Анализ результатов физкультурно-оздоровительной работы за 2015-2016 учебный год (май).
Старшая группа № 1
Система физического воспитания в течение учебного года включала разные формы физкультурно-оздоровительных мероприятий (физкультурные занятия, физкультурные досуги и праздники, физкультурно-оздоровительные мероприятий в режиме дня), в том числе и целенаправленную индивидуально-профилактическую работу. Она проводилась с воспитанниками, нуждающимися в индивидуально-дифференцированном подходе по показателям состояния здоровья, физического развития, двигательной активности и физической подготовленности согласно перспективному плану индивидуально-профилактической работы.
По результатам итогового обследования в группе № 1 можно отметить, что поставленные на начало учебного года перспективные задачи в целом решены:
– решению задачи по повышению сопротивляемости организма воспитанников внешнесредовым воздействиям способствовала организация физкультурных мероприятий на свежем воздухе в любое время года в сочетании с одновременным использованием природных средств оздоровления и закаливания (солнца, воздуха, воды, эколого-гигиенических условий и др.). Вместе с тем, не удалось в полной мере достичь улучшения показателей по увеличению количества здоровых детей (не болевших простудными заболеваниями в течение года). Данный показатель на начало и на конец года составил всего 9%.
– целенаправленная работа по укреплению мышечного корсета, воспитанию навыка правильной осанки сформировала у детей доступные знания в этой области, умение поддерживать правильное положение туловища в статической и двигательной деятельности. При прохождении плановых медицинских осмотров нарушения в развитии осанки у воспитанников не выявлены.
‑ систематическая профилактическая работа по укреплению свода стопы способствовала формированию у детей доступных представлений о профилактике плоскостопия и о специальных физических упражнениях, которые следует выполнять не только в детском саду, но и в домашних условиях. Заслуживает внимания консультационная работа родителями по проблеме профилактики нарушений в развитии стопы, которая проводилась в течение учебного года на родительских собраниях и в процессе индивидуального общения. Наряду с полезными советами все родители получили специальные памятки с рекомендациями по подбору правильной повседневной обуви и обуви для физкультурных занятий, по выполнению специальных профилактических упражнений и массажа в домашних условиях.
– количественные и качественные показатели двигательных умений у воспитанников группы №1 не ниже средних возрастных. Все дети владеют элементарными навыками оценки и самооценки движений, понимают их значимость для собственного здоровья. Вместе с тем, у 9% воспитанников, в силу их индивидуальных особенностей, отмечается недостаточная степень сформированности основных видов движений.
– у гиперподвижных детей улучшилась точность ориентировки в пространстве, меткость, функция равновесия, что свидетельствует об оптимизации их двигательной активности;
– в соответствии с годовой задачей дошкольного учреждения в течение учебного года с детьми группы и их родителями проводилась целенаправленная работа по формированию основ ЗОЖ в системе физкультурно-оздоровительной работы, направленная на:
‑ формирование валеологической и физической культуры ребенка как культуры здоровья, здорового образа жизни, культуры движений;
‑ обеспечение основ безопасности жизнедеятельности, которое подразумевает не просто сумму усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных, в том числе неожиданных ситуациях;
‑ воспитание у детей мотивации здоровья, в организации работы по успешному приобретению ими знаний, умений и навыков здорового образа жизни.
Доказано, что усвоение валеологической информации дает хороший результат при непосредственной включенности детей в двигательную деятельность. В этой связи, на физкультурных занятиях создавались проблемные и игровые ситуации, ориентированные на формирование творческого отношения детей к миру и к себе, воспитывающие осознанное отношение к своему здоровью, умение управлять своим телом. Большое внимание уделялось правилам безопасного выполнения физических упражнений, обучению приемам страховки и самостраховки.
В процессе проведения спортивных праздников и досугов организовывались встречи с различными персонажами, которые учили детей объективной оценке положительных и отрицательных явлений нашей жизни, элементам этикета, правилам поведения в обществе, прививали стойкие культурно-гигиенические навыки.
Тематические родительские собрания, семинары практикумы, совместные физкультурные праздники и досуги были направлены на приобщение детей и их родителей к ценностям физической культуры, традициям большого спорта. Данная работа выявила заинтересованность родителей по вопросам физического воспитания и оздоровления воспитанников в дошкольном учреждении и семье. Опрос родителей, беседы с детьми свидетельствует о наличии у многих воспитанников дома физкультурного инвентаря и оборудования для спортивных упражнений и игр (лыжи, санки, клющки, ракетки, мячи и др.) и о его целенаправленном использовании в процессе семейного активного отдыха. Кроме того, родители группы активно участвовали в организации самостоятельной двигательной деятельности детей в детском саду. С этой целью многие родители принесли в сад велосипеды, на которых дети катаются на прогулке.
Мотивация воспитанников к занятиям физическими упражнениями проявляется в самостоятельном применении накопленного двигательного опыта в дошкольном учреждении и в семье. 26% воспитанников группы в течение года посещали спортивные секции г. Минска (гимнастика, плавание, хоккей). Кроме того 75% детей посещали на базе нашего учреждения фитнес-клуб «Непоседа», что также говорит об интересе и мотивации воспитанников и их родителей к дополнительным занятиям физкультурно-оздоровительной направленности.
Данные мониторинга говорят о достижении целей и задач образовательной области «Физическая культура» учебной программы дошкольного образования и соответствии показателей физического развития воспитанников старшей группы №1 требованиям документа «Образовательные стандарты. Дошкольное образование».
Руководитель физического
воспитания Н.Э. Власенко