Классификации отклонений в психическом развитии на основе различных подходов

С точки зрения клинического подхода традиционным стало подразделение всех форм психических расстройств на два больших класса. Первыйиз них обозначается термином ретардация, запаздывание или приостановка психического развития любого происхождения; недоразвитие в разнообразных формах умственной отсталости. Выделяют две разновидности ретардации – общую (тотальную) и частичную (парциальную). В последнем случае речь идет о незрелости отдельных функций, сторон психики в частности, школьных навыков – чтения, счета, письма или свойств личности. Второй класс расстройств называется асинхрония. Она характеризуется сочетанием выраженного опережения в развитии одних функций со значительным отставанием формирования других, что приводит к дисгармонии структуры психики, ее искажению и диспропорциональности.

В рамках клинического подходаучеными выделяются следующие группы отклонений у детей: 1) с органическими нарушениями; 2) с функциональной незрелостью; 3) с психической депривацией. За сходством внешних проявлений отклонений в развитии детей трех групп скрываются принципиально различные генетические корни нарушений и их синдромная характеристика, а, следовательно, различия в подходах к комплексной диагностике нарушений в развитии и к составлению коррекционно-развивающих и реабилитационных программ. Это отражается и в обобщенном психологическом портрете детей этих групп, и в динамике их развития иучебных достижений.

Первые две группы длительное время были объединены понятием аномальные дети и целенаправленно изучались в медицинской, психологической и дефектологической науках. Третья группа – дети с отклонениями в развитии па почве психической депривации. Этот термин характеризует психическое состояние ребенка, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в течение длительного времени. Проявления психической депривации могут охватывать широкий диапазон изменений личности – от легких нарушений познавательной сферы и странностей поведения, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, до очень грубых поражений высших психических функций и характера.

Изменения развития личности зависят от формы депривации. Во всех случаях ребенок в результате психической депривации недополучает информацию об окружающем мире. В одних случаях ограничение связано с низким количеством сенсорных стимулов или ограниченной их изменчивостью (например, при сенсорной депривации). В других ограничение возникает в связи с многомерной изменчивостью окружающей ребенка среды при отсутствии какой-либо ее упорядоченности и смысловой содержательности, что не дает ребенку возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее (когнитивная депривация значений).

Особую роль в развитии личности играет эмоциональная депривация как недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу и депривация социальная как ограниченная возможность для усвоения самостоятельной социальной роли.

Один из подходов к классификации нарушений психического развития у детей создавался в рамкахпатопсихологического подхода,когда основной задачей ставилась квалификация нарушений психического развития ребенка, вызванных болезненным процессом либо последствиями с опорой на достижения психиатрии. Детская психиатрия накопила значительное количество данных о формировании аномалии в процессе текущего заболевания (шизофрения), динамике дизонтогенетических форм психической конституции (различные формы психопатий) и аномальном развитии личности в результате деформирующего влияния отрицательных условии воспитания (различные варианты психохарактерологического формирования личности). Л. Каннер (1957), Г.К. Ушаков (1973), В. В. Ковалев(1974, 1979) создали варианты клинических классификаций отдельных видов аномального психического развития.

Наиболее полно нейропсихологический подход к классификации представлен в работах А.В. Семенович (1998, 2000). Ею выделены и подробно описаны синдромы отклоняющегося развития, которые могут служить основой для классификации нарушений. Они дифференцируются на «синдромы несформированности» (I) и «синдромы дефицитарности» (II). Методологически подобное разделение связано с учетом степени зрелости мозговых систем и соответствия этой зрелости возрастному уровню ребенка.

I. Синдромы несформированности: 1)функциональная несформированность префронтальных (лобных) отделов мозга; 2) функциональная несформированность левой височной области; 3) функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела); 4) функциональная несформированность правого полушария мозга.

II.Синдромы дефицитарности: 1)функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга; 2) функциональная дефицитарность стволовых образований мозга, дисгенетический синдром.

В других работах предпринимаются попытки выделения синдромов по характеристике входящих в синдром симптомов. Например, С. Котягиной (2003) при анализе особенностей формирования психической деятельности у детей с резидуалыюй энцефалопатией в возрасте 6-8 лет выделены три синдрома: 1) несформированности динамики двигательных и речевых процессов; 2) несформированности слухоречевой памяти и слухового восприятия; 3) информированности оптико-пространственных и квазипространственных процессов.

Нейропсихологический подход к классификации нарушений развития является продуктивным: во-первых, потому, что главное в нем это знание того, какие именно составляющие психики, входящие в разные виды деятельности, связаны с работой известных на сегодняшний день зон мозга; во-вторых, потому, что, понимая взаимосвязь высших психических функций и мозга, можно правильно определить механизм нарушения, а также понять, почему и как нарушена та или иная функция. Именно такое понимание является базисом научно обоснованной программы помощи ребенку.

Нейропсихологический подход к изучению отклонений в развитии в настоящее время широко востребован также и потому, что его основные принципы применимы как для изучения нормально развивающихся детей, так и для детей с отклонениями в развитии.

Вопросы и задания

1.Чем объясняется многообразие форм отклонений в развитии?

2.В чем состоит отличие теоретических и эмпирических классификаций?

3.Каковы основные принципы классификаций разных форм отклонений в развитии?

4.В чем достоинства и недостатки классификации В.В. Лебединского?

5.Чем определяются возможности создания новых классификаций?

Тесты

Наши рекомендации