Из истории методики преподавания литературы в послеоктябрьский период. Творческая система М. А. Рыбниковой

В 1917-1930-х гг. происходят большие изменения.

Рабочая книга по литературе – не только произведения для читателя, но и задания для самостоятельных занятий, исторические документы. Большое внимание уделяется внеклассной работе по литературе. Крупные методисты 20-30-40= х Голубков Василий Васильевич и Мария Александровна Рыбникова (Ленинградская школа, методист Соколов) Они обладали богатым методическим опытом и лучшими традициями до 19в.

В начале 30-х –новые программы, где изучают Бальмонта, Гумилева, Ахматову; но в 40-х годах исключили этих авторов, вплоть до 90-х годов. Школы отказались от классноурочной системы. В школе изучался не предмет, а целостное явление жизни. В этот период на 2-й план отодвигается эстетическая сторона произведения, задачи эстетического воспитания. Появилась зарубежная новинка– отмена классно-удачной системы, индивидуальный график работы учителя с учеником. Бригадно-лабораторный план (выбирались бригадиры). Скоро увлечение этими формами прошло и вернулись к классной системе. 38-40-е гг. разграничение задач и методов вводного и старшего литературного курса 4-8 классный курс литературного чтения –научить читать книгу как художественное произведение. Программа 40-х г. – исторический подход к анализу произведения. 50-60-е гг.– принят закон об укреплении связи школы и жизнью. Обязательное 8-летнее обучение: школа вступает в новый этап своего развития. Обсуждается вопрос о месте литературного курса в системе воспитания молодежи. Новые программы изучаются: Достоевский, Блок, Есенин. Уходит идеология–остается эстетическое воспитание. Творческая система М.А. Рыбниковой.(«очерки по литературному чтению»). Основная направленность «очерков» Рыбниковой – стремление связать обучения с жизнью. Рыбникова обобщила многолетний опыт работы в школе. Она впервые дала классическое определение методики преподавания литературы в современной школе – методика является творческой переработкой 3 факторов природного предмета (литературный язык и художественная литература). Целей воспитательного обучения и особенности детского восприятия, поведения. Большое внимание в «очерках» уделяется осмыслению природе литературы. Это выявление самоценности литературы как искусства, отказ использовать ее в качестве иллюстраций и общественной жизни. Для Рыбниковой произведение важно в его образной специфике, эмоциональной силе особенностях авторской позиции. Этот подход прочно вошли в методику. В сущности Рыбникова показывает многофункциональность литературы отстаивая в связи с этим ее незаменимость в школе. Одна из задач методики–помочь учителю реализовать такие принципы обучения, которые бы развивали познавательную и творческую активность школьников. С большой осторожностью относилась она к сопоставлению литературных и жизненных фактов, к привлечению и жизненных фактов к привлечению в урок своих параллели и примеров. Рыбникова писала, что параллели всегда найдутся в самом романе и в рассказе. Рыбникова никогда не давала готовых выводов, а направляла мысли самих учащихся к готовым решениям. В уроках Рыбниковой нет ничего проходного, случайного, незначенного, они динамичны и насыщенны деятельностью. Ученики остаются активными на всем их протяжении будь их тема суховато звучащая. Характеристика Чапаева или эмоционально яркая тема «осень в поэзии». Ее ученики на уроках раскованы и свободны, они равноправны с учителем и их взаимное общение, но они не просто волеизъявляются и общаются, а учатся понимать слова писателя. Методы и приемы не оригинальны: Выразительное чтение, пересказ. Комментарий работа над планом изложения, сочинениях, экскурсий. Но все они всегда избираются с учетом специфики, произведений. Сама Рыбникова предостерегает против 2 основных опасностей–против технизма, против необдуманного применения приемов. Ценнейшая особенность «Очерков» показ ученика так активного действующего лица процесса обучения литературе Рыбникова шла к созданию совместной методики преподавания литературы и заслуженно признана ее классиков.

28. Анализ романа Л. Н. Толстого «Война и мир», «Вслед за автором».

«Война и мир» –самое крупное и самое сложное для изучения в школе произведение, представленное в программе. На уроках главным образом анализируются главы романа, включенные в хрестоматию. Но задача учителя дать уч-ся более глубокое представление о романе, что предлагает самостоятельное чтение десятиклассниками отдельных глав этого произведения. Учащиеся уже знакомы с биографией писателя и с некоторыми его произведениями. Биографию писателя может рассказать ученик, хорошо владеющий русской речью и проявляющий интерес к русской литературе. Сообщение на тему «Л. Н. Толстой в Казани» может также прозвучать на этом уроке. Во вступительном слове учитель кратко расскажет об истории создания романа. Первоначально роман был задуман в 1856 году как произведение из жизни декабристов. Затем замысел романа изменился, И. Л. Толстой обращается к 1825 году– периоду заблуждений главного героя. Но чтобы понять истоки его заблуждений, писатель обращается к поре его молодости, а молодость героя совпала с эпохой 1812 года. Но победе русских войск над французами предшествовала еще война с Наполеоном 1805-1807 годов, когда русская армия потерпела поражение. Существуют разные пути анализа произведения, но изучение романа Л. Толстого следует организовать «Вслед за автором», то есть от главы к главе по ходу развития сюжета. Начинаем комментирование второй и третьей глав первой части первого тома, романа, в которых писатель изображает «большой свет» Петербурга–салон Анны Павловны Шерер. События в начале романа происходят в 1805 году, когда назревала война с Наполеоновской Францией. В гостиной Анны Павловны Шерер собралась высшая знать. Писатель сравнивает салон с прядильной мастерской. Также иронически относится к семье Курагиных. Элен называет «красавица Элен». Он отмечает в характере Курагиных и Анны Павловны наигранность, неискренность, а в Пьере Безухове–простоту и естественность. Писатель также с симпатией относится к князю Андрею Болконскому. В восьмой главе автор переносит читателя в московский дом графа Ростова. В этой главе уч-ся впервые знакомятся с семьей Ростовых. Итак, именины Наташи. Обратим внимание на портрет Наташи. Автор не скрывает своих симпатий в описании молодых Ростовых. В двадцать пятой главе первой части автор переносит своего читателя в Лысые Горы, имение Болконских. Сцена прощания старого графа с сыном. Обратим внимание уч-ся на то, что в этом эпизоде постоянно речь идет и о жене Болконского, которая ждала ребенка. Во 2-й части автор повествует о событиях войны с Францией 1805 года, в частности о батарее Пушина, о битве при деревне Шенграбен. Эти две главы являются очень важными в описании военных событий. Пушин описывается как простой, близкий своим солдатам человек. Большую пушку он любовно называл «Матвеевна». Эти эпизоды романа пронизаны тонким юмором автора. А сколько иронии и презрения в словах автора, когда он описывает трусливых штабных офицеров. Но совершенно по другому ведет себя Андрей Болконский. Он не оставил батарею. Толстому нравится поступок Болконского, его демократизм в общении с младшими командирами. В войне 1805 года заметным событием стало Аустерлицкое сражение. Прочитаем отрывки из 16 и 19 глав 3-й части романа. В 16 главе изображается перелом, произошедший в душе Андрея Болконского. Приступаем к комментированию глав из второго тома романа (после войны 1805 – 1807 годов). Прочитав главы 11 и 12 2-й части, уч-ся узнают о том, какой перелом произошел во взглядах Андрея Болконского. Запоминается сцена встречи Андрея Болконского и Пьера Безухова. Интересные мысли в этом разговоре высказал Пьер Безухов. Он убежден, что надо жить ради счастья других людей. Андрей заявляет Пьеру, что служить в действующей армии он никогда не будет. Спор между Андреем Болконским и Пьером идет о назначении человека. Под влиянием своего друга князь Андрей возвращается к жизни. Часть 3 главы 1 и 2-й тоже посвящаются князю Андрею. Читатель узнает о реформах князя Андрея. Весной 1809 года он поехал в рязанские имения своего сына, опекуном которого он был. Важно обратить внимание на внутреннее переживание кн.Андрея. 2 и 3 главы посвящены князю Андрею с Наташей, изображение лунной ночи, диалог Наташи и Сони, и второе описание дуба. 7 глава о любимой героине автора–Наташе Ростовой. Прочитаем о том, как Наташа слушала игру на балалайке. Писатель в своих героях высоко ценил глубоко народный характер. Приступаем к анализу 3 тома, в котором писатель изображает Отечественную войну 1812 года. Во 2 части 3 тома главным событием является Бородинское сражение. В главе четвертой изображается Смоленск, накануне прихода французов. В 15 главе читатель впервые встречается с Кутузовым. Автор описывает встречу Кутузова с князем Андреем . Писатель высоко ценил в Кутузове мудрость полководца, приобретенную им в боях. В 26 главе автор переносит читателя во вражеский стан, французскую армию. В ней уч-ся встречаются с Наполеоном. Писатель иронически относится к аристократическому дворянству и к Наполеону. Для Наполеона солдаты –это всего лишь пешки на шахматной доске, сражение– всего лишь игра. Стоит напомнить учащимся, как глубоко понимал Кутузов, что победа зависит от духа армии, от желания каждого солдата победить. Изображение Бородинского сражения. Многие эпизоды сражения даны через восприятия Пьера Безухова. Писатель описывает сражение, останавливаясь подробно на деталях смело, не боясь свиста пуль и взрывов снарядов. Обратим внимание на психологическое состояние Наполеона. Он понимал, что сражение почти проиграно. Все больше погружался в ужас. Также обращаем внимание уч-ся на то, как Кутузов вел себя перед поражение. Слова Кутузова подняли дух армии. Князь Андрей получил смертельное ранение. В этих главах показано мужество русских солдат. В 4 главе описывается совет в Филях. События, происходившие в семье Ростовых. Ростовы собираются покинуть Москву. Уч-ся расскажут о том, как поступила Наташа, когда увидела, что к дому подвозят раненых солдат и офицеров. Автор очень точно описывает внутреннее состояние Наташи Ростовой, узнавшей, что князь Андрей, тяжело раненный, ехал в их обозе, а теперь лежит в соседней избе. Сцена свидания и объяснения в любви. Из 4 тома в хрестоматию включены эпизоды с Пьером и Платоном Каратаевым, описание партизанской войны, а также разгрома французской армии. Платон Каратаев–представитель простого народа. 17 глава о позорном бегстве Наполеона и его армии. Последние два абзаца прочитаем и перескажем близко к тексту. После окончания работы над текстом учителю необходимо 1-2 урока посвятить обобщению прочитанного. На этих уроках уч-ся вспомнят все, что они узнали о князе Андрее и Пьере Безухове, Наташе Ростовой и Марье Болконской, сопоставят Наполеона и Кутузова. Особое место будет отведено разговору об Аустерлицком, Шенграбенском и Бородинском сражениях, о партизанской войне, Тихоне Щербатом и Платоне Каратаеве.

Метод творческого чтения

Метод творческого чтения (МТЧ) наиболее специфичен для литературы как предмета.

МТЧ проявляется через следующие приемы: выразительное (художественное) чтение учителя; чтение актеров, мастеров художественного слова; обучение выразительному чтению учеников; чтение учителем текста с комментариями; беседа для выяснения впечатления учащихся.

Этим приема соответствуют следующие виды деятельности учащихся: чтение произведения дома и в классе; выразительное чтение; заучивание наизусть; слушание художественного чтения; составление плана; составление инсценировок, критических заметок; рассмотрение иллюстраций, их оценка; сочинение разного жанра по картинам и по впечатлениям.

Прием должен быть связан с соответствующим видом деятельности учеников, учитель руководит этим видом.

30. Изучение комедии А. П. Чехова «Вишневый сад» в 10 классе

Изучение комедии А. П. Чехова «Вишневый сад» можно начать с актуализации знаний десятиклассников о творчестве писателя. Чехова они знают прежде всего как автора юмористических, сатирических рассказов. Помнят они и героев его произведений 1890-х годов. А в 10 классе им предстоит открыть А. П. Чехова как выдающегося драматурга. В своем вступительном слове учитель познакомит учащихся с историей создания комедии и даст небольшой культуроведческий комментарий. Чехов долго вынашивал замысел «Вишневого сада». Первоначально ( в 1901 году) речь шла о веселой комедии. Впервые драматург приводит название пьесы в 1902 г. Чехов начал писать «Вишневый сад» в марте в 11903 года, закончил в сентябре 1903 года. Чехов посылает пьесу в Московский художественный театр, на сцене которого 17 января 1904 года состоялось первое представление «Вишневого сада». Вводное слово учителя может подготовить учащихся к работе над содержанием комедии. Прежде чем перейти к комментированному чтению комедии, напомним учителю методические приемы работы над драматическим произведением. Драма показывает героя в действии; описания отсутствуют. Повествования в драме нет, последовательность событий воссоздается на основе реплик, монологов и диалогов действующих лиц, а также ремарок автора. Важнейшая особенность драмы– концентрированность действия и значимость речевого высказывания персонажа. При изучении драмы на первое место следует поставить выразительное и комментированное чтение, затем подготовленное чтение по ролям, беседа о сценической истории пьесы, анализ событий и характеров. Приступая к чтению комедии, познакомим уч-ся со списком действующих лиц. Важно, чтобы они запомнили имена, отчества персонажей. В списке действующих лиц автор называет только социальное положение персонажа, иногда указывает возраст. Заметим, что в названии пьесы «Вишневый сад» заложен глубокий смысл. «Вишневый сад» не только потому, что там, в саду цветут вишневые деревья. Название «вишневый сад» приобретает в пьесе широкое символическое значение. «Вишневый сад» в пьесе также является действующим лицом. С вишневым садом, с имением связано счастливое прошлое его владельцев, а также возможное их счастливое будущее. Действие происходит в имении помещицы Любови Андреевны Раневской, которое напоминает имения и усадьбы, изображенные в других пьесах и рассказах Чехова. Природа у Чехова как бы напоминает человеку о высшем его предназначении, о его возможностях, о красоте и счастье человеческой жизни. И эта интонация прослушивается уже в завязке пьесы. Раневская, опустошенная любовью, возвращается в свое имение весной. В обреченном на торги вишневом саду–«белые массы цветов», поют скворцы, над садом–голубое небо. Природа готовится к обновлению и в душе Раневской пробуждаются надежды на новую, чистую жизнь. Она искренна, когда говорит о состоянии своей души (Раневская вернулась из Парижа через 5 лет. У нее умер муж, утонул семилетний сын. Вот она снова дома). Прочитаем ее монолог. Заметим, что пока все действующие лица молчат о предстоящей продаже имения за долги. Первым заговорил об этом Лопахин. Ему хотелось успокоить Раневскую своим планом спасения вишневого сада. Вот его проект спасения: вишневый сад разбить на участки и продать дачникам. Это принесло бы Раневской 25 тысяч дохода в год. Из всех действующих лиц пьесы только Лопахин может реально оценить обстановку и продумать план спасения имения. Заметим, что хозяева сада прекрасно понимают, что сад уже давно никакого дохода им не приносит. Но они не в состоянии подумать об этом. Важно, чтобы уч-ся представили себе, насколько беспомощны и непрактичны Раневская и Гаев. Вспоминаем, как неуютно жила Любовь Андреевна в Париже. Учащимся становится понятно, каким образом накопились долги за имение. Она только тратила деньги, не задумываясь, откуда они берутся и сколько их еще остается. Даже Аня, ее дочь, осуждает ее за непрактичность. Раневская вся в прошлом она рада своему возвращению (целует шкаф0. Заметим, что автор не дает своих оценок. Он дает возможность высказаться друг о друге героям пьесы. Лопахин, которого Гаев презрительно называет хамом, кулаком, может реально представить будущее вишневого сада. В пьесе она противопоставлен Раневской и Гаеву. Он купец, представитель класса, который шел на смену прежним хозяевам жизни. Поговорим о Гаеве. Ему 51 год, нигде не служит. План распродажи вишневого сада Лопахина называет чепухой. Мечтает о наследстве, выдать Аню за очень богатого человека, поехать в Ярославль. Обратим внимание на речевые особенности Гаева. Эти особенности речи и характера Гаева делают его смешным. Он не может обойтись без старого слуги Фирса. Много говорит. Против 50 с лишним лет, он не научимся в этой жизни решать какие- либо практические дела. Симеонов-Пищик уже приспособился к переменам в жизни. Также всю жизнь жил праздно и не научился трудиться Приступаем к комментированному чтению второго действия.. В пьесе всего лишь одно действующее лицо, которое к Лопахину относится критически–это Петя Трофимов. Он называет Лопахина хищником. Петя Трофимов уверен, что вся Россия станет цветущим садом. Но он не знает конкретных исторических путей к хорошей жизни. Он критикует крепостнический строй. Говорит о необходимости непрерывного труда. Говорит о труде на благо общества. Переходим к анализу третьего действия. На сцене бал, а в городе торги, куда уехал Гаев с пятнадцатью тысячами рублей, которые дала ярославская бабушка. Прочитаем три монолога Раневской. Она так и не поняла, чему имение продается с аукциона, что можно было спасти вишневый сад, если бы был принят план спасения имения, предложенный Лопахиным. Далее с появлением Гаева и Лопахина на сцене в действии пьесы происходит перелом. Несколько коротких реплик. Любовь Андреевна. Продан вишневый сад? Лопахин. Продан. Любовь Андреевна. Кто купил? Лопахин. Я купил. Прочитаем монолог Лопахина. В этом монологе Лопахин раскрывается уже как купец, как новый владелец вишневого сада.Глубокой грустью пронизана финальная сцена третьего действия. Уч-ся прочитают и авторскую ремарку, и монолог Ани, обращенный к Раневской. Любовь Андреевна горько плачет. Дочь верит, что с утратой вишневого сада их жизнь не закончилась. Полны веры в будущее слова Ани, обращенные к матери: «Мы посади новый сад, роскошнее этого». В Лопахине проявляется черты хищника.Анализ четвертого действия начинаем комментированием авторской ремарки. Та же комната, но уже опустевшая. Такая картина вызывает у зрителей грустные чувства.Четвертое действие представляет собой сцену прощания. Прощается со всеми Лопахин, которые уезжает в Харьков.Авторская ремарка–«Слышно, как вдали стучат топором по дереву»–меняет тональность действия, которое начинает звучать более грустно. Далее продолжаем читать диалоги Раневской и Ани. Раневская грустно прощается с домом. Сюжетная история комедии символизирует неотвратимую гибель Старого. Чехов не оправдывает своих героев, но он и не обвиняет их, понимая, что они не могли сопротивляться, обстоятельствам.Обратим внимание уч-ся на то, что несколько изменилась и Раневская. Она говорит:»да, нервы мои успокоились, это правда». Теперь дом продан, все стало ясно. Теперь можно уезжать в Париж, к любовнику. У нее пятнадцать тысяч денег, которые принадлежат Ане. Но в главном она не изменилась, она будет вести праздный образ жизни, страдать, мучиться.В последней сцене грустные чувства вызывает диалог вари и Лопахина.В конце пьесы мы видим Фирса, всеми забытого в заколоченном доме. Все прощаются с домом. Для Раневской и Гаева все ушло в прошлое. Впереди тьма, они иной жизни для себя не представляют. Но чехов не осуждает их, он сострадает им. По пьесе уч-ся можно предложить ряд тем для сочинений:1. Владельцы вишневого сада в комедии А. П. Чехова «Вишневый сад»2. чем отличается Лопахин от владельцев «Вишневого сада»?3. Как расстаются с прошлым Петя Трофимов и Аня?

Наши рекомендации