Мышление

Глубокое и всестороннее познание действительности возможно лишь при участии мышления, являющимся высшим познавательным процессом. Если в ощущениях реальность отражается отдельными своими сторонами, качествами, признаками, а в восприятиях — в совокупности всех этих качеств, то посредством мышления осуществляется анализ таких особенностей, свойств, признаков предметов и явлений, которые обычно невозможно познать с помощью только органов чувств. И самое главное — с помощью мышления познается то общее в предметах и явлениях, те связи между ними, которые недоступны непосредственно ощущению и восприятию и которые составляют сущность, закономерность объективной действительности. Например, нельзя непосредственно наблюдать физиологические процессы в коре головного мозга, нельзя видеть строение атома, развитие человеческого общества тысячу лет назад, однако человек познает и закономерности физиологических процессов, и строение атома, и историю человечества. Знание закономерностей, процессов, явлений, непосредственно не воспринимаемых, достигается с помощью мышления.

Вскрывая существенные и закономерные связи между предметами и явлениями, человек в процессе мышления всегда обобщает единичные факты и применяет результаты обобщения — общие законы к частным, единичным случаям, явлениям, объектам. Наряду с этим мышление требует оперирования уже имеющимся объемом знаний. Только при этом условии возможно познание нового закона или явления.

Являясь обобщенным отражением действительности, мышление осуществляется посредством языка, слова. И связь мышления с языком сохраняется в любом случае — выражает ли человек свои мысли вслух или думает молча (про себя). В обоих случаях наблюдается действие одних и тех же нервных механизмов, использование одних и тех же речевых сигналов. Разница заключается лишь в том, что когда человек думает молча, движение мускулов речевого аппарата ослаблено.

Необходимо также подчеркнуть, что только с помощью мышления решается любая проблема. Там, где перед человеком возникает проблема, где он должен дать ответы на задачи, выдвинутые самой жизнью, и начинается мышление.

Говоря о мышлении как наиболее высокой и совершенной стадии познания действительности, следует, однако, подчеркнуть, что оно неразрывно связано с чувственным познанием, являющимся главным информатором об окружающем мире.

Ощущение, восприятие, мышление — это звенья единого акта познания. Обычно в процессе мышления человек берет за основу познание единичного, конкретного. При обобщении он вскрывает и познает общее в единичном, отдельном факте, явлении, объекте. В свою очередь, единичное, как правило, — результат ощущения или восприятия.

Мыслительная деятельность осуществляется в практике и неразрывно связана с нею. Любой вид деятельности, любой вид труда основывается на решении мыслительных задач. Практика является источником мышления, и одновременно, как и для ощущений и восприятия, практика для него есть критерий истины. Все, что ни познал бы человек посредством мышления, проверяется практикой, которая дает ответ на вопрос, правильно ли он познал то или иное явление, ту или иную закономерность или нет, сумел ли он в процессе мыслительной деятельности вскрыть то или иное научное или общежитейское положение, отражающее объективные связи, закономерности действительности, или нет. Являясь источником мыслительной деятельности, практика вместе с тем служит и главной областью применения результатов мышления. Человек может мыслить только в деятельности. В сущности, процесс мышления начинается тогда, когда перед человеком возникает необходимость ответить на тот или иной вопрос, решить конкретную задачу, найти тот или иной способ действия и т. д.

Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психологический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Оно возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

Мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием, т. е. с ощущениями, восприятиями и представлениями. Весь свой материал мыслительная деятельность получает только из одного источника — из чувственного познания через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением. Правильность этого отражения непрерывно проверяется в ходе практического преобразования природы и общества. В ходе мышления осуществляется дальнейшее, более глубокое познание внешнего мира. Благодаря ему становится возможным как бы отделить, абстрагировать зависимости друг от друга. Это достигается путем опосредованного познания. Так, зависимость от человека, выясняющего тепловое состояние предмета, просто исключается, поскольку температуру предмета можно измерить опосредованно — с помощью термометра, а не непосредственно — через тепловые ощущения руки. В результате чувственный образ предмета однозначно определяется только самим предметом, т. е. объективно. Так действует абстрактное, отвлеченное, опосредованное мышление, которое как бы отвлекается от одних свойств объекта для того, чтобы глубже познать другие его свойства. В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятия и представлений, человек вместе с тем выходит за пределы чувственного познания. Мышление продолжает и развивает познавательную работу ощущений, восприятия и представлений, выходя далеко за их пределы.

В реальной познавательной деятельности каждого человека чувственное познание и мышление непрерывно переходят одно в другое и взаимообусловливают друг друга. Для мыслительной деятельности существенна ее взаимосвязь не только с чувственным познанием, но и с языком, с речью. В этом проявляется одно из принципиальных различий между человеческой психикой и психикой животных. Элементарное, простейшее мышление животных всегда остается лишь наглядно действенным; оно не может быть отвлеченным, опосредованным познанием. Оно имеет дело лишь с непосредственно воспринимаемыми предметами, которые в данный момент находятся перед глазами животного.

Только с появлениями речи становится возможным отвлечь от познаваемого объекта то или иное его свойство, закрепить, зафиксировать понятие о нем в специальном слове. Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку, в которой она только и становится непосредственной действительностью для окружающих. Человеческое мышление — в каких бы формах оно ни осуществлялось — невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Мышление, т. о., существует в материальной, словесной оболочке. Органическая связь мышления с языком отчетливо обнаруживает социальную, общественно-историческую сущность человеческого мышления.

Познание предполагает неразрывную преемственность всех знаний, приобретаемых в ходе человеческой истории. Эта историческая преемственность возможна лишь в случае их фиксации, закрепления, передачи от одного человека другому, от поколения поколению. Такая фиксация осуществляется с помощью книг, журналов. Во всем этом показательно выступает социальная природа человеческого мышления. Умственное развитие совершается в процессе усвоения знаний, выработанных человечеством в ходе общественно-исторического развития. Процесс познания мира индивидом обусловлен, опосредован историческим развитием научного знания, результаты которого каждый осваивает в ходе обучения.

Мыслительная деятельность — это необходимая основа и для усвоения знаний, и для добывания совсем новых знаний в ходе исторического развития человечества. В процессе общественно-исторического развития, познания и преобразования природы и общества вырабатываются и систематизируются научные знания.

Не только психология изучает мышление. Оно составляет и предмет логики. Логика изучает логические формы мышления — понятия, суждения и умозаключения. Понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности. Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме — устной или письменной, вслух или про себя. Суждение — это высказывание чего-то о чем-то. В зависимости от того, как суждения отражают объективную действительность, они являются истинными или ложными. Истинное суждение выражает такую связь между объективными явлениями, которой в действительности не существует.

Следующей формой мышления является умозаключение. Такая связь между мыслями, в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений. Исходными суждениями являются посылки. Различают умозаключения двух видов: 1) индуктивные; 2) дедуктивные. Индуктивные есть умозаключения от частных случаев, примеров к общему положению. Дедукция — умозаключение от общего положения к частному случаю, факту, примеру, явлению. Видом дедукции является силлогизм — простейшая и вместе с тем очень типичная логическая форма мышления. Силлогизм необходим для нормального протекания мыслительной деятельности. Благодаря ему всякое мышление становится доказательным, убедительным. Поэтому формальная логика, специально исследующая такие формы мышления, как понятие, суждение, умозаключение, тем самым изучает важнейшие закономерности мыслительной деятельности.

Психология изучает процесс мышления индивида, т. е. исследует, как и почему возникает и развивается та или иная мысль. Таким образом, предмет логики — это соотношение между познавательными результатами, которые возникают в процессе мышления. Психология же изучает закономерности протекания мыслительного процесса, который приводит к познавательным результатам.

Процесс мышления — это прежде всего анализ и синтез. Анализ — это выделение в объекте тех или иных сторон, элементов, свойств, связей. В ходе анализа предмета свойства, являющиеся наиболее важными, интересными, оказываются особенно сильными раздражителями и потому выступают на передний план. Такие раздражители вызывают активный процесс возбуждения и по физиологическому закону индукции тормозят дифференциацию других свойств такого же предмета, являющихся слабыми раздражителями. Объединение выделенных анализом компонентов целого есть синтез. В процессе синтеза происходит соединение, соотнесение элементов, на которые был расчленен познаваемый объект. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны, всегда вызваны какими-то потребностями личности. Если нет потребностей, нет и деятельности, которую они могли бы вызвать. Изучая мышление, психологическая наука учитывает в той или иной степени, специально исследует, какие потребности и мотивы заставили данного человека включиться в познавательную деятельность и при каких обстоятельствах возникла потребность в анализе и синтезе. Неразрывная связь мыслительной деятельности с потребностями отчетливо обнаруживает тот факт, что всякое мышление — это мышление личности во всем богатстве ее взаимоотношений с природой, обществом, людьми.

Производными от анализа и синтеза являются операции сравнения, обобщения, абстракции, конкретизации, классификации, систематизации.

В результате сравнения устанавливается сходство (процесс синтеза) и различие (процесс анализа) между предметами. Благодаря обобщению в группе объектов выделяются общие, наиболее существенные признаки (процесс синтеза). Абстракция — процесс отвлечения от конкретных свойств предметов и явлений и переход к понятийному, абстрактному мышлению. Конкретизация — процесс целостного отражения предмета (синтез) во всех его существенных особенностях (анализ). Классификация — объединение предметов или явлений в группу на основании их эквивалентности. Систематизация — процесс установления взаимоотношений между частями целого.

Начиная с 50-х гг., в области исследований мыслительной деятельности активно развивается когнитивно-стилевое направление, связанное с изучением процессуального (инструментального) аспекта мышления. Когнитивный стиль — индивидуально-своеобразная система предпочтений по отношению к качественному операциональному составу когнитивных актов, особенность когнитивной организации и ее функционирования. Когнитивный стиль — это устойчивый способ, при помощи которого индивид перерабатывает информацию.

1. Параметр зависимости-независимости от поля (Виткин, 1954) выделяется среди других по тщательности разработки. В основе разделения людей на полезависимых и поленезависимых лежит степень свободы от внешних референтов или степень ориентации при принятии решения на имеющиеся знания и опыт, а не на внешние ориентиры.

2. Ширина-узость диапазона эквивалентности (Гарднер, 1959), отражающая степень понятийной дифференциации. Большое количество групп при классификации объектов, имеющих небольшой объем, рассматривается как мера узости диапазона эквивалентности таких объектов.

3. Параметр толерантности по отношению к нереальному опыту (Гарднер, 1959) выражается в том, насколько воспринимаются события, не соответствующие тому, что известно как достоверное.

4. Нивелирование—заострение (Клейн, 1951, Хольцман, 1954) по степени точности оценки последовательно возрастающих либо убывающих стимулов, характеризуется тенденцией либо уравнивать, либо подчеркивать различия.

5. Широта сканирования (Гаднер, Лонг, 1962) определяется широтой распределения восприятия и поиска в памяти.

6. Увеличение—уменьшение (Сильверман, 1973) находит выражение в преимущественной склонности к недооценке или переоценке стимула.

7. Рефлексивность—импульсивность (Коган, 1964) определятся временем решения вопроса об адекватности имеющихся гипотез в условиях неопределенности, с учетом показателя количества ошибок.

8. Сложность—простота (Биэри, 1955) характеризуется дифференциацией и интеграцией когнитивных структур.

Дж. Биэри определял «когнитивную сложность» как многомерность когнитивного пространства и «равновзвешенность» соответствующих координат при понимании и оценке различных социальных ситуаций и поведения окружающих. В свою очередь, под многомерностью пространства понимается количество выделяемых и анализируемых признаков, или понятийная дифференциация.

9. Абстрактная и конкретная концептуализация (Шредер, 1967) выражается в уровне психического отражения. Если информация воспринимается в наглядных и жестких схемах, то это соответствует конкретной концептуализации. При абстрактной же концептуализации, наоборот, информация перерабатывается по иерархическим закономерностям.

Исследования в области когнитивного стиля показали устойчивость связи его параметров с личностными особенностями субъекта. Например, установлено, что полезависимые более успешны в сфере общения, а поленезависимые показывают большую продуктивность в решении познавательных задач, присущая им узость диапазона эквивалентности сопряжена с личностной тревожностью и т. д.

Таким образом, когнитивно-стилевые особенности могут считаться выражением целостности личности в плане ее инструментального единообразия, поскольку они обнаруживают себя на разных уровнях ее функционирования — от решения простых перцептивных задач до сложных поведенческих актов в сфере общения.

Мотивы мышления бывают: специфически познавательные и неспецифические. В первом случае движущимися силами мыслительной деятельности служат мотивы, в которых проявляются познавательные потребности. Во втором — мышление начинается под влиянием более или менее внешних причин, а не чисто познавательных интересов.

Мышление имеет целенаправленный характер. Необходимость в нем возникает прежде всего тогда, когда в ходе жизни и практики перед человеком появляются цель, новая проблема, новые условия деятельности. Мышление — это поиск и открытие нового. В тех случаях, где можно обойтись старыми, уже известными способами действия, проблемной ситуации не возникает, и потому мышления просто не требуется. Потребность в мыслительной деятельности исчезает, если школьник хорошо овладел новыми способами решения задач, но вынужден решать однотипные примеры, ставшие ему известными. Следовательно, не всякая ситуация является проблемной.

Необходимо различать проблемную ситуацию и задачу. Проблемная ситуация означает, что в ходе деятельности человек неожиданно натолкнулся на непонятное. Задача же появляется из проблемной ситуации, тесно связанной с ней, но отличающейся от нее. В ходе ее решения отчетливо выступает как процесс мышление. Нахождение решения часто описывают как внезапное, неожиданное, озарение и т. д. Так фиксируется результат, продукт мышления, но задача психологии — раскрытие внутреннего мыслительного процесса, приводящего к результату.

Мышление и решение задач тесно связаны друг с другом, но их нельзя отождествлять. Решение задачи осуществляется только с помощью мышления, и не иначе. Но мышление проявляется не только в этом процессе. Мыслительная деятельность необходима и для самой постановки задач, для выявления и осознания умственных усилий, требующихся для ее последующего разрешения. Мышление нужно для усвоения знаний, для понимания текста в процессе чтения и других случаях, не тождественных поиску ответов на задачу.

В психологии мыслительной деятельности выделяют различные ее виды — наглядно-действенное, наглядно-образное, отвлеченное мышление.

В ходе исторического развития люди решали встающие перед ними задачи сначала в плане практической деятельности; лишь затем из нее выделилась деятельность теоретическая. Практическая и теоретическая деятельности неразрывно взаимосвязаны. Первичной является не чисто теоретическая, а именно практическая деятельность. Лишь по мере развития последней из нее выделяется как относительно самостоятельная теоретическая мыслительная деятельность.

В процессе развития каждого ребенка исходной выступает практическая деятельность. В преддошкольном возрасте мышление в основном наглядно-действенное. Ребенок анализирует объекты по мере того, как он потрогает руками, разъединит предмет и вновь соберет. В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает у дошкольников. Связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, как раньше. Дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями. Такое мышление детей полностью подчинено их восприятию, и потому они не могут отвлечься, абстрагироваться с помощью понятий от некоторых свойств рассматриваемого предмета.

Отвлеченное мышление у школьников в форме абстрактных понятий выступает не только в виде практических действий и не только в форме наглядных образов, а прежде всего в форме отвлеченных понятий и рассуждений. Осваивая различные науки, ученик начинает успешно оперировать не только отдельными понятиями, но и целыми классами, системами понятий. Отвлеченное мышление не отрывается от ощущений, восприятия и представлений. Эта неразрывная связь мыслительной деятельности с наглядно-чувственным опытом имеет еще большее значение в ходе формирования понятий. Но наглядность играет двоякую роль. С одной стороны, она облегчает этот процесс, с другой — не всякая наглядность и не при любых условиях создает благоприятные предпосылки для формирования отвлеченного мышления.

Теория мышления сложилась в процессе конкретного экспериментального исследования; вместе с тем она является прямой конкретизацией принципа детерминизма. Мышление детерминируется объектом, но непосредственно, а не через внутренние закономерности мыслительной деятельности — анализирование, синтезирование, обобщения и т. д., преобразующие чувственные данные, в которых основные свойства объекта не выступают в чистом виде. Мышление — это все более полное и многостороннее мысленное восстановление объекта: реальности, действительности, — исходящее из чувственных данных, возникающих в результате воздействия объекта. Понимание мышления как познания, как мысленного восстановления объекта путем преобразования исходных чувственных данных — это и есть теория отражения.

Однако названными тремя видами не ограничивается многообразие форм мыслительной деятельности. Человеческое мышление может быть творческим. Творческими, или креативными, способностями называют особый тип интеллектуальных способностей, проявляющийся в использовании данной в задаче информации разными способами и в быстром темпе. Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Следуя этой формулировке, критерием творчества является не только качество результата, но и характеристики, активизирующие творческую продуктивность.

Креативность характеризуется способностью к созданию новых понятий и формированию новых навыков. Благодаря ей становятся возможными творческие достижения личности. Гилфорд выделил 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность. Среди них — текучесть, беглость мышления, его гибкость и оригинальность, чувствительность к проблемам и др. Все эти характеристики объединены Гилфордом понятием дивергентного мышления, которое проявляется, когда проблема еще должна быть определена и когда не существует предписанного, традиционного пути решения.

Близким к понятию креативности является феномен интеллектуальной активности. Интеллектуальная активность рассматривается как интегральное свойство личности, которое обеспечивает возможность выходить за пределы заданной ситуации, действовать вне требований ситуаций, т. е. позволяет выйти за рамки внешне целесообразной деятельности и осуществить собственное целеполагание. Интеллектуальная активность личности проявляется в любых обстоятельствах, в любой сфере деятельности, но главный ее признак — отсутствие внешней стимуляции. Это не стимулированное извне продолжение мышления, а чисто личностное свойство, свойство целостной личности, отражающее процессуальное взаимодействие познавательных и мотивационных факторов в их единстве. Подход с точки зрения интеллектуальной активности позволяет рассматривать творчество как дериват интеллекта, преломленного через мотивационную структуру, которая либо тормозит, либо стимулирует его проявления.

Понятие креативности охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению и проявлению творчества. Выявление креативного потенциала происходит путем постоянного сопоставления двух типов мышления — дивергентного и конвергентного — и, соответственно, двух типов личности — креативов и интеллектуалов.

При определении качества и свойств креативности почти каждый исследователь предлагает свой выбор наиболее существенных признаков. Однако во всех этих перечислениях существуют признаки, которые выделяются почти всеми как основные и фундаментальные. Они вычленяются и в мыслительной деятельности, и в целостной структуре творческой индивидуальности.

Первый признак, который, по мнению большинства авторов, отличает креативов от интеллектуалов, заключается в их «открытости опыту», чувствительности к новому, новым проблемам. В противоположность интеллектуалам, которые могут успешно решать пусть самые сложные, но уже готовые, поставленные кем-то проблемы, креативы способны сами видеть и ставить проблемы. Интеллектуалы могут решать, предсказывать ситуации, креативы создают их сами. Таким образом, креативность в первую очередь характеризуется наличием интеллектуальной творческой инициативы, выходом за рамки задач и требований непосредственной действительности. Этот показатель является ведущим в большинстве тестов на креативность.

Второй признак креативности — широта категоризации «широта ассоциативного ряда», «отдаленность ассоциаций». Люди, обладающие творческим типом мышления, склонны к широким обобщениям явлений, не связанных между собой наглядной, очевидной категориальной связью.

Неожиданность использования предмета, придание ему нового функционального или переносного значения — все это показатель широты категоризации в тестах на креативность.

Третий признак — «беглость» мышления. Она определяется богатством и разнообразием идей, ассоциаций, возникающих по поводу самого незначительного стимула. Творческий человек может включать предмет во множество самых разнообразных и неожиданных связей, категорий, количество которых и определяет это качество.

Четвертый признак — гибкость мышления, способность переходить достаточно быстро из одной категории в другую, от одного способа решения к другому. Дивергентам присущи отличные от конвергентов качества — отсутствие внешней и внутренней ригидности, т. е. «прихваченности» к стимулу, к способу решения («спонтанная гибкость»). Конвергентам же иногда приписывается так называемая «адаптивная гибкость». Они достаточно легко, вследствие своей большой прикованности к стимулу, перестраивают направление своего мышления под влиянием ситуации, стимула и социального заказа.

Пятый признак — оригинальность мышления. Основное содержание этого признака — самостоятельность, необычность, остроумность. Это способность порождать новые, нестандартные, не совпадающие с общепринятыми идеи.

Шестой признак дивергентного мышления — точность (законченность). Это способность придавать завершенный вид своим идеям.

Следует отметить, однако, что в развитии творческого мышления обесценивается роль конвергентного мышления (по Гилфорду — логического, последовательного, линейного). В жизнедеятельности же необходимо развитие обоих путей познания и их интеграция.

Кроме перечисленных, в научной литературе приводятся такие признаки креативности, как способность к переносу, т. е. применения навыка, приобретенного при решении одной задачи к решению другой. Это, по сути, способность к выработке обобщающих стратегий поиска аналогий как необходимого условия переноса навыка или идеи. Другим признаком является «боковое мышление». Это способность увидеть путь к решению, используя «постороннюю» информацию, подсказку из далекой области.

В научной литературе содержатся данные о сопряженности некоторых индивидуально-личностных свойств с уровнем развития творческого потенциала человека. Однако в работах этого русла нет единодушия. Разные авторы выделяют различные личностные свойства, коррелирующие с креативностью, поэтому психологические портреты «креативов» часто не совпадают. Так, по мнению одних исследователей, креативная личность отличается самоуверенностью, самодовольством, агрессивностью, она мало считается с социальными ограничениями, чужим мнением.

Другие исследователи, характеризуя креативную личность, отмечают такой показатель, как силу личности, которая выражается в комплексе следующих качеств: высоких интеллектуальных способностях, стремлении к независимости, сопротивлении давлению конформизма, доминантности.

Таким образом, на основании характеристик интеллекта эти люди объединяются в единую группу «креативов», на основании всех их социальных контактов — на две противоположные: для одних характерна замкнутость, отчужденность и лишь большая интеллектуальная инициативность; для других, наряду с этой интеллектуальной инициативностью, — еще и большая открытость, социальная контактность, отмечаются черты конформизма.

В литературе подробно описаны и трудности, которые испытывают лица с высоким творческим потенциалом. В их числе — неприязнь детей к школе, отсутствие склонности к конформному стандартному поведению, стремление к совершенству, ощущение неудовлетворенности, нереалистические цели, сверхчувствительность, нетерпимость, потребность во внимании.

Кроме типологических, в мыслительной деятельности выделяют и индивидуально личностные особенности. К ним относят глубину ума, любознательность, гибкость и подвижность мыслительных операций, логичность мышления, критичность и широту ума, объективность и беспристрастность. Индивидуальное своеобразие мыслительной деятельности определяется мерой ее успешности, продуктивности, стилевым своеобразием, спецификой, связанной с ведущим ее видом, сформированностью индивидуальных качеств ума, мотивацией интеллектуальной деятельности.

Наши рекомендации