Рабочая программа дисциплины. «Практикум по управлению конфликтами в организации»
«Практикум по управлению конфликтами в организации»
Цель изучения дисциплины -формирование у слушателей знаний об особенностях и формах протекания конфликтов различных типов в организации, умений пользоваться современными технологиями анализа конфликта и подходами к разрешению и управлению различными типами конфликтов, сложных ситуаций, встречающихся в профессиональной практике и личной жизни.
Задачи курса:
- познакомить слушателей с современными методами анализа конфликта,
- сформировать у слушателей умения и навыки выявлять субъективные и объективные факторы, провоцирующие развитие конфликта,
- создать основу для формирования навыков управления и разрешения различных типов конфликтов.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы:
В процессе обучения по дисциплине предполагается формирование следующих компетенций, соответствующих стандартам профессиональной деятельности менеджера по персоналу и включенным в квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.
Слушатель, успешно освоивший программу, будет обладать компетенциями(профессиональными компетенциями), включающими в себя способность/ готовность:
- анализа информации и определения факторов и условий, вызывающих конфликты в организации,
- применять методы и технологии профилактики конфликтов.
Учебно-тематический план дисциплины
Тема (раздел) дисциплины (указывается номер темы, название) | Общее количество часов | Общее кол-во часов контактной работы преподавателя со слушателями | Общее количество часов самостоятельной работы |
Тема 1. Условия и факторы возникновения конфликта. | |||
Тема 2. Динамика конфликта. | |||
Тема 3. Методы управления конфликтами в организации. | |||
Итого: |
Материалы для организации самостоятельной работы
Задания к самостоятельной работе слушателей.
Самостоятельная работа слушателей в рамках дисциплины «Практикум по управлению конфликтами в организации» является одним из базовых компонентов обучения, приобретения профессиональных компетенций, предусмотренных компетентностно-ориентированной учебной программой дисциплины. В процессе самостоятельной работы слушатели проявляют свои творческие качества, поднимаются на более высокий уровень профессионализации.
При изучении дисциплины используются следующие формы самостоятельной работы:
- решение «кейс-методов»;
Тема 1. Условия и факторы возникновения конфликта.
Задания к теме.
1. Описать конкретную конфликтную ситуацию, происходившую в организации.
2. Проанализировать описанную ситуацию. Определить уровень конфликта. Выделить основные и дополнительные факторы развития конфликта. Обосновать свое мнение. Предположить, с какого фактора можно начать разрешение ситуации. Обосновать.
Тема 2. Динамика конфликта.
Задания к теме.
1. Провести сравнительный анализ подходов к диагностике динамики конфликтов. Их сходство и различие.
Тема 3. Методы управления конфликтами в организации.
Задания к теме
1. Проведите анализ интересов, позиций и проблем сторон конфликта в собственной ситуации по таблице В.Линкольна. Сформулируйте свое мнение о данном конфликте, возможных вариантах стратегии и тактики сторон для разрешения ситуации. Какое поведение (стратегия и тактики) могут помешать разрешению конфликта? Каким образом здесь можно применить принципиальный подход?
2. Разработайте примерную программу профилактики деструктивных конфликтов, в одной из предложенных ситуаций на Ваш выбор:
- Для небольшой организации, которая собирается расширяться и взять к имеющимся 15 еще 15 сотрудников.
- Для сотрудников фирмы, которые обслуживают клиентов с различными требованиями
- Для крупной организации, готовящейся к серьезным инновациям.
Программа должна содержать:
- обоснование специфичности данной социальной общности и проблем, которые могут вызвать у них деструктивные конфликты;
- наиболее вероятные варианты конфликтов в выбранной группе (группах)
- методы профилактики и переориентации этих конфликтов в конструктивные.
- с какими трудностями может столкнуться группа при внедрении предложенных методов профилактики. Как преодолеть эти трудности.
3.Рассмотреть и обсудить достоинства и недостатки важнейших современных подходов к управлению и разрешению конфликтов разных типов. Подготовить слушателейк решению практических конфликтных ситуаций.
- Четырехшаговый метод Д.Дэна.
- Подход Ч.Ликсона: семь шагов.
- Рационально-эмоциаональный подход Дж.Г.Скотт.
- Картография конфликта.
Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации по дисциплине
Промежуточная аттестация по дисциплине является итоговой проверкой знаний и компетенций, полученных слушателем в ходе изучения дисциплины. Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в виде зачета, который проводится на последнем занятии по дисциплине в виде письменного анализа конфликта. Последовательность анализа конфликта:
1. Определить уровень (вид) конфликта – обосновать!
2. Определить участников конфликта: выделить оппонентов и связанных лиц. Оценить меру влияния связанных лиц.
3. Определить объект конфликта, цели и интересы оппонентов.
4. Форма и количество инцидентов – обосновать!
5. Уточнить факторы, повлиявшие на возникновение данного конфликта – обосновать!
6. Предложить варианты завершения конфликта – обосновать!