ФОРМИРОВАНИЕ предметно-пространственной среды
— процесс проектирования и реализации предметно-пространственной среды с вычленением комплексного объекта (жилище, цех, офис, предприятие и пр.) как средового образования, а также его результат. Предполагает определение функциональных зон. проектирование оборудования, визуальных коммуникаций, обеспечивающих оптимальное протекание функций в среде, построение логически взаимосвязанной структуры среды, отражающей структуру жизнедеятельности. Задача создания единства и гармонии элементов среды дает наиболее высокий качественный результат при средовом подходе.
Выразительность форм объектов предметно-пространственной среды достигается следующими факторами:
- их собственными свойствами (вид, величина, масса, цвет, плотность)
- их пространственными связями (масштаб, устойчивость, подвижность, напряженность, динамическая направленность, протяженность, цветовое развитие)
- способы и средства изображения, взаимодействующие с поверхностью (динамичность, объем, фактура, цветовое покрытие)
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ зона
— часть средового пространства (города, села, производственного комплекса, жилья и пр.), а также часть пульта управления, станка и пр., предназначенная для выполнения одного или группы функциональных процессов и оборудованная в соответствии с ее назначением. Ф.з. может занимать отдельное пространство; иногда в пределах одного пространства совмещаются несколько Ф.з.; возможно также и пространственное наложение Ф.з. при временном разведении функций. Предметно-пространственная организация Ф.з. — один из основных объектов дизайна. Проектируются способы их ограничения, связи с окружающим пространством и другими Ф.з., оборудование орудия функционального процесса и т.п. Ф.з. производства, общественных зданий, жилья принадлежит к комплексным объектам дизайна, и для оптимального решения ее предметно-пространственной среды необходим учет многих факторов — функциональных, конструктивных, эргономических, экономических, социокультурных и пр.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ сфера
— организационное объединение типов деятельности по принципу их общей функциональной направленности (например, сферы медицинского, торгового, коммунального или бытового обслуживания, сфера управления, сфера производства и пр.). Внутри Ф. с. могут выделяться сложные объекты, проектирование предметно-пространственной среды которых должно учитывать, с одной стороны, общие для Ф. с. специфические черты, с другой - членение каждого объекта на функциональные зоны, где ведущая функция может иметь иной характер, чем вся Ф.с. в целом (административный корпус завода, поликлиника в здании офиса и пр.). Объекты проектирования, составляющие Ф. с., — производственные и конторские помещения, магазины, больницы и пр.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ комфорт
— оптимальное функциональное состояние человека, возникающая в случае, когда достигается соответствие средств и условий труда или свойств потребляемых изделий функциональным возможностям активно работающего человека. При Ф.к. у человека формируется положительное отношение к деятельности, выражающееся в удовлетворении процессом и условиями труда, его результатами, техническими характеристиками и эстетическими свойствами изделия. Положительное отношение к деятельности обусловливает адекватную мобилизацию психофизиологических процессов, нервных и психических функций человека. Для Ф.к. характерным является сочетание высокой эффективности деятельности с ее низкими нервно-психическими затратами (психофизиологической ценой), что отдаляет утомление и способствует длительной высокоэффективной работоспособности без ущерба для здоровья человека. Состояние Ф. к, может быть выделено с помощью комплекса объективных психофизиологических параметров и статистических показателей, определяемых экспериментально. Оно может рассматриваться в качестве обобщенного критерия оптимизации технических устройств при их эргономическом проектировании. Критерий Ф. к. используется также при сравнительной эргономической оценке изделий одного класса.
К О М П О З И Ц И Я
КОМБИНАТОРИКА
— один из методов формообразования в дизайне, основанный на поиске, исследовании и применении закономерностей вариантного изменения пространственных, конструктивных, функциональных и графических структур, а также на способах проектирования объектов дизайна из типизированных элементов. Специфика К. близка природному формообразованию, дает возможность наиболее экономично использовать элементы конструкций и имеет прямое отношение к унифицированному массовому производству. К. широко используется при автоматизации проектирования.
Композиция
— (от лат. composition- составление, соединение)- пространственная организация элементов вещи как результат формообразующей деятельности. Композиционное формообразование подразумевает организацию формы изнутри, структурирование материала объекта проектирования. Оперируя в процессе компоновки классическими средствами К., дизайнер осмысляет их с точки зрения композиционного формообразования и представления о живой и многообразной включенности вещи в человеческую жизнедеятельность и контекст современной индустриальной культуры. При эстетической оценке готового изделия К. анализируется с точки зрения логической завершенности и художественной целостности формы в контексте определенного замысла дизайнера и включенности в систему культуры.
Основные виды композиции -фронтальная, объемная, глубинно-пространственная.
Фронтальная –композиционная связь элементов, расположенных на плоскости в двух координатах - вертикали и горизонтали. Условия фронтальности плоской поверхности:
— фронтальность в зависимости от соотношения между высотой и шириной;
— фронтальность в зависимости от формы силуэта;
— фронтальность в зависимости от характера основных членений;
— фронтальность в зависимости от расположения элементов по глубине;
— фронтальность в зависимости от соотношения фактуры, цвета и освещенности
Совокупность всех элементов фронтальной композиции может образовывать гладкую поверхность или создавать переходное состояние между плоской и объемной композициями. В этом случае говорят о рельефе. Рельеф – выпуклое изображение на плоскости.
Объемная –трехмерная форма с относительно равными измерениями по всем трем координатам. Условия объемности формы:
— зависимость объемности формы от измерения по трем координатам
— зависимость объемности формы от вида поверхности
— зависимость объемности формы от положения по отношению к зрителю
— зависимость объемности формы от освещения
— зависимость объемности формы от характера ее членений
Глубинно-пространственная композиция –размещение элементов (форм, объемов) в пространстве по трем координатам. Условия построения глубинности пространства:
-зависимость глубинности пространства от протяженностей по основным координатам (ширина и глубина)
-зависимость глубинности пространства от величины форм
-зависимость глубинности пространства от его членений
Пространство может организовываться двумя способами:
- внутри границ, образованных объектами (закрытое пространство)
- вокруг объектов (открытое пространство)
Основные типы композиции:
- сюжетно-изобразительная композиция строится на “реальных” персонажах, отношения и действия которых взаимно обусловлены.
- декоративно-тематическая композиция строится на определенном сюжете, который подчиняется декоративным целям, строится и оформляется при помощи выразительных графических и объемных средств. Такая композиция обычно гармонично связана с архитектурными формами или с другими произведениями декоративного искусства.
- композиция предметных форм(натюрморт) строится на основе реальных предметов. Композиция предметов, которые собранны вместе, влияют друг на друга, изменяют друг друга, образуют ритмический строй, цветовой колорит и общий образ силуэта.
- формальная композиция(неизобразительная) строится на основе линий и пятен, которая выражает логику композиционного пространства не существующего в реальности и не имеющего рационально-практической значимости. Содержание композиции – формально и условно. Основные принципы построения формальной композиции:
- композиционная активность и ее направленность
- силовые линии и силовое поле
- иллюзорная пространственная связь
- положительное и отрицательное пространство
- эмоциональный стимул и эмоциональный резонанс
Основные категории композиции:
-тектоничность формы и композиции (греч. ktonikos –относящийся к строению)- зримое отражение в форме работы конструкции и организации материала, соотношение масс изделия, выделение несущих и несомых, тяжелых и легких, основных и производных элементов формы;
- объемно-пространственная структура формы и композиции– это эстетически осмысленная взаимосвязь формы предмета с его внутренним строением и внешним пространством
Основные свойства и качества композиции:
-гармоничная целостность и образность формы и композиции- выделение главного композиционного центра и соподчинение ему второстепенных элементов формы. Главный смысловой элемент является центром композиции, форма и место которого может быть любым. Целостность формы обеспечивается: пропорциональность, масштабностью, цветофактурным единством, общность форм всех элементов. Гармоническая целостность формы возникает лишь в результате особого соподчинениячастей целого.
- композиционное равновесие формы и композиции.Равновесие – состояние, при котором все элементы сбалансированы между собой. Равновесие может быть устойчивым или отличаться внутренней динамикой. Равновесие зависит от распределения основных масс композиции относительно центра.
- симметричность и асимметричность формы и композиции. Симметрия (зеркальная, осевая, переноса, винтовая) — адекватное расположение элементов формы по отношению к прямой линии (ось симметрии), плоскости (плоскость симметрии) или вертикальной оси, воспринимаемое глазом как особый вид упорядоченности формы. Асимметрия - отсутствие или нарушение симметрии. Дисимметрия – неточное сходство повторяемых элементов, оставляя при этом симметричность общей формы.
- статичность и динамичность формы и композиции. Динамичность – явно и очень активно выражено одностороннее направленность движения формы. Отношения, построенные на равенстве или нюансе величин формы по трем координатам пространства, создают относительную статичность.
Классические средства композиции:
-пропорции и пропорционирование — соразмерность, упорядоченное соотношение элементов формы; “Золотое сечение” – гармоническое деление отрезка на две части таким образом, что меньшая часть так относится к большей, как большая к целому отрезку ( А/В = В/С, где А – меньший отрезок, В – больший отрезок, а С = А + В). В = 1,618А. А=0,618В. Число 1,618 –“коэффициент золотого сечения”. “Динамический ряд прямоугольников” – это иррациональные отношения V2, V3, V4, V5 и т.д. “Ряд Фибоначчи” – каждое последующее число равно сумме двух предыдущих 1-2-3-5-8-13 и т.д.
-масштаб и масштабность - установленное мерило формы или ее элементов с точки зрения отношения их величин друг к другу, к человеку или окружающему пространству. ”Человек есть мера всех вечей”.
-ритмический повтор — определенная последовательность чередования форм, цвета, элементов формы, которая носит повторяющийся характер во времени и пространстве. Ритм может строиться по арифметической (1 3 5 7 9 и т.д.) и геометрической (1 3 9 27 81 и т.д.) прогрессии, квадратным соотношениям (2 4 16 256 и т.д.) и по гармоническим прогрессиям (затухающая синусоида: 1/2 1/3 1/7 и т.д.).
- метрический повтор – повторение через равный интервал одинаковых или сходных признаков. Это частный случай ритма. Примером метрического повтора служит линейный орнамент из простых элементов.
- нюанс — при едва заметных переходах формы и цвета, имеются незначительные различия.
-тождество — повтор одинаковой формы или ее элементов. Тождество часто является основой ритмического построения и создают множество, образуя фон.
- контраст — резко выраженное различие формы и цвета, сочетание противоположных характеристик (высокий и низкий, линия и пятно, темный и светлый и т.д.).
- пластичность формы - особенность объемно-пространственной структуры формы, ее рельефность, светотеневая характеристика, форма перехода образующих поверхностей и линий.
КОМПОНОВКА
— процесс поиска оптимальных соотношений различных элементов формы и пространственного объединения их в единое целое, а также результат этого процесса. Важнейшая составная часть процесса формообразования в дизайне.
СТИЛИЗАЦИЯ в дизайне
1) сознательное употребление дизайнером признаков того или иного стиля при проектировании изделий (часто используется в стайлинге); 2) прямой перенос наиболее явных визуальных признаков культурного образца на проектируемую вещь, чаще всего в области ее декора; 3) создание условной декоративной формы путем подражания внешним формам природы или характерных предметов. Основная операция С. — формализация пластических мотивов, их упрощение или усложнение в целях достижения общего смыслового или декоративного акцента.
Ц В Е Т О В Е Д Е Н И Е
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ цвета— получение заданного цвета в определенном материале. Важный этап производства материалов и изделий, проработки дизайнерских проектов, макетирования и т.д.
Нормирование цвета — установление требований к цвету материала в нормативно-технической документации в виде цветовых характеристик и контрольных образцов цвета.
Стандартизация цвета - установление нормируемых характеристик цвета и величин их допустимых отклонений для материалов и некоторых объектов визуальной коммуникации, а также нормирование условий измерения и контроля цвета, фиксируемое в стандартах и нормативно-технической документации на отраслевом, государственном или международном уровне. Допуск на цвет (допустимые отклонения цвета) — предельные отклонения цвета при воспроизведении в материале, устанавливаемые несколькими образцами цвета или числовыми значениями цветовых характеристик.
В практике для В. ц. применяются: атлас цветов — набор карт с образцами цветов, подобранными, расположенными и обозначенными в соответствии с определенной цветовой системой; гармони-затор цвета — набор рекомендуемых сочетаний цветов (по два или по три), выстроенных по определенной системе их соотношений;
картотека (карта, каталог, регистр, шкала) цветов — набор образцов цветов, воспроизведенных в определенных видах материалов.
Цвет
Цвет - ощущение, возникающее в органе зрения человека при воздействии на него света. Цвет - свойство любых материальных объектов излучать и отражать световые волны определенной части спектра. Цвет (от лат. "color" - "цвет") - один из основных средств изобразительного искусства, который в единстве со светлотою передает материальные свойства, (качества) предметного мира.
Цвет, одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной Ц. "присваивается" человеком объектам в процессе их зрительного восприятия.
ЦВЕТ
— оцениваемое глазом свойство материальных объектов, обусловленное их способностью избирательно отражать (пропускать) световые волны определенной длины и воспринимаемое как определенное зрительное ощущение. Описывается наименованием (красный, желтый, синий и пр.] или характеристиками. Ц. — важнейшее качество формы, образное средство проектирования, организации среды, эмоционально-психологический язык формы. Цветовое решение часто является определяющим при оценке уровня качества продукции. Ц. особенно важен для знаковых аспектов проектирования, поскольку с ним связано множество культурно-символических смыслов. Характеристики Ц. — качественные и количественные определения.
Ц. подразделяются на субъективные — психологические, т.е. определяемые в процессе восприятия, и объективные — психометрические и психофизиологические. К первым относятся:
цветовой тон —качество Ц., которое отличает один Ц. от друго (синий от красного и т.п.);
светлота - светотеневая характеристика Ц.;
насыщенность — свойство Ц.изменять свое цветовое содержание от смешения с ахроматической гаммой.Различают три вида насыщенности: смешение с белой краской-»разбеление цвета», смешение с серой краской - «потускнение», смешение с черной краской- «затухание цвета».
ЦВЕТОВАЯ АДАПТАЦИЯ
Адаптация - это приспособление глаза к силе света, темноте и цвету, в основе которого лежит изменение чувства зрения. Световая адаптация - это понижение чувствительности глаза при световом раздражении.
Темновая адаптация - это повышение чувствительности глаза в темноте.
Адаптация цветовая - это понижение чувствительности глаза к цветовым раздражителям в результате их воздействия на глаз. Приспособление глаза к различным уровням яркости цвета.
ЦВЕТОВЫЕ АССОЦИАЦИИ
Ассоциация - (лат. associatio - соединение, присоединение, объединение) - мысленная связь, возникающая между двумя или более восприятиями, представлениями, понятиями или образами на основе какого-либо признака, сходства или подобия.
Ассоциация выражается в том, что появление одного из процессов вызывает появление другого или других психических процессов.
Ассоциации цветовые - закономерная связь между цветовыми ощущениями и связанными с ними воспоминаниями, эмоциями, образами и психическими состояниями.
Ассоциации цветовые бывают: физические (весовые, температурные, фактурные, акустические, пространственные), эмоциональные (позитивные, негативные, нейтральные) и т.д.
Сладкий Горький Теплый Холодный Энергичный Спокойный Звонкий Тихий
ЦВЕТА АХРОМАТИЧЕСКИЕ
- цвета, не имеющие цветового тона и отличающиеся друг от друга только по светлоте.
Гамма цветовая
Гамма (греч. "gamma") цветовая - совокупность различных локальных цветов, выбранных для решения определенной композиционной задачи, с учетом характера их психофизиологического воздействия выделяют: теплую, холодную, нейтральную и т.д.
Теплая
Нейтральная
Холодная
Цветовая динамика
- это отношения нарастания, усиления какого-то качества цвета.
Цветовая доминанта
(от лат. "преобладание", "господствование") цветовая - это преобладание какого-либо цвета в работе, выбранного для определенных целей. Например, для создания и передачи настроения, времени суток, поры года. Доминирующий цвет воздействует на зрителя совместно с композицией.
Цвета дополнительные
- такие два цвета, которые в оптическом смешении преопределенных количественных отношениях дают ахроматический цвет.
Дополнительные цвета - цвета, которые при оптическом смешивании, "дополняя" друг друга, взаимно уничтожаются, и создают один белый цвет. Нельзя путать дополнительный цвет с дополнительной краской (комплиментарным цветом), добавление которой к вторичному цвету CMYK "загрязняет" его приводя к нейтральности, правильнее эту краску называть рисующей. Здесь мы говорим о психологическом восприятии цвета и в частности о восприятии дополнительных цветов. Расположенные рядом, дополнительные цвета создают максимальный контраст, усиливая зрительное воздействие друг друга, например: красный и голубой, синий и желтый, зеленый и фиолетовый
Наружное кольцо - цвет и соответствующие каждому цвету дополнительные цвета- внутренний круг.
Это свойство объясняется противоположными эмоциональными реакциями, вызываемыми качествами тепло-холодности тонов [в каждой из приведенных пар один цвет "теплый," другой "холодный"]. Контраст, вызываемый одновременным восприятием дополнительных цветов, называется одновременным контрастом. Другая его разновидность - последовательный контраст: если мы долго будем смотреть на красное, а затем переведем взгляд на белый фон, то вместо белого увидим слабый голубой. "Остаточное" явление свидетельствует о силе воздействия дополнительных цветов. На этой особенности фактически основывается искусство цветокоррекции. Впервые в качестве принципа, использование дополнительных цветов провозглашено французскими импрессионистами, а затем неоимпрессионистами. Гармония дополнительных цветов составляет основу колористики.
Следующее изображение иллюстрирует, как влияет последовательный контраст цветов изображения на нейтральный цвет (цвет тротуарной плитки здесь L=82, a=0, b=0 - тот же у серого поля- но плитка воспринимается с голубоватым оттенком):
Мозг придумывает несуществующие оттенки дополнительных цветов.
Это симпатичное изображение не понравилось заказчику: - он заменил фон на зеленый - и "мех стал синить": примерно так :-Да шапка испорчена - она действительно синит и виноват в этом хроматический контраст.
В то же время глаз начинает приближать существующие цвета к привычным ему памятным цветам (происходит хроматическая адаптация восприятия). Посмотрите на "кривое" изображение минут пять (необходимости приводить такое здесь нет - у каждого найдется не один десяток, например в собраниях клипартов) и оно уже не плохо выглядит, и цвета вроде как выправились и посторонний оттенок не заметен. Поэтому при проведении коррекции важно периодически отвлекаться от экрана - например поставить световой стол за спиной. По этой же причине на экране и на стене за ним, не должно быть цветовых пятен - в идеале окружение рабочего места должно быть серым (МКО рекомендует 20%-й серый - L*=80, a*=0, b*=0).
Влияние цвета окружения на телесный цвет очень велико и необходимо обязательно учитывать колорит всего изображения. В связи с этим в художественную практику введен термин - "Карнация" для цвета тела натуры в взаимосвязи с колоритом всего изображения, как нельзя лучше карнацию иллюстрирует следующее изображение:
Здесь изменяется только цвет фона, но Ваш глаз "изменяет" и карнацию.
Колориметрические значения зеленого здесь имеют одинаковые цифры.
Дополнительный цвет привносится в разной степени в зависимости от расположения цветовых пятен [сюжета], поэтому каких-либо универсальных советов по использованию в практике цветокоррекции дополнительных цветов не существует. Каждое изображение индивидуально. Следующий пример иллюстрирует взаимовлияние цветов разных по светосиле:
Голубой цвет на левом рисунке кажется чище, чем на правом - не смотря на то, что имеет те же цифровые значения, что и на правом рисунке. Сравните левую и правую колонку :
Зачастую, что бы усилить один цвет и ослабить другой стоит корректировать не сам цвет, а его окружение. В более контрастном изображении цвета воспринимаются как более чистыми.
Цветовой колорит
Колорит (итальянское colorito, от латинского color - цвет, окраска), в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) система соотношений цветовых тонов, образующая определенное единство и являющаяся эстетическим претворением красочного многообразия действительности. К. служит одним из важнейших средств эстетически эмоциональной выразительности, одним из компонентов художественного образа.
Цветовой контраст
Контраст (франц. contraste - резко выраженная противоположность) в психологии, субъективное преувеличение различий воспринимаемых объектов или отдельных участков поля зрения при их пространственной ("одновременный К.") или временной ("последовательный К.") смежности в восприятии. Так, чёрный цвет рядом с белым выглядит ещё чернее. К. может проявляться также в изменении цвета: серый квадрат на красном фоне кажется зелено-голубым, на синем - оранжевым. Наиболее резко контрастный цвет выражен на границе двух областей ("краевой К."). Противоположностью К. выступает явление ассимиляции. Явление К. широко применяется в различных видах искусства и литературе.Лит.: Вудвортс Р., Экспериментальная психология, М., 1950; Теплов Б. М., Взаимодействие одновременных световых ощущений, в кн.: Зрительные ощущения и восприятия, М.- Л., 1935.
Цветовой нюанс
Нюанс (франц. "nuance" - "оттенок", "переход") - тонкий переход одного цветового тона в другой, одной светотеневой градации в другую. Совокупность оттенков (нюансировка) применяется для достижения более тонкой моделировки объекта изображения.
Одновременный контраст
Одновременный контраст - изменение цвета под влиянием окружающих цветов.