Подход военных психологов
Согласно ему, личность — это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими и социально психологическими особенностями.
В зарубежной психологии существуют разные подходы к пониманию и происхождению личности.
Социогенетический подходстарается объяснить особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми.
Так, согласно теории социализации, человек, рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни.
Другая теория в рамках этого подхода, теория научения, считает жизнь личности, ее отношения результатом подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков (Э. Торндайк, Б. Скинер и др.).
Теория ролей, в свою очередь, исходит из того, что общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми (У. Доллард, К. Левин и др.).
В итоге каждая из этих теорий объясняет социальное поведение личности, исходя из замкнутых в себе свойств среды, к которой человек вынужден как-то приспосабливаться. При этом совсем не учитываются объективные, общественно-исторические условия жизни человека.
Биогенетический подход ставит в основу развития личности биологические процессы созревания организма.
Так, С. Холл считал, что развитие личности воспроизводит в свернутом виде такие стадии развития общества, как собирательство, охота и т.д.
Другой вариант биогенетического подхода разрабатывал Э. Кречмер, выводя типы личности из особенностей телосложения человека.
Особенно ярко биологизм выступил в трактовке личности 3. Фрейдом, который считал, что все поведение личности обусловлено физиологическими, бессознательными влечениями человека.
Психогенетический подходне отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов.
В рамках этого подхода представители психодинамической ориентации объясняют поведение личности главным образом через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики (Э. Эриксон и др.).
Представители когнитивистской ориентации отдают предпочтение развитию интеллектуально-познавательной сферы психики личности (Ж. Пиаже, Д. Келли и др.).
Ученые, стоящие на позициях персонологической ориентации, акцентируют внимание на развитии личности в целом (Э. Шпрангер, А. Маслоу и др.).
Индивидуально-психологическая сторона личностиотражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний и образований.
Психические процессы — это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.
Психические свойства — это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Различают следующие свойства личности направленность, темперамент, характер и способности
Психические состояния —это уровень работоспособности и качества функционирования психики личности в каждый данный момент времени
Психические образования — это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений
Мировоззренческая сторона личностиотражает общественно значимые ее качества и особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе
Мировоззрение личности — это сложившаяся у нее система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде интересов, отношении, позиций.
Моральный облик личности — это система ее представлений о морали, отражающая наличие у нее твердых устоев и определяющая ее действия и поведение в обществе
Нравственный облик личности — это устойчивая система ее взглядов на нормы отношений людей в обществе и их достойное взаимодействие
Социально-психологическая сторона личностиотражает основные ее качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей
Отношение к другим людям —совокупность проявлений индивидуально- и социально-психологических качеств личности, отражающих типичное ее поведение в общении и взаимодействии с другими людьми
Социальные роли личности — типичные способы поведения личности, обусловливаемые ее индивидуально- и социально-психологическими особенностями, позволяющими завоевывать определенный авторитет и доверие со стороны других людей
Социальные позиции личности — взгляды, убеждения и представления личности, реализуемые и отстаиваемые ею в отношениях с другими людьми
Социальные установки личности — ее настроенность на определенное отношение к обществу и другим людям.
Человек— это общественное существо, неразрывно связанное с социальной средой, в которой он живет и без которой не может существовать. Все необходимое он получает от общества в результате своей целенаправленной деятельности, руководствуясь при этом определенными целями и задачами
Деятельность человека, его поступки в обществе всегда субъективно определены, выражают все то, что требует у него своего удовлетворения В них также проявляются и свойственные личности отношения, сложившиеся в процессе жизни и воспитания, т е характерные для нее отношения к обще ству в целом и к своей деятельности, поведению в данной социальной среде в частности
Направленность как раз и выражает в интегрированном виде многие из указанных выше особенностей личности В ней фокусируется основной смысл ее действий и поведения
Направленность личности — это такое ее психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности
Потребности личности — это испытываемая ею нужда в чем-либо.
Мотивы личности — это те внутренние силы, которые связаны с потребностями и побуждают ее к определенной деятельности.
Мировоззрение личности — это сложившаяся у нее система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, ставших ее внутренним достоянием и отложившихся в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций
Установки личности — это ее внутренняя настроенность на осуществление той или иной деятельности или торможение собственной активности.
Установки имеют важное функциональное значение они выступают в качестве состояний готовности, позволяющих личности эффективнее выполнять определенную деятельность Их основные функции: 1) определять устойчивый характер протекания деятельности, 2) освобождать личность от принятия решений и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных ситуациях
Цели — это наиболее значимые для личности предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо ее жизни и деятельности. Цели реализуют потребности личности и выступают в качестве образов конечного результата деятельности.
Каждый живой организм, для того чтобы жить, нуждается в определенных условиях и средствах, доставляемых ему внешней средой Человек, как и другие живые существа, нуждается для своего существования и деятельности в определенных условиях и средствах Он должен иметь общение с внешним миром, индивидами другого пола, пищу, книги, развлечения и т. д.
Потребности— это испытываемая личностью нужда в чем-либо
В отличие от потребностей животных, носящих более или менее стабильный характер и ограниченных в основном биологическими нуждами, потребности человека все время множатся и изменяются в течение его жизни человеческое общество создает для своих членов все новые и новые потребности, которые отсутствовали у предыдущих поколений.
Немалую роль в этом постоянном обновлении потребностей играет общественное производство изготовляя все новые и новые предметы потребления, оно тем самым создает и вызывает к жизни все новые потребности людей
Характерными особенностями потребностей являются:
1) конкретный содержательный характер потребности, связанной обычно или с предметом, которым стремятся обладать люди, или с какой-либо деятельностью, которая должна доставить человеку удовлетворение ( например, определенная работа, игра и т. п. );
2) более или менее ясное осознание данной потребности, сопровождаемое характерными эмоциональными состояниями (привлекательность объекта, связанного с данной потребностью, неудовольствие и даже страдание от неудовлетворения потребности и т п ),
3) наличие часто слабо осознаваемого, но всегда присутствующего эмоционально-волевого состояния, ориентирующего на поиск возможных путей удовлетворения потребностей,
4) ослабление, а иногда и полное исчезновение этих состояний, а в не которых случаях даже превращение их в противоположные состояния при удовлетворении потребностей (например, чувство отвращения при виде пищи в состоянии пресыщения),
5) повторное возникновение потребности, когда нужда, лежащая в основе ее, вновь дает о себе знать
Потребности человека многообразны. Обычно их делят на материальные — потребности в пище, одежде, жилище, тепле и др. и духовные, связанные с общественным существованием человека, — потребности
в общественной деятельности, труде, общении друг с другом, приобретении знаний, изучении наук и искусств, творчестве и т. п. , а также социальные, связанные с распределением ролей в обществе, группах.
Мотивы— это те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности
Мотивы — это осознанные, осмысленные и прочувствованные потребности
Мотивы многообразны. Но обычно их подразделяют на низшие (биологические) и высшие (социальные) .
Биологические мотивы — это влечения, желания, хотения человека, обычно отражающие его физиологические потребности
Социальные мотивы — это интересы, идеалы, убеждения личности, которые играют гораздо более значитель ную роль в ее жизни
Физиологические основы мотивацииПотребности, перерастая в мотивацию, активизируют центральную нервную систему и другие потенциалы организма
Мотивация, в свою очередь, активизирует работу соответствующих функциональных систем, прежде всего афферентный синтез и акцептор результатов действия
Мотивация создает особое состояние функциональной системы — предпусковую интеграцию, которая обеспечивает готовность организма к выполнению соответствующей деятельности
Под его влиянием происходит возбуждение (повышение) тонуса симпатической нервной системы, в результате чего усиливаются вегетативные реакции и возрастает собственно поисковая активность организма человека.
Кроме того, возникают субъективные эмоциональные переживания, которые имеют преимущественно негативный оттенок до тех пор, пока не будет удовлетворена соответствующая потребность
Все перечисленное создает условия для оптимального достижения желаемого
В силу своего многообразия разные потребности нередко сосуществуют одновременно, побуждая человека к разным действиям. Поэтому в осуществлении нужного действия играет роль доминирующее мотивационное возбуждение. Согласно принципу доминанты, сформулированному А. А. Ухтомским, в каждый данный момент времени превалирует та мотивация, в основе которой лежит наиболее важная потребность.
Доминирующее мотивационное возбуждение, побуждающее к определенному целенаправленному поведению, сохраняется до тех пор, пока вызвавшая его потребность не будет удовлетворена
Кроме того, возбуждение мотивационных подкорковых центров, возникнув, как бы накапливается до критического уровня, после которого клетки начинают посылать определенные разряды и сохраняют такую активность до удовлетворения потребности. В этом и проявляются нейронные механизмы мотивации.
Потребности испытываются человеком двояко с одной стороны, как своеобразные переживания действительных нужд, неотложно требующих своего удовлетворения, с другой стороны, как осознание потребностей в форме тех или иных представлений. Такое осознание потребностей явилось условием формирования интересов как качественно особых мотивов личности
Интересы — это мотивы личности, выражающие ее специальную направленность на познание определенных явлений окружающей жизни и определяющую вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к определенным выдам деятельности
Интересы, на которые личность распространяет свое познание, охватывая все стороны жизни личности, все виды деятельности, могут быть очень разнообразными Прежде всего они отличаются по своему содержанию, относясь к различным областям познания и деятельности интерес к математике, химии, истории, литературе, интересы технические, конструкторские, научные, спортивные, музыкальные, общественные (к жизни общества) и др.
Кроме того, интересы делятся на виды в зависимости, от качественных психологических характеристик, отображенных на схеме, которые не нуждаются в развернутом объяснении.
Количество объектов (предметов, явлений, видов деятельности), вызывающих интерес человека, характеризует объем интересов, указывающий обычно на духовное богатство и многосторонность развития личности.
Однако из множества интересов должен быть выделен центральный интерес, наиболее увлекающий личность, или ведущие интересы в отдельных видах ее деятельности трудовой, учебной, научной, общественной и развлекательной (досуг).
Особенностями интересов являются:
1 Активизация не только познавательных процессов, но и творческих побудительных усилий человека в различных областях деятельности
2 Большая, чем обычно, конкретизация целей и операций деятельности
3 Расширение и углубление знаний человека в данной специальной области и развитие у него соответствующих практических навыков и умений
4 Своеобразное эмоциональное удовлетворение, побуждающее к длительному занятию соответствующей деятельностью.
Интересы должны направленно формироваться. Прежде всего для этого необходимо показывать значимость информации, получаемой от объекта интереса, для познания самого объекта и получения знаний, важных и необходимых в деятельности личности.
Типы высшей нервной деятельности | Характеристика нервных процессов возбуждения и торможения | Вид темперамента | ||
по силе | по уравновешенности | по подвижности | ||
Сильный | Сильный | Уравновешенный | Подвижный | Сангвинический |
Безудержный | Сильный | Неуравновешенный | Подвижный | Холерический |
Инертный | Сильный | Уравновешенный | Малоподвижный | Флегматический |
Слабый | Слабый | Неуравновешенный | Малоподвижный | Меланхолический |
Темперамент — это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов.
Темперамент отражает динамические характеристики деятельности и поведения человека, что выражается не столько в их конечном результате, сколько в их течении.
И.П. Павлов считал, что темперамент — это генотип, т.е. прирожденная, природная особенность нервной системы.
Высшая нервная деятельность характеризуется различным соотношением двух основных процессов: возбуждения и торможения.
Возбуждение — это функциональная активность нервных клеток и центров коры головного мозга.
Торможение — это затухание активности нервных клеток и центров коры головного мозга.
Нервные процессы возбуждения и торможения характеризуются силой, уравновешенностью и подвижностью.
Сила нервных процессов характеризует нервную систему человека с точки зрения способности выдерживать влияние раздражителей внешней среды.
Уравновешенность нервных процессов указывает на особенности соотношения процессов возбуждения и торможения у человека.
Подвижность нервных процессов показывает способность возбуждения и торможения быстро сменяться одно другим.
Различные сочетания этих показателей присущи различным типам ВНД человека.
И.П. Павлов выделял четыре ярко выраженных типа ВНД и в соответствии с этим четыре вида темперамента.
1. Сильный. У человека, которому он свойствен, процессы возбуждения и торможения сильные. Между ними существует равновесие. Этому типу ВНД соответствует сангвинический темперамент.
2. Безудержный. Возбуждение и торможение очень сильные и подвижные. Однако эти процессы не уравновешены. Этому типу ВНД соответствует холерический темперамент.
3. Инертный. Процессы возбуждения и торможения сильные, уравновешенные, но малоподвижные. Этому типу ВНД соответствует флегматический темперамент.
4. Слабый. Процессы возбуждения и торможения протекают слабо. Они малоподвижны, не уравновешены. Этот тип ВНД соответствует меланхолическому темпераменту.
Сангвиникобычно находится в приподнятом расположении духа, отличается быстрым и эффективным мышлением, большой работоспособностью Он активно и легко приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен Чувства у сангвиника легко возникают и сменяются Его мимика богатая, подвижная, выразительная При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности у сангвиника в то же время могут вырабатываться поверхностность и непостоянство
Холерик .Действия холерика резки, порывисты Он отличается повышенной впечатлительностью, возбуди-
мостью, большой эмоциональностью Часто выглядит самонадеянным, высокомерным Без труда дающееся сангвинику чувство душевного равновесия холерику совершенно незнакомо он обретает покой только в самой напряженной деятельности Проявление холерического темперамента в значительной мере зависит от направленности личности У людей с общественными интересами она проявляется в инициативности, энергии, принципиальности Там, где нет богатства духовной жизни, холерический темперамент часто проявляется отрицательно в раздражительности, эффективности
Флегматик.Флегматику, как правило, совершенно чужда тревога Его обычные состояния — спокойствие, тихая удовлетворенность окружающим Новые формы поведения у флегматика вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обычно флегматик ровен и спокоен, он редко выходит из себя, не склонен к аффектам. В зависимости от условий в одних случаях у флегматика могут сформироваться положительные черты выдержка, глубина мыслей и т.д., в других — вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.
Меланхолик.Меланхолика отличают стесненность в движениях, колебания и осторожность в решениях . Его реакция часто не соответствует силе раздражителя, особенно активно у него внешнее торможение. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию. В нормальных условиях жизни меланхолик — человек глубокий, содержательный. При неблагоприятных условиях меланхолик может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного человека.
Сангвиники и флегматики являются достаточно уравновешенными в отношениях с другими людьми, редко идут на межличностную конфронтацию, трезво оценивают свое место и роль в групповых и социальных процессах. В отличие от них холерики являются наиболее конфликтными личностями, вечно выясняющими отношения с другими людьми Они не терпят никакого группового или авторитарного давления со стороны, хотя и проявляют в то же время достаточно большую общительность и социальную активность. Меланхолики же, в свою очередь, малообщительны. Им также свойственны боязнь расширения контактов, болезненное восприятие неудач в социальном общении и взаимодействии
Характер— это психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выра- жающееся в его отношениях к окружающему миру, труду, другим людям, к самому себе.
Характер представляет собой совокупность сравнительно устойчивых и постоянно проявляющихся черт и качеств личности, которые обусловливают особенности его индивидуального и социального поведения и взаимодействия с другими людьми
Знать характер человека —значит знать те существенные его черты, которые с определенной логикой и внутренней последовательностью проявляются в поступках человека
Несмотря на то что характер складывается из множества различных черт, он не является их механической суммой Различные черты, входящие в характер, связаны друг с другом и создают целостную его структуру, которую можно рассмотреть в общепсихологическом и типологическом аспектах, а также в аспекте индивидуальных особенностей.
В структуру характера входят такие взаимосвязанные существенные компоненты, которые являются общими для всех людей.
Структура и содержание характера каждого человека определяются:
а) динамикой воли (способностью человека осуществить свои цели в зависимости от того, слаба или сильна его воля),
б) спецификой проявления эмоций человека и эмоционального фона (например, конфликтного), который сопровождает те и иные его поступки,
в) интеллектуальными особенностями человека,
г) взаимосвязью всех этих компонентов (для структуры характера важно то, насколько они слиты воедино, гармоничны между собой, или же, наоборот, находятся в конфликте, противоречат друг другу)
Характер тесно взаимосвязан с направленностью личности, что проявляется в активном избирательном отношении личности к требованиям реального мира и таким образом оказывает влияние на деятельность человека.
Особенности темперамента также накладывают свой отпечаток на характер и социальное поведение человека Однако то, какая из сторон темперамента (положительная или отрицательная) станет чертой характера, зависит от условий его формирования
Характер формируется под влиянием общественных условий в результате деятельности личности В то же время характер является проявлением целостной личности, поэтому необходимо представлять и ее индивидуальное развитие на протяжении всего жизненного пути.
Специалисты-психологи, а также психотерапевты и медики, руководствуясь классификацией Кречмера, обычно различают следующие категории людей, индивидуальные особенности которых являются результатом влияния телосложения на их характер.
Больше всего у нас того, чего у нас нет
П. Орурк
Пикники — это люди, отличающиеся высокой степенью межличностной контактности и адаптируемости к социальной среде, стремлением строить определенным образом отношения с окружающими, что позволяет им, не входя в серьезные конфликты с последними, отстаивать свои интересы и пристрастия Они, как правило, не преследуют цели завоевать повышенный авторитет, но в то же время достаточно легко защищают собственные позиции, «не теряя своего лица» и не испытывая больших переживаний
Атлетики — это очень общительные и социально активные люди, которые стремятся быть в центре внимания и завоевывать доминирующие позиции среди сослуживцев, часто отличаются кипучей экспрессивностью у них может проявляться стремление как к положительным, так и к отрицательным социальным достижениям, которое нередко воспринимается в штыки другими людьми, поскольку не всем и не всегда нравится их импульсивная и превалирующая над чужими интересами неконтролируемая активность
Астеники — это обычно малообщительные, сдержанные в сотрудничестве с другими людьми личности, осторожные в активных взаимоотношениях в группе, очень чувствительные к изменению своего статуса или социального положения, страдающие клаустрофобией Они, как правило, незаметно для окружающих стремятся завоевать себе общественное признание и никогда никому не позволяют его принижать, болезненно реагируют на любые попытки такою рода.
Конечно, эта классификация не совершенна и не отражает всех индивидуально- и социально-психологических особенностей личности, однако она должна приниматься во внимание в интересах повышения эффективности взаимодействия, взаимоотношений и общения с другими людьми.
Демонстративный тип людей. Для его представителей свойственны стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой (скандалами, имитацией болезней, хвастовством, необычными увлечениями, ложью), конфронтационное поведение, подозрительность, излишняя межличностная агрессивность и т д , являющиеся причиной их вечного противостояния по отношению к другим людям и вызывающие ярко выраженную нелюбовь со стороны последних.
Педантичный тип. Для его представителей характерны повышенная социальная ригидность, постоянная направленность личных пристрастий и ориентации на то, что они делают, слабая способность корректировать свое общественное поведение, добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах и в проявлении чувств В то же время им присущи и формализм, «крючкотворство», «занудливость», стремление переложить принятие важного решения на других, навязчивость
«Застревающий» тип Для его представителей обычно свойственны чрезмерная стойкость сильных эмоциональных переживаний, склонность к формированию сверхценных идей, завышенная самооценка своей личности по сравнению с другими людьми
Представителям возбудимого типа обычно свойственны повышенная социальная импульсивность, ослабленный контроль за своими эмоциями и действиями, что приводит к конфликтам и трудностям в общении с другими людьми, повышенная раздражительность, несдержанность, но возможны и льстивость с услужливостью (как результат социальной маскировки).
Для представителей интравертивного типа характерны: малая общительность и замкнутость, стремление держаться в стороне от всех и вступать в общение лишь в случае необходимости, погруженность в себя, в свои собственные мысли, повышенная ранимость, эмоциональная холодность и слабая привязанность даже к близким людям.
Представители гипертимического типа имеют личностные характеристики, почти полностью совпадающие с особенностями пикников .
Среди представителей тревожно-боязливого типа обычно встречаются люди, слишком переоценивающие вероятность появления опасности со стороны социального окружения, имеющие склонность к излишним социальным переживаниям, робости и пугливости
Индивидуально- и социально-психологические особенности представителей циклотимического типа людей, как правило, совпадают с характеристиками холериков.
Аффективно-экзальтированный тип характерен для людей со своеобразно акцентированным переживанием тревоги и счастья, частой сменой настроений Они очень энергичны, самостоятельны, стремятся к лидерству, риску, авантюрам, не реагирует на замечания, у них отсутствует самокритичность Окружающим в них не нравятся легкомыслие, склонность к аморальным поступкам, несерьезное отношение к возложенным на них обязанностям, излишняя раздражительность
Представителям эмотивного типа свойственны чувствительность к духовным сторонам общественной жизни, неудачам, стремление не выплескивать наружу обиды, а скрывать их в себе.
При равных внешних условиях разные люди будут с неодинаковой степенью эффективности приобретать знания, умения и навыки.
Там, где один человек все «схватывает на лету», другой тратит много времени и сил. Один достигает высшего уровня мастерства, а другой при всем своем старании — лишь определенного среднего уровня
Способности— это психическое свойство личности, отражающее проявления таких ее особенностей, которые позволяют успешно зани жаться и овладевать одним или несколькими видами деятельности
Способности бывают специальные и общие.
Специальные (профессиональные) способности — это возможности к развитию отдельных психических процессов и качеств личности для какого-то конкретного вида деятельности.
Общие способности — это благоприятные возможности развития особенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности Такими общими способностями, например, являются возможности развития у человека находчивости, сообразительности и т. п.
Совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку, составляет одаренность.
Высокая степень одаренности, реаализовнная человеком в определенной области называется талантом.
Талант выражается в чрезвычайно высоком уровне развития качеств и в особом своеобразии проявлений индивидуальных особенностей личности.
Высокая степень одаренности, выражающаяся в результатах, достигнутых одновременно в ряде областей деятельности, называется гениальностью.
Творчество гениального человека имеет для общества историческое и обязательно положительное значение Отличие гения от таланта не столько в степени одаренности, сколько в том, что гений создает эпоху в области своей деятельности.
У каждого человека при рождении формируются определенные предпосылки его способностей — задатки Задатками называются врожденные анатомо-физиологические особенности организма, которые облегчают развитие способностей. Задатки многозначны. На основе одного задатка могут формироваться самые различные способности. Последние определяются окружающей средой, характером тех требований, которые предъявляются к избранной человеком деятельности.Такой, например, задаток, как подвижная нервная система, может способствовать развитию многих способностей в любом виде деятельности, связанной с необходимостью быстро реагировать на смену ситуаций, активно перестраиваться на новые действия, менять темп и ритм работы и др.
Социализация личности— это аккумулирование ею в процессе жизни и деятельности опыта социаль -ного развития и поведения, накопленного человечеством и передаваемого через посредство воспитания и обучения, ролевого освоения окружающего мира и общества
Макрофакторы— это социальные и природные детерминанты социализации и развития личности, обусловленные ее проживанием в составе больших социальных общностей
Страна, государство (в обыден ном понимании — синонимы) — понятия, принятые для выделения людей, проживающих в определенных территориально-администативных границах и объединенных между собой в силу исторических, социально экономических, политических и психологических причин. Специфика развития страны государства определяет важнейшие особенности социализации населения, особенно молодежи
Понятие общество (в обыденном понимании — синоним государства) — в педагогике и других науках используется для характеристики социальных условий формирования и развития личности.
Культура — система духовных форм обеспечения жизнедеятельности и социализации людей Она охватывает все стороны жизни человека — биологическую (еда, сон, отдых, половой акт, естественные отправления нужды в чем либо), производственную (создание средств материального жизнеобеспече ния — орудии труда, пищи, одежды, жилищ), духовную (язык и речевая деятельность, мировоззрение, эстетическая деятельность и др.), социальную (коммуникация, социальные отношения).
Мезофакторы— это детерминанты социализации личности, обусловленные ее проживанием в составе общ ностей средней величины
Этнос (нация) — исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком, общими относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также общим самосознанием (сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований), зафиксированным в самоназвании
Региональные условия — условия, характерные для социализации людей, проживающих в той или иной части страны, государства, имеющей свои отличительные особенности (единую социально экономическую систему, общее историческое прошлое, культурное и социальное своеобразие)
Тип поселения — село, поселок, город, область, в силу определенных причин придающие своеобразие социализации людей, в них проживающих
Средства массовой коммуникации — технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т. п. ) на количественно большие аудитории
Микрофакторы— детерминанты социализации личности, относящиеся к воспитанию и обучению людей в малых группах (семье, трудовом коллективе, религиозной организации или учебном заведении).
Социализация — не прямой результат того, что человек видит и слышит. Человек может видеть — одно, слышать — другое, говорить — третье, думать — четвертое. Содержание социализации определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний, реализующихся через определенные механизмы, а с другой — отношением индивида ко всему этому.
Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского, профессионального). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов
Институциональный механизм социализации действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества, с различными организациями, как специально созданными для социализации, так и реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации)
Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры Под субкультурой в общем виде понимается тот комплекс ценностей, норм, морально-психологических черт и поведенческих проявлений, которые типичны для людей определенного возраста или конкретного профессионально-культурного слоя, создающего в целом конкретный стиль жизни той или иной возрастной, профессиональной
или социальной группы
Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами и представляет собой психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии и идентификации. Значимыми лицами могут быть родители, любимый учитель, уважаемый взрослый, сослуживец, друг-сверстник своего или противоположного пола.
Рефлексивный механизм социализации связан с внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, сверстникам, значимым лицам и т. д.
Рефлексия — механизм взаимопонимания, т.е. осмысления человеком того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на других людей. С помощью рефлексии человек может формироваться и измепяться в результате осознания и переживания им той реальности, в ко торой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.
Социализация каждого человека осуществляется не только с помощью всех названных механизмов, но и конкретных средств.
Методы вскармливания младенцев и ухода за ними, как считают этнологи, культурологи и психологи, закладывают основу формирования у взрослого человека особого отношения к себе, другим людям, развивают определенные организованность, дисциплинированность, ответственность.
Методы психологического воздействия в семье, группах сверстникое, профессиональных организациях обеспечивают развитие у каждого человека устойчивых представлений о нормах и правилах взаимоотношений людей, традициях взаимопомощи и взаимодействия.
Общение, понимание, деятельность в целом обеспечивают последовательное приобщение человека к многочисленным видам отношений в различных сферах его жизни. В ходе них формируется стиль отношений и деятельности личности, закрепляется стратегия и тактика ее поведения в обществе.