Эволюционное развитие теории Всеобщего Управления Качеством
Всеобщее Управление Качеством
Total Quality Management (TQM)
Глава 1. ОТ ДЕМИНГА ДО ВСЕОБЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
Эволюционное развитие теории Всеобщего Управления Качеством
Теория Всеобщего Управления Качеством возникла не на пустом месте.
Ей предшествовали работы многих ученых, включая помимо специалистов в области математической статистики также экономистов, социологов, психологов. Эволюция учений управления (менеджмента) показана на рис. 1.1. Историю создания всеобщего управления качеством составляют четыре группы учений:
· научный менеджмент (1900-1930 гг. — Тейлор и др.);
· человеческие ресурсы, бихевиористские (поведенческие) науки (1930-1960 гг. — Маслоу, Мак-Грегор и др.);
· системные подходы (1960-1970 гг. — Берталанфи и др.);
· Всеобщее Управление Качеством (ВУК) (1980-1990 гг. — Деминг, Кросби, Джуран, Исикава и др.).
Научный менеджмент. Основателями научного менеджмента считают Тейлора, Вебера, Файаля, каждый из которых внес свой вклад в научное управление.
Тейлор: разделение ответственности за разработку проекта и его выполнение; разделение сложных операций на простые повторяющиеся действия; неквалифицированные, необученные рабочие (как и несовершенное оборудование) являются основными источниками брака.
Вебер: порядок управления; бюрократия как “эффективность”; склонность к стереотипам.
Файоль: универсальная функциональная модель; управление действиями; цикл и персонал.
Человеческие ресурсы. Бихевиористские (поведенческие) науки. Здесь, в первую очередь, следует отметить работы Майо Маслоу и Мак-Грегора. Поскольку в новой теории управления качеством акцент делается на удовлетворении потребностей, то важно знать, какой характер носят эти потребности.
Заслуга Маслоу в том, что он не только выявил эти потребности, но и создал их иерархическую последовательность (рис. 1.2), проранжировав их в таком порядке (левая колонка на рис. 1.2): физиологические потребности, потребности в безопасности, в общении, в признании и уважении и, наконец, потребности в самоактуализации (самореализации).
Физиологические потребности человека включают потребности в еде, питье, сне, тепле, приюте (жилье) и т.п.
Рис. 1.1. Этапы эволюционного развития менеджмента
Рис.1.2. Пирамида потребностей Маслоу
ис. ьность (рис. 1.2), про
Безопасность подразумевает потребность человека в обеспечении его уверенности и защите от опасности, которая обычно достигается принадлежностью человека либо к семье, либо к группе единомышленников, либо к рабочей группе, либо к обществу, т.е. принадлежностью к той совокупности людей, которые обеспечивают ему требуемую безопасность.
Потребность в общении необходима человеку для того, чтобы иметь теплые связи с людьми, позволяющие исключить чувство одиночества, отчужденности, отстраненности.
Признание и уважение (рис. 1.2) является более высокой эволюционной потребностью человека, чем предыдущие потребности, обеспечивающей ему уверенность в себе и чувство самоуважения. Эта потребность человека обусловлена его естественным желанием:
достичь определенного мастерства, быть более сильным, компетентным в определенной области (признание в лице общества вызывает у него чувство независимости и свободы);
получить более престижный статус, признанный коллективом или обществом, членом которого он является, и обеспечивающий ему влияние, славу, признание, чувство собственного достоинства, высокую оценку.
Самореализация — стремление реализовать все то, на что потенциально способен человек, вызванное желанием самоутверждения. И эта потребность человека в отличие от четырех предыдущих, по мнению Маслоу, успешно движет человеком в результате скорее избытка мотиваций, чем от их недостатка.
Все приведенные потребности человека Маслоу рассматривает как динамическую модель потребностей, которая может изменяться и совершенствоваться применительно к конкретному индивиду в зависимости от его особенностей и окружающих его условий. Базируясь на элементарных потребностях человека, можно стимулировать развитие и реализацию более высоких в иерархической ступени его потребностей, как это показано на правой части рис. 1.2. Задача руководителя состоит в том, чтобы не только удовлетворить минимальные потребности членов своего коллектива, обеспечивающие их работоспособность, но и стимулировать наибольшую эффективность каждого из них, переходя от низкого к более высокому уровню иерархии потребностей человека.
Теория Маслоу позволила по-новому взглянуть не только на потребителя, но и на рабочего, давая возможность изменить систему управления фирмой.
Мак-Грегором было предложено две противоположные теории: “теория X” и “теория Y”.
“Теория X” Мак-Грегора заключается в следующем.
1. Средний человек инертен, не любит работать и по возможности избегает работы.
2. Поэтому нужно заставлять большинство людей работать, контролировать их, угрожать наказанием, заставлять прилагать соответствующие усилия для достижения необходимых результатов.
3. Средний человек предпочитает быть ведомым, желает избежать ответственности, он не честолюбив, стремится к безопасности.
В то же время в соответствии с “теорией Y” Мак-Грегора:
1. Прилагать максимум физических и умственных усилий для выполнения работы также естественно для человека, как играть или отдыхать. Средний человек не может не любить работу.
2. Наличие внешнего контроля и угроза наказания не означают, что усилия работающего человека будут направлены к нужной цели.
3. Вознаграждением для человека является сам факт достижения цели.
4. Средний человек честолюбив, ищет ответственности и принимает ее.
5. Человек легко замечает связь между различными явлениями, обладает изобретательностью и творческим мышлением в решении возникающих проблем.
6. Интеллектуальные возможности среднего человека обычно используются неполностью.
Вполне очевидно, что теории Маслоу и Грегора, дополняя друг друга, позволяют создать две совершенно противоположные формы управления организацией. Всеобщему Управлению Качеством импонируют “теория Y” МакГрегора и теория Маслоу, базирующиеся на системных подходах.
Системные подходы (рациональный подход) предусматривают (более подробно см. § 1.4):
1. Компанию, организованную с учетом внутренних и внешних особенностей (контингента), составляющими которых являются: технологии; окружающая среда; сектор рынка; культура и мастерство.
2. Увеличение роли организационных моделей для соответствия компании особенностям рынка: функциональные модели; дивизионные модели; матричные модели; холдинговые модели.
Теория случайностей, развитию которой способствовали работы многих ученых, берет начало (с позиций Всеобщего Управления Качеством) от статистического управления качеством, появление которого, безусловно, обязано А. Вальтеру Шухарту (1891-1967 гг.), который сразу же после защиты кандидатской диссертации в Калифорнийском Университете (Беркли) в 1918 г. был принят на работу в Западную Электрическую Компанию (Western Electric Company).
В 20-х годах нашего века специалисты поняли, что различные изменения в производственном процессе могут быть описаны с помощью статистических методов. Для В. Шухарта, который был хорошо знаком с математической статистикой, было естественным применить статистические методы к производственному процессу. Он переходит в Bell Laboratories (сейчас AT&T — American Telefone and Telegraph), где продолжает работу по практическому применению статистических методов. В это время статистические модели объяснения различных явлений стали применяться в науке. В 1924 г. В. Шухарт предложил статистическое объяснение поведения производственного процесса во времени, которое позже было названо контрольными картами. В своей книге [21, опубликованной в 1931 г. и посвященной контролю качества изготавливаемой продукции, он впервые фокусирует внимание на потребителя Но все же главной темой его публикаций остается наблюдение за производственным процессом и уменьшением его изменений с использованием анализа экспериментальных данных, нанесенных на контрольную карту. Несмотря на это, В Шухарт, безусловно, может быть причислен к патриархам современной философии качества — принятие решений на основе фактов, лежащей в основе Всеобщего Управления Качеством.
Вопросы качества стали актуальными в период Второй мировой войны при разработке и выпуске различного вооружения. К этому времени методы статистической обработки и анализа экспериментальных данных были усовершенствованы. Большую роль в этом сыграли: вначале Харольд Ф. Додж (1893- 1976 гг.), а позже Харри Ж. Ромиг (1900-1989 гг.). Оба работали в Bell Laboratories. Однако эпохальный вклад в оценку результатов испытаний готовой продукции внес Абрахам Уолд (1902-1950 гг.). Его результаты рассматривались настолько важными для оборонной промышленности, что не были опубликованы до конца Второй мировой войны. Большая часть из разработанного им материала легла в основу действующих стандартов по выборочному контролю готовой продукции на соответствие ее требуемому качеству.
Огромную роль в вопросах оценки качества готовой продукции и вероятности появления бракованных изделий сыграли работы У. Вейбулла (Waloddi Weibyll, 1887-1979 гг.), профессора инженерной механики в Королевском Технологическом Институте в Стокгольме, до этого работавшего в Coastal Artillery и “Nordiska Kullager АВ” в Готенберге. В 1951 г. он предложил распределение непрерывной случайной величины, номиналом которой являлось время безотказной работы готового изделия [3]. Это распределение получило название распределение Вейбулла или закон Вейбулла.
Не менее важную роль в оценке результатов эксперимента и в планировании экспериментов [4] сыграли работы английского ученого Рональда А. Фишера (1880-1962 гг.), и в частности предложенный им критерий для оценки выборочных дисперсий.
Теория управления качеством и TQM. Важную роль в становлении теории управления качеством сыграли американские ученые Деминг и Джозеф М. Джуран (1904-1993 гг.). Особую роль в обеспечении качества они отводили руководству высшего звена (руководителям финансов, маркетинга, производства, продажи). Только при условии, если руководитель верит в необходимость обеспечения качества и принимает в этой работе непосредственное и активное участие, возможно непрерывное улучшение качества. 1954 г. Джуран был приглашен в Японию Союзом ученых и инженеров. Он уже был известен к этому времени как специалист в области качества благодаря опубликованной им в 1951 г. книге “Quality Control Handbook”.
Благодаря Джурану контроль качества стал инструментом управления. Именно он дал определение качеству как “пригодность для пользователя”. Он, так же как и Деминг, указывал на важность постоянной работы по улучшению качества [5]. Философия качества и методы его обеспечения, разработанные Демингом и Джураном, являются основополагающими в теории Всеобщего Управления Качеством и будут еще долгое время продолжать оказывать влияние на общество.
Начиная с 50-х годов, они вплотную сотрудничали с президентом Японского Союза ученых и инженеров, профессором Токийского университета Каору Исикава (1915-1989 гг.). Именно Исикава (хотя по-английски его фамилия звучит Ishikawa, т.е. Ишикава) начал в 50-х годах кампанию по обучению всех руководителей высшего звена фирм методам статистического контроля качества, которые в дальнейшем были доработаны и получили название “семь инструментов контроля качества”. Другой японский специалист, Таичи Охно (родился в 1912 г.), сыграл большую роль в улучшении качества продукции и философии качества в Японии. Именно он помог улучшить продукцию фирмы Toyota, создав знаменитую систему производства и концепцию lust in Time (все делать точно во время). Его система производства базируется на том, что сейчас называют lean production (система производства, обеспечивающая сокращение на складе до минимума как запасов, необходимых для производства сырья и исходных материалов, так и готовой продукции).
Наряду с всеобщим управлением качеством существует понятие всеобщего контроля качества (Total Quality Control — TQC), предложенное д-ром Фейгенбаумом [6] в 1951 г.
Под всеобщим контролем качества Фейгенбаум понимает такую систему, которая позволяет решать проблему качества продукции и ее цены в зависимости от выгоды потребителей, производителей и людей, реализующих выпущенную продукцию (дестрибьютеров), по мере улучшения жизненного уровня населения. В Японии это понятие притерпело изменение в ходе практической реализации системы Всеобщего Управления Качеством и получило название CWQI (Company-Wide quality improvement). Исикава считает, что всеобщий контроль качества — это система, призванная в первую очередь объединять усилия всех подразделений фирмы, направленная на максимальное удовлетворение требований потребителей. Это не значит, что толкование Фейгенбаумом системы всеобщего качества заменяется японским ее толкованием, но лишний раз подчеркивает, что основной задачей любого производителя является максимальное внимание к требованиям потребителя и означает борьбу за каждого потребителя (реально существующего в данный момент и потенциального). Это является для японцев философией качества и краеугольным камнем, на котором основано Всеобщее Управление Качеством.
Под руководством Каору Исикавы в 50-е годы JUSE (Японский Союз ученых и инженеров) основал глобальную программу, посвященную пониманию принципов качества, обучению и усовершенствованию методологии и инструментов контроля качества, а также развитию широкой национальной культуры качества. В подготовку и практическую реализацию этой программы внесли большой вклад Деминг и Джуран, которые в то время еще не были признаны лидерами по вопросам качества в США. На первых этапах эволюционного развития этой программы, идеи нового продукта и технологии были скопированы и перенесены из США и Европы в Японию. Японские компании концентрировали свое внимание на методологии и технике контроля качества в производстве похожих продуктов.
После двух десятилетий “успехов” в области негативного качества, уменьшая дефектность своих продуктов через усовершенствование производственных процессов, японские компании стали напрямую разрабатывать концепцию развития новых продуктов. Они очень быстро осознали возможности и преимущества области “высокого” качества. Японцы первыми осознали важность лучшего понимания нужд потребителя (клиента) и необходимость систематического подхода к анализу его ожиданий с целью выявления степени их влияния на технические характеристики создаваемого продукта и обеспечения в конечном итоге максимальной ценности продукта для потребителя. Таким образом, они сумели разработать систему создания и усовершенствования продукта в соответствии с требованием и приоритетом рынка, достигнув впоследствии значительных улучшений качества, затрат времени и стоимости продукта — ключевых факторов удовлетворения потребителя и успеха компании, на которых базируется TQM.
Успех японской промышленности после введения Всеобщего Управления Качеством очевиден, и он лишний раз может бытьь проиллюстрирован затратами промышленности США и Японии на переделку некачественной продукции в конце 80-х — начале 90-х годов. Если японская промышленность затратила на это 5...10 % от общей суммы, затраченной на производство продукции, то потери американской промышленности в этот же период времени составили 25...30 %.
Японцы говорят: “Все нужно делать хорошо с первого раза”. Делать хорошо — подразумевается делать все в соответствии со стандартами. Эту задачу и помогает производителю решить Всеобщее Управление Качеством. Но прежде чем приступить к рассмотрению концепций Всеобщего Управления Качеством и их практической реализации, необходимо пояснить понятия “качество продукта” и “качество услуг”, каким образом создается качество и как это связано с требованиями потребителя.