Классификации нарушений в психическом развитии

Любая наука, изучая сущность своего объекта, пытается внести определенный элемент упорядоченности в собствен­ные представления о нем. Исследуемые явления объединяют­ся в разнообразные группы, типы, классифицируются. И чем они многообразнее, тем больше возникает различных клас­сификаций. Тем самым появляется возможность понимания внутренних законов исследуемых явлений. Таким образом, классифицирование представляет собой своеобразный метод познания общих закономерностей, лежащих в основе науч­ного предмета. По сути, историю науки можно изучать по тому, как в ней происходит смена одной классификационной сис­темы на другую; как осуществляется неизбежный переход от эмпирико-феноменологических (описательных) классифика­ций к категориальным (сущностным).

Специальная психология также создает свои подразделе­ния различных типов нарушенного развития. Их значитель­ное количество связано, прежде всего, с многообразием сто­рон, свойств иэлементов развивающейся психики, каждый изкоторых может оказаться нарушенным в процессе своего ста­новления в связи с действием патогенных факторов.

К л а с с и ф и к а ц и и отличаются друг от друга в зависимости от критерия, взятого в качестве основания для группировок. Могут использоваться одновременно несколько критериев — тогда классификация приобретает более дробный характер.

Специальная психология

Важным свойством такой группировки является возможность использовать ее на практике. В научных исследованиях часто применяются так называемые рабочие, временные классифи­кации, выступающие в качестве вспомогательного средства при решении конкретных задач.

Говоря об отклонениях в развитии, мы можем, акцентируя разные стороны, поочередно разделять их на разные группы, то есть осуществлять различные классификации. Например, по времени их возникновения. Существуют нарушения врожден­ные и приобретенные, появившиеся уже после рождения. Внутри группы врожденных нарушений следует выделить под­группу, связанную с наследственной патологией, ибо не все врожденное является наследственным, но все наследственное чаще всего бывает врожденным. Группа приобретенных нару­шений включает рано и поздно приобретенные. Возрастная граница между ними может быть различной. Так, в случаях нарушения слуха имеет значение время его потери относитель­но сроков развития речи, тех этапов, когда речь еще не начи­нала свое формирование, периодов первоначального разви­тия и возраста, когда речь уже была относительно сформиро­вана. Этот пример весьма показателен, он демонстрирует принцип хроногенности связи тяжести расстройства с време­нем возникновения основного нарушения. Именно от после­днего во многом зависит прогноз дальнейшего развития, ха­рактер и содержание коррекционных мероприятий, имеющих или не имеющих возможность опоры на период нормального функционирования психики, если таковой существует.

Выбрав в качестве основания для классификации обрати­мость возникающих отклонений, все многообразие их вариан­тов можно разделить на необратимые, частично обратимые ипрактически обратимые. В отношении последней группы на­рушений, которые способны трансформироваться в нормаль­ное развитие, особо важна скорость или темпы обратимости. В таком случае мы получаем еще несколько подгрупп.

Часто при создании классификации используется этиоло­гический критерий — основная причина, вызвавшая отклоне-

Глава 7. Классификации нарушений в психическом развитии

ние. Сами по себе этиологические факторы весьма разнооб­разны, что, кстати говоря, приводит к необходимости и их группировки. Здесь уместно выделить нарушения церебраль­но-органического, психогенного и соматогенного происхож­дения.

Причины отклонений в развитии иногда предельно обоб­щают, объединяя в две большие группы — социальные и био­логические. Однако в столь изолированном виде эти факторы выступают крайне редко. Поэтому при выделении групп от­клоняющегося развития по данному критерию указывают на относительное преобладание в происхождении того или ино­го нарушения социально неблагоприятных условий или био­логического фактора (будь то инфекция, интоксикация, ас­фиксия или травма).

С точки зрения клинического подхода традиционным ста­ло подразделение всех форм психических расстройств на два больших класса. Первый из них обозначается термином ре­тардация, запаздывание или приостановка психического раз­вития любого происхождения; недоразвитие в разнообразных формах умственной отсталости. Выделяют две разновиднос­ти ретардации — общую (тотальную) и частичную (парциаль­ную). В последнем случае речь идет о незрелости отдельных функций, сторон психики в частности, школьных навыков — чтения, счета, письма или свойств личности.

Второй класс расстройств называется асинхрония. Она ха­рактеризуется сочетанием выраженного опережения в разви­тии одних функций со значительным отставанием темпа фор­мирования других, что приводит к дисгармонии структуры психики, ее искажению и диспропорциональности.

Несложно понять, что в качестве критерия указанного де­ления используется темповый признак процесса психическо­го развития в целом и отдельных его сторон.

В. В. Ковалев к двум рассмотренным нами группам дизон-тогенеза добавляет еще и третью, связанную с механизмами высвобождения и фиксации более ранних онтогенетических форм нервно-психического реагирования.

Специальная психология

Она характеризуется разнообразными симптомами и син­дромами, встречающимися при различных психических забо­леваниях. Прежде всего, это катотонические расстройства, разнообразные регрессивные, касающиеся уже сформирован­ных навыков, тотальный и эклективный мутизм, гиперактив­ность, патологические страхи, эхолалии и эхопраксии и мно­гое другое.

Исключительно важной представляется мысль о том, что нарушение психического развития не может рассматриваться изолированно, оно одновременно является компонентом ди-зоктогенеза в целом и одной из его фаз. Так, например, есть основания полагать, что в качестве базы психического инфан­тилизма выступают последствия нарушений ценогенеза (ха­рактера и последовательности смены морфофизиологических изменений эмбриона и плода).

Развивая данное положение, В. В. Ковалев подразделяет все ф о р м ы дизонтогенеза на две группы в зависимости от динами­ческих характеристик этиологического фактора. В связи с этим он подчеркивает: «По особенностям генеза и динамики разли­чают эволютивный (непроцессуальный) психический дизонто-генез, в основе которого лежит только нарушение развития, и процессуальный, психический дизонтогенез, я в л я ю щ и й с я след­ствием болезненного процесса (шизофрения, эпилепсия, про­грессирующее органическое заболевание головного мозга), возникшего до завершения созревания центральной нервной с и с т е м ы . Д и н а м и к а непроцессуального психического дизонто-генеза эволютивная, подчиняется общим закономерностям пси­хического развития, отличаясь от него по темпу, срокам и соот­ношению отдельных психических функций и свойств лично­сти. Динамика клинических проявлений процессуального психического дизонтогенеза более сложная и зависит от тяже­сти и темпа течения основного заболевания. При неблагопри­ятном течении возможны усиления ретардации психического развития, нарастание его диспропорции, углубление регресса психики» (Ковалев В. В. Семиотика и динамика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985, с. 19).

Наши рекомендации