Лекция 3 по культурологии. Языки культуры. Культура как система знаков

Лекция 4 по культурологии. Социодинамика культуры.

Динамика культуры- развитие, изменение культуры во времени и пространстве. Культура никогда не остается неподвижной: возникает, развивается, передается поколениям, деградирует (переживает упадок).

Впервые термин ввел американский социолог Питирим Сорокин в книге Социальная и культурная динамика”.

Динамика культуры невозможна без закономерных изменений общества.

Спектр социально-культурной динамики составляют:

  • прогрессивность и регрессивность культуры;
  • характер изменений – революционный или эволюционный;

Исследуя эти процессы ученые ищут ответы на вопросы: Почему мир меняется? Можно ли руководить этимиизменениями? Каковы скорость и направление изменений в обществе?

Проблемы социального культурного развития группируются вокруг 3 глобальных направлений:

  • идеи цикличности цивилизационного процесса;
  • идеи критического эволюционизма, актуальных, социальных синергетических подходов;
  • идеи цикличности исторического процесса -

- рассматривали следующие исследователи: Н.Я. Данилевский, О. Шпендлер, Л.Н. Гумилев, Ю. Яковец.

Сторонниками критического эволюционизма были Ч. Спенсер, Э. Тайлор, Д. Гексль – они выделяли 3 типа эволюционных концепций:

1. однолинейная

2. универсальная

3. многолинейная

Синергетический подход связан с концепцией А. Назаритян, утверждающего, что растущий технологический, потенциал делает социальную систему более независимой от внешних колебаний.

Анализируя способность социума реагировать на внешние и внутренние колебания, можно вывести интегральную формулу соиальной устойчивость.

Прогресс культуры, её динамичность, связаны с увеличением внутреннего разнообразия культурной системы.

Кризис- обязательный, закономерный этап в развитии культуры. Она не может обрести всей полноты без преодоления возникающих внутренних противоречий. Сущность кризиса - переоценка и перестановка слагаемых духовно-смыслового ядра культуры. Кризис может парализовать культурную динамику, вызвать болезненный процесс или привести к краху культуры в её прежнем облике. Однако, кризис нередко сопряжён с самоопределением культуры, с обнаружением её потенциала, возможности внутреннего развития. Вот почему, как свидетельствует мировая практика, рождению новой культуры зачастую предшествуют кризисные явления.

Культурную динамику описывает ряд следующих понятий:

  • прогресс культуры – сумма позитивных изменений превышает негативные;
  • социальный прогресс – глобальный процесс восхождения от дикости к цивилизации. Социальный прогресс имеет постепенный (реформистский) и скачкообразный (раволюционный) виды.
  • реформа – частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизнедеятельности, не затрагивающее основ существующего социального строя.
  • революция – это комплексное изменение большинства сторон общественной жизни. Революция носит не только социально-политический характер, но и научный, религиозный, управленческий, технический, экономический. Культурогенез означает процесс возникновения, становления культуры.

Лекция 3 по культурологии. Языки культуры. Культура как система знаков.

Культура имеет свой язык, искусственно созданный человеком. Система знаков передает не сам предмет, а как человек осознает, различает его. Между реальным миром и языком культуры стоит мышление. Эту сферу рассматривает семиотика. Семиотика – наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе, природе или самом человеке.

Немецкий философ Эрнст Кассирер (1874 – 1945) рассматривал культуру, как синтез разнообразных символов (язык, письменность, искусство, наука). Человек создает искусственный мир, реальности обозначает симовлами, поэтому Кассирер называл человека “Символическим животным”, вместо традиционного “мыслящего животного”.

Советский литератор, искусствовед Ю.М. Лотман (1922-1993) ввел понятие семиосферы, универсального семиотического пространства, существующего по определенным закономерностям.

Семиотическое поле культуры включает языки, знаки, символы, культурные коды и культурные тексты.

Язык – универсальная форма осмысления реальности. Язык является социальным средством хранения и передачи информации, основным средством общения. Он реализуется и существует в речи.

Язык культуры – средство, знаки, формы, символы, которые помогают людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры.

Языки культуры:

  1. Естественный – метод познания и коммуникации (английский, русский и т.д.)
  2. Искусственный – языки науки (программирование и др.)
  3. Вторичный – коммуникационные структуры (миф, религия, искусство)

Естественный язык оперирует словами.

Искусственный язык оперирует символами.

Вторичный язык оперирует образами.

Знак – материальный предмет, явление, событие, выступающий в качестве объективного заместителя другого предмета, свойства или отношения, и используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации.

Символ – то, что служит условным знаком какого-либо понятия, идеи, явления.

Культурный код – механизм хранения, отражения, передачи, усвоения культуры, общения людей.

Культурный текст – в культурологии понимается не только как письменное сообщение, а любой материальный или духовный объект (произведение искусства, вещь, обычай), рассматриваемый как носитель информации, через который человек постигает ценность объекта, прочитывает определенное культурное сообщение. Восприятие (понимание) культурного текста зависит от мировоззрения, знаний.

Герменевтика (в переводе с древнегреческого – интерпретация) – искусство истолкования культурных текстов. Зародилась в античности.

Наши рекомендации