Понятие о социальной перцепции. Механизмы межличностного познания, оценочные стереотипы и понимание другого человека.

Под социальной перцепциейследует понимать восприятие, понимание и оценку людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей).

Познание другого человека происходит с помощью такого механизма, как идентификация, который в социальной психологии выражает тот факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему.

Идентификация - это способ понимания другого человека через осознанное или неосознанное отождествление его с собой, попытка понять состояние, настроение человека, его отношение к миру и к себе, поставив себя на его место.

Следующий механизм - эмпатия, т.е. стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого сопереживать, сочувствовать.

Эмпатия - многогранное понятие, которое означает: постижение эмоциональных состояний другого человека; психический процесс, который дает возможность понять чужие; действие индивида, что помогает ему особым образом построить общение.

Доказано, что чем выше является эмпатия, тем краше человек способен представить себе, как одно и то же событие восприниматься разными людьми, и тем больше он допускает право на существование различных взглядов.

Процесс межличностного познания людьми друг друга осложняется явлением эгоцентризма, то есть сосредоточенности индивида только на собственных интересах и переживаниях, что приводит к неспособности личности понять другого человека как субъекта и личность, отличную от нее.

Осознание субъектом того, как его воспринимают и оценивают другие индивиды или сообщества, называется в социальной психологии рефлексией.

Рефлексия - это внутреннее представление о том, что думают обо мне люди, с которыми вступаю в контакт. И чем шире круг общения, чем больше разных представлений о том, как человек воспринимается другими, тем больше индивид знает о себе и о людях, которые его окружают.

Стереотип означает процесс формирования впечатления о человеке, который воспринимается, на основе выработанных стереотипов.

Термин « социальный стереотип » был введен В. Липманом (1922) для обозначения представлений, связанных с ложью и неточностью. Зачастую формирование устойчивых образов социального объекта (человека, группы, события, явления и т.д.) происходит незаметно для самого индивида.

Стереотипы - регуляторы социальных отношений, их отличает экономия мышления, своеобразная « защита », то есть оправдания собственного поведения, удовлетворения агрессивных тенденций, способ выхода группового напряжения, устойчивость.

Часто, не зная или недостаточно зная истинные причины поведения другого индивида, люди в условиях дефицита информации начинают приписывать друг другу, как причины поведения, так и ее образцы или общие характеристики. Этот феномен в социальной психологии получил название « каузальная атрибуция » (от лат. сausa - причина и attributio - приписывание).

В соответствии с тем, является ли субъект восприятия сам участником какого-то события или его наблюдателем, Г. Келли выделил три типа атрибуции:

· личностную атрибуцию (причина приписывается лично тому, кто совершает поступок);

· объектная атрибуция (причина приписывается тому объекту, на который направлено действие);

· атрибуция, связана с обстоятельствами (причина того, что происходит, приписывается обстоятельствам).

Было выявлено, что наблюдатель чаще прибегает к личностной атрибуции, а участник склонен большей степени объяснить происходящее, обстоятельствами. Именно эта особенность отчетливо проявляется в приписывании причин успеха и неудачи: участник действия обвиняет в неудачах преимущественно обстоятельства, а наблюдатель - самого исполнителя (Г. Андреева).

Наши рекомендации