Диагностика стиля семейного воспитания

Стиль воспитания:Попуститительско - снисходительный стиль.

Описание стиля, причины возникновения:Родители не придают значения проступкам детей, не видят в них ничего страшного, считают, что «все дети такие», либо рассуждают так: «Мы сами такими же были».

Причины различны, чаще всего за этим стоит низкая педагогическая культура родителей, неразвитость родительских чувств, их сосредоточенность на собственных проблемах

Рекомендации для педагогов:Педагогу необходимо обратить внимание родителей на существующие проблемы и показать связь между затруднениями ребёнка и благодушно-попустительской позицией его родителей.

Стиль воспитания:Позиция круговой обороны

Описание стиля, причины возникновения:Родители строят свои отношения с окружающими по принципу «наш ребёнок всегда прав». Такие родители весьма агрессивно настроены ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей. Часто дети в таких семьях лживы и жестоки, т.к. постоянно уверенны в родительской защите.

Родители имеют низкий локус внутреннего контроля (ищут виновных на стороне), при этом нередко испытывая чувство вины за мнимые или реальные утраты (например, смерть первого ребёнка и т.п.)

Рекомендации для педагогов:В беседе с такими родителями нужно начинать с указания положительных моментов поведения детей, если таковые имеются; постараться узнать историю семьи и при наличии серьёзных личностных травм посоветовать родителям обратиться к специалисту (медицинскому психологу или психотерапевту).

Стиль воспитания:Демонстративный стиль

Описание стиля, причины возникновения:Родители, чаще всего мать, не стесняясь, всем жалуются на своего ребёнка, рассказывают о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности, в слух заявляют, что сын растёт «бандитом» и пр. Это приводит к утрате у ребёнка стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль за своё поведение, вызывает чувство озлобленности по отношению к взрослым и родителям.

Рекомендации для педагогов:Родители в данном случае обладают демонстративной акцентуацией характера и повторяют усвоенную в детстве модель воспитания, акцентируя внимание на отрицательных сторонах поведения.

Сфокусировать внимание на положительных достижениях ребёнка и подчеркнуть вклад родителей в это дело.

Стиль воспитания:Педантично-подозрительный стиль

Описание стиля, причины возникновения:Родители не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, выбирают друзей, контролируют свободное время ребёнка, круг его общения и интересов.

Рекомендации для педагогов:Спросить у родителей, как они представляют жизнь своего ребёнка, вне родительской семьи и как он может развить социальные навыки и самостоятельность при постоянном контроле.

Стиль воспитания:Жёстко-авторитарный стиль

Описание стиля, причины возникновения:Характерен для родителей, злоупотребляющих физическими наказаниями. Родители, чаще отец, избивают ребёнка и считают, что существует лишь один эффективный приём воспитания – физическая расправа.

Обычно дети в подобных случаях растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых и беззащитных.

Рекомендации для педагогов:Заметить, что из битых детей вырастают, как правило, преступники, которые затем могут отомстить за свои детские обиды. Дать понять, что государство защищает права ребёнка, в том числе и от жестоких методов воспитания.

Стиль воспитания:Увещевательный стиль

Описание стиля, причины возникновения:В этом случае родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность, предпочитают уговаривать, объяснять, не принимать волевых решений и наказаний.

Дети в таких семьях «садятся на голову», ведут себя по принципу «А Васька слушает, да ест».

Рекомендации для педагогов:Необходимо проявлять последовательную твёрдую позицию по отношению, как к ребёнку, так и к родителю. Предложить им применять адекватные ситуации способы воспитания.

Стиль воспитания:Отстранённо-равнодушный стиль

Описание стиля, причины возникновения:Возникает, как правило, в семьях, где родители, в частности мать, поглощены устройством своей личной жизни. Женщина, расставшись с мужем перестаёт любить «его ребёнка», занята поиском нового спутника или поглощена воспитанием младшего ребёнка, совершенно забыв о старших. Ребёнок испытывает дефицит любви и внимания.

Рекомендации для педагогов:Проявлять к ребёнку заботу и внимание, компенсируя дефицит родительской любви. Объяснить матери, что ребёнок не виноват в том, что её личная жизнь сложилась не лучшим образом.

Стиль воспитания:Воспитание по типу «кумир семьи»

Описание стиля, причины возникновения:Часто возникает по отношению к «поздним детям». На долгожданного единственного ребёнка родители готовы молиться, все его просьбы и прихоти выполняются. Ребёнок растёт эгоистом и, от его эгоизма страдают сами родители. Как правило, таких ребят не любят сверстники, считая их выскочками и «маменькиными сынками».

Рекомендации для педагогов:Указать родителям на связь между слепой любовью и беспардонным эгоистичным поведение их детей, которое вызывает трудности у ребёнка во взаимоотношениях с взрослыми и сверстникам.

Стиль воспитания:Непоследовательный стиль

Описание стиля, причины возникновения:У родителей, особенно у матери, не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми – от наказания, слёз, ругани до умиления и всепрощения. Ребёнок становиться либо неуправляемым, либо, используя разногласия родителей, умело манипулирует ими.

Рекомендации для педагогов:Посоветовать родителям: выработать совместную непротиворечивую линию воспитания и придерживаться твёрдой, последовательной тактики реагирования на поступки ребёнка.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Арнаутова ЕЛ., Иванова В.М. Общение с родителями: зачем? как? — М., 1993.
2. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. — М.: Просвещение, 1991.
3. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Кн. для учителей и родителей. — М.: Просвещение, 1988.
4. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. — М.: Педагогика, 1991.
5. Воспитание детей в неполной семье / Пер. с чешек. — М.: Прогресс, 1980.
6. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б.Гиппенрейтер; худож.Г.А.Карасева. – И.: АСТ: Астрель, 2008. – 238 с.
7. Гордон Т. Р. Е. Т. Повышение родительской эф­фективности / Популярная педагогика. — Екатерин­бург АРД ЛТД, 1997.
8. Джайнотт Х.Д. Родители и дети. — М.: Прогресс, 1986.
9. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигры­вать. — М.: Прогресс, 1993.
10. Джослин К.Р. Позитивное воспитание от А до Я. — Мн.: ООО «Попурри», 1996.
11. Дрейкус Р., Золц В. Счастье вашего ребенка. — М.: Прогресс, 1986.
12. Захаров А.И. Неврозы у детей. — СПб.: Дельта, 1996.
13. Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. — М.—Л.: Прогресс, Антарес, 1991.
14. Левченко И.Ю. Психологическая помощь в семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод. пособие/ И.Ю.Левченко, В.В.Ткачева. – М.: Просвещение, 208. – 239 с.
15. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. — М.: Педагогика, 1991.
16. Лофас Ж., Сова Д. Повторный брак: дети и родители. — СПб: Питер Пресс, 1996.
17. Макаренко А.С. Книга для родителей. — Петрозаводск, 1959.
18. Макшанов С. И., Хрящева Н. Ю., Сидоренко Е. В. Психогимнастика в тренинге. — Ч. 2. — СПб., 1993.
19. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. — М: ТОО «ИнтелТех», 1994.
20. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб: Речь, 2006. – 150 с., илл.
21. Матейчек 3. Родители и дети: Кн. для учителя — М.: Просвещение, 1992.
22. Методические рекомендации к организации семейного праздника /Сост. Э.К. Туркина. — Л.:НИИ ООВ, 1983.
23. Методические рекомендации к организации чтения художественной литературы в семье/Сост. Е.А. Соколовская. — Л.: НИИ ООВ, 1983.
24. Методические рекомендации по организации в школах взрослых факультатива «Семейное образование» / Сост. Л.Н. Лесохина, Т.В. Шадрина. — Л.: НИИ ООВ, 1983.
25. Методические рекомендации по организации факультатива «Иностранный язык в семье» / Сост. Ж.Л. Витлин. — Л.: НИИ ООВ, 1983.
26. Образцова, Л.Н. Нестандартный ребенок. Не хочу, не буду! 101 способ договориться: подсказки для родителей/Л.Н.Образцова. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2008, 2008. – 189 с.
27. Помощь родителям в воспитании детей. — М.: Прогресс, 1992.
28. Раттер М. Помощь трудным детям. — М.: Прогресс, 1987.
29. Ричардсон Р.У. Силы семейных уз. — СПб.: Акцидент, 1994.
30. Скиннер Р., Елиз Д. Семья и как в ней уцелеть. — М.: Независимая фирма «Класс», 1995.
31. Снайдер М., Снайдер Р., Снайдер-мл. Р. Ребенок как личность: становление культуры справедливости и воспитание совести. — М.: Смысл; СПб.: Гармония, 1994.
32. Спиваковская А. С. Профилактика детских невро­зов. — М.: Изд-во МГУ, 2002
33. Сухомлинский ВА. Родительская педагогика. — М., 1978.
34. Фромм А. Азбука для родителей. — Л.: Лениздат, 1991.
35. Фурутан АЛ. Отцы, матери, дети: Практические советы родителям. - М.: Прогресс, 1992.
36. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. — М., 1992.
37. Центры образования взрослых / Под ред. Л.Н. Лесохи-ной, Т.Б. Шадриной. - М.: Педагогика, 1991.
38. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная пси­хотерапия. — Л.: Медицина, 2003.
39. Эриксон Э. Детство и общество. — СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996.

[1] Сидоренко Е.В. Комплекс «неполноценности» и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера. – СПб.: СПбГУ. – 1993.

[2] Джайнотт Х. Родители и дети / Пер. с англ. – М.: Знание. – 1986.

[3] Шапиро А.З. Психолого-гуманистические проблемы позитивности – негативности внутрисемейных отношений // Вопросы психологии. 1994. №4. С.45-56.

[4] Хараш А.У. Социально-психологические механизмы коммуникативного воздействия. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – М., 1983.

[5] Gordon T.P.E.T. in action {Aguide to parent effectiveness training}. – Toronto, Bantam Books, 1979.

Наши рекомендации