Практика активного слушания

Концепция активного слушания не относилась перво­начально к концепциям трансактного анализа. Она была позаимствована у американского психотерапевта Роджер­са. Роджерс использовал ее в разработанной им разговор­ной клиентоцентрированной психотерапии. Американец Гордон взял эту концепцию на вооружение и использовал ее в своем "Тренинге управления".

С помощью трансактного анализа можно очень хорошо описать, о чем здесь в принципе идет речь. Многие из тех, кто полагает, что изучили уже эту технику, держат язык за зубами, но внутренне они заняты разбором контраргу­ментов. Собеседник чувствует, что его не воспринимают всерьез и связь нарушается, хотя и кажется, что применя­ется именно эта техника.

Под активным слушанием я понимаю, что активно зани­маюсь анализом исходных параметров другого, его взгляда на вещи. Мне ясно, что мой взгляд ограничен, и я прила­гаю усилия поставить себя на место другого и взглянуть на мир через его "очки". Я активизирую свое состояние взрослые-я и закладываю в память информацию другого. Для того чтобы наверняка знать, правильно ли я воспринимаю то, как смотрит на эту информацию другой, я при возмож­ности делаю паузу и говорю, например: "Я бы хотел сей­час резюмировать: до сих пор я понял следующее". Если другой человек чувствует, что я понимаю его неправильно, он может внести поправки, чтобы моя информация с его точки зрения была корректной. Параллельно с этим я ак­тивизирую (по возможности) мое свободное состояние ребенок-я.

Я сохраняю тем самым любознательность и высокую заинтересованность, так как понимание исходных пара­метров другого человека было и остается интересным, до­ставляющим удовольствие "делом". Вы видите, таким обра­зом, что в активном слушании участвуют эго-состояния взрослые-я и свободное ребенок-я.

В течение всего разговора я вновь и вновь проверяю свою основную установку: "У меня все в порядке — у тебя тоже все в порядке". Но как только я замечаю, что активи­зировались и другие эго-состояния, я знаю, что процесс ак­тивного слушания, как это первоначально понимал Роджерс, прерван. Если я, например, буду просто-напросто слушать то, что говорит другой, активизируется мое бун­тарское ребенок-я. Если я про себя думаю: "Что он хочет, у него же нет никакого представления об этом?" или "Какая чушь!" — активизируется мое критическое состояние родители-я. Если я это обнаруживаю, я сознательно перемеща­юсь в состояние взрослые-я и "записываю" информацию, которую мне сообщает собеседник. Это является надеж­ным методом, позволяющим стабильно оставаться в состо­янии взрослые-я.

Активное слушание сигнализирует собеседнику: "У тебя все хорошо" и показывает, что я заинтересован в нем, что я усиленно стараюсь его понять. Активное слушание пока­зывает высокую степень обращенности.

Активное слушание является прекрасным методом при горячих спорах, оно сигнализирует спорящему, что его принимают всерьез. Накал эмоций мгновенно идет на убыль, так как в большинстве случаев активизируются эго-состояния взрослые-я. В этом случае становится возмож­ным сравнительно быстро вести деловые дискуссии. Реше­ния, которые принимаются по результатам таких дискус­сий, можно осуществлять, так как с ними идентифициру­ются участники обсуждения.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПЕРЕСТАНОВКА

Знакомясь с тем или иным примером, вы, возможно, сказали себе: "Это мне знакомо, кое-что я понимаю теперь яснее и постараюсь это изменить". Вы испытываете благие намерения, но уже в следующей конфликтной ситуации все остается по-старому. Вы просто не получили настоя­щий импульс и не можете преодолеть собственные пред­рассудки и стереотип мышления. Вы констатируете, что не задумываетесь больше над этим. У вас появляется множе­ство извиняющих причин и оправданий для вашего старо­го мышления.

Попытки объяснить ситуацию, почему ничего не меня­ется, я называю "ящиком психологических уловок". У вас в запасе целый ряд бессознательных трюков, с помощью ко­торых вы стараетесь стабилизировать старое, нежелаемое поведение. Но если вы осознаете, что только вы сами отве­чаете за свое поведение, то приступаете к достижению и ре­ализации желаемого поведения. Поэтому:

Возьмите на себя ответственность за собствен­ную персону

Лишь тогда, когда вы внутренне готовы взять на себя часть ответственности за конфликты и неуспехи, вы дейст­вительно делаете шаг в направлении успешной коммуни­кации и успеха.

Что же нужно делать?

1. Запишите ваши оправдания, извинения, объяснения и т.д.

2. Спросите себя, какую часть ответственности вы несе­те за возникшую ситуацию?

3. Что вы проигнорировали, на что не обратили внима­ние, что усугубили или не предприняли, из-за чего возник­ла данная ситуация.

4. Что вы можете сделать иначе, конструктивно?

5. Что нужно сделать, чтобы не забывать об этом?

6. Не перечеркивайте всю работу сотрудника, говорите только о той ее части, которой вы недовольны.

7. Подтрунивайте над собой, если чувствуете, что спол­заете к старому поведению.

8. Отдавайте себе отчет в том, что усвоение нового пове­дения требует времени и усилий. Очень скоро вы будете получать от этого удовольствие.

1. Методика

Для тренировки берите всегда лишь какой-то отдель­ный пункт как ключевой код и всегда держите его в своем сознании. Ваше подсознание спустя некоторое время воспримет этот пункт и будет автоматически на него реагиро­вать.

2. Умственная тренировка

Отдыхая, вы можете образно представить себе ваше но­вое поведение и связанную сним ситуацию. (Кстати, этот метод используют спортсмены.)

Если вы уже владеете техникой расслабления, напри­мер аутогенной тренировкой, то можете сознательно дове­сти себя до расслабленного состояния. Представьте, что вы ведете себя уже так, как хотели бы: внутренне наслаждае­тесь своим поведением и радуетесь позитивной реакции окружающих. Чем конкретнее и точнее вы будете это де­лать, тем эффективнее будет действовать данный метод.

Наши рекомендации