Взаимосвязь темперамента с другими свойствами личности
Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, то нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности.
Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т.п.).
Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.
Первый путь – профессиональный отбор, одна из задач которого – не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь только при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.
Второй путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).
Третий путь заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов.
Четвертый, основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности – формирование ее индивидуального стиля. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.
Темперамент – это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит "маскировка" истинного темперамента. Поэтому и редко встречаются "чистые" типы темперамента, но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.
Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например, сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отношения начинать с дружбы и в конце концов влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва, с первого взгляда, но не столь устойчива. Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, напротив, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.
В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.
Подчеркнем, темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и "великая", и социально-ничтожная личность.
Рассмотренные выше характерологические черты и особенности типов темперамента показывают на тесную взаимосвязьтемперамента с другими свойствами личности человека и прежде всего с характером. Под характером понимается совокупность устойчивыхиндивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для человека способы поведения. Характер и темперамент зависят от физиологических особенностейличности, от типов высшей нервной деятельности. Однако в отличие от темперамента характер формируется на протяжении всей жизни человека.
На основе выявления свойств темперамента и особенностей характера определяют профессиональную пригодность человека к той или иной деятельности. Например, зная характерологические особенности нервной деятельности и темперамента (степень эмоциональной возбудимости и впечатлительности, энергичности, скорости принятия решений, быстроты смены настроений и т.п.), необходимо подбирать такие виды деятельности, которые человеку наиболее соответствуют. Так в работе водителя и оператора важны скорость сенсомоторных реакций, для слесаря и станочника — легкая приспособляемость к однообразным и повторяющимся действиям, способность к длительной концентрации внимания, глазомер и др.
Проявление темперамента зависит также от особенностей эмоционально-волевой сферы личности. На основе флегматического темперамента, — как отмечает А.Г Ковалев, — скорее может сформироваться методическая, интеллектуальная форма воли; на основе холерического — эмоционально-порывистая воля. Образующиеся волевые качества характера, в свою очередь, позволяют регулировать проявления темперамента в процессе деятельности.
Н.Н. Обозов, ссылаясь на исследования Б.И. Цуканова, приводит интересные данные восприятия реального времени людьми, обладающими различными типами темперамента. Так у холерика субъективно переживаемое время сильно опережает течение реального времени. Поэтому он всегда устремлен вперед, в будущее. Его невозможно остановить в потоке объективного времени.
У сангвиника субъективно переживаемое время также опережает течение реального времени. Однако не настолько, как это выражено у холерика. Сангвиник спешит жить, испытывает постоянный дефицит времени.
У флегматика субъективное время отстает от объективного. Время у него всегда хватает, даже есть некоторый его избыток. Он ориентирован на прошлое, медленно привыкает к изменениям.
У меланхолика нет ни опережения, ни отставания времени. Движение времени для него как бы не существует. Обездвиженность времени соответствует внешней обездвиженности, замкнутости, тревожности. Меланхолик как и флегматик привязан к прошлому.
Выявлен и так называемый равновесный тип личности. По показателям двухфакторной модели Г. Айзенка такой тип личности находится как бы на условном нуле (на отметке 12 по показателям экстравертированности и нейротизма). У такого типа личности средние уровни возбуждения и торможения, которые уравновешивают друг друга, нет ориентации в будущее (как у холериков и сангвиников) или в прошлое (как у флегматиков и меланхоликов). Он живет настоящим. Отличительная черта его поведения — осторожность.
Личность должна строить свое поведение в соответствии с принятой обществом моралью, сообразуясь с действующими с социальной общности установками, этическими нормами, правилами поведения, учитывать интересы, мнения и настроения окружающих людей. Для этого необходимо быть сдержанным, гасить возникающие в процессе общения с людьми вспышки гнева, отчаяния, неуместной эйфории и т.п. Все это зависит от общей культуры человека, его воспитанности, формирования устойчивых привычек и манер поведения.
Темперамент значительно сказывается также на учебной деятельности школьников. Флегматик, например, замедленно реагирует на вопросы. Может создаться впечатление, что он либо не знает урока, либо прослушал вопрос учителя. Педагогу-воспитателю необходимо имен, бесконечное терпение и ждать, ждать ответа. Холерик, наоборот, из-за своей порывистости в действиях может дать необдуманный ответ. Но особенно чутким учителю необходимо быть к меланхолику, очень чувствительному и ранимому человеку. По отношению к нему неуместны ни шутки, ни ирония.
Темперамент оказывает влияние и на формирование индивидуального стиля деятельности учащихся, студентов. По данным И.В. Дубровиной, одни юноши и девушки решают учебные задачи быстро и правильно, другие — быстро и не всегда правильно, третьи — медленно и правильно, четвертые — медленно и с ошибками. Представители медленных, инертных типов (флегматики и меланхолики) тратят больше времени на подготовительную работу (сбор и обдумывание материала, написание черновиков и т.п.), подвижные индивиды (сангвиники и холерики) этот этап проходят в свернутом виде, сразу стремясь выполнить задания набело. Из этого следует, что значительные индивидуальные различия учащихся с необходимостью требуют нахождения оптимальных вариантов сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы обучаемых. А это невозможно без учета типов темперамента школьников или студентов, их психологических индивидуальных особенностей.