Стадии развития речи у ребенка

В освоении речи ребенок проходит несколько стадий. Первая (в среднем в 2-3 месяца) – «гуление», воспроизводство первых звукосочетаний. На второй стадии (в 5-7 месяцев) эти звукосочетания становятся более отчетливыми. Третья стадия (в 7-9 месяцев) – произнесение коротких слов с повторяющимися звукосочетаниями («мама», «баба» и т.д.), которые ребенок еще не соотносит с определенными объектами. Далее, примерно после 9 месяцев ребенок начинает вкладывать в произносимые им звуки определенный смысл. Где-то к году в «багаже» карапуза насчитывается от 2 до 10 «слого-слов» (обычно «мама» или «ма», «папа», «ка-ка», «ку-ку», «ав-ав» и т.д.), и дальше пополнение этого багажа идет гигантскими темпами. Иногда за день можно научить ребенка говорить несколько новых (правда, очень «упрощенных») слов! И примерно после полутора лет ребенок начинает изъясняться простыми предложениями (вроде «киса ку-ку» или «папа, пока»). После двух лет малыш осваивает языковые нюансы – учится ставить слова в правильные склонения и падежи, сочетать их с предлогами, употреблять в правильном порядке в предложении.

Учась говорить, ребенок сначала старается описать объекты окружающей среды и пространственные отношения между ними. Поэтому в первую очередь он запоминает названия предметов (существительные), «упрощенные» обозначения действий (ам-ам, пи-пи), указательные местоимения («это», «там»); затем – действия (глаголы), затем – характеристики предметов (прилагательные, описывающие размер, цвет, иногда какое-нибудь иное качество). После двух лет малыш начинает употреблять местоимения «я», «мой», он способен рассказать о некоторых своих физических и психологических ощущениях («горячо», «больно», «страшно»). Спустя несколько месяцев он начинает характеризовать себя с разных сторон («я добрый», «я капризный», «я девочка») – это достаточно значимый этап в формировании личности ребенка. И ближе к трем годам карапуз выносит самые простые абстрактные суждения («это плохо») и может объяснить некоторые причинно-следственные связи между событиями.

В принципе, если ребенок совсем не «запущен» родителями, то к двум годам он освоит определенное количество слов, чтобы худо-бедно доносить до взрослых свои мысли и намерения. Тем не менее, многие родители (может, это и к лучшему), не хотят пускать процесс «на самотек» и стремятся к тому, чтобы научить говорить ребенка как можно раньше и потом развивать в нем этот навык. Если вы – из их числа, то, возможно, вы найдете интересными следующие рекомендации.

Как научить ребенка говорить как можно быстрее и правильнее:

- Разговаривайте со своим чадом с первых дней жизни – пусть он еще улавливает только вашу интонацию, а не смысл сказанного, зато у него идет пассивное накопление словарного запаса, и ближе к году это поможет ему начать говорить осмысленно. Именно так растят детей в Японии, где карапузы начинают говорить раньше, чем ходить.

- Не коверкайте слова. Некоторым мамам трудно удержаться от «сюсюканья», но логопеды утверждают, что это не помогает формированию правильных речевых навыков, скорее, наоборот. Пусть ребенок в свое удовольствие называет булочку «бубаськой» а кошку «кикя», но от родителей он должен слышать правильное произношение, иначе он усвоит исковерканный вариант и впоследствии его придется переучивать.

- Чтобы научить ребенка говорить, развивайте у него мелкую моторику рук. Дело в том, что в головном мозге центры, отвечающие за речь и координацию пальцев рук, находятся рядом. Играйте с ним в «пальчиковые» игры, стимулируйте его к тому, чтобы он научился совершать руками такие операции, как застегивание пуговиц, завязывание шнурков, пусть малыш учится обращаться с ложкой и цветными мелками.

- Поощряйте познавательные способности крохи. Чтобы научить ребенка говорить, мало развивать его артикуляционные навыки – нужно еще, чтобы он в уме соотносил слова с соответствующими предметами и явлениями. Поэтому когда ребенок без конца пристает к вам, тыкая пальцами в различные предметы, чтобы вы сказали, как они называются, не пытайтесь отделаться от крохи, а рассказывайте ему обо всем, что ему интересно.

- Читайте малышу побольше книжек (особенно маленьким детям нравятся простые ритмичные стишки с яркими картинками). Это не только развивает воображение, но и способствует расширению словарного запаса и закреплению в памяти уже известных ребенку слов. Заметьте момент, когда малыш начал интересоваться книжками (не с точки зрения того, чтобы их порвать и погрызть) и сделайте чтение частью режима дня ребенка.

- Обязательно объясняйте малышу значения новых слов, используя только уже знакомые ему слова. Вообще, не стремитесь сразу сформировать у него огромный словарный запас; чтобы быстрее научить ребенка говорить, общайтесь с ним, употребляя для обозначения окружающих объектов и действий сначала одни и те же простые слова – так ему легче будет сформировать начальный «багаж». После того, как он их освоит и сможет свободно коммуницировать с вами, придет время для расширения синонимического ряда.

- Чтобы ребенок научился говорить предложениями и более ясно и связно излагать свои мысли, почаще вовлекайте его в диалог, задавайте ему побольше вопросов..

Учить ребенка говорить необходимо с самого рождения – с начала этот процесс идет с восприятия звука из внешнего мира, а уже только потом попытка передать его.

Развитие речи у детей можно разделить на несколько жизненных этапов (деление это очень и очень условное, так как все дети индивидуальны, да и развитие речи зависит от огромного числа факторов, на которые вы либо можете повлиять, либо не можете).

Первый период продолжается с рождения и до полугода. Тут ребенок играет пассивную роль, роль стороннего наблюдателя, потому как его физическое состояние еще очень неразвито. Поэтому все силы организма направлены в первую очередь на его физическое развитие. Кроме того в этот период активно развивается мозг. И даже несмотря на это наш малыш все равно может активно общаться с нами – мы можем заметить это по его реакции на любой звук (уже при произнесении какого-то слова или произнесении слова с какой-то интонацией мы можем получить в ответ улыбку, а это тоже общение), он уже реагирует на окружающий мир, а ближе к 6 месяцам он и сам будет активно с ним общаться, ведь вы уже наверняка услышали от него его первое «агу» или другие комбинации звуков.

Следующий период длится от 6 месяцев до года. В этом периоде малыш активно слушает. Чтобы научить ребенка говорить – учтите эту особенность и направляйте все свои усилия на то, чтобы поспособствовать этому. Ставьте ему музыкальную сказку с песенками и простой речью. Для начала вы должны понимать, что это во-первых урок, который надо повторять в одно и то же время, каждый день и много раз подряд. Для начала малышу не стоит ставить один отрывок (кстати, лучше будет, если отрывок будет один и тот же – так малыш быстрее научится распознавать знакомые звуки и мелодию) больше 10 минут, оптимальное решение – 5-7 минут. Через пару месяцев он уже будет не только узнавать эти звуки, но и пытаться им подражать. Тут очень важно пойти ему на встречу и помочь ребенку справиться со звуками, не бойтесь повторять эти простые слова вместе с ребенком, мяукайте и кукарекайте вместе с ним. Ничего страшного, если ребенок будет просто смотреть на вас – это значит, он активно запоминает. Ведь у такого малыша больше развито пассивное (это когда слова откладываются у него в памяти, он прекрасно понимает, что они означают, просто не может их еще произнести) восприятие, чем активное. Чем больше у малыша пассивный запас, тем легче ему будет в будущем в произношении и употреблении слов в связной речи. Постоянно разговаривайте с вашим ребенком – на улице, дома, в помещениях. Комментируйте все, что вы видите, все, что происходит вокруг. Очень важно тут еще и не давать малышу поблажек – не стоит говорить на машину «би-би», нужно называть ее полным словом, чтобы ребенок запоминал. Если он говорит «би-би» – вы говорите «правильно, это машина». Тогда ребенок постепенно запомнит правильное название предмета. Еще не старайтесь облегчить ему жизнь и не предугадывайте то, что он хотел вам сказать. Наберитесь терпения, пусть ребенок скажет вам сам, что он хочет. Пусть ребенок таким образом сам выйдет с вами на диалог, побуждайте его к этому. Не забывайте, что человек – это существо социальное, и развиваться оно может только при помощи общения с ним.

Следующий этап длится до полутора лет. В этот период у ребенка очень сильно развивается звукоподражательная речь, и это нормально – сначала он разучит звукоподражание на определенный предмет или действие, а потом уже правильное произнесет это самое действие (например, «бах» при падении он заменит в дальнейшем на «пал», то есть упал). Тут главное не поддаться соблазну и не разговаривать с ребенком на его же детском языке, нужно называть все вещи правильно, ведь развитие должно быть опережающим, чтобы была мотивация. То есть надо требовать от ребенка всегда чуточку большего, чем он уже может. Постоянно разучивайте с ним новые слова, говорите простыми предложениями. Разучивайте свойства предметов (всегда в сравнении, иначе это свойство останется для него пустым звуком), этот мячик большой, а этот маленький; этот мячик желтый , а этот красный. Доводить каждое знание нужно до его усвоения, то есть пока вы не увидите, что ребенок понял, что от него требуется. Сравнивайте мячик с кубиком. Все обучение должно подкрепляться наглядными предметами и обязательно проходить в форме игры. Доказано учеными, что оптимально е развитие ребенка происходит в игровой форме, так что не лишайте ребенка этого удовольствия.

Ну и в последнем периоде (он длится примерно с полутора до трех лет) мы закрепляем все действия, проделанные на ранних этапах. Активно развиваем слушание, говорим более сложными предложениями, называем все большие свойства предметов. Делается больший акцент на качество произнесенных слов, так как ребенка надо учить говорить правильно, не то можно упустить момент и потом переучить его правильному произношению будет гораздо сложнее. В течение этого периода ребенок делает акцент не столько на правильное произношение слова, сколько на его слоговый акцент (вместо слова «кирпичи» он может говорить «китити»). И если в определенный момент не исправить его на правильное произношение, потом нужно будет обращаться за помощью к логопедам. Кроме того установлена неразрывная связь между развитием речи у ребенка и развитием мелкой моторики. Если у вас нет средств запастись всяческими мозаиками, пирамидками, шнуровками и т.д., вы спокойно можете использовать в качестве учебной комнаты вашу кухню, так как там есть все самое необходимое. Ребенку всегда интересно, что в той баночке, как оно пахнет, какое оно на ощупь. А если вы позволите порисовать ему на муке, попереливать воду из кружки в банку, пересыпать гречку из пакетика на стол и обратно, то кроме беспорядка на кухне вы обязательно получите многостороннее и правильное развитие вашего ребенка.

Помните, что все эти периоды очень индивидуальны. А тревогу можно бить лишь в том случае, если к двум годам у вашего ребенка нет в активном словаре хотя бы сотни слов. Тогда надо сходить к детскому психологу на консультацию.

Наши рекомендации