Ю.Г.Панкрац. Пропозиция.Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996.

В когнитивной лингвистике термин «пропозиция» используется для обозначения особой оперативной структуры сознания и/или особой единицы хранения знаний в голове человека. Понятие пропозиции широко используется в школе логического анализа, в моделях по искусственному интеллекту и психологии, в лингвистике. В каждом из этих направлений понятие «пропозиции» получает свою собственную интерпретацию, сводясь то к утверждению об истинном положении дел в мире, то к внутренней непротиворечивости каких-либо высказываний. Понимается оно иногда и как некое содержательное целое с определенными компонентами этого целого. это целое понимается как « амодальное», т.е. не связанное напрямую с модусом его существования в голове человека. Между частями пропозиции существуют определенные связи или отношения, трактуемые обычно как отношения функции к своему /своим аргументам, или же как отношения четырех главных типов – идентификации, тождества, номинации и характеризации (Н.Д.Арутюнова 1976).

Широкое распространение получили и представления о том, что пропозиция формирует каркас будущего предложения и что все возможные его трансформации определяются меняющимися формами объективации и вербализации одного и того же неизменного и инвариантного содержания, отраженного в самой пропозиции.

Когнитивный подход позволяет уточнить понятие пропозиции за счет вовлечения в сферу анализа принципов восприятия мира: все внешние события, объекты, явления и.т.п. воспринимаются в из взаимодействии, взаимоотношениях, т.е. в их связях. Эти связи и отношения имеют место между разными сущностями, а представления о связях и отношениях между объектами формируются наряду с представлениями о самих объектах и порождают особый тип репрезентации знаний – пропозициональный (Норман, Румельхарт 1975).

В логике термин «пропозиция» был отнесен к семантической константе, необходимой в логических операциях по образованию предложений. Он обозначал то общее, что существует между данным предложением и его переводом на другие языки или его внутриязыковыми перифразами. Под пропозицией или логическим суждением понималась определенная форма мысли, утверждающая или отрицающая нечто о предметах действительности. Пропозиция стала постепенно освобождаться от категории субъективной модальности, передвигаясь в направлении от утверждения о событии, или положении дел, к обозначению того, что происходит в мире.

Во многих современных концепциях сохраняются разные понимания пропозиции. Единства в понимании пропозиции до сих пор нет.

Многие ученые принимают определение пропозиции как отражающей некие онтологически существующие отношения между предметами или предметом и его свойством и осмысленные как таковые в голове человека (Кубрякова 1986).

Понятие пропозициональной функции было введено Г. Фреге для характеристики языковой конструкции, содержащей переменную. Эта конструкция при подстановке взамен переменной (аргумента) конкретного предметного значения превращается в содержательное выражение, имеющее истинностный или ложный характер. Ср.: Х - дерево (пропозициональная функция); Вишня – дерево; *Фиалка – дерево.

Элементарное предложение базируется на элементарной пропозициональной функции f(x), где функция равносильна указанию на свойство некоторого индивида, а переменная - на индивида. Другая формула - f(x,y).

Возможность истолкования предложения не только в рамках субъектно-предикатного противопоставления, но и в рамках противопоставления функций и аргументов, т.е. феноменов логики, позволила увидеть в строении предложения реализацию определенной логической формулы. Константность этой формулы стала рассматриваться в качестве условия родства единиц, созданных на ее основе при заполнении формулы тождественными лексическими единицами.

Лингвисты стали изучать пути реализации формулы f(x,y) и ее возможных вариантов за счет заполнения ее частей разными единицами языка.

В тех школах современной лингвистики, которые занимались функтивно-аргументным анализом такой единицы, как предложение, развивалась идея о глаголах как носителях конкретных пропозициональных функций, требующих в своем использовании реализации при них аргументов, обладающих по своему числу или характеру такими свойствами, которые позволяют им удовлетворять требованиям “своего” глагола. В рамках этого направления в фокусе внимания исследователей оказался не собственно логический анализ языка, а когнитивный анализ (Ч. Филлмор, У. Чейф, В.В Богданов и др.).

В голове человека некоторые сущности действительно связаны определенными отношениями благодаря предметно-практическому опыту человека, повторному осмыслению мира и т.д. Возможно формирование пропозиций и другого типа, когда человек связывает сущности воображаемого, фантазийного мира. Пропозиции формируются не только в ходе практической деятельности. Пропозиции могут получить языковую объективацию в разных единицах языка.

Трактовка пропозиции в работах по порождению речи и по осуществлению речемыслительной деятельности человека созвучны когнитивной науке, в которой пропозиция рассматривается в качестве структуры сознания, единицы хранения знания, единицы, репрезентирующей мир и выступающей в виде определенной формы его репрезентации.

Наиболее популярными представлениями знаний в настоящее время являются сетевые пропозициональные модели (структуры), в которых каждый отдельный узел сети являет собой пропозицию, отражающую отношения между объектами или событиями. С когнитивной точки зрения, долговременная память человека представляет собой огромную сеть взаимопересекающихся пропозициональных деревьев, каждое из которых включает некоторый набор узлов памяти с многочисленными связями.

Одни ученые считают, что все хранимые в памяти типы информации (как языковые, так и неязыковые) репрезентируются в человеческой памяти единой пропозициональной формой. Другие склоняются к мнению о возможности и непропозициональных форм хранения информации и подчеркивают важность образной и гештальтной форм хранения знаний в памяти. некоторые ученые, допуская то, что информация изначально может быть представлена в других формах, при знают, что даже эти формы должны трансформироваться далее в пропозиции.

Пейвио защищает точку зрения о двух формах кодирования информации. Невербальные, образные, знания и языковые знания перерабатываются двумя раздельными, но взаимосвязанными системами. Функционально подсистемы независимы. Каждая из подсистем может быть активизирована независимо от другой или они могут быть активизированы параллельно. В то же время они функционально связаны таким образом, что активизирующее начало одной подсистемы может быть инициатором активизации другой подсистемы (Пайвио 1986). Образная форма репрезентации знаний, согласно Пайвио, является независимой, непропозициональной, однако это не означает, что и образная форма может интерпретироваться в пропозициональных терминах. Таким образом, речь идет о “взаимопереводимости” этих форм представления знаний.

Некоторые ученые полагают, что существует не одна, а разные пропозициональные модели репрезентации для языковой и неязыковой информации (Пылишин 1984).

Наши рекомендации