Каузальная атрибуция -это механизм социальной перцепции, связанный с приписыванием причин, как своему поведению, так и поведению другого человека
Коммуникабельность - это владение социальной стороной контакта (соблюдение в общении социальных норм, владение сложными коммуникативными умениями, например, умениями выразить сочувствие, «вписаться» в разговор.
Коммуникативностьэто владение процессуальной стороной контакта (сознательное использование экспрессии, владение голосом, умение держать паузу).
Коммуникативная компетентность – совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения (Петровская Л.А., 1989).
Коммуникативная компетентность – ситуативная адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными (речевыми и неречевыми) средствами социального поведения (Емельянов Ю.Н., 1985, с. 11).
Коммуникативная совместимость,это частный вид совместимости, возникающий на основе взаимопонимания и согласованности общей позиции; характеризуется отсутствием неблагоприятных последствий коммуникативного взаимодействия в идее напряжения, досады, психологического дискомфорта.
Коммуникативные барьеры - это психологические препятствия, возникающие на пути передачи адекватной информации.
Коммуникация - это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации.
Компромиссзаключается в стремлении субъектов взаимодействия идти на взаимные уступки и реализовывать свои интересы с учетом интересов противоположной стороны.
Конгруэнтность - это совпадение вербальных и невербальных сигналов.
Конкуренция заключается в соперничестве. Наиболее яркой формой конкуренции является конфликт.
Коннотациявторичные ассоциации слова, разделяемые одним или несколькими членами данного сообщества, в этом смысле они субъективны и эмоциональны по своей природе.
Конструктивная критика - подкрепленное фактами обсуждение целей, средств или действий инициатора воздействия и обоснование их несоответствия целям, условиям и требованиям адресата.
Контраргументация - сознательный аргументированный ответ на попытку убеждения, опровергающий или оспаривающий доводы инициатора воздействия.
Конфликт -это – противоречие, возникающие между людьми по значимым для них аспектам взаимодействия и нарушающее их нормальное взаимодействие, а потому вызывающее со стороны участников конфликта определённые действия по разрешению возникшей проблемы в своих интересах.
Конфронтация - открытое и последовательное противопоставление адресатом своей позиции и своих требований инициатору воздействия.
Кооперация, или кооперативное взаимодействие,означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил).
Логический барьер возникает при несогласии коммуникаторов по поводу приводимых доводов.
Манипуляция - скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и/или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей.
Массовое общение - это множественные, обычно мимолетные непосредственные контакты незнакомых друг с другом людей (в толпе, на работе и т.п.). Многие авторы отождествляют массовое общение с понятием массовой коммуникации.
Массовая коммуникация - близкий к опосредованному общению процесс, когда сообщения адресуются не отдельным лицам, а большим социальным группам при помощи средств массовой информации.
Межличностное (психологическое) влияние - это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки людей с помощью исключительно психологических средств: вербальных и невербальных, с предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие (Сидоренко Е.В., 2000).
Межличностное общение - это непосредственное, более или менее постоянное регулярное общение в малых группах.
Мера коммуникативной компетентности – степень успешности задуманных актов влияния и используемых средств произвести впечатление на других (Емельянов Ю.Н., 1985, с. 10).
Механизмы социальной перцепции -это способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека.
Невербальная коммуникация -это взаимодействие между людьми с помощью неречевых средств, обмен невербальными посланиями и их интерпретация в данной ситуации.
Непосредственноеобщение - это естественный психологический контакт индивидов при наличии четкой обратной связи (например, беседа, игра и т.п.).
Общение –это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности.
Общение– это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/ или аффективно-оценочного характер (С.345).
Общение - это «такая форма взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психологические качества друг друга и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними (привязанности, дружбы или, наоборот, неприязни)» (В.В. Знаков.)
Общение– это процесс взаимодействия между партнёрами, в ходе которого развиваются, проявляются и формируются определённые отношения между ними, каждого партнёра к самому себе и к совместной деятельности.
Общение– это процесс межличностного, межсубъектного взаимодействия, порождаемый потребностями личности (субъектами общения), в том числе и потребностями в совместной деятельности.
Общение - это процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем
Общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.
Одиночество –это эпизодически острое ощущение беспокойства и напряжения, связанное со стремлением иметь дружеские и интимные отношения.
Опосредованное общение - это неполный психический контакт при помощи каких-либо устройств (например, разговор по телефону, переписка и т.п.).
Отказ - выражение адресатом своего не согласия выполнить просьбу инициатора воздействия.
Отчуждённость –охлаждение и разрыв с ближайшим окружением, выпадений из социальных связей, на личностном уровне проявляется как чувство бессилия перед повседневными проблемами, бессмысленности происходящего; сопровождается апатией и аполитичностью, дефицитом тёплого сердечного общения.
Паралингвистическая система - это система вокализации речи, то есть качество голоса (диапазон, тональность, интонация, темп, ритм, громкость речи).
Полисемия – наличие у слова более одного общепринятого в данном речевом сообществе значения.
Политические барьеры возникают при разной идеологии и разных представлениях о структуре и смысле власти.
Предметное общение – это общение ребёнка со взрослыми. Основным средством, которого является предмет. В процессе такого общения ребёнок начинает усваивать общественно обусловленное значение предмета.
Принуждение - угроза применения своих контролирующих возможностей для того, чтобы добиться от адресата требуемого поведения.
Приспособление - это жертвование собственными интересами ради интересов другого человека.
Пробуждение импульса к подражанию - способность вызывать стремление быть подобным себе. Эта способность может как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться.
Проксемика – это пространственные взаимоотношения людей в процессе общения.
Просьба - обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия.
Противостояние чужому влиянию - это сопротивление воздействию другого человека с помощью психологических средств.
Психологическая самооборона - применение речевых формул и интонационных средств, позволяющих сохранить присутствие духа и выиграть время для обдумывания дальнейших шагов в ситуации деструктивной критики, манипуляции или принуждения.
Психологическая совместимость - эффект взаимодействия, заключающийся в таком сочетании людей, которое имеет наибольшую степень возможной взаимозаменяемости и взаимодополняемости элементов системы как целого.
Религиозные определяются тем, насколько толерантной (терпимой) является сама религия по отношению к представителям другой веры.
Робость – поведенческая и характерологическая черта, обуславливающая трудности, которые возникают при необходимости принять решение, сделать выбор.
Самопродвижение - объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получит преимущества на выборах, при назначении на должность и др.
Семантический барьер возникает, когда люди по каким-то причинам не понимают смысла сказанного, чаще всего, когда люди являются носителями различных субкультур внутри господствующей культуры.
Синонимия – использование разных слов и фраз для сообщения сходной информации.
Ситуативно-деловое общение , это такое общение ребёнка со взрослыми в процессе совместных действий с предметами, целью которого является само по себе совместное действие.
Ситуативно-личностнаяформа (0 - 6м.) – общение, в ходе которого, взрослый обеспечивает выживание ребёнка и удовлетворение всех его первичных потребностей.
Сленг – неофициальный нестандартный словарь.
Соперничество заключается в стремлении человека добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Конкуренция и соревнование представляют собой виды соперничества. Данная стратегия часто ведет к конфликту, поскольку соперничающие субъекты стремятся добиться своего любой ценой, настойчиво защищая свою точку зрения.
Сотрудничество -это стратегия взаимодействия, позволяющая партнерам придти к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Социальная ингибиция- тормозящее, негативное влияние социальных факторов или конкретного человека на мысли, чувства, активность человека или группы (Андриенко Е.В., 2000).
Социальная перцепция - это процесс восприятия социальных объектов, под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности.
Социальная рефлексия - осмысление индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.
Социальная роль - 1. совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенную социальную позицию;
2. сумма ожиданий человека по отношению к самому себе - «каким я должен быть»;
3. реальное поведение человека в той или иной позиции.
Социальный стереотип - это 1) устойчивое представление о явлении или людях, свойственной представителям той или иной социальной группы (Филатова О.Г., 2000); 2) упрощенное представление о каком-либо социальном объекте, связанное с обобщением и обладающее повышенной устойчивостью (Андриенко Е.В., 2000).
Социальная фасилитация. 1) Тенденция, побуждающая людей лучше выполнять простые или хорошо знакомые задачи в присутствии других; 2) Усиление доминантных реакций в присутствии других людей (Майерс Д., 1997).
Стереотипизация - это процесс формирования стереотипов, сущность которого заключается в тенденции максимизировать воспринимаемое различие между группами и минимизировать различия между членами одной и той же группы.
Стиль взаимодействия - это индивидуальная модель межличностного общения, предпочитаемая конкретным человеком (С.Л. Братченко, 1994г).
Стилистический барьер определяется разностью стиля подачи информации, то есть разными приемами использования средств языка для выражения мыслей.
Стратегия взаимодействия - это совокупность доминирующих особенностей поведения человека в отношениях с другими людьми, проявляющихся в той или иной социальной ситуации.
Такесика – это невербальная коммуникация, вязанная с тактильной системой восприятия, включающая самые разнообразные прикосновения - рукопожатия, поцелуи, поглаживания, похлопывания, объятия и т.д.
Творчество - создание нового, пренебрегающее влиянием образца, примера или моды либо преодолевающее его.
Трансакцияпредставляет собой взаимодействие двух эго-состояний индивидов, где под эго-состояниемпонимается актуальный способ существования Я - субъекта.
Убеждение - сознательное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее целью изменение их суждения, отношения, намерения или решения.
Уклонение - стремление избегать любых форм взаимодействия с инициатором воздействия, в том числе случайных личных встреч и столкновений.
Фатическое общениеэто бессодержательное в деятельностном плане общение, исключительной целью которого является поддержание самого процесса общения.
Физиогномическая редукция -это восприятие внешности другого человека с одновременной или последующей интерпретацией его как личности.
Фонетический барьер возникает в связи с различными знаковыми средствами передачи информации.
Формирование благосклонности - привлечение к себе непроизвольного внимания адресата путем проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему услуги.
Хронотип– это феномен влияния пространственно-временнных характеристик на уровень и глубину коммуникативного процесса.
Эмпатия - постижение эмоционального состояния, проникновение - вчувствование в переживания другого человека.
Энергетическая мобилизация - сопротивление попыткам адресата внушить или передать ему определенное состояние, отношение, намерение или способ действий.
Экстралингвистика - это эмоциональное сопровождение речи (смех, плач, покашливания, паузы и т.п.).
Эмоциональное общение - это общение посредством так называемых выразительных движений, т.е. движений, соответствующих определённому эмоциональному состоянию: поз, мимики, интонаций голоса, прикосновений, поглаживаний, прижимания к груди, отталкивания и т.д.
Эмоциональная децентрация -способность отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, способность к восприятию эмоций, эмоционального состояния другого человека.
Эффект ореола - формирование специфической установки на воспринимаемого человека через направленное приписывание ему определенных качеств.
Эффект проекции - проявляется в приписывании приятному собеседнику своих достоинств, а неприятному - своих недостатков.
Эффект привлекательности - заключается тенденции переоценивать качества внешне привлекательного, симпатичного человека (эксперименты А.А. Леонтьева и А. Миллера).
Эффект Рингельманазаключается в зависимости размера индивидуального вклада в общее дело от количества участников: чем больше людей участвует в совместной деятельности, тем меньше индивидуальный вклад каждого отдельного участника.
Эффект средней ошибки - это тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого человека в сторону среднего.
Эффект хорошего отношения к нам - воспринимающий также склонен переоценивать человека, относящегося к нему с симпатией.