Перцептивная сторона общения: понятие социальной перцепции, механизмы социальной перцепции (эффект ореола, каузальная атрибуция, рефлексия, эмпатия, аттракция).

Социальная перцепция (закономерности восприятия, понимания и оценки людьми друг друга, себя, социальных общностей)

Перцептивная сторона общения (восприятие людьми друг друга)

Для того чтобы взаимодействовать с другим человеком, необходимо иметь какое-то представление о нем. Общаясь, люди составляют впечатление о партнере на основании своего опыта, эталонов, внутренних установок, сознательной или бессознательной интерпретации невербальных сигналов. На основании сформировавшегося под влиянием внешних и внутренних факторов мнения строятся отношения между людьми.

Функции социальной перцепции

• Познания себя

• Познания партнеров по взаимодействию

• Установления эмоциональных контактов

• Организации совместной деятельности

МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ

• Стереотипизация – выполняет функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека;

• Идентификация – способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление, отождествление себя с его характеристиками

• Рефлексия – осознание субъектом того, как он воспринимается партнером по общению

• йствительности нет.

• Идеализация -наделение наблюдаемого исключительно положительными качествами

• Эмпатия – эмоциональное сопереживание другому человеку

• Аттракция – основано на формировании устойчивого позитивного чувства к человеку.

• Проекция– перенос на наблюдаемых психических особенностей наблюдателя, приписывание как положительных, так и отрицательных свойств, которых в которых в действительности нет.

• Этноцентризм – опасность завышения положительных качеств своей национальности

• Механизм первого впечатления

Типичные схемы:

• Фактор превосходства

Схема начинает работать в ситуации неравенства партнеров (по уму, росту, материальному положению и др.). Человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им значительно выше и по остальным значимым параметрам

• Фактор привлекательности партнера

Внешне привлекательного человека люди склонны переоценивать и по другим важным для них психологическим и социальным параметрам

• Фактор отношения к наблюдающему

Людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные наши идеи, мы склонны оценивать выше и по другим показателям

• Имплицитная структура личности

Это устойчивое сформировавшееся представление о людях. В основном заканчивается к 16-18 годам.

• Каузальная атрибуция – механизм интерпретации поступков и чувств другого человека. Существуют привычные схемы объяснения чужого поведения:

Личностная атрибуция (в любой ситуации находится виновник случившегося)

Обстоятельная атрибуция (виноваты обстоятельства)

Стимульная атрибуция (причина в предмете «сам виноват», «плохой предмет»)

Особенности влияния субъекта восприятия

• Пол лица, который выступает оценивающим

• Фактор возраста (особенности подросткового возраста – внешние физические данные: рост, полнота, экспрессия)

• У пожилых людей снижение дифференцированных способностей (феномен «близнецов», поляризации). Упрощают оценку жизни.

• Психологическое состояние

• Профессиональный фактор

• Ценностные ориентации (стремление оценить как работника;

человек в отношениях с другими людьми, по одежде; по манере

держаться. То, что для человека ценно, он видит в других людях)

• Темперамент

• Национальность оценивающего (феномен этноцентризма)

• Опыт общения;

• Социальные установки

Установка:

1) позитивная;

2) негативная;

3) адекватная

УСТАНОВКА (АТТИТЮД) - определенный взгляд на предмет, человека или идею, основанный на убеждениях, эмоциях и поведении. Установка - это наше сознательное или бессознательное убеждение в чем-то, восприятие мира под определенным углом зрения. Иногда это собственное мнение человека, выработанное на основе своего опыта, но чаще - заимствованное из чужого опыта, авторитетов, книг и газет.

Установки определяются нашими мнениями и убеждениями. Определяются результатом тех влияний, которым мы подвергаемся с детства. С большим трудом изменяются после 30 лет жизни.

Компоненты установки

1. Когнитивный компонент (познавательный)

2. Аффективный компонент (эмоциональный)

3. Интерактивный компонент (поведенческий)

Адекватная установка, включающая и позитивное, и негативное отношение, принимает во внимание возможность сочетания в одном и том же человеке положительных и отрицательных черт («Медсестра грубая, но руки – золотые»).

Наши рекомендации