Техника активного слушания
Психология. Тренинг активного слушания
Андрей Ворожейкин
УПРАЖНЕНИЯ ТРЕНИНГА АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-11 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Упражнение I. “Диалог”
Участники тренинга разбиваются на пары. Один из партнеров получает карточку с описанием поведения, которое он должен демонстрировать (один из признаков плохого слушания). Другой партнер, не зная о содержании инструкции первого, начинает рассказывать о каком-либо интересном событии из своей жизни или говорить на одну из перечисленных тем в течение трех минут (варианты тем: 1. Интересное событие этой недели; 2. Где бы я хотел отдохнуть; 3. Мой любимый фильм; 4. Моя любимая телевизионная передача). Инструкции по выполнению действий, отражающих плохое слушание:
- не смотреть на собеседника;
- начать заниматься своими делами, например, завязывать шнурки ботинок, приводить в порядок свою одежду, смотреться в зеркало;
- постоянно перебивать собеседника, пытаясь рассказывать об аналогичном событии в своей жизни, преувеличенно жестикулируя руками;
- устало смотреть, зевать, говорить очень медленно, тихо, растягивая слова.
После истечения указанного времени психолог обращается к тем, кто говорил, с вопросом: что мешало им и насколько комфортно они чувствовали себя в этом диалоге. В процессе группового обсуждения выясняется, что такое хорошее слушание, каким бы школьники хотели видеть своего слушателя. Высказывания фиксируются на доске.
Теоретическая вставка (материалы для информирования)
Слушать – значит понимать чувства и состояния собеседника. Когда к нам обращаются за помощью, важно проявить расположенность и симпатию, чтобы другой увидел и почувствовал, что мы испытываем в отношении его.
Правила слушания:
- поза, мимика, жесты должны говорить о том, что ты заинтересованный слушатель, или наоборот;
- покажи говорящему, что ты его понимаешь (кивок, уточняющие вопросы, парафраз позволяют это сделать);
- не давай оценок;
- не давай советов.
Выражение дружеских чувств происходит в общении прежде всего с помощью невербальных сигналов, выполняющих роль способов поддержки. Ими являются улыбка, открытая поза, наклон вперед, касание, контакт глазами, кивок, позиция “на равных”.
Улыбка
Это наиболее простое средство, чтобы показать человеку, что ты его уважаешь и желаешь поддерживать с ним контакт. Улыбка говорит “Ты мне приятен”, “Мне хорошо”, “Ты можешь мне доверять”. Так как другие не знают, о чем ты думаешь, у них – если ты не улыбаешься – может сложиться впечатление, что они тебя не интересуют или что ты настроен недружелюбно.
Открытая поза
Чтобы установить с другими хороший контакт, важно выражать свое дружелюбие, которое проявляется с помощью раскованного, расслабленного положения туловища. Открытая поза – это не сложенные крест-накрест руки и ноги, близкое нахождение друг к другу, обращение к другому.
Наклон вперед
Сидеть или стоять прямо напротив кого-либо и чуть наклоняться в его сторону – важный знак для твоего собеседника: он понимает, что ты относишься к нему с интересом и вниманием.
Касание
Наиболее интенсивная форма коммуникации – касание (прикосновение). Потребность в нем является очень глубокой. Для маленьких детей ласка служит залогом их хорошего состояния и самочувствия. И если прикосновения имеют такое большое значение в начале жизни, то очевидно, что это будет важным и в дальнейшем. При этом большое значение имеет степень близости с собеседником. В зависимости от отношений, которые мы имеем или хотим иметь, мы создаем пространство вокруг своего тела.
Контакт глазами
Смотреть друг на друга – это условие любых контактов. Контакт глаз – сильный сигнал внимания и уважения, он помогает нам узнать другого. Более длительное рассматривание собеседника может служить приглашением к углублению отношений. И наоборот, если не смотреть на собеседника – значит, не хотеть с ним иметь никаких дел.
Кивок
Мало людей понимают в полной степени, насколько важно кивание. Если ты совершенно не киваешь, когда с тобой разговаривают, то другой предполагает, что ты или больше не слушаешь его, или тебе неинтересно. Кивание побуждает к продолжению сообщения или рассказа, оно также воспринимается как понимание.
Упражнение II. “Выработка навыков невербальной коммуникации”
Участники тренинга разбиваются на тройки. В малых группах каждый имеет возможность в течение пяти-восьми минут побывать в трех ролях:
- говорящим;
- слушателем своего собеседника (одноклассника);
- наблюдателем, который объективно следит за происходящим процессом и позже дает оценку состоявшемуся разговору.
Затем участники тренинга делятся впечатлениями об этом упражнении. Вопросы для обсуждения:
- Что мешало говорить, что помогало? (для тех, кто был в роли говорящего);
- Какой способ поддержки было легче всего использовать, какой труднее? (для тех, кто был в роли слушателя);
- Какая позиция была проще (слушателя или говорящего)? Почему?
III. Упражнение “Парафраз”
Участники тренинга разбиваются на пары. Один из партнеров – слушатель, другой – говорит о своих проблемах. Темы бесед могут быть следующими:
- Мои трудности в общении с учителями;
- Мои трудности в общении с одноклассниками;
- Мои трудности в общении со старшими;
- Мне трудно познакомиться с новым человеком.
Задача слушателя – использовать парафраз. Через пять-шесть минут партнеры меняются ролями. Можно выполнить это упражнение еще раз с новыми парами. Затем участники тренинга делятся впечатлениями об этом упражнении. Вопросы для обсуждения:
- Когда слушали, трудно ли было использовать парафраз и другие способы поддержки? Что получилось и что нет?
- Когда говорили, насколько комфортно чувствовали себя в этом контакте, что в слушателе помогало говорить, располагало к доверию, а что мешало?
АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ
Активное слушание — способ ведения беседы в личных или деловых отношениях, когда слушающий активно демонстрирует, что он слышит и понимает, в первую очередь, чувства говорящего. Активно слушать собеседника — означает:
· Дать понять собеседнику о том, что вы услышали из того, что он вам рассказал;
· Сообщать партнеру о его чувствах и переживаниях, связанных с рассказом.
Результаты применения активного слушания:
· Cобеседник начинает относиться к вам с большим доверием.
· Партнер по общению рассказывает вам гораздо больше, чем стал бы рассказывать в обычной ситуации.
· Вы получаете возможность понять собеседника и его чувства.
· Если партнер по общению чем-то взволнован или рассержен, то активное слушание помогает безболезненно «выпустить пар».
Правила активного слушания:
1. Доброжелательный настрой. Спокойно реагировать на все, что говорит собеседник. Никаких личных оценок и замечаний к сказанному.
2. Не устраивать распросы. Строить предложения в утвердительной форме.
3. Делать паузу. Давать собеседнику время подумать.
4. Не бойтесь делать ошибочные предположения насчет испытываемых собеседником чувств. Если что не так, собеседник поправит вас.
5. Зрительный контакт: глаза собеседников находятся на одном уровне.
6. Если вы понимаете, что собеседник не настроен на разговоры и откровенность, то оставьте его в покое.
Пример активного слушания
МАМА: Машенька, уже поздно, все ребята спят.
ДОЧЬ: Целый день одна и одна, не хочу больше!
МАМА: Ты же целый день с ребятами в саду играешь... (Вспоминает активное слушание.) Ты чувствуешь себя одинокой...
ДОЧЬ: Да, ребят много, а маму в сад не пускают.
МАМА: Ты скучаешь без меня.
ДОЧЬ: Скучаю, а Саша Петров дерется.
МАМА: Ты на него сердита.
ДОЧЬ: Он мою игру поломал!
МАМА: И ты расстроилась...
ДОЧЬ: Нет, я его толкнула, чтоб не ломал, а он меня кубиком по спине.
МАМА: Было больно... (Пауза.)
ДОЧЬ: Больно, а тебя нет!
МАМА: Ты хотела, чтобы мама тебя пожалела.
ДОЧЬ: Я хотела с тобой пойти...
МАМА: Пойти... (Пауза.)
ДОЧЬ: Ты же обещала нас с Игорьком в зоопарк сводить, я все жду-жду, а ты не ведешь!
Пример взят из книги Гиппенрейтер Ю. Б. «Общаться с ребенком — Как?»
Практика активного слушания.
Предположим, вы пытаетесь применить активное слушание к человеку, который на вас обиделся непонятно на что:
Вы:
— Ты обиделся на меня. (мягко)
Собеседник:
— Нет. (раздраженно)
Что делать дальше? Ведь собеседник не дал вам никаких зацепок, чтобы сформулировать следующее предложение. На самом деле, когда человек вам что-то говорит, работают не только слова, но и мимика, тон, осанка и т. д. Собеседник посылает вам ответ на 2-х уровнях: открытом (само сообщения) и скрытом (чувства). В примере выше мы имеем недостаток информации на открытом уровне, но информации более чем достаточно на скрытом.
Пример следующей фразы:
— Ты отрицаешь, что обиделся, потому что не хочешь ссориться со мной.
— Твой голос очень сердитый, потому что ты недоволен моим поведением.
— Ты недоволен тем, что ... (предположение)
Можно просто вернуть инициативу собеседнику.
— Не обиделся... (пауза)
Если собеседник настроен на общение, он что-нибудь скажет.
Техника активного слушания
Иван Тычинин
21 Июн, 2011 - 10:24
С данными техниками я столкнулся на тренинге по НЛП. Известно, что коммуникационными технологиями НЛП увлекается...Но данные техники показались мне универсальными и вообще житейскими, поэтому я хочу ими поделиться. Данная статья могла бы быть помещена и в другие тематические группы.
Бывает, что мы не можем понять человека, уделить ему внимание, запомнить, что он нам говорит. Оказывается),очень важно слушать и слышать собеседника, чтобы избежать недопонимания и разлада общения. И тут есть техника "активного слушания". Кстати в применении подобных коммуникативных техник есть один крайне ценный посыл - нужно взять ответственность за результаты общения на себя. Вы отвечаете за то, что и как понял ваш собеседник, что и как поняли вы, какие эмоции возникают у вас обоих в процессе общения и т.д.
Итак "активное слушание". Оно помогает: услышать собеседника, прояснить суть его речи, лучше запомнить содержание беседы, управлять эмоциональной стороной беседы, наладить контакт с человеком. И еще очень важно - активное слушание способствует говорению вашего собеседника. Собеседник сможет рассказать вам больше.
Чтобы ваше слушание превратилось в активное, необходимо следовать нескольким советам:
Поощряйте собеседника
Выражайте интерес, поощряйте речь собеседника. Используйте нейтральные слова не выражающие оценку. Избегайте критики.
Используйте: Ага, Угу, да, я понимаю, и др. Поможет также дословный повтор одного-двух слов собеседника.
Прояснение
Помогает прояснить сказанное, уточнить, получить больше информации. Задавайте вопросы. Переформулируйте услышанное не совсем точно, чтобы говорящий продолжил объяснение.
Когда, как это случилось? Правильно ли я понял что....? Насколько я понял, это.... Я услышал....
Переспрашивание
Тут нужно показать, что вы слушаете и понимаете суть изложенного. Также вы проверяете собственное понимание. Переспрашивайте по-своему формулируя основные предложения и факты.
Т.е вы бы хотели, чтобы ваши партнеры вам больше доверяли. Не так ли?
Эмпатия
Показать, что вы понимаете чувства другого человека. Предоставить человеку возможность услышать о его чувствах со стороны.
Вы кажется расстроены этим фактом...?
Выражение сопереживание
Признать значимость и выразить уважение к чувствам и переживаниям другого человека. Подчеркиваем важность его чувства собственного достоинства, значимости. Признаем значимость проблем собеседника.
Я ценю ваше стремление разрешить эту проблему...
Я разделяю вашу озабоченность данным вопросом....
Подведение итогов
Указать на наличие прогресса в разговоре. Свести воедино основные идеи и факты. Создать основу для дальнейшего обсуждения. Тут необходимо заново сформулировать основные идеи и чувства.
Правильно ли я понял, что...?
В итоге, можно сказать что...
Насколько я понял это..., речь шла о....
Кажется, это была ключевая идея...
Давайте подведем итог....В результате....
Данные вещи, скорее всего, покажутся вам знакомыми и простыми. Однако, они весьма эффективны и иногда делают с качеством нашего общения чудеса. Основное правило - это не воспринимать их и не пользоваться ими механистично. Их использование не должно превращаться в попугайничанье и напряженное следование правилу "активного слушания". Будет гораздо лучше если вы просто будете иметь их в виду, достигните уровня, когда их использование придет не из правила и совета, а из сердца. Важно искренне испытывать интерес к собеседнику, видеть его исключительность и уникальность. И относиться к нему бережно и с любовью! Вот тогда все получится!
Обязательные правила активного слушания:
1. Не давать оценку мнению рассказчика. Сохранять нейтрально-одобрительную позицию. Его точка зрения может расходиться с вашей, он имеет право на свое личное мнение, которое вы принимаете и уважаете.
2. Будьте доброжелательны и учтивы. Сохраняйте спокойствие и избегайте категоричных высказываний. Устанавливайте контакт, смотря в глаза собеседнику с вниманием и участием, но не испытующе. Не перебивайте его и не заполняйте паузы, если он замолкает.
3. Будьте искренни в своем желании выслушать человека. Если на самом деле вам не интересно, то техника активного слушания не принесет никаких результатов.
Применение приема активное слушание и искреннее желание выслушать и понять собеседника сделают общение приятным и более доверительным, позволит собеседнику выпустить пар и сказать больше, чем он намеревался. Это поможет быстрее и проще устанавливать контакт с людьми, а также сделает ваше общение более позитивным и эффективным.
| ||||||
|