Прокуратура Российской Федерации. Правовой статус органов прокуратуры Российской Федерации закреплен Конституцией РФ (ст

Правовой статус органов прокуратуры Российской Федерации закреплен Конституцией РФ (ст. 129) и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

Прокуратура РФ - это единая централизованная система ор­ганов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Главны­ми задачами прокуратуры являются: обеспечение верховенства за­кона, единство и укрепление законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Прокуратура является самостоятельной государственной сис­темой, которая осуществляет свои полномочия независимо от федеральных и региональных органов власти, местного самоуп­равления, политических партий и общественных объединений. Она действует на всей территории Российской Федерации и во всех сферах жизни общества, которые регламентированы законом.

Реализуя главные задачи, прокуратура РФ осуществляет над­зор за исполнением Конституции РФ и законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполни­тельными органами субъектов РФ, органами местного самоуп­равления, органами военного управления, органами контроля, их доверенными лицами, а также за соответствием законам издавае­мых ими правовых актов. Кроме надзора прокуратура осуществля­ет также уголовное преследование граждан в соответствии с уго­ловно-процессуальным законодательством и координацию деятель­ности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Систему органов прокуратуры РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ, который назначается и освобождается от должно­сти Советом Федерации по представлению Президента РФ. Про­куроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ

по согласованию с субъектами Российской Федерации. Все ниже­стоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором. Срок полномочий прокуроров всех уровней - 5 лет.

Органы прокуратуры представляют единую систему, основан­ную на подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим, и осуществляют свои полномочия независимо от каких-либо орга­нов и организаций. Запрет на вмешательство в деятельность про­курора закреплен в ст. 5 Федерального закона «О прокуратуре Рос­сийской Федерации». Этот запрет распространяется на федераль­ные органы государственной власти, органы государственной вла­сти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуп­равления, общественные объединения, средства массовой инфор­мации, их представителей и должностных лиц.

Свои правозащитные функции прокурор выполняет путем вы­несения протеста на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые их издали; вынесением пред­ставления должностному лицу с требованием об устранении на­рушений закона; рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений, содержащих сведения о нарушении закона; из­дания постановления о возбуждении уголовного дела или произ­водства об административном правонарушении. В определенных случаях для защиты интересов граждан, общества и государства прокурор вправе обратиться в установленном порядке в суд.

Все требования прокурора об устранении нарушений закона подлежат безусловному исполнению в установленный срок. За неисполнение требований прокурора виновные должностные лица и граждане привлекаются к юридической ответственности.

Контрольные вопросы

1. Существует официальная оценка: Конституция РФ 1993 г. обеспе­чила стабильность российского общества. Так ли это?

2. Является ли Россия правовым государством?

3. Каково соотношение права и закона? Может ли закон быть «непра­вовым»?

4. Является ли Россия социальным государством? Да или нет. Почему?

5. Каковы основные функции Федерального Собрания РФ (парла­мента)?

6. Какова процедура отрешения Президента РФ от должности?

РАЗДЕЛ III

ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ПРАВА

Глава 7

Наши рекомендации