Краткий словарь терминов


Абак — верхняя плита капители ко­лонны, полуколонны, пилястры.

Абсида (апсида) — выступ здания, по­лукруглый, перекрытый полукуполом или сомкнутым пол усводом.

Антаблемент — верхняя часть соору­жения, обычно лежащая на колоннах, со­ставной элемент архитектурного ордера; делится на архитрав, фриз, карниз.

Архивольт — обрамление арочного про­ема, выделяющее дугу арки из плоскости стены.

Архитрав —нижняя из трех горизон­тальных частей антаблемента, лежащая на капителях колонн.

Астрагал — 1) облом архитектурный, сложного профиля (сочетание валика с по­лочкой); 2) игральная кость.

Аттик — стенка над венчающим архи­тектурное сооружение карнизом, часто украшенная рельефами и надписями. Обыч­но завершает триумфальную арку.

Волюта — архитектурный мотив в фор-

ме спиралевидного завитка с «глазком» в центре.

Гемма — резной камень с изображени­ями, выпуклыми (камея) или углубленны­ми (инталия).

Глиптика — искусство резного камня.

Каннелюры — вертикальные желобки на стволе колонны или пилястры.

Канфар — древнегреческий кубок для вина.

Капитель — венчающая часть колонны, столба или пилястры.

Квадр — камень для кладки стен, оте­санный в виде правильного параллелепи­педа.

Килик — древнегреческий глиняный, реже металлический сосуд для питья вина.

Консоль — выступ в стене или заделан­ная одним концом в стену балка, поддержи­вающая карниз, балкон, фигуру, вазу и т. п.

Крестчатый меандр — орнаментальные узоры античной эпохи.

Маскарон — скульптурное украшение в виде человеческого лица или головы жи­вотного, срезанных сзади (как маска).

Метопы — прямоугольные, почти квад­ратные плиты, часто украшенные скульпту­рой, составляющие в чередовании с три­глифами фриз дорического ордера.

Модульон —- архитектурная деталь ти­па кронштейна, которая поддерживает вы­носную плиту венчающего карниза.

Ордер — архитектурная композиция, состоящая из вертикальных несущих час­тей — опор в виде колонн, столбов или пилястр и горизонтальных несомых час­тей — антаблемента.

Орхестра — в древнегреческом театре— круглая площадка, на которой выступали хор и актеры.

Периптер — основной тип древнегрече­ского храма периода архаики и классики, прямоугольное здание, с четырех сторон обрамленное колоннадой.

Циксида— сосуд в виде небольшой ко­робочки.

Пилястра — вертикальный выступ в стене в виде части встроенного в нее четы­рехгранного столба.

Подий — высокая прямоугольная плат­форма с лестницей, на которой возводились храмы.

Портик — галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание, за­вершенная фронтоном и аттиком.

Псевдопериптер — тип античного хра­ма: колонны боковых и заднего фасадов, в отличие от периптера, не имеют полно­го объема и лишь наполовину выступают из стены.

Раскреповка — небольшой выступ или углубление плоскости фасада, антаблемен­та (участок над колонной).

Ростра — в Древнем Риме ораторская трибуна на форуме, украшенная носами трофейных кораблей.

Софит — одно из углублений обращен­ной книзу поверхности потолочной балки, арки, выносного карниза.

Тектоника,или архитектоника,— худо­жественное выражение закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе соору­жения или произведений скульптуры.

Тондо — картина или рельеф, круглые по форме.

Торевтика — искусство изготовления предметов из драгоценных металлов.

Травертин — известковый туф.

Триглиф — прямоугольная каменная плита с вертикальными врезами. Чередуясь с метопами, они составляют фриз дориче­ского ордера.

Фасций — 1) пучки прутьев, перевязан­ные ремнями с воткнутыми в них топори­ками; 2) полоска в архитраве ионийского ордера.

Фриз — в архитектурных ордерах сред­няя горизонтальная часть антаблемента, между архитравом и карнизом.

Фронтон — завершение (обычно тре­угольное) фасада здания, портика, колон­нады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Цел л а — главное помещение (святили­ще) античного храма, где находилось скульптурное изображение божества.

Экседра — полукруглая ниша с распо­ложенными вдоль стены сиденьями для со­браний и бесед.

Эхин — часть капители дорической ко­лонны в виде круглой подушки с выпук­лым криволинейным профилем. Служит пе­реходом от ствола колонны к абаку.

ЛИТЕРАТУРА

Мифологический словарь.— М., 1985.

Античная лирика.— М., 1968.

Катулл, Тибулл, Проперций.— М., 1963.

Овидий. Скорбные элегии: Письма с Понта,— М., 1979.

Страбон. География в 17 книгах.— М., 1964.

Тит Ливии. Римская история от основа­ния города.— М., 1981.

Бритова Н. Н., Лосева Н. М., Сидоро­ва Н. А. Римский скульптурный порт­рет.—М., 1975.

Вощинина А. И. Римский портрет.— Л., 1974.

Гаталина Л. И. Античные статуэтки детей.— Л., 1959.

Казаманова Л. Н. Введение в античную нумизматику.— М., 1969.

КолпинскиЙ Ю. Д., Бритова Н. Н. Искусство этрусков и Древнего Рима.— М., 1982.

К у н и н а Н. 3. Художественное стекло: Альбом.— Л., 1967.

Лесницкая М. М. Статуя Августа.— Л., 1962.

Машкин Н. А, Принципат Августа.— М., 1949.

Полонская К. П. Римские поэты прин­ципата Августа.— М., 1963.

Сергеенко М. Е. Жизнь Древнего Рима:

Очерки быта.— М.; Л., 1964.

Соколов Г. И. Античная скульптура: Рим.— М., 1965.

Федорова Е. В. Императорский Рим в ли­цах.—М., 1979.

Чубова А. П., Иванова А. П. Античная живопись.— М., 1966.

Штаерман Е. М. Религия и мораль угне­тенных классов Римской империи.—

М., 196

Стр-133-134

Наши рекомендации