Культура как мир знаков и значений

Культура рассматривается как система коммуникаций, обмена информацией, а явления культуры как системы знаков, символов. В культуре существуют различные знаковые системы, или языки культуры: естественный язык, письменные тексты, фольклор, традиции, предметы быта, ритуалы, этикет, разные виды искусства.

Язык культуры -- совокупность всех знаковых способов словесной в невербальной коммуникации, с помощью которых передается культурно-значимая информация.

Культура выступает как знаковая система символов, с помощью которых люди общаются друг с другом, и общее понимание слов, жестов и других символов облегчает передачу культурного наследия.

Код -- это совокупность знаков и система определенных правил, при помощи которых информация может быть представлена в виде набора этих знаков для передачи, обработки и хранения.

Знак -- это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Это овеществленный носитель образа предмета, ограниченный его функциональным предназначением. Наличие знака делает возможной передачу информации по техническим каналам связи и ее разнообразную -- математическую, статистическую, логическую - обработку.

Наиболее универсальной знаковой системой является язык.

К настоящему времени сложилась следующая общепринятая классификация языков:

- естественные языки как основное и историческое первичное средство познания и коммуникации. Изменение смысла слов и понятий может быть связано с разнообразными факторами, в том числе и социально-политическими.

Словарный запас человека составляет в среднем 10--15 тысяч слов, часть из них -- активные, которые человек использует, другая часть -- пассивные, значение которых он понимает, но не использует сам;

- искусственные языки -- это языки науки, где значение фиксировано и существуют строгие рамки использования. Понятно, для его это необходимо: повседневная речь многозначна, что недопустимо в науке, где необходима предельная адекватность восприятия. К искусственным языкам относятся и языки условных сигналов, например, азбука Морзе, дорожные знаки;

- вторичные языки (вторичные моделирующие системы) -- это коммуникационные структуры, надстраивающиеся над естественно-языковым уровнем (миф, религия, искусство).

Среди наук, изучающих проблему раскодирования информации, выделим особо семиотику и герменевтику.

Семиотика (от греч. sёmа -- знак) наука о знаковых системах. Это относительно современная наука, претендующая на создание метаязыка. У истоков семиотики американский философ Моррис (18З4 - 1896) полагал, что понятие знака может оказаться столь же фундаментальным для наук о человеке, как понятие атома для физики и клетки для биологии, поэтому можно изучать культуру общества через язык как важнейшую из знаковых систем. культура знак система

Русский ученый Ю. Лотман ввел понятие семиосферы -- универсального семиотического пространства, существующее по определенным закономерностям.

Герменевтика (от греч. hermёneiа -- толкование объяснение) -- из древних наук, она появилась в раннем христианстве и занималась тогда трактованием религиозных текстов. Современная философская герменевтика, основателем которой считается Г. Гадамер, занимается интерпретацией текста, не только реконструируя, но и конструируя смысл.

Смысл, чаще всего, не детерминирован жестко словом или знаком, а может быть придан вещи или явлению в зависимости от культурного контекста, наследственной информации, времени произнесения или написания, субъективного опыта.

Культурный смысл -- это выработанная историческим опытом информация, посредством которой определенное сообщество людей, создающих свой образ жизни и культуру, постигает и понимает окружающий мир и свое предназначение в нем.

В естественных языках и языках культуры возможно углубление уровней смысла: прямой, косвенный, переносный, скрытый смысл и т. п. Например, ритуал поведения как культурный символ может иметь: явный смысл, относящийся к целям ритуала и полностью осознаваемый исполнителем; латентный смысл, находящийся на грани сознания субъекта, но способный быть полностью осознанным; скрытый смысл.

Специфика языков культуры состоит в том, что знаки этих языков не всегда могут выражать непосредственно определенное содержание потому, что это содержание по своему существу не поддается однозначному выражению.

Назначение языков культуры состоит в том, чтобы выразить смыслы культуры, то есть то содержание, которое не может быть выражено непосредственно и однозначно.

Культура и личность.

Следует различать понятия "человек" и "индивидуальность". Понятие "человека" - родовое понятие, отражающее общие признаки, присущие всему чел. роду. В качестве главных признаков человека: наличие сознания и самосознания, членораздельной речи, способность к трудовой деятельности и культурному творчеству, обладание нравственными качествами. Человек представляет собой диалектическое единство биологического и социального начала. Человек своим происхождением обязан природе, обладает окружающей телесной организацией, у него есть биологические потребности и природные задатки, которые определяют его интеллект. Человек не только биологическое и социальное, но и культурное существо. Социальные и культурные качества человека формируются на базе высокоразвитого биологического организма. Сформировавшись на основе биологического, социальное преобразует его. Под влиянием общественной жизни изменяются некоторые элементы телесной организации человека. Под влиянием общественной жизни биологические потребности содержательно меняются, окультуриваются, принимают цивилизованный вид. Материальные потребности чел-ка в определенной мере оказываются подвластны моральным и эстетическим регуляторам, сдержкам и балансам. Контроль над природными инстинктами и потребностями - важный элемент культуры. В процессе общественной жизни у человека формируются и развиваются не биологические, а нравственные, эстетические, социальные чувства, потребности, качества. Понятие "личность" отражает соц. свойства, которые сформировались в процессе общественной жизни чел-ка. Они позволяют чел-ку жить в обществе, контактировать, взаимодействовать с другими людьми, выполнять различные виды общественной деятельности.

Человек - это явле- ние природы, он зависим от нее, но в то же время он возвышается над природой в духовно-культурном отношении, человек отличается от всего животного мира своим сознанием, и особенно осознанием самого себя, своей общественной роли, смысла своей жизни

В мирe существуют только природа и культура. Все остальное – частные случаи либо одного, либо другого. В рассуждениях многих мыслителей прошлого культура и натура – вечные антагонисты. Хотя взаимодействие этих двух начал былo отмечено еще Демокритом, назвавшим культуру "второй природой", общим местом большинства рассуждений об их взаимодействии является стремление подчеркнуть тезис o том, что культура – искусственная среда, "разностороннее социальное наследие", именно то, что люди проносят через века. В таком контексте река – это природа, канал – культура. Кусок кварца – природа, наконечник стрелы – культура. Стон – природен, слово – достояние культуры. Запах – природа, ароматы и, пaрфюмы – культура.

Культура как сугубо человеческое явление в одно время и воздействует на природу, и адаптирует человека к природе, и ищет пути гармоничных отношений человека и природы, но также и зависит от природы. И гораздо меньше внимания уделяется зависимости человека и культуры от природы, тогда как вопросы воздействия человека и его культуры на природу рассматриваются довольно часто.

20) АРХАИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ-

(от греч. archaios - древний) - искусство раннего, начального этапа развития того или иного исторического типа, направления, стиля, школы. Чаще этот термин применяют в отношении египетского искусства начала Древнего Царства (3200-2800 гг. до н. э), искусства Месопотамии, либо самого раннего периода развития античного искусства (в широком смысле: включая крито-микенское, или эгейское, искусство 3000-1100 гг. до н. э. ; в узком - собственно “архаический период” эллинской культуры: ок.610-480 гг. до н. э. ; см. также аргосская школа).

Период архаики предшествует классике - наиболее полному раскрытию возможностей определенного исторического типа искусства, его расцвету. Поэтому обоснованно использование термина “архаика” для обозначения зарождения различных типов искусства в разные исторические эпохи. Архаическое искусство представляет собой достилевую стадию развития художественного мышления, характерную неоформленностью художественных идей, хаосом смутно осознаваемых возможностей. Своя архаика была в античности, архаическим является раннехристианское искусство и, отчасти, романское. Архаический период переживало искусство Византии и древнерусское искусство, архаические черты свойственны ранней Готике и искусству кватроченто - раннего Итальянского Возрождения. Все искусство Северного Возрождения кажется архаичным рядом с Барокко и Маньеризмом. Каждый художник в своем индивидуальном развитии также переживает периоды архаики, классики (расцвета индивидуального стиля), а затем кризиса, упадка и, часто, вырождения своего искусства. Но, наряду с этим, все древнеегипетское или древнеамериканское искусство, многие проявления народного, наивного, примитивного творчества в целом можно охарактеризовать как архаичные в сравнении с художественными стилями европейского искусства XVII-XIX вв. В истории искусства, таким образом, просматривается многомерное развитие художественных форм от архаики к классике, а затем вырождению и упадку, повторяющееся периодически, но не буквально, а по принципу “эволюционной спирали”. Следовательно, архаическая культура - это истоки зарождения народа, самый ранний этап его развития.

  1. Архаический период — 7 в. до н. э.— нач. 5. в. до н. э.
    1. Ранняя архаика — нач. 7 в. до н. э. — 570-е гг. до н. э.
    2. Зрелая архаика — 570-е гг. до н. э. — 525-е гг. до н. э.
    3. Поздняя архаика — 525-е гг. до н. э. — 490-е гг. до н. э.

Воплощением этого синкретизма является миф - синк>етическое образование, воспринимающее мир как целостность и содержащее в зародыше все выделившиеся позднее сферы культуры. В мифе осуществляется совпадение чувственного образа, полученного от определенных элементов внешнего мира, и общей идеи. Он проявляется не в общих понятиях, а в конкретно-чувственных образах, что ведет к тождественности материального мира и его кар тины, духовного образа, созданного человеком. Это не вера и не знание, а чувственное переживание действительности. Но самое главное — это способ восприятия и объяснения мира, определяющий место в нем человека и порождающий чувство уверенности, необходимое для существования и
деятельности. Формирующееся при этом нерасчлененно-цслостное мышление связывает, а не разделяет, отождествляет, а не противопоставляет различные стороны жизнедеятельности. Поэтому миф на данном этапе развития сознания оказывается во много раз силь-Я нее аналитического мышления.
Второй существенный признак - г р а д и ц и о п п о с г ь. Все ocoj бенности структуры бытия и быта, мифы и обряды, нормы и ценности остаются стабильными, жесткими, нерушимыми и передаются из поколения в поколение как неписаный закон. Власть традиции -этого культурного заменителя утраченного человечеством генетического способа передачи поведенческих программ - абсолютна, освящена мифологическими представлениями. Ведь миф но своей природе претендует на абсолютность всего, им утверждаемого, требует от каждого индивида безусловного принятия данной системы идей и чувствований и их передачи в неприкосновенном виде из поколения в поколение.
Но как ни велика сила традиций, они не могут сохраняться вечно. Медленно и постепенно в культуру проникают новации, в единой синкретической культуре выделяются отдельные самостоятельные сферы, люди начинают вычленять себя из мира, осознавать свое «я», отличное от «мы». Так возникают традиционные культуры.
Власть традиции и здесь очень велика. И хотя поведение человека намного разнообразнее, чем в архаической культуре, все же и оно подчиняется нормам, выработанным обществом. Реально эти нормы представлены в виде совокупности особых типовых программ — стереотипов поведения. Они обычно предусматривают большую часть возможных в повседневной практике человека ситуаций. Обоснованием такого рода стереотипов служит ссылка на закон предков - основной способ мотивации действий в традиционной культуре. Вопрос «почему так, а не иначе?» просто не имеет значения, так как весь смысл традиции — сделать так, как было сделано в первый раз. Таким образом, именно прошлое (в виде закона предков, мифа) выступает в традиционной культуре в качестве объяснения настоящего и будущего.
В основе этих стереотипов поведения лежат не правила, как в современном обществе, а образы, модели (изначально зафиксированные в мифах), и следование им служит обязательным условием социальной жизни коллектива. Такие образцы имеют синкретический, нерасчлененный характер. Позже из них выделятся юридические, этические, религиозные и другие нормы, которые пока находятся в них в виде зародышей.
Важное свойство традиционных стереотипов поведения — их а в -т о м а т и з и р о в а и и о с т ь. Они совершаются бессознательно, так как в традиционной культуре вся жизнь человека представляется единственно возможной, у него нет права выбора, как в современном обществе, осознающем, что жизнь может идти по разным, часто альтернативным путям развития, причем решение принимает сам человек.
В традиционной культуре структурирующей является идея о наличии в культуре центра и периферии. В центре находятся сакральные элементы, определяющие нормы, ценности, представления о добре и зле в данной культуре, а также знание о необходимых действиях по поддержанию гармонии мира. На культурной периферии -обычная, повседневная жизнь людей. От архаических культур, их синкретизма, наследуется принцип е д и и с т в а м и р а, неоттор-жпмости его отдельных элементов. В мире нет предметов или явлений, абсолютно изолированных от других. Каждый из них множеством нитей связан с остальными предметами и явлениями, содержит в себе их частицы. Все находится во всем. В частности, это означает, что быт, сфера профайл о го (обыденного) оказывается насыщенной символикой, истинное значение которой лежит в области сакрального. Так формируется мифологическая модель мира, и в традиционной культуре продолжающая играть важнейшую роль. Только позднейпше этапы развития культуры привели к поляризации этих двух сфер.

Наши рекомендации