Культура как мир знаков. Культурная картина мира и культурные архетипы

Цель занятия– раскрыть понятие «язык культуры». Показать, что язык культуры – ядро системы культуры, ее главный структурный элемент. Язык культуры – это некая универсальная форма осмысления реальности, способствующая организации новых и уже существующих понятий, образов, представлений.

Содержание темы.

Семиотика культуры. Общественная культура как носитель социальной информации. Знаковые системы. Представители тартусско-московской семиотической школы о языке культуры. Типы знаковых систем культуры. Язык культуры как средство коммуникации, хранения и трансляции культуры.

Культурная картина мира как система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в этом мире. Важнейшие компоненты картины мира. Культурный архетип (определение, содержание, формирование). Универсальные культурные архетипы и этнические культурные архетипы.

Культурные ценности и нормы. Культурная ментальность.

Цель занятия– раскрыть значения понятия «ценность» как важнейшего компонента человеческой культуры.

Содержание темы.

Аксиология как особое направление философии. Роль ценностей в культурной деятельности человека. Ценность и стоимость. Зависимость ценности объекта от его свойств и отношения к нему человека. Ценность и полезность. Ценность и истина.

Виды ценностей. Классификация.

Влияние субкультуры и природных особенностей на систему ценностных ориентаций человека.

Социокультурные нормы. Главные механизмы социального контроля: общественное мнение (неофициальный контроль) и административное управление (официальный). Определение общекультурных, групповых и ролевых норм.

Ментальное поле культуры. Культурный потенциал как важная составляющая культурной деятельности. Формирование ментального поля культуры. Виды и уровни ментальности.

Социодинамика культуры.

Цель занятия –раскрыть характер и функции динамических процессов в культуре.

Содержание темы.

Социодинамика культуры. Определение понятия. Ритм и темп социокультурных изменений. Книга М.Ю. Лотмана «Культура и взрыв».

Циклические модели социокультурных изменений: циклические (круговая и волновая), эволюционная, синергетическая и др.

  1. Циклическая повторяемость как закон биологического существования. Взгляды греческих философов на развитие культур. Теория круговорота в истории Дж. Вико.
  2. Идея цикличности развития культуры в трудах Н.Я. Данилевского о «культурно-исторически- типах», в концепции О. Шпенглера, в теории круговорота «локальных цивилизаций» А. Тойнби, теории «этногенеза» Л.Н. Гумилева.
  3. Циклическая динамика хозяйственно-экономической системы.

Теория волнообразной социокультурной динамики П. Сорокина. Типы мироощущения и мировоззрения, характеризующие разные формы культур (идеациональный и чувственный, идеалистический и эклектический).

Эволюционные модели развития культуры (однолинейная и многолинейная).

Синергетическая модель развития культуры.

Межкультурная коммуникация и диалог культур.

Цель занятия –раскрыть значение и характер межкультурных взаимовлияний.

Содержание темы.

Понятие «коммуникация» в рамках культурологии. Подходы к изучению процессов коммуникации. Концепции технологического детерминизма.

Процессы интеграции, ассимиляции, аккультурации в культурно-коммуникативном ракурсе.

Формы внутрикультурной и межкультурной интеграции. Компоненты ассимиляции.

Американская и европейская культурантропология о понятии «аккультурация».

Социокультурная коммуникация. Ее виды (инновационная, ориентационная, стимуляционная, корреляционная).

Диалог культур.

Культурные традиции и инновации.

Раздел 3. Типология культур.

Традиционная и инновационная культуры.

Цель занятия –раскрыть различие феноменологического и типологического описания культур.

Содержание темы.

Проблема типологии культур. Варианты типологии.

Традиционные и инновационные культуры. Признаки традиционной культуры. Условия сохранения традиций. Религиозно-мифологические представления как необходимый компонент традиционной культуры. Ксенофобия.

Проявление личностного начала в инновационной культуре.

Особый тип мышления в инновационной и традиционной культурах (инверсивная, медиативная). Движение культур от традиционных форм к инновационным.

Классификация культур по Маргарет Мид: постфигуративная, кофигуративная, префигуративная культуры.

Ю. Лотман: семиотические типы культур.

Субкультура и контркультура. Массовая и элитарная культура.

Цель занятия –раскрыть многообразие субкультурных проявлений.

Содержание темы.

Субкультура как подсистема целостной системы. Первые научные высказывания о дробности культурного целого (И. Гердер, Ф. Ницше). Виды субкультур. Соотношение понятий субкультура и контркультура.

Массовая и элитарная культуры. Истоки массовой культуры. Массовое сознание. Разработка понятий «масса», «массовое сознание» в трудах Ф. Ницше, Х. Ортега-и- Гассета. Философские и экономические предпосылки возникновения и распространения массовой культуры. Элитарная культура как антипод массовой.

Наши рекомендации