Неустойчивость стиля воспитания (шкала Н)
Под таким воспитанием мы понимаем резкую смену стиля приемов,представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и затем, наоборот,переход от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его родителями.Неустойчивость стиля воспитания, по мнению К. Леонгарда, содействует формированию таких черт характера как упрямство,склонность противостоять любому авторитету, и является нередкой ситуацией в семьях детей иподростков с отклонениями характера. Родители, как правило, признают факт незначительныхколебаний ввоспитании ребенка, однако недооценивают размах и частоту этих колебаний.
Сочетание различных отклонений в воспитании. Возможнодостаточно большое количество сочетаний перечисленных черт семейного воспитания. Однако особенно важноезначение с точки зрения анализа причин отклонения характера, а'также возникновениянепсихотических психогенных нарушений поведения, неврозов и неврозоподобных состояний имеют следующие устойчивые сочетания (см. таблицу 1). Устойчивые сочетания различных черт воспитания представляют собой тип негармоничного воспитания. Классификация типов негармоничного воспитания также дана в таблице 1.
Потворствующая гиперпротекция (сочетание черт, отраженных в шкалах Г+, У+, при Т-, 3-, С-). Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максималь-ному удовлетворениюего потребностей. Этот тип воспитания содействует развитиюдемонстративных (истероидных) и гипертимных черт личности у подростка.
Доминирующая гиперпротекция (Г+, У±, Т±, 3+, С±). Ребенок также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, однако, вто же время, лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. У гипертимных подростковтакие запреты усиливают реакцию эмансипации и обусловливают острые аффективные реакцииэкстрапунитивного типа. При тревожно-мнительном (психастеническом), сенситивном, астеническом типах акцентуаций личности доминирующая гиперпротекция усиливает астенические черты.
Повышенная моральная ответственность (Г+, У-, Т+). Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям.Стимулирует развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации личности.
Таблица 1. ДИАГНОСТИКА ТИПОВ НЕГАРМОНИЧНОГО СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Тип воспитания | Выраженность черт воспитательного процесса | ||||
Уровень протекции | Полнота удовлетворения потребностей | Степень предъявления требований | Степень запретов | Строгость санкций | |
П (Г+.Г-) | У | Т | С | ||
Потворствующая гиперпротекция | + | + | — | — | |
Доминирующая гиперпротекция | + | + | + | + | + |
Повышенная моральная ответственность | + | — | + | + | + |
Эмоциональное отвержение | — | — | + | + | + |
Жестокое обращение | — | — | + | + | + |
Гипопротекция | — | — | — | — | + |
ПРИМЕЧАНИЕ: + означает чрезмерную выраженностьсоответствующей черты воспитания; - недостаточную выраженность;± означает,что при данном типе воспитания возможны как чрезмерность, так и недостаточность илиневыраженность.
Эмоциональное отвержение (Г-, У-, Т±, 3±, С±). В крайнем варианте - это воспитание по типу "Золушки". В основе эмоционального отвержениялежит осознаваемое или, чаще, неосознаваемое отождествление родителями ребенкас какими-либоотрицательными моментами в собственной жизни. Ребенок в этой ситуации может ощущать себя помехойв жизни родителей, которые устанавливают в отношениях с ним большуюдистанцию. Эмоциональное отвержение формирует и усиливает черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцентуации личности и эпилептоидной психопатии, ведет к декомпенсации и формированию невротическихрасстройств у подростков с эмоционально-лабильной и астенической акцентуациями.
При жестоком обращении родителей с детьми (Г-, У-, Т±, 3±, С+) на первый план выходит эмоциональное отвержение, проявляющееся наказаниямив форме избиений и истязаний, лишением удовольствий, неудовлетворением их потребностей.
Гипопротекция (гипоопека - Г-, У-, Т-, 3-, С±). Ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного и неустойчивого типов.