Прокуратура российской федерации
ПРИКАЗ
17.03.2010 № 114
Структура:
1.Общие положения.
2. Правила поведения прокурорского работника при осуществлении
служебной деятельности
3. Взаимоотношения прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры
4. Основные правила поведения прокурорского работника во внеслужебной деятельности
5.Ответственность прокурорского работника за нарушение требований настоящего Кодекса
6. Заключительные положения
Кодекс призван содействовать укреплению авторитета прокурорского работника, доверия граждан к государству и обеспечить единую нравственно-нормативную основу поведения прокурорских работников.
31 вопрос:
Правила поведения прокурорского работника при осуществлении
Служебной деятельности
2.1. В служебной деятельности прокурорский работник:
2.1.1. Исходит из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности.
2.1.2. Непримиримо борется с любыми нарушениями закона, кем бы они ни совершались, своевременно принимает эффективные меры к защите охраняемых законом прав и свобод человека и гражданина, а также интересов общества и государства, добивается устранения нарушений закона и восстановления нарушенных прав.
При рассмотрении вопроса об ответственности лиц, допустивших нарушения закона, прокурорский работник руководствуется принципами справедливости и неотвратимости ответственности, учитывает характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения и данные, характеризующие личность правонарушителя.
2.1.3. Придерживается общих принципов служебного поведения государственных служащих.
2.1.4. Соблюдает запреты, ограничения и обязанности, установленные действующим законодательством для государственных служащих.
2.1.5. Стремится быть верным гражданскому и служебному долгу, добросовестно выполнять возложенные на него служебные обязанности.
2.1.6. Информирует непосредственного руководителя о случаях предъявления кем бы то ни было требований, высказывании просьб либо предложений совершить противоречащий закону или правилам служебного поведения поступок.
2.1.7. Использует должностные полномочия взвешенно и гуманно, воздерживается от поступков, которые могли бы вызвать сомнение в объективном исполнении прокурорским работником служебных обязанностей.
2.1.8. Не допускает проявлений бюрократизма, формализма, высокомерия, неуважительного отношения к законным просьбам и требованиям граждан.
2.1.9. Не допускает, чтобы его политические и религиозные убеждения влияли на принятие решений, связанных с исполнением служебных обязанностей.
2.1.10. Стремится быть образцом уважения к суду, способствует вынесению законного, обоснованного и справедливого судебного решения.
2.1.11. Во время разбирательства дела судом воздерживается от действий, которые могут быть расценены как оказание неправомерного влияния на процесс отправления правосудия.
2.1.12. В отношениях с другими участниками судебного процесса соблюдает официальный деловой стиль, проявляет принципиальность, корректность, непредвзятость и уважение ко всем участникам судебного заседания.
2.1.13. Во взаимоотношениях с представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, коммерческих и некоммерческих организаций сохраняет независимость, проявляет тактичность и уважение, требовательность и принципиальность.
2.1.14. Не допускает истребования от юридических или физических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законодательством.
2.1.15. Придерживается делового стиля одежды, соответствующего статусу государственного служащего, соблюдает разумную достаточность в использовании косметики, ювелирных изделий и иных украшений.
2.2. Прокурорский работник, имеющий полномочия руководителя в системе органов и учреждений прокуратуры:
2.2.1. Содействует установлению и поддержанию в коллективе здорового морально-психологического климата.
2.2.2. При определении объема и характера работы руководствуется принципами справедливости, учета личных и деловых качеств, квалификации и опыта работы подчиненных работников.
2.2.3. Не допускает по отношению к подчиненным работникам необоснованных претензий, а также фактов грубости и бестактности.
2.2.4. Проявляет заботу о подчиненных работниках, вникает в их проблемы и нужды, содействует принятию законного решения, способствует профессиональному и должностному росту работников.
2.2.5. Оказывает поддержку и помощь молодым специалистам (с опытом работы до 3 лет) в приобретении профессиональных навыков.
4. Основные правила поведения прокурорского работника во внеслужебной деятельности
4. Во внеслужебной деятельности прокурорский работник:
4.1. Соблюдает правила общежития, уважает национальные и религиозные обычаи, культурные традиции, должен быть тактичным, выдержанным и эмоционально устойчивым.
4.2. В случае явного нарушения закона, очевидцем которого он являлся, принимает все предусмотренные законом меры для пресечения противоправных действий и привлечения виновных лиц к ответственности.
4.3. Не допускает использования своего служебного положения для оказания влияния на деятельность любых органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов, в том числе неслужебного характера, в которых он прямо или косвенно заинтересован.
4.4. Пользуется свободой слова, вероисповедания, правом на участие в ассоциациях и объединениях, за исключением случаев, установленных законодательством.
4.5. Участвует в общественной деятельности, если она не наносит ущерба авторитету прокуратуры Российской Федерации и не препятствует осуществлению прокурорским работником своих профессиональных обязанностей.
32 вопрос:
На прокурора в суде возложена обязанность по поддержанию государственного обвинения, которое должно быть основано на фактических обстоятельствах правовой оценки преступления, совершенного подсудимым.
Судебные прения, в которых участвуют прокурор, составляют лишь часть его деятельности по поддержанию государственного обвинения перед судом. Прокурор, произнося обвинительную речь, выполняет функцию уголовного преследования. Он – сторона обвинения. Но в российском процессе, в отличие от некоторых зарубежных правил и практики, со времен Судебных
уставов прокурор обязан выполнять свою обвинительную функцию объективно. А. Ф. Кони принадлежит характеристика прокурора в пореформенном русском процессе как публично говорящего судьи. Убедившись в виновности подсудимого, прокурор заявляет о том суду и делает это «со спокойным достоинством исполняемого долга, без пафоса, негодования и преследования какой-либо иной цели, кроме правосудия, которое достигается не непременным согласием суда с доводами обвинителя, а непременным выслушиванием их»23. Кони считал, что «в судебном заседании наш прокурор поставлен в такое положение, которому может завидовать всякое иностранное законодательство».
Поддерживая государственное обвинение, сформулированное на предварительном следствии, прокурор должен достаточно критично относиться к представленным в суд материалам, так как приговор суда будет основываться на данных, полученных в судебном разбирательстве. В соответствии с ч.4 ст. 37 УПК РФ прокурор обеспечивает законность и обоснованность обвинения.
Все выводы государственного обвинителя и его мнения, предлагаемые на рассмотрение суда, должны основываться на законе и доказанных на судебном следствии фактических
обстоятельствах дела. Юридические оценки должны быть соразмерны установленным фактам и нормам применяемого закона: прокурор должен быть справедлив.
Поведение государственного обвинителя, его позиция в целом должны опираться на нравственные нормы и им соответствовать. Прокурор защищает интересы общества, выступает от имени государства, но он в то же время призван охранять и законные интересы подсудимого, его достоинство. А. Ф. Кони писал, что прокурор, «исполняя свой тяжелый долг, служит обществу. Но это служение только тогда будет полезно, когда в него будет внесена строгая нравственная дисциплина и когда интерес общества и человеческое достоинство личности будут ограждаться с одинаковой чуткостью и усердием»25. Таким образом, главное, что определяет нравственную характеристику всей речи прокурора-обвинителя, – правильность его позиции по существу, справедливость выводов, которые он представляет на рассмотрение суда. Прокурор, настаивающий, к примеру, на осуждении человека, вина которого в преступлении не доказана, поступает безнравственно.
Обвинительную речь прокурора традиционно и в соответствии с ее логикой принято делить на ряд последовательных частей, хотя каждая конкретная речь, естественно, строится в зависимости от обстоятельств дела.
Обвинительная речь прокурора обычно начинается с характеристики особенностей рассматриваемого дела, преступления, в котором обвиняется подсудимый. До последнего времени было обязательным в обвинительной речи давать «общественно-политическую» оценку
преступления. При этом считалось, что она «должна быть необходимым элементом каждой обвинительной речи» . Правильнее было бы вместо этого политизированного понятия выделять в речи раздел, посвященный характеристике правовых и нравственных особенностей уголовного дела, рассматриваемого судом, оценке опасности преступления и специфике дела. Именно с характеристики особенностей преступления или участвующих в деле лиц начинал свои речи в суде
А. Ф. Кони в бытность его прокурором. Общая характеристика рассматриваемого дела, его специфических особенностей должна быть объективной, соразмерной, не содержать преувеличений. Она должна быть конкретной, основанной на существе самого дела. Не секрет, что иногда прокуроры в недавнем прошлом по аналогичным делам использовали стандартные социально-политические характеристики, получившие на профессиональном жаргоне наименование «шапок», которые можно было «примерять» без особого труда к делам по обвинению совершенно разных людей. Эта составная часть речи, которую принято было называть «политической частью», обычно предшествовала приведению доказательств. При этом возникали ситуации, когда обвинитель «клеймил позором» подсудимого за тяжкое преступление, а затем оказывалось, что обвинительные материалы, которыми он оперировал, или недоброкачественны, или недостаточны для осуждения в соответствии с обвинительной версией. В своей речи государственный обвинитель излагает фактические обстоятельства дела в том виде, как они установлены в результате судебного следствия. Он утверждает, что подсудимый совершил определенные деяния, вмененные ему в вину, или же вносит коррективы с учетом результатов судебного следствия, а при наличии оснований заявляет об отказе от обвинения. Правовая и нравственная обязанность прокурора состоит в максимальной объективности в формулировании предлагаемых суду выводов о том, в чем, по его мнению, виновен подсудимый. Прокурор обязан отказаться от обвинения, если оно не нашло подтверждения в ходе судебного разбирательства. Прокурор уточняет обвинение в его фактической части в соответствии с тем, что доказано на суде.
На прокурора распространяется положение о толковании сомнений в пользу подсудимого, если их не удалось устранить. В обвинительной речи центральное место занимает анализ доказательств, исследованных на суде, и обоснование вывода о доказанности или недоказанности обвинения. Нравственные аспекты использования отдельных видов доказательств и их оценки были изложены ранее. Здесь же следует подчеркнуть, что прокурор не может ограничиться в своей речи утверждением, что обвинение «нашло в суде свое подтверждение», «полностью подтвердилось», «безусловно доказано» и т. п. На нем лежит нравственная и правовая обязанность В речи, естественно, недопустимы насмешки над подсудимым, грубость, оскорбительные характеристики, а также заявления по поводу наружности подсудимого, его национальности, веры, физических
недостатков.
33 вопрос:
6.1. Осуществление воспитательной работы возложено прежде всего на руководителей органов прокуратуры. В проведении воспитательной работы также участвуют работники служб по обеспечению собственной безопасности и физической защите, работники кадровых подразделений, в том числе психологической службы прокуратуры, научные и педагогические работники учреждений прокуратуры. Воспитательное воздействие на кадровый состав оказывают ветераны органов прокуратуры, члены общественных организаций, действующих в органах прокуратуры, члены Научно-консультативного совета при Генеральной прокуратуре Российской Федерации.
6.2. В органах прокуратуры сложились традиционные формы воспитательной работы, оказывающие позитивный воспитательный эффект и требующие дальнейшего системного развития:
принятие работниками Присяги прокурора (следователя);
торжественные мероприятия, посвященные государственным праздникам и Дню работника прокуратуры Российской Федерации;
аттестация и присвоение первого и очередных классных чинов (воинских званий);
обучение в Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и институтах прокуратуры ведущих высших учебных заведений;
повышение квалификации, стажировки, "круглые столы", семинары, лекции, доклады и их обсуждение, индивидуально-воспитательные беседы;
наставничество;
формирование кадрового резерва и работа с ним;
организация конкурсов "Лучший прокурор" и "Лучший следователь";
проведение встреч с участниками Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., ветеранами прокуратуры;
формирование стендов, посвященных истории органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации;
посещение музеев, тематических выставок, проведение экскурсий, туристических походов, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
самообразование работников.
6.3. В процессе воспитательной работы в органах прокуратуры используются разнообразные методы: убеждение, внушение, личный пример, моральное и материальное стимулирование, принуждение.
6.4. Воспитательный процесс в целях укомплектования прокуратуры квалифицированными кадрами осуществляется путем использования системы организационных и правовых воспитательных средств, в которую входят:
совершенствование системы отбора кандидатов на службу на основе квалификационных требований к кандидатам;
применение современных научных методик изучения деловых и личностных качеств кандидатов;
недопущение необоснованных перемещений, освобождения от занимаемой должности и увольнения из органов прокуратуры;
формирование качественного резерва кадров для выдвижения на вышестоящие должности по профессиональным, деловым и личностным качествам с учетом установленных критериев отбора кандидатов, исключения протекционизма и подбора кадров по принципу личной преданности;
временное замещение лицами, состоящими в резерве, рекомендуемой должности с последующим анализом позитивных сторон исполнения и допущенных недочетов;
прохождение прокурорскими работниками стажировок в вышестоящих прокуратурах, базовых прокуратурах и региональных учебных центрах;
перемещение прокурорских работников (ротация) для рационального и эффективного использования их профессиональных, деловых и личностных качеств;
принятие комплексных мер по сокращению оттока квалифицированных кадров из органов прокуратуры, формирование позитивной мотивации к труду, в том числе путем совершенствования системы материального и морального стимулирования, улучшения социально-бытовых условий и обеспечения возможности карьерного роста; широкое внедрение новых, доказавших свою эффективность форм и методов комплектования кадров; изучение опыта воспитательной работы других правоохранительных органов в целях установления возможности его использования в органах прокуратуры.
6.5. Воспитательная работа в служебных коллективах прокуратур различного уровня должна быть направлена на обеспечение организованности и порядка в работе, предупреждение нарушений дисциплины, конфликтов, улучшение социально-психологического климата, профилактику и пресечение негативных явлений среди работников прокуратуры.
Непременным условием успеха в работе является высокая дисциплина. Персональную ответственность за состояние дисциплины несет руководитель, но решать эту задачу он должен, опираясь на коллектив. Создание в коллективе деловой, товарищеской обстановки возможно лишь тогда, когда руководитель проявляет заботу о подчиненных, повышает их ответственность за качественное выполнение задач, развивает инициативу, поощряет отличившихся и привлекает к ответственности за совершение дисциплинарного проступка.
Воспитательная работа в коллективах осуществляется в процессе повседневной профессиональной деятельности работников органов прокуратуры, в ходе проведения служебных совещаний, повышения квалификации, торжественных и иных мероприятий. С учетом специфики деятельности органов прокуратуры наиболее распространенной и доступной формой воспитательной работы является индивидуальная работа руководителя с подчиненными.
Индивидуальная воспитательная работа осуществляется путем межличностного общения руководителя и подчиненного. Данная работа представляет собой разновидность управленческой деятельности руководителя, когда он осуществляет непосредственное воспитательное воздействие на подчиненного с учетом методов и средств индивидуально-воспитательной работы и в соответствии с социально-психологическими особенностями подчиненного, его авторитетом в коллективе и личными качествами.
Существенную помощь руководителям в процессе воспитательной работы могут оказывать работники психологической службы органов прокуратуры.
Индивидуально-воспитательная работа включает ряд этапов: 1) изучение личностных качеств и особенностей подчиненного; 2) выбор оптимальных приемов и методов психолого-педагогического воздействия и их практическое применение; 3) анализ и оценка достигнутых результатов индивидуального воздействия, при необходимости - корректировка методов и приемов такого воздействия.
Руководитель для изучения в воспитательных целях индивидуальных данных подчиненных работников вправе использовать следующие методы: наблюдение, индивидуальная беседа, изучение документов, в том числе результатов психологического обследования, использование мнений других лиц; анализ повседневной деятельности.
Эффективным и наиболее доступным средством индивидуальной работы руководителя с подчиненными является беседа, которая позволяет ему без трудоемкой и длительной по времени подготовки решить конкретную воспитательную задачу.
Важным этапом в индивидуально-воспитательной работе является анализ достигнутых результатов, который руководитель должен осуществлять постоянно и при необходимости вносить коррективы в свою работу с подчиненными.
6.6. В целях обеспечения высокого уровня профессионализма работников органов прокуратуры необходимо совершенствовать и более действенно использовать созданную систему повышения квалификации, включающую самостоятельную учебу, постоянно действующие семинары, стажирование в структурных подразделениях аппаратов прокуратур, методических кабинетах, учебу в Академии, институтах и региональных центрах Генеральной прокуратуры Российской Федерации, других высших учебных заведениях. При этом особое внимание должно быть уделено глубокому изучению нового законодательства, методике и тактике осуществления прокурорской деятельности.
Значительную роль в подготовке и воспитании высокопрофессиональных кадров должна играть модернизация существующей системы подготовки и повышения квалификации кадров. В учебных программах следует учитывать региональные особенности состояния законности и правопорядка, организации деятельности правоохранительных органов, нормативного регулирования в субъектах Российской Федерации. Эти и иные обстоятельства влияют на качество подготовки и повышения квалификации прокурорских работников. Немаловажное значение имеет и выбор мест дислокации таких учреждений. В целях развития и оптимизации деятельности научных и образовательных учреждений прокуратуры Российской Федерации необходимо использование современных методов научной организации обучения с максимальной ориентацией на практическую направленность, широкое применение активных форм обучения и новых информационных технологий для организации учебы без отрыва от производственного и воспитательного процесса.
Система повышения профессионального уровня должна включать проведение учебно-методических занятий, семинаров, тренингов, конференций по изучению действующего законодательства и методик прокурорского надзора, изучение и внедрение положительного опыта организации профессиональной учебы прокуратур ближнего и дальнего зарубежья. В воспитательных целях необходимо соблюдение и использование церемоний вручения аттестатов и дипломов, наград, объявления приказов о присвоении классного чина и других торжественных процедур.
Прокурорам следует осуществлять постоянный контроль за текущей успеваемостью студентов, обучающихся по целевым направлениям прокуратур субъектов Российской Федерации, проводить с ними индивидуальные собеседования, привлекать их в качестве общественных помощников.
Итоги отбора кандидатов для поступления в вузы на целевые места Генеральной прокуратуры Российской Федерации и меры по обеспечению качественной подготовки кандидатов необходимо обсуждать на совещаниях, коллегиях с акцентом на анализе личностных характеристик студентов.
6.7. Руководители всех уровней несут персональную ответственность за состояние воспитательной работы во вверенных им подразделениях. Поэтому подбору кадров на руководящие должности в органах прокуратуры необходимо придавать особое значение, выбирая на такую работу людей компетентных, с аналитическим складом ума, практическим опытом, обладающих организаторскими способностями, чуткостью и тактом. При оценке личности руководителя следует учитывать наличие качеств лидера, особенности интеллекта, моральные принципы, которыми он руководствуется, способность к самообладанию, стойкость в отстаивании своей позиции, умение слушать подчиненных, анализировать не только чужие, но и свои ошибки, грамотно решать сложные проблемы.
Одними из основных факторов успешной воспитательной работы являются личный пример руководителя в повышении профессионального и делового уровня, безупречная нравственность в повседневном поведении. Руководитель личным примером активно и непосредственно влияет на процесс воспитания подчиненного, поэтому должен всегда учитывать не только профессиональные, но и социальные, воспитательные аспекты своей деятельности. Важно, чтобы прокурор сам образцово выполнял требования, предъявляемые им к подчиненным, строго соблюдал законность, сочетал принципиальность с готовностью открыто признавать допущенные ошибки, ставил общественные интересы выше личных, в обращении с подчиненными был одинаково требователен, вежлив и доброжелателен.
6.8. Неотъемлемой формой воспитания, развития профессиональных качеств молодых специалистов, впервые принятых в органы прокуратуры Российской Федерации, является наставничество - закрепление молодых специалистов за работниками прокуратуры из числа наиболее опытных, квалифицированных и пользующихся авторитетом в коллективе для оказания индивидуальной помощи в овладении специальностью, достижении профессионального мастерства.
В соответствии с основной целью наставничества - ускорение процесса профессионального становления молодого работника, формирование у него высоких нравственных качеств - решаются следующие задачи: содействие скорейшей адаптации молодых специалистов в коллективе органа прокуратуры; воспитание у вновь принятых работников чувства долга и ответственности за порученный участок работы, гордости за избранную профессию; оказание помощи в овладении профессиональными знаниями и практическими навыками, необходимыми для успешного решения возложенных задач; формирование высоконравственных качеств у молодых работников, воспитание чувства уважения к закону, преданности выбранной профессии и правозащитным традициям прокуратуры, способности переносить физические нагрузки, связанные с несением службы, дисциплинированности и неукоснительного соблюдения норм служебной этики работника прокуратуры.
Непосредственную организацию и руководство работой по наставничеству осуществляют руководители прокуратур первичного звена, на которых возлагаются разработка конкретной программы наставничества и утверждение индивидуальных планов работы молодых специалистов. Для ведения этой работы также могут привлекаться ветераны прокуратуры.
6.9. Важное значение в работе с кадрами имеет принятие Присяги прокурора (следователя). Это памятное событие в полной мере используется для воспитания у поступивших на службу работников чувства гордости за принадлежность к органам прокуратуры. Принятие работниками Присяги проводится в торжественной обстановке с приглашением ветеранов прокуратуры, руководителей органов государственной власти, известных и уважаемых в обществе граждан.
6.10. С целью сохранения исторического наследия российской прокуратуры 12 января установлен День работника прокуратуры Российской Федерации. В воспитательной работе существенное воздействие оказывает проведение торжественных мероприятий, посвященных Дню работника прокуратуры Российской Федерации, государственным праздникам Российской Федерации, и приуроченное к этому поощрение наиболее отличившихся работников и ветеранов, а также пенсионеров органов и учреждений прокуратуры.
6.11. Аттестация работников прокуратуры является важным средством изучения и воспитания кадров, способствующим их правильной расстановке, повышению квалификации, определению уровня профессиональной подготовки и мобилизации на устранение недостатков в служебной деятельности и поведении, а также укрепления служебной дисциплины, определения соответствия занимаемой должности, перспектив профессионального роста и формирования резерва кадров для выдвижения на вышестоящие должности в органах прокуратуры. По результатам аттестации решаются вопросы о присвоении работникам первоначальных и очередных классных чинов, досрочном присвоении классных чинов, а также классных чинов выше положенных по занимаемой должности.
Процедура проведения аттестации должна быть подчинена цели осуществления воспитательного воздействия, укреплению у работников прокуратуры уважения к избранной профессии, принципиальности и беспристрастности, честного исполнения своих служебных обязанностей, творческого отношения к работе.
К проведению аттестации прокурорских работников, особенно аттестуемых впервые, целесообразно привлекать ветеранов прокуратуры.
6.12. Воспитанию ответственности за выполнение служебного долга служит присвоение прокурорским работникам очередных классных чинов (воинских званий). Большое воспитательное воздействие на работников оказывает объявление руководителем приказа о присвоении очередного классного чина (воинского звания) лично в присутствии коллектива прокуратуры с вручением работнику, получившему очередной чин, выписки из приказа и соответствующих чину погон.
Форменное обмундирование определяет принадлежность к органам прокуратуры. Ношение прокурорским работником форменного обмундирования (как в случаях, предусмотренных статьей 41.3 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", так и в иных) должно быть связано с чувством гордости за принадлежность к прокурорской системе.
6.13. Важным элементом воспитательной работы служат меры, направленные на укрепление служебной дисциплины, средствами обеспечения которой являются создание соответствующих организационных и экономических условий для нормальной служебной деятельности, применение мер поощрения за безупречную и эффективную службу, а в необходимых случаях - мер дисциплинарного взыскания.
6.13.1. Существенное воспитательное значение имеет поощрение работников органов и учреждений прокуратуры. За примерное исполнение служебных обязанностей, продолжительную и безупречную службу в органах и учреждениях прокуратуры, выполнение заданий особой важности и сложности применяются поощрения, предусмотренные статьей 41.6 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". Генеральный прокурор Российской Федерации может устанавливать и иные виды поощрений.
Объявление поощрений, вручение наград, служебных удостоверений производится в торжественной обстановке с соблюдением специального церемониала Генеральным прокурором Российской Федерации или по его поручению заместителем Генерального прокурора Российской Федерации, прокурором субъекта Российской Федерации, приравненным к нему военным прокурором или прокурором иной специализированной прокуратуры, руководителем научного или образовательного учреждения Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
6.13.2. Прокурорские работники несут дисциплинарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника.
Статьей 41.7 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" определены виды и порядок наложения дисциплинарных взысканий за совершение дисциплинарного проступка, связанного с неисполнением или ненадлежащим исполнением служебных обязанностей, нарушением обязанностей по соблюдению государственной и служебной тайны, неисполнением требований по охране труда, применение которой преследует цели частной и общей превенции и имеет воспитательное значение.
С целью укрепления дисциплины работников прокуратуры, предупреждения правонарушений, в том числе коррупционных, рекомендуется осуществление специальных организационно-правовых мер, направленных на неукоснительное соблюдение Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации, повышение персональной ответственности руководителей всех уровней за ведение индивидуальной работы с подчиненными и организацию их воспитания.
6.14. Для решения задач обеспечения преемственности поколений, воспитания прокурорских кадров в лучших традициях прокуратуры необходимо в полной мере использовать потенциал организаций ветеранов прокуратуры, а также всемерно содействовать самоорганизации ветеранов и пенсионеров органов прокуратуры, становлению создаваемых ими общественных органов, обеспечению условий для их деятельности.
Следует совершенствовать тесное взаимодействие с организациями ветеранов; в рамках предоставленных законом полномочий и имеющихся возможностей оказывать им помощь и поддержку; практиковать привлечение ветеранов и пенсионеров прокуратуры к участию в мероприятиях, связанных с воспитанием работников прокуратуры, обменом опытом, повышением деловой квалификации. При формировании методических советов, рабочих групп и комиссий по разработке мер, направленных на повышение эффективности прокурорского надзора и уровня организации работы, надлежит включать в их состав наиболее опытных и высококвалифицированных ветеранов прокуратуры.
Необходимо развивать такие формы привлечения ветеранов к воспитанию молодых работников прокуратуры, как наставничество, выступления в коллективах, участие в заседаниях аттестационных комиссий и иные.
6.15. Популяризации истории и лучших традиций российской прокуратуры, пропаганде прокурорской деятельности и утверждению в общественном сознании положительного образа работников органов и учреждений прокуратуры служит освещение их работы в печати, на телевидении, радио и в интернет-изданиях. Это имеет и воспитательный эффект, способствует повышению идейного и творческого уровня работников органов прокуратуры, сотрудничающих со средствами массовой информации, распространению их положительного опыта и привлечению внимания общественности к прокурорским будням. Последовательная реализация в прокуратуре принципа гласности - та необходимая мера, при помощи которой можно воздействовать на сознание работников прокуратуры, оказывать влияние на формирование их жизненной позиции, повышать общую культуру поведения, предупреждать деструктивные явления.
Генеральным прокурором Российской Федерации определяются порядок и условия проведения конкурса на лучшее освещение правозащитной деятельности прокуратуры Российской Федерации в средствах массовой информации.
6.16. Одной из задач воспитательной работы с кадрами в органах и учреждениях прокуратуры является сохранение здоровья работников. Среди работников прокуратуры популяризируется здоровый образ жизни, поощряется занятие физкультурой, спортом, туризмом, проведение культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, регулярное посещение спортивных залов, преодоление вредных привычек.
6.17. Воспитательная работа осуществляется с применением имеющихся в распоряжении органов прокуратуры средств, включая методические пособия, рекомендации по организации воспитательной работы, педагогическую, художественную, историческую и мемуарную литературу, средства юридической печати, телепрограммы правовой направленности, а также наглядные средства в виде плакатов, стендов, выставок, экспозиций.
В органах и учреждениях прокуратуры организуются постоянно действующие выставки, посвященные истории прокуратуры, которые призваны формировать у своих посетителей объективные исторические знания о делах и людях органов прокуратуры, способствовать сохранению преемственности поколений и воспитанию прокурорских работников в лучших традициях российской прокуратуры.
6.18. В служебных помещениях рекомендуется предусмотреть места для размещения стендов, отражающих историю развития органов прокуратуры и их роль в обеспечении законности. Кроме того, ежегодно следует предусматривать размещение заказов на изготовление полиграфической продукции (плакатов, календарей, грамот), сувениров, памятных знаков с символикой органов прокуратуры, которые рекомендуется использовать в оформлении служебных помещений и при награждении работников.
6.19. В целях воспитательной работы необходимо широко использовать возможности расположенных в регионе учреждений культуры: библиотек, музеев, театров и др. Следует уделять внимание приобщению работников прокуратуры к ценностям отечественной и зарубежной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства.