Упражнение 2
«Оценка эффективности команды по качественным показателям»
Задание
1. Ознакомьтесь с тестом «Характеристики эффективной команды».
2. Оцените команду, к которой принадлежите, по названным в тесте характеристикам. Сравните каждый пункт с состоянием дел в вашей команде и поставьте соответствующее количество баллов в ячейке:
1 балл — утверждение не соответствует истине;
2 балла — соответствует в минимальной степени;
3 балла — соответствует в немалой степени;
4 балла — соответствует в значительной степени;
5 баллов — соответствует полностью.
3. Просуммируйте поставленные баллы. Чем ближе полученная сумма к 175 баллам, тем более эффективной (по качественным показателям) является ваша команда.
Глава 1
Предназначение эффективной команды менеджера
Тест «Характеристики эффективной команды»
Баллы | |
Предназначение и ценности | |
1. Команда следует предназначению своего существования. Члены команды знают, в чем заключается работа команды, и понимают, почему она важна. | |
2. Общие ценности и нормы содействуют цельности команды и сотрудничеству в ней. | |
3. Конкретные цели команды ясны, достаточно трудны, согласованны и соответствуют ее предназначению. | |
4. Стратегии достижения целей ясны и согласованны. | |
5. Ясны индивидуальные роли и понятна их связь с предназначением и целями команды. | |
Результативность | |
6. Команда постоянно добивается значительных результатов; всякое дело доводится до конца. | |
7. Команда придерживается высоких стандартов производительности и качества. | |
8. Команда учится на ошибках и постоянно совершенствуется. | |
9. Навыки решения проблем и принятия решений помогают преодолевать трудности и способствуют творчеству. | |
10. Команда по мере надобности координирует свои усилия с другими командами, с поставщиками и потребителями. |
Оценка и признание | |
11. Индивидуальные и командные достижения оцениваются по заслугам руководителями и членами команды. | |
12. Члены команды считают свои личные достижения вкладом в общее дело. | |
13. Вклад команды в дело всей организации признается иценится последней. | |
14. Члены команды чувствуют, что их высоко ценят в коллективе. | |
15. Команда отмечает успехи и важные вехи в своем развитии. | |
Дееспособность | |
16. Общие ценности и нормы поведения стимулируют инициативу, активное участие и творчество. | |
17. Команде доступна вся необходимая для работы деловая и иная информация. | |
18. Команда в разумных пределах обладает полномочиями принимать решения и действовать. | |
19. Для поддержки развития коллектива и повышения квалификации его членов им доступна вся имеющаяся в организации материальная база. | |
20. Команда содействует непрерывному росту и развитию всех своих членов. | |
Удовл етворение | |
21. Члены команды уверены в себе, полны энтузиазма в отношении деятельности команды и всей душой стремятся к успеху. |
Глава 1
Предназначение эффективной команды менеджера
22. Команда поощряет как трудолюбие, так и общие развлечения. | |
23. Члены команды гордятся ее работой. | |
24. Среди членов команды сильны доверие и коллективизм. | |
25. Члены команды заботятся друг о друге и помогают друг другу. | |
Коллективизм | |
26. Поощряются и учитываются различные идеи, мнения, чувства и взгляды всех членов команды. | |
27. Члены команды внимательно прислушиваются к своим коллегам для того, чтобы понять, а не вынести осуждение. | |
28. Методы преодоления конфликтов и нахождения точек соприкосновения всем понятны. | |
29. Уважаются культурные и физические различия, включающие расу, национальную принадлежность, пол, возраст и т. д. | |
30. Честная и заботливая обратная связь помогает членам команды осознавать свои сильные и слабые стороны. | |
Творческий подход | |
31. Члены команды делят ответственность за развитие команды, а также руководство ею. | |
32. Преодолевая трудности, команда использует уникальные таланты и способности своих членов. | |
33. Члены команды при необходимости изменяют командный стиль поведения на поддерживающий, и обратно. |
34. Команда постоянно изучает новые формы деятельности и адаптируется к переменам 35. Готовность к просчитанному риску поощряется. Ошибки воспринимаются как благоприятная возможность на них учиться. | |
В свою очередь, характеристики и признаки неэффективной команды также хорошо известны:
1. Нечеткость целей. Может быть, руководитель говорил об этом в самом начале, но нет признаков того, что команда поняла эти цели. Если нет ясного видения целей и задач, то отдельные члены команды не могут внести свой вклад в общий успех. Более того, возможно, что некоторые участники преследуют личные цели, которые стараются достигнуть в команде, и эти цели в значительной степени противоречат целям других участников, команды и организации в целом.
2. Неограниченное господство лидера. Лидер команды занимает определенно руководящую позицию: выступает в качестве судьи, критикуя мнения других членов команды, отвергает без всяких аргументов представленные кем-то идеи, всячески подавляет другие мнения и инакомыслие.
3. Воюющие подгруппы. В команде имеет место разделение на клики и подгруппы, между которыми существует ярко выраженное противостояние. Разработка и принятие любого совместного решения оборачивается настоящей войной. Иногда одна из подгрупп может быть настолько агрессивна, что
Глава 1
Предназначение эффективной команды менеджера
члены другой просто подчиняются ей, молчат и не высказывают своих мыслей, чтобы сохранить мир и возможность продолжать работу.
4. Ограниченная коммуникация. Члены команды склонны умалчивать о своей деятельности, скрывать свои взгляды, в связи с чем важные вопросы остаются невысказанными, теряется много энергии, усилий и творчества. Многие участники команды высказываются только для того, чтобы произвести впечатление или оказать воздействие на кого-то.
5. Равнодушие и отрицательное отношение друг к другу. Люди жалуются, что у них идет постоянная грызня. В отношениях имеет место напряженность, раздражительность, недоверие, злость, враждебность, личная ненависть. Люди не слушают друг друга.
Английский ученый Дуглас МакГрегор объясняет возможность существования неэффективных команд следующими причинами [34, с. 82]:
1. Люди мало чего ждут от работы в команде. Опыт эффективной работы в команде у них невелик, и поэтому они не представляют себе того хорошего, что это может дать.
2. Очень немногие знают что-либо о факторах, влияющих на эффективную деятельность в команде.
3. Неправильное представление о том, что эффективность команды зависит только от ее руководителя. В действительности ключ к эффективности — это способности всех членов команды, а также критический анализ ими своей деятельности.
1.3. Цели формирования команды
Чтобы понять, зачем организации нужна команда, следует идти от противного. То есть выяснить, что произойдет, если в организации команды нет. Во многих случаях ответить на этот вопрос можно лаконично — ничего. То есть дела в организации будут идти своим чередом, как и прежде [16].
Формирование команды является одной из управленческих технологий, которая дает какие-либо результаты только в том случае, если применяется в соответствующее время и в соответствующих условиях.
В целом, можно выделить следующие возможные выгоды для организации, связанные с переходом на командные методы управления:
1. Освобождение руководителя от выполнения значительного числа оперативных функций, которые могут быть организационно отделены от управленческих задач.
Очевидно, что современные организации наделяют руководителей различных уровней ответственностью за более широкий круг задач, чем тот, с которым они могли бы справиться лично. Чтобы нести эту ответственность, руководитель может применить командный менеджмент.
Командный менеджмент, то есть менеджмент, который осуществляется посредством создания и функционирования команды, основан на перераспределении ответственности и делегировании пол-
Глава 1
Предназначение эффективной команды менеджера
номочий. Передавая часть ответственности и полномочий членам команды, руководитель концентрируется на выполнении двух ролей.
Первая из них — роль стратега. У руководителя появляется возможность заняться стратегической управлением фирмой: определением и постановка целей деятельности, оценкой перспектив, налаживанием новых связей и развитием контактов.
Вторая — роль администратора, предполагающая организацию и обеспечение процесса совместного труда членов команды: подготовка команды, профессиональные консультации, решение проблем, снижающих эффективность труда команды, мотивация и поддержка команды.
2. Повышение качества решения сложных задач.
К сложным относятся:
О Стратегические задачи. Решения по таким задачам принимаются на продолжительный срок в будущем.
□ Межфункциональные задачи. Задачи, решение которых затрагивает несколько или все функции.
□ Задачи, затрагивающие ценностные соображения (этические, социальные, политические и прочие). Решения таких задач предполагают выработку и установление стандартов деятельности и поведения.
□ Уникальные, редкие задачи. Такие задачи связаны с определением общего правила (решения в принципе).
Решение любой из этих задач требует совместной работы определенной группы людей и не под силу отдельно взятому, пусть даже гениальному человеку.
При работе в команде осуществляется групповое обсуждение, которое позволяет опереться на более широкий, чем у одного специалиста, опыт, получить большее количество мнений, глубже и шире анализировать факты — «ум хорошо, а два — лучше».
3. Повышение производительности организации.
Организация является социальной системой, т. е. ее основным действующим элементом является человек.
Известно, что человек имеет устойчивую привязанность к коллективному образу жизни и желание опереться на группу. Следовательно, осознание принадлежности к общему делу и ощущение командного духа в значительной степени являются мотивирующими факторами для повышения производительности труда сотрудников и организации в целом.
Еще в рамках Хоторнских экспериментов (1924-1932 гг.) были сделаны выводы о том, что [21, с. 248-250]:
□ улучшение взаимоотношений между работниками (формирование организованной социальной группы) оказывает положительное влияние на производительность их труда;
□ поведение людей является функцией групповых норм.
Глава 1
Предназначение эффективной команды менеджера
4. Повышение эффективности передачи информации.
Все лица, работающие над общей проблемой или проектом, могут познакомиться с ними, одновременно выслушивают решения и получают инструкции, имея возможность уточнить для себя их детали.
Благодаря этому экономится много времени, а устная речь помогает лучше достичь желаемой цели, чем чтение самым тщательным образом написанной докладной записки.
5. Улучшение координации деятельности персонала.
Команда особенно хороша для соединения специалистов с генералистами при исследовании и устранении межподразделенческих проблем.
Дело в том, что в количественном выражении установить степень, в которой именно создание команды повлияло на изменение каких-либо показателей деятельности организации, достаточно сложно.
Поэтому эффект от формирования команды зачастую определяется качественными оценками. Так, например, по оглашенным Техасским отделением компании IBM данным, внедрение командных методов управления в 1995 г. дало следующие качественные результаты [19, с. 99]:
□ возросли качество и скорость принятия решений;
□ сократился временной цикл создания продукта;
О снизилось количество дефектов;
□ улучшились микроклимат и взаимоотношения в фирме;
□ уменьшилась текучесть кадров;
□ возросла производительность;
П увеличилась согласованность действий;
□ возросло удовлетворение потребителей;
□ выросли доходы.
То есть можно сказать, что внедрение командных методов управления повлияло на изменение названных показателей, но очень сложно установить в какой степени и количественно оценить степень влияния.
В большинстве случаев результаты, получаемые организацией от формирования команды, нельзя оценить по экономическим показателям.
Однако в некоторых случаях это возможно. «Нам не понадобились дополнительные инвестиции. Только за счет организационных перестроек мы увеличили доходность нашего направления в три раза», — эти слова были сказаны руководителем одной из российских компаний через четыре месяца после завершения работы по созданию команды менеджеров [16].
Перечисленные выше положения дают ответ на вопрос «Какой результат может получить организация от создания команды?»
В свою очередь, каждая работающая команда имеет перед собой вполне конкретные цели изанимается решением конкретных задач. Понима-
Глава 1
Предназначение эффективной команды менеджера
ние самими участниками команды смысла ее предназначения, т. е. того, для чего она была создана, является одним из условий успешного функционирования команды.
Ниже дается упражнение, выполнение которого позволит сформулировать задачи команды, участником которой Вы являетесь.
Упражнение 3 «Формулирование задач команды» [31, с. 82]
Цель: сформулировать задачи команды. Сформулированные задачи включают в себя описание основной продукции или услуг команды, а также ее клиентов. Члены команды должны ответить на следующие вопросы:
□ Что мы делаем?
□ Для кого мы это делаем? Время выполнения: 1 час. Участники: члены единой команды. Обстановка: столы и кресла, расставленные в
форме буквы «П». Рабочий материал:
□ Стенд для плакатов, ватман, скотч.
□ «Бланк для формулирования задач команды» на каждого участника.
□ «Критерии для оценки формулировки задач команды» на каждого участника.
Ход выполнения упражнения: 1. Каждый участник, используя предоставленный рабочий материал — «Бланк для формули-
рования задач команды», — должен написать одно или два предложения с описанием продукции или услуг команды, а также ее клиентов.
2. Один человек записывает все предложенные формулировки на плакате.
3V Команда обсуждает и редактирует написанное до момента, когда все придут к согласию относительно используемых слов.
Примечание: не пытайтесь получить окончательное решение.
4. Каждому участнику раздается материал «Критерии для оценки формулировки задач команды».
5. Команда оценивает и редактирует формулировки в соответствии с заданными критериями.
6. Один из участников берет на себя обязанность по распечатке полученных формулировок и раздаче их остальным участникам.
7. Назначается дата, время и место повторной встречи, до которой каждый член команды должен подумать над полученными формулировками и внести изменения и корректировки, необходимые с его точки зрения.
Допускается вариант, при котором отдельная подгруппа отредактирует предварительные формулировки и представит их на следующей встрече.
8. На следующей встрече участники обсуждают написанное и достигают соглашения относительно окончательного формулирования задач команды.
Глава 1
Предназначение эффективной команды менеджера
Рабочие материалы
Бланк для формулирования задач команды Задачи нашей команды — это:______________
________________________________________
________________________________________
Критерии для оценки формулировки задач команды
1. Согласованность: соответствуют ли задачи команды задачам компании?
2. Краткость: насколько кратка формулировка и насколько она отражает суть?
3. Ясность: легка ли она для понимания?
4. Специфичность: относится ли она к особым характеристикам и специфике команды?
5. Обобщенность: содержит ли она достаточный объем информации об основных потребителях, свойствах и областях применения продукции или услуг, производимых командой?
6. Чувство гордости: вызывает ли у вас формулировка задач чувство гордости? Хотели бы вы поместить ее в рамку и повесить на своем рабочем месте? Показать боссу? Своим клиентам?
1.4. Стадии становления команды
Любая команда в своем формировании и развитии проходит несколько стадий. Зачастую выделяют четыре основные стадии (рис. 2).
Для характеристики указанных стадий, во-первых," дадим краткое логическое описание каждой из них.
Стадия 1 «Объединение». Происходит добровольный или директивный отбор членов команды в соответствии с требуемыми навыками. Члены команды знакомятся, обмениваются исключительно официальной информацией друг о друге и вносят предложения об организации совместного труда.
Глава 1
Предназначение эффективной команды менеджера
Стадия 2 «Смятение». Стадия характеризуется возникновением конфликтов внутри команды.
По мере движения к поставленной цели ее члены выражают различные интересы, которые они не высказывали на стадии формирования. Индивиды осознают, что каждый из них имеет специфические интересы, другие приоритеты или руководствуются иными мотивами. Возникают различные мнения, складываются особые отношения членов к команде, к ее тактике. Некоторые индивиды недовольны тем, что совместный труд занимает слишком много времени, в то время как им приходится участвовать в решении других производственных вопросов. Постепенно проявляются различия в ценностях и нормах членов команды. Какие-то команды на этом этапе «разваливаются», другие либо приспосабливаются к различиям, либо жестко подавляют «бунт на корабле», либо открыто обсуждают противоречия. Во многом успешное прохождение данного этапа определяется руководителем команды, который должен провести ее через «рифы» смятения на следующую стадию.
Стадия 3 «Нормирование». Члены команды начинают конструктивно приспосабливаться к индивидуальным различиям коллег, находят адекватные методы совместного труда.
Они разрабатывают набор общепринятых норм ожидаемого поведения относительно взаимодействий, подходы к выполнению задания, отноше-
ния к различиям. Индивиды выбирают или принимают командные роли, которые могут либо формально распределяться руководителем, либо самостоятельно выбираться на стадии объединения команды. Члены команды находят общий язык, что приводит к возрастанию эффективности их совместной деятельности.
Стадия 4 «Эффективность». Совместный труд членов команды организован в соответствии с требуемыми стандартами и задачами.
Данная стадия является пиковой. Не всем командам удается достичь четвертой стадии развития. Поэтому, достигнув этого уровня, команда будет предпринимать все усилия для его сохранения, осуществляя необходимые изменения.
В свою очередь, для расширения возможностей сравнительного анализа выделенных стадий структурируем их описание на основе введения четырех описательных критериев:
1) вопросы, возникающие у членов команды в процессе совместной работы;
2) основные черты межличностных отношений;
3) проблемы, связанные с совместным выполнением задач;
4) эффективное поведение руководителя команды.
В табл. 1 представлена сравнительная характеристика стадий формирования и развития команды по указанным критериям.
Таблица 1 Критериальное описание стадий развития команды [Филонович, с. 135—138]
Стадии ра | звигня команды | |||
Стадия 1: объединение | Стадия 2: смятение | Стадия 3: нормирование | Стадия 4: эффективность | |
Вопросы членов команды | • Что представляют | • Как мы будем разрешать | • Каковы принятые нормы и | • Как мы будем непрерывно |
собой другие члены | разногласия? | ожидания? | совершенствоваться? | |
команды? | • Как мы будем сообщать | • Насколько я должен | * Как мы можем укреплять | |
• Что происходит? | негативную информацию? | подчиняться принятым | инновационный и творческий | |
• Что от меня ожидают? | • Можно ли изменить состав | нормам? | подход к делу? | |
• Куда мы движемся и | команды? | • Какую роль я должен | * Как мы можем использовать | |
почему? | • Как мы будем принимать | играть? | паши ключевые навыки? | |
• Кто здесь лидер? | решения при наличии | • Поддержат ли меня? | • Какие усовершенствования | |
• Какие у пас цели? | разногласий? | • Куда мы движемся? | могут быть привнесены в | |
* Как я вписываюсь в | • Нужен ли нам именно такой | • Каким должен быть мой | процессы нашей групповой | |
команду? | лидер? | вклад в работу команды и | работы? | |
• Каков объем | • Хочу ли я оставаться членом | насколько я должен быть | * Как мы можем поддерживать | |
предстоящей работы? | именно этой команды? | предан ее целям? | высокий уровень энергии и | |
преданности целям команды? | ||||
Межличностные отношения | • Молчание | * Поляризация членов команды | • Сотрудничество | • Высокое взаимное доверие |
• Самоосозпанис | * Формирование коалиций | • Игнорирование разногласий | • Безусловная преданность членов | |
• Зависимость | • Конкуренция между членами | • Конформизм по отношению | команды | |
• Поверхностный | команды | к стандартам и ожиданиям | • Многосторонность | |
характер | • Разногласия с лидером | • Покорность в отношении | взаимоотношений между | |
• Реактивное поведение | • Оспаривание точек зрения | указаний лидера | членами команды | |
• Неопределенность | других членов команды | • Усиление межличностного | • Взаимное обучение и помощь в | |
• Нарушение командных норм | притяжения | развитии | ||
* Преданность командному | • Предпринимательский дух | |||
видению перспективы | • Самодостаточность |
Окончание табл. 1
Проблемы, связанные с заданием | • Ориентация членов | • Управление конфликтами | • Поддержание единства и | • Укрепление ключевых навыков |
команды | • Легитимизация | связности | • Поддержание духа постепенного | |
• Создание комфортной | продуктивного выражения | • Дифференциация и | совершенствования | |
атмосферы в команде | индивидуальности | уточнение ролей | • Повышение темпов работы и | |
• Формирование | • Преодоление группового | • Определение уровня | сокращение сроков | |
атмосферы доверия | единомыслия | личного вклада в работу | • Поощрение творческого | |
• Установление | • Анализ ключевых процессов | команды | подхода к решению проблем | |
отношений с лидером | командной работы | • Прояснение будущего | ||
• Прояснение целей | • Превращение противостояния | • Решение вопроса о будущем | ||
во взаимодействие | команды | |||
Эффективное поведение лидера | • "Вводные | • Определение общего | • Помощь в распределении | • Поддержка одновременно |
мероприятия" | противника и укрепление | ролей между членами | постепенного | |
• Ответы на вопросы | видения перспективы | команды | совершенствования и инноваций | |
• Выработка оснований | • Порождение у членов | • Демонстрация поддержки | • Закрепление культуры качссгва | |
для взаимного доверия | команды приверженности ее | в работе команды | ||
• Формирование модели | целям | • Обеспечение обратной связи | • Обеспечение регулярной | |
ожидаемого поведения | • Эффективное посредничество | • Формулирование видения | обратной связи в отношении | |
• Прояснение целей, | • Обеспечение признания | перспективы для членов | функционирования команды | |
правил, процедур и | достижений команды и ее | команды | • Поддержка и направление | |
ожиданий | отдельных членов | • Помощь в формировании | членов команды | |
л* | приверженности видению | • Помощь команде в | ||
перспективы | предотвращении возврата к | |||
пройденным стадиям развития |
Глава 1
Предназначение эффективной команды менеджера
Полученные нами результаты показали, что большинство из исследованных управленческих команд (56%) достигли в своем развитии третьей стадии (рис. 3).
Стадия I Стадия II Стадия III Стадия IV
Стадии становления команд
Рис. 3. Характеристика исследованных управленческих команд по стадиям становления
В своем развитии команда последовательно проходит названные стадии независимо от уровня профессионализма своих членов и их опыта совместной работы.
Последовательно означает, что ни одна стадия не может быть пропущена: невозможно перейти из стадии 1 сразу в стадию 4.
Эта закономерность характерна как для прогрессивного, так и для регрессивного развития команды.
Регрессивное развитие команды, то есть возвращение из последующей в предыдущую стадию, например, из стадии 3 в стадию 2, возможно при:
П изменении поставленных задач;
□ изменении состава;
П других обстоятельствах, нарушающих запланированный ход работы.
Упражнение 4 «Определение стадии развития команды»
Задание
1. Ознакомьтесь с описанием ситуации 1 и определите стадию развития, на которой находится команда, описанная в ней. Аргументируйте ответ.
2. Аналогичным образом разберите ситуации 2, 3, 4.
Ситуация 1 [6, с. 43]
Заседание временной комиссии для разработки новой системы оценки работы сотрудников компании началось ровно в 14.00. Председательствовал на заседании директор по производству. Обменявшись приветствиями с членами комиссии, он открыл заседание.
— Я окрылен перспективами нашей работы. Я вижу наш коллектив как очень сильную команду, которая может внести важный вклад в общее дело нашей организации. Нам поручено пересмотреть существующую систему оценки работы, чтобы она способствовала повышению мо-
Глава 1
Предназначение эффективной команды менеджера
тивации и эффективности деятельности всей организации. Новая система должна помочь всем сотрудникам видеть перед собой ясные цели и осознавать, насколько их деятельность соответствует этим целям. Она должна обеспечить основу для анализа и признания вклада каждого работника, а также помочь менеджерам достичь большей эффективности в деле повышения компетентности и заинтересованности своих подчиненных.
— Я надеюсь, — продолжал председатель, — что наша работа поможет компании стать организацией, любимой работниками и потребителями. Это сложная задача, и нам надо учиться работать вместе, быть открытыми в общении друг с другом, делить ответственность в принятии решений и суметь превратить наш коллектив в высокоэффективную команду. Нам дан месяц на выполнение этой задачи. Первый наш шаг — прояснить для себя нашу миссию и согласовать наши цели и те роли, которые каждый из нас будет играть в решении этой задачи.
Председатель начал записывать цели и роли на большом листе бумаги, укрепленном во главе стола.
По ходу собрания большинство членов комиссии выказывали пыл и энтузиазм. Но некоторые выражали обеспокоенность, особенно относительно намерения справиться с работой за месяц, а кое-кто был явно напряжен.
Ситуация 2 [6, с. 56]
Это было четвертое заседание комиссии, которая работала над совершенствованием системы расчетов для уменьшения числа жалоб со стороны покупателей. В состав комиссии входили четыре человека из отдела доставки, двое из бухгалтерии, трое из отдела сбыта и директор информационной службы.
Заседание было назначено на 14.00. В 14.05 председатель попыталася начать работу, но кто-то из участников заявил, что нужно дождаться всех. В 14.10 все были в сборе, и председатель начала заседание.
— Это наша четвертая встреча, — сказала она, — и хотя мы уже поставили перед собой цель повысить точность расчетов и снизить ко-личество жалоб со стороны потребителей, мы еще не согласовали четкие стратегии и планы мероприятий по выполнению каждой из этих задач.
— Неправда, — возразил один из сотрудников отдела сбыта. — Мы предоставляем бухгалтерии точную информацию о заказах, но она почему-то не в состоянии обрабатывать эти данные.
Тут же представитель бухгалтерии и директор ; информационной службы вскочили с мест и в течение нескольких минут старались перекричать друг друга. Заседание превратилось в хаос.
Выждав несколько минут, председатель стукнула по столу и сказала:
Глава 1
Предназначение эффективной команды менеджера
— Успокойтесь. Это нас ни к чему не приведет. Нельзя, чтобы все говорили одновременно. Высказывайтесь по очереди. Давайте пойдем по кругу, и пусть каждый одной фразой скажет, какой вопрос он считает самым важным.
Это позволило несколько прояснить обстановку. Участникам в какой-то мере удалось выяснить, что более всего заботит каждого из них, но раздражение и неудовлетворенность сохранились до конца заседания.
Примерно в 15.30 члены комиссии покинули зал заседаний.
Ситуация 3 [6, с. 69]
Собрание сотрудников отдела доставки началось в 8.45. Сотрудники отдела разрабатывали способ сокращения времени выполнения какой-то процедуры на 15%. Они постоянно обращались к схемам и графикам, развешенным на стене. Стороннего наблюдателя могла поразить их система отслеживания прогресса на пути к цели 15%-ного снижения. Смущало только одно: трудно было понять, кто руководил этим коллективом.
Команда работала слаженно, обмениваясь информацией и предлагая идеи. Люди имели разные мнения, даже спорили между собой, но они всегда находили какое-то разрешение. То и дело раздавались шутки. В какой-то момент команда разделилась на три подгруппы, чтобы найти решение по одному из процедурных вопросов. За-
тем они опять собрались вместе и пришли к консенсусу. Все вопросы решались энергично и продуктивно. Но кто же все-таки начальник? Казалось, никакого начальника нет. Команда работала как единое целое, и в разные моменты времени руководство брал на себя то один сотрудник, то другой.
В 10.15 в комнату вошел высокий, серьезного вида мужчина тридцати с небольшим лет.
— Простите, что опоздал. У меня была другая работа, — сказал он.
Команда поприветствовала его, продолжая работать в прежнем темпе. Вошедший вносил свои идеи, которые остальные порой поддерживали, а порой отвергали. Его участие ничем не отличалось от участия остальных членов команды, и к нему самому относились точно так же, как и ко всем остальным.
В 10.45 заседание закончилось.
Ситуация 4 [6, с. 79]
В начале заседания комиссии по стратегическому планированию председатель предложила проанализировать те усилия, которые коллектив приложил для определения направления своей деятельности, целей на будущий год и результатов, которые им в конце концов удалось согласовать ранее. В ходе этого анализа раздавалось много шуток и смеха, участники дружелюбно подначивали друг друга. Казалось, что им нравится рабо-
Глава 1
Предназначение эффективной команды менеджера
тать в одном коллективе, несмотря на прежние разногласия, а может и благодаря им. Председатель шутила и смеялась вместе со всеми.
Затем участники заседания перешли к обсуждению нового вопроса, по которому следовало принять какое-то решение. Они сразу же включились в работу, внимательно выслушивая друг друга и зачастую с готовностью соглашаясь с чужими идеями. Когда тема обсуждения изменилась, председатель фактически передала управление другим членам коллектива.
В зале царил дух уважения и учтивости. Но было заметно, что некоторые участники с течением времени стали менее голосистыми. Когда, казалось, решение было готово, председатель, обращаясь к одному из присутствующих, сказала:
— Кажется, Вы ничего не говорили последние десять минут. У Вас есть возражения?
— Есть, но небольшие, — ответил он.
— Поделитесь ими с нами, пожалуйста, — сказала председатель. — Как Вы понимаете, самые лучшие, самые творческие решения проистекают из разногласий.
— Хорошо, — произнес он и начал осторожно излагать свои возражения. Другие участники поначалу протестовали, а затем разгорелось жаркое обсуждение всех «за» и «против» предложенных поправок.
Председатель слушала, поощряла высказываться несогласных, воздавала по заслугам каждому
предложению и вносила свои идеи. Другие делали тоже самое.
Человек, к которому ранее обратилась председатель, нерешительно заговорил снова:
— Если опираться на согласованные нами планы и. если наши надежды на прибыль от новых продуктов при адекватном сокращении издержек по другим отделам достаточно обоснованны, мы могли бы позволить себе вложить некоторые средства в необходимые капитальные совершенствования.
Пока он говорил, остальные слушали, а потом начали согласно кивать головами. Затем он спросил, все ли с ним согласны. Вся комиссия с энтузиазмом поддержала его. Вскоре после этого заседание было закрыто. Участники чувствовали себя уверенно и радовались успеху. Были слышны реплики «хорошо поработали» и «мы все-таки справились с этим делом».
Резюме
Под командой понимается группа людей, совместно работающих на достижение общей цели. В данном определении содержатся два основных для описания команды признака:
О общая цель;
О совместная работа (сотрудничество).
В совокупности эти два признака формируют основную отличительную характеристику команды — особая качественная модель поведения
Глава 1
Предназначение эффективной команды менеджера
индивидов, входящих в команду: единое направление действий, сработанность и согласованность в работе, взаимная поддержка и содействие, интенсивный и целенаправленный обмен информацией. Группу, в которой поведение участников соответствует выделенным условиям, можно формально считать командой. Различие между группами будет заключаться только в степени их эффективности. Это как в спорте: все коллективы называются командами. Но среди них есть команды-лидеры и команды-аутсайдеры, отличающиеся друг от друга показанными результатами.
При этом условно для эффективной команды можно выделить некоторый набор характеристик: D Предназначение и ценности. Четко определены цели и ценности, способствующие их достижению.
О Результативность. Поставленные целевые показатели достигаются.
□ Оценка и признание успехов. Достигнутые результаты соответствующим образом оцениваются и признаются как самими членами команды, так и ее окружением.
□ Дееспособность. Команда имеет доступ ко всем ресурсам, необходимым ей для достижения поставленных целей, и ее члены достаточно квалифицированны, чтобы их использовать.
□ Удовлетворение. Члены команды получают удовлетворение от работы команды.
П Коллективизм. В команде имеет место позитивный психологический климат, выражающийся в благоприятных взаимоотношениях ее членов.
D Творческий подход. Члены команды положительно относятся к новшествам, легко воспринимают изменения, готовы к риску, генерируют и реализуют творческие идеи. Перечисленные характеристики нельзя сравнивать друг с другом по степени важности. Все они имеют разные функции.
Но чем больше из названных характеристик свойственно команде, тем более эффективной она является.
В большинстве случаев результаты, полученные от формирования команды, нельзя оценить по экономическим показателям. Эффективная команда дает для организации следующие выгоды:
П Освобождение руководителя от выполнения значительного числа не свойственных ему оперативных функций. П Повышение качества решения сложных
задач.
D Повышение производительности организации. П Повышение эффективности передачи информации.
□ Улучшение координации деятельности персонала.
Следует отметить, что команда «не рождается» эффективной, а становится таковой. На пути
Глава 1
Предназначение эффективной команды менеджера
достижения максимальной степени эффективности собственной работы любая команда развивается и проходит определенные стадии становления. В соответствии с происходящими на данных стадиях процессами их (стадии) можно обозначить следующим образом:
1. Объединение.
2. Смятение.
3. Нормирование.
4. Эффективность.
Каждая из этих стадий является частью на пути к формированию эффективной команды.