическими. О н и также многочисленны, но в отличие от выше приведенных категориальных, в силу своей практической направленности, более популярны. Приведем примеры некоторых из них. Одна из подобных классификаций выделяет следующие группы от­клонений в развитии (или группы детей с отклонениями в раз­витии):

1)дети с сенсорными нарушениями (зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата);

2) дети с задержкой психического развития;

В. М. Сорокин



Специальная психология

3) дети с астеническими, реактивными состояниями и кон­фликтными переживаниями;

4) дети с психопатоподобными формами поведения;

5) умственно отсталые дети;

6) дети с начальными проявлениями психических заболе­ваний (шизофрения, эпилепсия и др.) (Коберник Г. И. Синев. В. Н. Введение в специальность дефектология. Киев, 1984.).

Обращает на себя внимание разноплановость в образова­нии указанных групп, что типично для феноменологических ипрагматически ориентированных классификаций. После­днее отражается в фиксации основного нарушения с ориен­тацией на определенный тип помощи или коррекционное уч­реждение. Наш комментарий не следует понимать как упрек в адрес эмпирических схем, ибо они, безусловно, целесооб­разны и полезны. Кроме того, создание подлинно научной, общепризнанной классификации неизбежно требует форми­рования многочисленных эмпирических группировок. Отсут­ствие в специальной психологии единой универсальной классификации отклонений в развитии л и ш н и й раз свидетель­ствует о необычайной сложности этого феномена. Нелишне сослаться и на то, что длительное время, как уже говорилось, специальная психология развивалась в виде относительно за­висимых, изолированных отраслей (тифлопсихология, сурдо-психология и т. д.). Сущностному пониманию природы пси­хогенетических отклонений не уделялось должного внимания. Поэтому механическое соединение и рядоположение предмет­ных областей различных разделов специальной психологии не могло привести к созданию требуемой системы.

Вернемся снова к эмпирическим классификациям. Т. А. Вла­сова и М.С. Певзнер представляют иную группировку: • 1) дети с отклонениями в развитии, вызванными с орга­ническими нарушениями ЦНС; 2) дети с отклонениями в развитии в связи с функциональ­ной незрелостью ЦНС;

Глава 7. Классификации нарушений в психическом

3) дети с отклонениями в связи с депривациокными ситу­ациями.

Еще одна классификация, предложена В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым:

1) дети с сенсорными нарушениями (зрения и слуха);

2) дети с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость и задержка психического развития);

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с нарушениями опорно-дзигательного аппарата;

5) дети с комплексными, комбинированными расстрой­ствами;

6) дети с искаженным (дисгармоничным) развитием.

Г. Н. Коберкик и В. Н. Синев строят похожую классифика­цию, выделяя следующие группы:

1) дети со стойкими нарушениями слуховой функции (глу­хие, слабослышащие, позднооглохшие);

2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

3) дети со стойкими нарушениями интеллектуального раз­вития на основе органического поражения центральной нервной системы;

4) дети с тяжелыми речевыми нарушениями;

5) дети с комплексными расстройствами;

6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

7) дети с задержкой психического развития;

8) дети с психопатическими формами поведения.

Как видно из приведенных примеров, некоторые подгруп­пы переходят из классификации в классификацию, иные пред­ставлены лишь в единичных вариантах, наконец, два класса из одной системы в другой объединяются. При всей кажущейся разнородности приведенных к л а с с и ф и к а ц и й , о н и все же име­ют определенное общее основание. В качестве такового выс­тупают условия или факторы нормального психического раз­вития, выделенные в свое время А. Р.Лурией и представлен­ные на рисунке 7.1.


Специальная психология

Глава 7. Классификации нарушений в психическом развитии - student2.ru

Рис.7.1. Условия нормального психического развития

Нам хотелось бы зафиксировать внимание еще на одной стороне приведенных примеров. Создатели эмпирических классификаций стремятся отразить в них наиболее типичные по качеству характеристики разных форм отклонений в раз­витии. Кроме того, выделенные группы не должны быть слиш­ком большими или с л и ш к о м м е л к и м и и д р о б н ы м и . Ряд клас­сификаций отражает существующую систему специального образования — группы соответствуют типам специальных школьных и дошкольных учреждений. Вот почему в эмпири­ческих классификациях отсутствует признак возраста, точнее, он представлен в усеченной форме — только дошкольники и

Наши рекомендации